БЕЛЫЙ ДОМ
4 октября 1993 года. Москва.
В Москве грохотала выстрелами танковых орудий «локальная гражданская война», когда Группа «А» ГУО России получила приказ взять Белый дом штурмом. Генерал-лейтенант М.И. Барсуков приказал построить подразделение. Строй принял форму каре.
Накануне Б.Н. Ельцин встречался с офицерами «Альфы» и «Вымпела». Осведомился насчет штурма: «Вы будете выполнять приказ президента?» Удивленный тишиной, спросил иначе, с нажимом: «Вы не будете выполнять приказ президента?» Ответом было гробовое молчание.
У каждого человека бывает в жизни свой «момент истины». Для командира Группы «А» генерал-майора Геннадия Николаевича Зайцева он выпал на 4 октября 1993 года. Все последующие события, о которых пойдет речь, легли бременем страшной ответственности на его плечи. И с этой ответственностью он и его товарищи по Группе «А» справились с честью, несмотря ни на что.
«Я прошу каждого осмыслить мои слова, - сказал генерал Барсуков. - Либо группа вступит в Белый дом, либо я вынужден буду подписать приказ о расформировании и разоружении подразделения».
Дилемма, таким образом, была сформулирована. Побратимы из «Вымпела», те заняли более жесткую позицию, и это закончилось для подразделения плачевно. Вскоре оно было передано в состав МВД. Большинство офицеров написало рапорты об увольнении. Уникальное разведывательно-диверсионное подразделение, гордость КГБ, перестало существовать. Такая же участь ожидала и «Альфу», не прими ее руководство поистине соломоново решение, единственно правильное в той обстановке.
Во избежание многочисленных жертв и ради сохранения подразделения, было решено бескровно покончить с противостоянием. Возникла идея: вступить в переговоры с руководителями обороны российского парламента, гарантировать защитникам Белого дома беспрепятственный выход из здания под контролем сотрудников Группы «А».
...На площади перед Белым домом снайпер застрелил сотрудника «Альфы» Геннадия Сергеева. В тот момент, когда он спасал раненого, пуля попала ему в незащищенную бронежилетом часть тела. Существует версия, что таким образом подразделение пытались спровоцировать на штурм и убийство соотечественников. Эти люди были виноваты только в том, что имели другие политические взгляды. Но «Альфа» не пошла на поводу у эмоций.
14.54. У центрального входа в здание Верховного Совета остановились три БМП (номера 028, 027 и 023), из которых вышли несколько военных в незнакомой для большинства граждан темно-оливковой форме, бронежилетах и зеленых шлемах, внешним видом напоминающих сферы космонавтов. Поведение этих людей не было похоже на действия «добровольцев», армейского спецназа или ОМОНа.
Воспользовавшись куском колючей проволоки с белой тряпицей, бойцы Группы «А» (а это были именно они) стали лицом к Белому дому и положили на ступени оружие. По их просьбе находящийся рядом сержант милиции Геннадий Сорокин через мегафон обратился к защитникам парламента: «К вам на переговоры идет подполковник группы «Альфа». Кто-нибудь, выйдите для переговоров».
15.00. Из вестибюля показались двое встречающих. В этот же момент из здания мэрии, находившейся в руках сторонников президента, открыли стрельбу. «Прекратите огонь! Мы тоже стрелять умеем!» - последовала резкая команда командира «Альфы» генерала Г.Н. Зайцева по открытому радиоканалу. Стрельба прекратилась.
К двум парламентерам из «Альфы» приблизился генерал Альберт Макашов. Позднее к нему присоединились генералы Виктор Баранников и Вячеслав Ачалов. Темноволосый офицер в зеленой бронекольчуге с наплечниками отчетливо произнес: «Нам приказано овладеть Белым домом. Приказ - вести огонь на поражение. Значит, почти все вы будете убиты. Поэтому лучше сдавайтесь».
- Кто у вас командир? - спросил генерал Баранников, желая, видимо, проверить парламентеров.
- Генерал-майор Зайцев Геннадий Николаевич.
- Хорошо его знаю, - сказал Баранников. - Ему можно доверять. Передайте ему, что хотел бы с ним встретиться и обсудить ситуацию.
- Поздно. До начала операции осталось двадцать минут.
В этот момент в разговор вмешался известный журналист и депутат Иона Андронов:
- Прошу военных прервать полемику и предоставить наконец право решения парламенту. Готовы ли парламентеры пройти со мной в зал Совета Национальностей и обратиться там к депутатам? В любом случае перед штурмом надлежит вывести женщин и всех безоружных.
- Поддерживаю это, - кивнул Баранников.
- Мы согласны обратиться к депутатам, - сказал старший из парламентеров.
