Материал сайта МВД по Чувашской республике
МИЛИЦИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
После окончания Великой Отечественной войны милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. Это объяснялось многими причинами. В частности, по окончании войны в работе с кадрами возникали проблемы во многом схожие с теми, что имели место после гражданской войны, а также обусловленные строжайшим режимом экономии средств, которые государство направляло, прежде всего, на восстановление народного хозяйства. Если существовавший во многих органах милиции некомплект личного состава (от 7 до 50 процентов) пытались ликвидировать испытанными методами - объявлением партийных мобилизаций, что позволяло на короткий срок улучшить количественные показатели, то для улучшения качественных характеристик кадров требовалось время и значительные ресурсы.
Весьма сложной была криминогенная обстановка, и одной из причин тому были неоднократные массовые амнистии уголовников. Все это требовало соответствующих организационных мер по укреплению аппарата милиции. Следует отметить, что в этой области было предпринято достаточно много различных шагов по большей части своевременных.
В связи с осложнением оперативной обстановки во втором полугодии 1945 года, одной из причин которого была широкая амнистия в честь победы в войне, Наркомат внутренних дел принял меры по укреплению аппаратов уголовного розыска прежде всего в крупных промышленных центрах. Так, например, приказом НКВД СССР от 8 декабря 1945 года в Москве была увеличена численность оперативного состава на 638 единиц, на железнодорожных узлах организовывались оперативные заслоны (численностью 15-25 работников) для того, “чтобы уголовники не проникали в столицу”.
Уже 17 января 1946 года был издан приказ об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабе всей страны. Он требовал повысить качество оперативной работы с тем, чтобы добиваться предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, не допускать формирования преступных группировок. Всем органам уголовного розыска предписывалось в двухмесячный срок пересмотреть дела по нераскрытым убийствам, грабежам, разбоям и крупным кражам, по каждому составить конкретный план мероприятий, выделить для их раскрытия наиболее опытных сотрудников. В соответствии с приказом надлежало проверить состав негласного аппарата.
Стремление улучшить работу милиции, укрепить ее кадры во многом предопределило ее передачу в октябре 1949 года в ведение МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказал и тот факт, что практически сразу по окончании войны начала подниматься волна репрессий, и органы милиции переориентировались на оказание содействия органам государственной безопасности.
Всего в МГБ было передано (без транспортной милиции) 205 351 сотрудник милиции. В течение следующего года численность милиции была повышена почти на 15 процентов и составила в 1950 году 232 548 работников.
Развитие хищений народного добра потребовало принятия соответствующих мер охраны социалистической собственности. В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневедомственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения, в ее составе создана “ночная милиция”.
В 1953 году количество преступлений по сравнению с 1952 годом возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134, что в значительной степени было обусловлено амнистией после смерти И.В. Сталина.
27 августа 1953 года Совет Министров СССР принял постановление “О мерах по укреплению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью”, которым работа милиции признавалась неудовлетворительной. Ставилась задача укрепления кадров угрозыска, скорейшего улучшения службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы.
Реальные признаки улучшения положения дел обозначились со второй половины 60-х годов. С этого времени начинается интенсивный поиск новых организационных форм охраны порядка и борьбы с преступностью, обновляется нормативно-правовая база строительства и деятельности милиции и т.п. Назовем наиболее важные из них: в феврале 1969 года вместо Главного управления милиции МВД СССР был образован ряд самостоятельных структурных подразделений (ГУУР, УБХСС, УГАИ и др.) В целях совершенствования аналитической, плановой, контрольной деятельности в 1971-1972 годах организационно-инспекторские управления в составе УВД и МВД различного уровня были преобразованы в штабы. В 1971 году началось создание при городских и районных органах внутренних дел специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.
В 1974 году в аппаратах уголовного розыска была создана профилактическая служба со следующими структурными подразделениями: общей профилактики; индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами; профилактики правонарушений несовершеннолетних. К этому времени обозначились определенные обнадеживающие тенденции в работе с кадрами. Произведенные в свое время подсчеты свидетельствуют, что за период с 1959 по 1970 год в РСФСР число граждан с высшим и полным средним образованием на 1000 занятых увеличилось в 1,86 раза, а среди личного состава милиции - в 2,28 раза. Если же брать в расчет только лиц со средним образованием, то соответственно в 2,35 и 9,2 раза.
