Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Советская школа и образование в РФ

Сообщений 1 страница 30 из 87

1

Школа как  воспитатель
Школу в  СССР я  застал лично  — так что  опишу преимущества и  недостатки от  первого лица. А  заодно сделаю выводы, как  оно должно было быть в  идеале.
Начну все  же со  знаний. Главной особенностью служило навязываемое среднее образование. Понятно, что  в  школу принимали всех, и  что  учиться читать / писать надо всем. И  даже втолковывать самые основы физики, химии, биологии и  так далее. И  культуру кое какую преподавать, литературу и  проч. Но  вот зачем нужны троечники в  старших классах?!
Так называемые «второгодники» на  моей памяти существовали лишь в  литературе. Если кто то действительно был серьезно недоразвит  — для  таких существовали отдельные спецшколы (назывались «вспомогательными»), что  логично. А  вот нижние случаи нормы ходили в  обычную школу, причем часть из  них переводилась и  в  9 10 классы. Честно говоря, не  знаю, с  чем  это было связано  — логике это не  поддается, видимо, какая то бюрократическая заморочка типа «план по  валу».
Самое главное. Школа (та, по  крайней мере, которую я  застал  — 1976 1986  гг.) была «заточена» именно под  неуспевающих. Понятно, что  годовые тройки ставили даже тем, кто  практически ничего не  знал  — отчислить нельзя, так как  образование всеобщее. Перевести во  вспомогательную школу  — нельзя, так как  для  этого надо быть конкретно дебилом, а  если некто просто не  очень умен и  очень ленится, это другой вопрос.
И было  бы полбеды, если  бы неуспевающим просто ставили  бы тройки автоматом  — читать и  считать все  же научился, а  что  им больше надо? Но, как  вы в  курсе, социализм  — это система, базовой ценностью которой является справедливость.
Но справедливость то можно понимать очень по разному!
И если система «давать возможность всем» прогрессивнее, чем  «заранее делить на  сорта» для  начального образования, то  далее картина существенно изменяется.
Да, надо всеми силами «тянуть» в  начальных классах. Скажем, я  лично читал в  четыре года свободно, а  некоторые к  школе не  умели вообще. И  в  этом случае неясно  — то  ли у  них способности настолько низкие, то  ли родители, скажем так, альтернативно мыслящие, и  решили, что  раз в  школе учить будут, то  самим раньше и  не  надо. Кстати, попадались мне как  минимум бабушки с  такой странной логикой  — мол, пусть ребенок на  улице играется, здоровеньким растет, а  читать будет  — глаза испортит.
Получается такой «гандикап» с  очень неравным стартом, но  объем знаний в  начальной школе настолько мал, и  вероятность того, что  способного ребенка специально не  учили читать до  школы, и  сам он этим не  интересовался, настолько незначительна, что  можно всерьез не  принимать. К  концу начальной школы уже четко становится ясен «табель о  рангах».
И вот далее понимание справедливости должно меняться. Если во  время «гандикапа» надо именно подтягивать отстающих, так как  есть вероятность, что  они способные, просто необученные, то  далее обучение должно дифференцироваться.
Тем не  менее понимание справедливости оставалось ровно тем  же: первейшая задача  — «тянуть» отстающих. Понятно, откуда взялся такой подход: исторически сложился.
При царе даже церковно¬приходскую школу заканчивали не  все, и  пришедшим к  власти коммунистам пришлось организовывать ликвидацию безграмотности. Затем был период рабфаков, когда высшее образование приходилось давать практически малограмотным, чтобы получить советских интеллектуалов, а  не  зависеть от  старорежимной интеллигенции,  — условия были аналогичны начальной школе, образно говоря. Всеобщее семилетнее образование было введено только при Сталине.