- Как вас зовут? - спросил Иона Андронов.
- Можете звать меня условно... Володей.
В Совете Национальностей - единственном месте, где можно было укрыться от пуль и осколков, - находились депутаты, работники аппарата, журналисты и разный народ. Первым взял слово Баранников, порекомендовав выслушать парламентеров и одобрить их предложение о капитуляции. Зал оцепенел. Затем заговорил «Володя». Фактически он провел последнюю сессию Верховного Совета. Телевизионной или диктофонной записи не велось, поэтому, используя разные источники, можно только реконструировать эту речь.
- Мое воинское звание - подполковник. Перед народными депутатами выступаю впервые. Нашему подразделению поставлена задача - овладеть Белым домом (слово «штурм» принципиально не упоминалось. - Авт.). Мы - офицеры и обязаны выполнять приказ. Наша спецгруппа «Альфа» предназначена для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Но вы не террористы, и за ваше избрание голосовали граждане России. Мы считаем, что сейчас не время решать политические споры, надо думать о том, чтобы вы остались живы. «Альфа» штурмовала в Кабуле дворец Амина, где почти все погибли. Но мы не хотим убивать соотечественников. Не хотим убивать безоружных людей, собравшихся в этом зале. Не хотим убивать депутатов. Глядя сейчас на вас, я вижу, что многие здесь подобны моему отцу и матери. Мы не хотим вас убивать! Но все равно вас теперь атакуют. Поэтому прошу - скорее сдавайтесь. Мы не сделали ни одного выстрела. Для переговоров к вам нас никто не посылал, мы сами решили сделать этот шаг.
Далее офицер изложил суть предложения. Сотрудники «Альфы» решили бескровно покончить с противостоянием. Если защитники Белого дома добровольно сдадут оружие, то «Альфа» гарантирует их неприкосновенность, предоставляет живой коридор из своих бойцов и выводит людей к автобусам или в город.
Раздались аплодисменты. В сопровождении генерала Баранникова парламентеры направились к Александру Руцкому. Переговоры длились не более двадцати минут, после чего решение о сдаче Белого дома «Альфе» было окончательно принято.
15.52. Когда парламентеры собирались покинуть пылающий Белый дом, неожиданно возобновился обстрел: от гостиницы «Украина» по Белому дому ударили танки Таманской дивизии, грозя сорвать мирные переговоры. Раздались пулеметные очереди со стороны площади Свободной России. Зашевелилась и собравшаяся у парадной лестницы частично вооруженная толпа сторонников президента Ельцина. Началась ответная стрельба. По открытому радиоканалу командир «Альфы» приказал прекратить стрельбу по Белому дому.
15.58. Танки временно прекратили терзать парламент. В какой-то момент один из защитников Белого дома выскочил с оружием в руках в коридор. Это стоило ему жизни. Возникла реальная угроза для сотрудников подразделения, и тогда один из них вынужден был стрелять на поражение. Это был единственный выстрел «Альфы» в ходе операции.
16.00. Бойцы Группы «А» стоят по всей длине лестницы у Белого дома. Милиционеры со щитами и дубинками цепью приближаются к лестнице. Кто-то из бойцов «Альфы» кричит: «Милиция - стоять! Не рыпаться!»
Выйдя из здания, старший парламентер обратился к толпе через мегафон: «Через некоторое время сюда подойдут автобусы, из сотрудников «Альфы» будет создан коридор, по которому пойдут разоруженные защитники Белого дома и депутаты Верховного Совета РФ. Если кто-то из посторонних лиц подойдет ближе чем на пять метров к сотруднику подразделения или создастся опасность для жизни выходящих из Белого дома людей, то мы применим физическую силу, а если необходимо - оружие». В течение десяти минут толпа растворилась.
16.34. Бойцы Группы «А» присели на ступеньки. Никого из официальных лиц не видно. Есть только сержант Сорокин, «Альфа» и Белый дом.
16.53. Из 14-го подъезда Белого дома стали выходить люди. Они проходят через живой коридор, созданный сотрудниками «Альфы». Никого не били, не унижали.
17.45. Большая часть людей покинула здание парламента. Группы «Альфа» и «Вымпел» прошли в Белый дом.
18.01. Из центрального подъезда выходят Александр Руцкой и Руслан Хасбулатов, они садятся в автобус с номером 82-62 МКВ. Их сопровождают бойцы «Альфы» и «Вымпела». Они направляются в изолятор «Лефортово».
В сложнейшей ситуации, когда, казалось, не было выбора, «Альфа» смогла спасти людей (это ее основное предназначение) и сохранить свое лицо.
- Подпись автора
Dum spiro spero....