У ген.Власова во всем еще сказывалась привычка на многое смотреть сквозь очки советского воспитания, а на немцев, как на исторических врагов России. Мне чрезвычайно трудно было перейти Рубикон не столько русско-немецкий, сколько бело-красный. Мысль, что я говорю с крупным советским генералом, в молодости воевавшим против нас, белых, сыгравшим большую или меньшую роль в причине нашего великого исхода и 22-летний эмиграции, а потом долго и успешно строившим Советскую армию, - мысль эта камнем стояла поперек горла и мне было очень трудно взять себя в руки и скользить по той объективной политической плоскости, по которой мне было приказано. Мы оба пробовали и хотели, но нам это ни в какой мере не удалось. Мы расстались еще суше, чем встретились и несколько месяцев об этом свидании не думали, тем более, что носило оно исключительно секретный и военный характер. Власов, прощаясь со мной очень вежливо, думал: что же, в конце концов, хотел от него узнать этот полковник и где же кончается его германский мундир и начинается русское сердце? А я унес с собой горечь неудавшегося выполнения задачи и неразрешенную проблему: как глубоко сидит во Власове пройденная им коммунистическая школа и где же начинается его русская душа?
Это было в конце 1942 года в Охотничьем домике, вблизи города Н. в Восточной Пруссии. Свидание это определило до известной степени взаимоотношения генерала Власова с Вермахтом. Впоследствии ген.Власов, установив контакт с политическими кругами Германии, начал строить свое освободительное Движение, непосредственно опираясь на германское Правительство.
Второй раз я виделся с ним. Кажется, в апреле или мае 1943 г., во время его объезда участка северного фронта, т.е. Пскова и Риги.
Этот раз, после хорошего ужина, мы проговорили до 4-х часов утра. Разговор с официального тона сорвался следующим эпизодом. Власов долго и интересно рассказывал мне о некоторых своих боевых операциях против немцев и, увлекшись, показывая на карте ход боя, воскликнул:
«Вот здесь мы вам здорово наклали!»
«Кому вам?» – спросил я холодно
«Ну, конечно, немцам», - ответил генерал.
«Ах так? Значит, вы – коммунисты – разбили здесь кровавых фашистов?»
Андрей Андреевич спохватился и рассмеялся.
http://ricolor.org/history/as/3/
«Нет, я думаю иначе», сказал он: «здесь русские разбили немцев».
«Русские всегда были непобедимы!» – возразил я.
(ген. Хольмстон -Смысловский)
Отредактировано Адвокат (2019-07-27 21:56:13)
- Подпись автора
В тёмные времена хорошо видно светлых людей (Э.М. Ремарк)