И вот эта привычка тянуть с  нуля осталась в  системе. Но  причины то давно уже канули в  прошлое!
И результатом явилось явление вида «школа  — это место, где шлифуют булыжники и  губят алмазы».
Отличнику в  школе делать, собственно говоря, в  плане получения знаний нечего. Программа примитивна, сверх нее  — лишь на  факультативах либо самостоятельно. А  на  уроках то что  делать? Конечно, есть подвид «довольный зубрила», который тащится от  того, что  все знает, а  на  самом деле лишь берет зубрежкой, а  мыслить самостоятельно не  приучен. Но  есть и  те, кто  именно хочет овладевать знаниями, решать все более сложные задачи и  так далее…
Но учитель в  это время занимается тем, что  пытается хоть что то вдолбить троечникам.
Хорошистам, честно говоря, тоже скучно  — и, если  бы не  было скучно, они  бы лучше учились. Имманентно присущее стремление к  саморазвитию есть далеко не  у  всех, но  если ребенка / подростка заинтересовать, то  он будет обучаться куда успешнее. Увы, учителя в  подавляющем большинстве требуют не  понимания, а  зубрежки.
И получается, что  больше всех заняты троечники  — но  им тоже скучно! И  сами они понимают, что  мало чего понимают. И  учителя это прекрасно понимают. Но, тем  не  менее, тратят усилия на  то, чтобы троечник что то там  зазубрил, кое как ответил и  забыл на  следующий день. А  более умные дети в  классе остаются без  столь нужного для  развития внимания.
Как должно было  бы быть?
Все просто: справедливо тратить ресурсы на  тех, кто  будет успешно развиваться. Внимание должно уделяться именно хорошистам, а  отличников надо нагружать заданиями повышенной сложности в  индивидуальном порядке.
Важный нюанс: это НЕ  значит, что  троечники должны выгоняться из  школы после 3 го класса, как  заявили  бы некоторые социал¬дарвинисты. Школа  — это и  социализация! Поэтому они должны обучаться восемь лет и  даже с  честным «прослушал курс» вместо оценки. И, пожалуй, в  школах помимо учителей должны быть именно педагоги-воспитатели  — именно для  такой вот социализации.
А вот в  девятый класс должны переходить лишь те, кто  имеет способности, достаточные для  получения высшего образования, и  старшие классы уже имеет смысл делать специализированными  — естественнонаучными и  гуманитарными в  первом приближении.
Троечники  же после восьмилетки должны отправляться в  ПТУ. И  тут были, скажем так, перегибы  — то, что  в  позднем СССР было с  ПТУ, мягко говоря, позор.
Еще раз повторю сказанное прежде. Есть стандартная ошибка однобитных мозгов  — мол, дело школы  — это обучать, и  все. Ни  в  коем разе! Вспомните, «школьный возраст»  — это когда? От  7 до  17  лет. Что  в  это время происходит? Правильно, формируется личность. Хотя  бы в  первом приближении  — если не  гармонично развитая психика, то  хотя  бы набор шаблонов социального поведения, мораль и  т. п.
До семи лет, разумеется, складывается «база», но  социализация в  полном смысле идет уже в  более сознательном возрасте. И  вот именно в  школе она и  происходит.
Дело школы  — отнюдь не  только обучать, но  и  ВОСПИТЫВАТЬ.
Все просто: у  подростка, если упрощенно, есть три места, где его могут воспитывать: семья, школа, улица.
Роль семьи чрезвычайно велика в  первых годы жизни, но  затем ослабевает  — хотя  бы потому, что  ребенок начинает именно проверять то, что  ему говорят родители, а  потом и  вообще наступает пубертатный период с  противопоставлением себя родителям.
Воспитательная роль улицы  —  т. е. сверстников и  более старших детей, обычно  т. н. «неблагополучных»  — думаю, подробно эту тему объяснять излишне, и  так все ясно. Так и  получается, что  именно школа, где ребенок, а  затем подросток проводит значительную часть суток, должна заниматься воспитанием.