На стабилизации кадров положительно сказались предпринятые в 1970, 1973, 1977-1978 годах шаги по повышению размеров денежного содержания сотрудников, развитие ведомственных учебных заведений, все более ориентировавшихся на подготовку специалистов с высшим образованием.
Смена руководства МВД СССР в начале 80-х годов повлекла не имевшую исторического прецедента по своим масштабам чистку кадров личного состава милиции по мотивам разложения. И хотя, как известно, тут были допущены явные перегибы, и определенная часть уволенных сотрудников была восстановлена на работе, отсев был весьма внушительным.
Январский 1987 года Пленум ЦК КПСС признал, что искривления в кадровой работе органов внутренних дел в 70-е и начале 80-х годов нанесли значительный вред, способствовали разложению и перерождению определенной части кадров. С 1982-го по 1986 год были заменены 4700 (т.е. практически все) начальников ГРОВД - основного звена системы органов внутренних дел. Не радовали и показатели, характеризующие продолжительность службы работников уголовного розыска, БХСС, следствия.
Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло "формирование ядра профессионалов" (что воспринимается с чувством горькой иронии), сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер.
В октябре 1989 г. было образовано Министерство внутренних дел РСФСР, в связи, с чем постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря 1989 г., были внесены изменения в структуру центральных аппаратов МВД СССР, министерств внутренних дел союзных республик, утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала в себя руководство МВД РСФСР (министр и 7 заместителей, коллегия - 17 человек), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление по охране общественного порядка. Главное управление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, экспертно- криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.
22 октября 1991 года Совет Министров РСФСР утвердил Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР, в котором были определены задачи, функции и структура центрального аппарата МВД РСФСР.
После разрушения СССР в первой половине 90-х годов милиция по-прежнему переживала нелегкое время, выражавшееся в росте социально-политической напряженности в обществе, межнациональных конфликтах, ухудшении экономической ситуации.
Перед правоохранительными органами, как важнейшим институтом государства, поставлены задачи защиты страны и ее граждан от преступных посягательств, обеспечения правопорядка и торжества единственной диктатуры, на которой настаивает руководство новой России - диктатуры Закона.
Успех этой деятельности во многом предопределяется качественными характеристиками кадров органов внутренних дел, их профессиональной способностью и морально - психологической готовностью выполнить поставленные задачи.
Как никогда остро, перед личным составом органов внутренних дел, руководством страны поставлена задача по обеспечению национальной безопасности России. Борьба с организованной преступностью, наркодельцами и коррупцией выделилась в приоритетную задачу в деятельности милиции. Социальные последствия этих угроз затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства в целом. Ущерб общенациональной безопасности страны определяется масштабностью деятельности наркомафии, ее сращиванием с крупными преступными группировками и возможностью в проведении противоправной деятельности. Эти и другие глобальные задачи, стоящие перед МВД России, ставят во главу угла вопросы повышения профессиональной ответственности, уровня профессиональной подготовки и тесного взаимодействия с гражданами страны.
Лучшие патриотические и моральные качества сотрудников ОВД России проходят сегодня суровую проверку на прочность и зрелость в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Ситуация в Чеченской Республике осложнилась до такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, сохранить достоинство и целостность государства.
Именно там наиболее ярко подтвердился вывод о том, что исход любого дела и особенно вооруженного противостояния во многом зависит не только от своевременных политических и управленческих решений, от уровня профессионализма сотрудников и военнослужащих, но и от умения командиров и начальников, кадровых и воспитательных аппаратов формировать и поддерживать у личного состава высокое морально - психологическое состояние и боевой дух.
Боевые действия стали ярким свидетельством стойкости и мужества сотрудников и военнослужащих, их верности Присяге и Конституции Российской Федерации.
Вся страна склонила головы перед подвигом сотрудников Подмосковного и Пермского ОМОНов, десантников Псковской дивизии ВДВ, сотен других сотрудников и военнослужащих.
Сотрудники органов внутренних дел страны мужественно и решительно вступают в схватку с противником, их подвиги ложатся золотыми страницами в боевую летопись МВД России.
Выполнение задач антитеррористической операции на Северном Кавказе продемонстрировало гражданскую зрелость, готовность в экстремальных условиях сотрудников ОВД России выполнить эту важнейшую государственную задачу.
В заключение следует отметить, что в современных условиях МВД России идет по пути оптимизации процесса оперативно-служебной деятельности, повышения уровня профессионализма своих сотрудников в целях защиты прав и свобод граждан и обеспечения безопасности общества и государства.