Источник
http://www.alphagroup.ru/soc-activity/archive/56/1975
К сожалению, ссылка на первоисточник нарушена

0

2

Расскажу немного о ШРМ (школа рабочей молодёжи), или как чаще называли вечерняя школа. Я рано пошла работать, поэтому среднюю школу заканчивала вечернюю. Помните, так любимый всеми многосерийный фильм
"Большая перемена", или "Вена на Заречной улице", где была показана вечерняя школа?!  Но моя вечерняя школа так кардинально отличалась от того, что я видела на экране (а я тогда верила всему, что показывали в фильмах), что я испытала даже не разочарование, а обиду за то, что на экране одно, а в жизни совсем другое. Я хотела учиться, чтобы потом поступить в институт. И моё расставание с обычной школой было совсем недавнее, я всё прекрасно помнила по программе обучения. Но были ученики гораздо старше меня, и которые вовсе не собирались потом где-то учиться. Но не посещать школу было нельзя. Был закон о всеобщем среднем образовании. И даже был специально выделен день, в который мы не работали, а шли в школу. И этот день нам оплачивали как рабочий. Это не нравилось сдельщикам, потому, что они заметно проигрывали в зарплате. Но тем, кто был на ставке, тем была лафа! И следили за нашей посещаемостью, хоть и не очень-то строго, но злостным прогульщикам отправляли письма на работу, с просьбой повлиять. И это было очень действенно! Помню наш класс, ну человек пять-семь приходили, садились, и чуть ли не засыпали распластавшись по парте. Глаза отсутствующие, и мозг, видимо тоже. Они просто тупо отсиживали время. Если преподаватель что-то спрашивал по предмету, то как правило, слышал "Не знаю."  Мне с моими одноклассниками было скучно. Их, как мне казалось, ничего вообще не интересовало. Отсидеть положенное время, а лучше пораньше слинять, и на свободе заняться своими делами. Или выпить с друзьями.
С одной стороны, для меня и таких как я, вечерняя школа давала возможность и работать и учиться. С другой, заставляли учиться тех, кто не хотел, не видел в этом смысла. Такие просто изнывали от скуки и ненавидели школу всеми фибрами души. Кто-то уже и женат или замужем был, с детьми, был вполне доволен своей работой и тем, что имел. И зачем ему? Но надо! Ставились оценки не за знания, их у многих просто не прибавилось, а за посещаемость. Пришёл на урок, получи 4 или 3, а если чего ещё ответишь по теме, то и 5 поставят.  А сейчас даже не знаю, есть ещё вечерние школы, или уже давно их нет.

0

3

Лариса написал(а):

сейчас даже не знаю, есть ещё вечерние школы,

Три года назад, 1 сентября 2009 года, в моё крайнее перед пенсией усиление по школам дежурил в вечерней школе. Мероприятия были не долгими. Но была и молодёжь. Вот такие наблюдения. А как оно на самом деле сейчас, не знаю.
Кстати, только сейчас от тебя узнал, что учиться заставляли. Честно скажу - думал, что это дело для взрослых было сугубо добровольным.

0

4

В тему образования и школы. Положительные события
Сергей Рунько 31.08.2016 14:19 Отставка Ливанова - черная метка для Медведева

Президент России идет ва-банк!
За месяц до парламентских выборов одиозный министр образования Дмитрий Ливанов без всяких анонсов и "артподготовки" отправлен в отставку.
Неплохой подарок учителям к 1 сентября, как считает политолог Константин Калачёв, жаль, что единственный...
Нехарактерное для гаранта Конституции поведение, что и говорить.
Владимир Путин давно приучил нас всех к тому, что "своих не бросает".
Сплочённость рядов национальной элиты, невзирая на проделки отдельных ее представителей, цементировала вертикаль власти и всегда ценилась главой государства.

Но, видимо, не время сейчас для сентиментальности и товарищеских чувств.
Необходимо рисковать.

Сейчас или никогда.
Ибо времени по историческим меркам у Путина осталось немного - либо 2 года, либо 8 лет, тогда как прошло под его началом 17!
И за этот период социальные стандарты страны во всех аспектах так и не начали соответствовать показателям развитых стран, что в образовании, что в здравоохранении, что в сферах строительства и ЖКХ.
Потому и кажется, что уход самого неавторитетного, с точки зрения граждан страны, министра - это только начало, за которым последует "продолжение банкета".
Почему начали именно с Ливанова, догадаться нетрудно.
....
http://virru.ru/news/news_post/otstavka … -medvedeva

0

5

Стражник написал(а):

что "своих не бросает".


А если эти, свои, мешают, делают не то, и не так, терпеть их? Правильно убрал его! Ещё бы Скворцову и Голодец. Может сделает такой подарок народу к Новому году? К Дню милиции, подарка не ждёте?  :crazy:

0

6

А при чем советская школа?

0

7

Levad написал(а):

А при чем советская школа?

наверное в том, что ее развалили  :dontknow:

0

8

Levad написал(а):

А при чем советская школа?

Мушавер все верно увидел. Группа, которую представлял Д.Ливанов получила в кормление останки именно советской системы образования, школы. И здесь Ливанов устроил такую балонскую вакханалию, что даже наш долготерпеливый лидер страны пришел к решению переместить этого видного деятеля либеральной (их самоназвание) когорты другую синекуру.
А советская школа остаётся безусловным цивилизационным феноменом.

+1

9

Очень грамотно обозначают значение советской школы

0

10

Стражник написал(а):

группа, которую представлял Д.Ливанов получила в кормление останки именно советской системы образования, школы.

причем, можно сказать кормление в прямом смысле этого слова. Вот из последних новостей -бывший министр образования Ставрополья Василий Лямин осужден на 7,5 лет со штрафом в 10 миллионов рублей.

Промышленный районный суд Ставрополя, сообщила его пресс-служба, вынес обвинительный приговор в отношении бывшего министра образования и молодежной политики Ставрополья Василия Лямина.
Он признан виновным в получении взятки за попустительство по службе, совершенное лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, с вымогательством взятки в крупном размере. Напомним, В. Лямин, по данным следствия, требовал у директора Кисловодского многопрофильного техникума миллион рублей в качестве гарантии продолжения его работы в занимаемой должности. В случае отказа министр обещал уволить директора. Сразу после получения денег чиновник был задержан сотрудниками краевого УФСБ. В. Лямину назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере десятикратной суммы взятки – 10 млн рублей, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на 3 года.

Ссылка

офф. Хотя, ИМХО, 7,5 годиков строгача за лимон рубликов после УДО Васильевой и невиновного Раффика (Сердюков) это явный перебор.

+1

11

mushaver написал(а):

Хотя, ИМХО, 7,5 годиков строгача за лимон рубликов после УДО Васильевой и невиновного Раффика (Сердюков) это явный перебор.

Все же, по мне, правильней заключить, что по Васильевой и ее Сердюкову явный недобор ...  http://www.kolobok.us/smiles/standart/wink3.gif

0

12

mushaver написал(а):

В. Лямин, по данным следствия, требовал у директора Кисловодского многопрофильного техникума миллион рублей в качестве гарантии продолжения его работы в занимаемой должности. В случае отказа министр обещал уволить директора.

Средневековье какое-то. Что-то мрачное в этом есть. Если таких большинство, то безнадёгой веет.

0

13

Стражник написал(а):

по Васильевой и ее Сердюкову явный недобор ..

ИМХО сто тысяч раз, но кажется по этой парочке бурлит весь Инет от возмущения, и поскольку ТАМ НАВЕРХУ пожалели своих, надо побольше наказать чужих. Количеством прикрыть качество. ИМХО!!!

0

14

Вернусь к теме образования, на блоге К Сёмина выложен потешный материал:
Звонок сурока. Оддыхаим.
https://agitblog.ru/articles/zvonok-sur … ixaim.html

0

15

Относительно правил русского языка, может, на три тысячи человек?
http://sd.uploads.ru/t/R962H.png
А очередная оптимизация - это кто бы сомневался.
Опомнились, исправили. Впрочем, скрин, как мы понимаем, свидетельствует. И сокращение таки осуществят:
https://life.ru/t/новости/905925/putin_sokratil_shtat_mvd_na_163_tysiachi_chieloviek

И что кричит душа рядовой гражданки, текст из комментариев к новости:

Владимир Владимирович! Меня зовут Ирина Смирнова. Я из Санкт-Петербурга. Объясните пожалуйста, а нам всем что делать? Вооружаться? Как рядовым гражданам страны себя защищать. К великому сожалению, Вам видимо недостоверно представляется информация о криминогенной ситуации в регионах и крупных городах, а также в Российской "глубинке", иначе бы вы не сокращали штат сотрудников органов внутренних дел, а увеличили бы его в разы......Мне вас жаль.

0

16

Образовательный Хруст-2016
О том, что Д. Ливанова ушли, а вот его проделки продолжают сказываться:
Цитата:
"Побывали на осиротевшем без Ливанова и Дворковича форуме ЭдКранч-2016 (Образовательный Хруст-2016). Вариативность и толерантность. Толерантность и вариативность. "У человека должно быть право выбора". (Как я понял, в первую очередь — выбора родины). Форум проводится при активном участии известной плеяды лиц из Минобра и ВШЭ. Министра нового, судя по разговорам, не боятся, но остерегаются. Краткий диагноз ситуации — "мышь под веником". Да, запомнилось открытие сколковским Шароновым (помните, был у Грефа зам такой?) всероссийской олимпиады для первоклашек "Юный Предприниматель". Ну и гвоздь программы — танцы под пинкфлойдовский TheWall. На сцене тоталитарный советский учитель ударяется оземь, чтобы превратиться в креативного и вариативного тютора. В общем, бытие определяет сознание. И никак иначе".
...
https://agitblog.ru/articles/obrazovate … -2016.html

0

17

Стражник написал(а):

, на три тысячи человек?

так точно, и"по указу" неграмотно звучит. Согласно указа- читается легче. Но чего можно ожидать от малограмотных блатных новоделов?

0

18

Стражник написал(а):

продолжают сказываться:


однозначно, только крылатая фраза Лаврова -" Дебилы, б...я" (с)

0

19

mushaver написал(а):

и"по указу" неграмотно звучит

Позапрошлым веком дохнуло:   "По указу, Его Императорского Величества...."  :crazy:

0

20

Может не стоит преувеличивать пагубнось разрушения советского образования. Вон, только в Москве ночью восемь пожарных погибло, лифт обрушился убив пять человек, а москвичи выбираяют стабильность и модные гаджеты. У ГУМа толпа в несколько сот особей тусят, караулят айфон 7, изображают ажиотаж. Причем, подозреваю, что это в значительной степени экономически грамотные менеджеры - цапнут новинку со скидкой, которую эйплы для демонстрации "ажиотажа" сулят и затем толкнут с наценочкой ....
В пекло же ринулись те, кто, по официальной ныне доктрине просто "не умеет заработать по другому".
По мне - погибшие в огне пожарные, это те, кто воспитан на осколках советской школы. Спасали жизни, тушили пламя. Очередь же за айфонами - продут усилий господ Фурсенко-Ливанова. Стремятся быть в тренде, ищут повода "заработать".
К счастью для российского образования г-н Ливанов отправлен кормиться на российской подкачке евромайдана (Украины). Так что, в очереди за айфонами не вся Москва, как этот господин не тужился.

0

21

Интересный материал о конфликте г-на Д. Ливанова с О. Баталиной. Баталина известна, как сторонница запрета иностранных усыновлений и запрета содомитской пропаганды. г-н Ливанов ОТКРЫТО ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ ЗАКОНА запрещающего усыновление российских сирот в США, относительно же запрета содомитской пропаганды Ливанов демонстративно отмолчался. Оно и понятно - открыто выражать свою поддержку содомии, при столь серьезном росте авторитета и влияния В.В. Путина (традиционалистское большинство граждан), даже для столь высокопоставленного монетариста, как Д. Ливанов - чревато.
И в тоже время, на О. Баталину началось явное давление антироссийских прайдов и их СМИ.  То есть, Ливанов отмолчался, но вся его свора ринулась на депутата О. Баталину. Диссернет (дисциплинированно и глухо молчащий об удручающе сомнительных монетаристских диссерах http://netreforme.org/news/mozhet-li-di … vu-kudzhu/ ), новая газетка - бросились выискивать заимствования в диссертации, обнародовали данные о доходах, пускают сопли в адрес "репрессированных". Безусловно, если бы эта челядь ясинского прайда что компрометирующее нашла - вой бы в СМИ поднялся вифлиеемский.
Так что, замечательно, что Ливанова перевели с должности министра образования. Пусть и на другую высокооплачиваемую должность, но уже избавление образования от этого г-на -  реальный шаг к восстановлению российской системы образования.

0

22

Стражник написал(а):

г-н Ливанов ОТКРЫТО ВЫСКАЗАЛСЯ ПРОТИВ ЗАКОНА запрещающего усыновление российских сирот в США

Мутный он какой-то ИМХО. Что-то в нём отталкивающее есть. Конечно, хорошо, что сняли с такой должности. Плохо, что вообще такого в министры назначили. ИМХО!

0

23

Лариса написал(а):

Мутный он какой-то И

Сволочь он оказался(с). :crazy:

А почему нельзя попасть на новый форум?! :dontknow:  http://s2.uploads.ru/PF6B8.gif

0

24

milizioner написал(а):

А почему нельзя попасть на новый форум?!

Не знаю. Может что-то по технической части?

0

25

milizioner написал(а):

А почему нельзя попасть на новый форум?!

на какой - новый? Переезд на новую площадку не получился. И мы все (почти http://s3.uploads.ru/w23f1.gif, за исключением ярого антисоветчика Адвоката и еще пары коллег ) снова здесь. http://s3.uploads.ru/vtc3u.gif
А там твои старые "кенты" - ванька школьник, белый и др. укрофилы-русофобы резвятся.

0

26

mushaver написал(а):

А там твои старые "кенты" - ванька школьник, белый и др. укрофилы-русофобы резвятся.

Они не мои кенты, они :-)). :crazy:

0

27

mushaver написал(а):

и др. укрофилы-русофобы резвятся.

Кстати, Цивиль(Джесс) свалил, не выдержал критики, подлец :crazy: Остался Заноза, ярославский Анискин,шут гороховый.Тано появлялся недавно, в смысле Риенци. :crazyfun:

Отредактировано milizioner (2016-12-23 22:42:15)

0

28

Вы про какой форум вообще?

0

29

господин Ливанов в своем естестве:
1 апреля 2013 г., 06:58, ИА "Амител"
Министр образования Дмитрий Ливанов в ходе открытого заседания подсказал своему заместителю, как правильно голосовать за распределение вузов по группам эффективности, используя ненормативную лексику. На Youtube попало видео, на котором чиновник произносит в микрофон, хоть и шепотом: "Ты че, ох...л? На меня смотри!", — передает newsru.com
http://www.amic.ru/news/213578/

0

30

Интересное мнение:

Ливанов — фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность?!!!, талантливейший организатор?!!, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

(только в сфере науки?!)
https://lenta.ru/columns/2016/08/29/livanov/
Диванов - личность?!!! Ну тогда, Хиллари Клинтон - литературная величина уровня Ивана Гончарова http://www.kolobok.us/smiles/standart/rofl.gif
Зауряднейший паскудный холуек, в силу  собственной ущербности не осознающий насколько гротескно выглядит его убожество на фоне претензий на участие в науке, образовании.

Ливанов ведь — представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую (и только лишь?!) несостоятельность. Видимо, на повестке дня — смена вектора развития.]

Впрочем - автор столь комплиментарной оценки ректор вуза, в силу общей зависимости от администрации вынужденный смягчать формулировки.

Дмитрий Ливанов – самый неэффективный министр
http://nstarikov.livejournal.com/990054.html

0