Подполковник Тимур МАКОЕВ. ГЕРОЙСКИ СРАЖАЛИСЬ ЧЕКИСТЫ-ТАНКИСТЫ.
Во второе воскресенье сентября, а в 2013 году оно приходится на 8 число, в нашей стране отмечается День танкиста. Этот праздник был учрежден Указом Президента Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Достойный вклад в победу над ненавистным врагом внесли танкисты внутренних войск.
КОГДА грянула война, началось развёртывание новых соединений и частей оперативных войск НКВД. По приказанию заместителя наркома внутренних дел СССР И.И.Масленникова № 34 от 27 июня 1941 года стали формироваться 35-я мотострелковая, 1-я танковая дивизии и 1-я противотанковая бригада, которые вместе с ОМСДОНом должны были образовать 1-й мотомеханизированный корпус оперативных войск НКВД, а также 15-я и 16-я мотострелковые дивизии. Однако в дальнейшем эти планы отменили.
К лету 1941 года в состав дислоцированных в европейской части Советского Союза десяти мотострелковых (оперативных) полков войск НКВД входило по танковой роте. В случае необходимости эти воинские части могли быть сведены в мотострелковые дивизии, а танковые роты – в танковые батальоны. Однако на начальном этапе Великой Отечественной войны обстановка на фронтах складывалась таким образом, что упомянутым оперативным полкам войск, а соответственно и их танковым подразделениям, фактически пришлось действовать самостоятельно.
А в развёрнутой по мобилизационному плану 22-й мотострелковой диви-зии войск НКВД оказался лишь один из трёх положенных оперативных полков и, следовательно, всего одна танковая рота.
35-й мотострелковый полк 21-й дивизии войск НКВД получил вместо танков танкетки – сверхлёгкие гусеничные машины со слабой бронёй, во-оружённые одним пулемётом обычного калибра.
Танковые роты оперативных полков насчитывали по 11 лёгких БТ-7 (в разговорной речи – "семёрка"), способных передвигаться по грунтовым дорогам без гусениц. Бронезащита этих боевых машин значительно усту-пала аналогичной характеристике их основного противника – германско-го среднего танка Т-III. Но коньком БТ-7, благодаря его 500-сильному двигателю, вдвое мощнее немецкого, была редкая и для современных танков скорость. Фронтовая обстановка диктовала для БТ-7 соответству-ющую тактику действий: ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий.
Недостатки и достоинства "семёрки" в полной мере учёл в бою 8 июля 1941 года один из экипажей танковой роты 5-го мотострелкового полка войск НКВД.
...
Журнал "На боевом посту"
http://www.vvmvd.ru/naboevompostu/jurna … 13_67.html
Кроме того, есть еще довольно интересный материал:
О действиях танкового батальона войск НКВД против бандеровцев.
В течение всего 1944 года части Красной Армии, методично выбивая немцев из одного за другим районов Западной Украины, неизменно сталкивались с яростным, отлично организованным и широкомасштабным сопротивлением местных националистических вооружённых формирований, принадлежавших к так называемым Украинской повстанческой армии - УПА и Украинской народной революционной армии - УНРА
Эти формирования имели вполне войсковую структуру: батальон (курень) - рота (сотня) - взвод (чет) - отделение (рой), и располагали даже артиллерией, не говоря уже о миномётах. И воевали УПА и УНРА по всем правилам ведения боевых действий отдельными воинскими подразделениями.
В одной лишь Ровенской области для борьбы с "упавцами" только Главным управлением внутренних войск НКВД СССР были выделены пять стрелковых бригад и кавалерийский полк.
А в помощь им во второй половине марта 1944-го из Москвы прибыл отдельный танковый батальон 2-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД насчитывавший 22 лёгких танка БТ-7. Получив в Ровно дополнительно восемь лёгких танков (6 - Т-70 и 2 - Т-60) от 13-й армии, батальон на время пребывания в командировке стал именоваться танковым полком внутренних войск НКВД Украинского округа. На территории Ровенской, а затем Тарно-польской и Львовской областей Украинской ССР с марта по октябрь 1944 года подразделения полка вместе со стрелковыми частями внутренних войск, а также самостоятельно уничтожили сотни бандитов.
* * *
29 марта у села Бахарув Гошенского района Ровенской области три танка под командованием лейтенанта Попова подоспели на выручку бойцам 24-й стрелковой бригады внутренних войск НКВД, прижатым к земле плотным огнём банды. Сперва танкисты выявили и уничтожили из башенных 45-миллиметровых орудий пулемётные точки националистов, потом двинулись на бандитов, расстреливая их с ходу, как говорится в докладной записке командира полка подполковника Зобнина. Интересно, что почти таким же образом спустя полтора месяца под Городищем (Тарнопольская область) другой взвод полка, возглавляемый лейтенантом Зыряновым, выручил группу той же 24-й бригады.
29 марта 1944-го у Бахарува взвод Попова и группы 190-го отдельного стрелкового батальона 19-й стрелковой бригады ВВ НКВД истребили также 125 боевиков куреня Бегуна.
Через два дня в том же районе, неподалёку от села Бачаница, тройка БТ-7, возглавляемая комполка Зобниным, без содействия стрелковых частей уничтожила 20 "упавцев" из куреня Кавказца.
В течение последующих суток взводы Зобнина и Попова с опергруппами внутренних войск перебили заслон (30 человек) и охрану обоза куреня Жука между сёлами Матыювка и Мечув Менжеричского района Ровенской области. Действовать пришлось при нежданном в начале апреля снежном буране, а подразделения 19-й бригады за отсутствием у них переносных радиостанций связывались с танкистами сигналами охотничьих рожков.
Следующим утром взвод Зобнина и опергруппы 21-й стрелковой бригады внутренних войск НКВД добили Жука у села Михальковицы Гошенского района. Бандиты потеряли свыше полусотни убитыми, ещё 18 из них были раздавлены гусеницами танков.
По прошествии суток танковый взвод лейтенанта Силина спас от неминуемого разгрома роту 21-й бригады, ночью окружённую и атакованную "упавцами" у хутора Майдан (Ровенская область).
Спустя три дня опергруппа в составе двух танков с десантом на броне атаковала отряд националистов близ села Здолбница Здолбуновского района Ровенской области. Но бандиты открыли по группе такой шквальный огонь, что десантники вынуждены были покинуть машины и вжаться в землю. Командир одного танка погиб в результате прямого попадания бронебойной пули в башню. Тем не менее обе боевые машины и без десанта устремились к вражеским позициям, которые вместе с двумя десятками их защитников через несколько минут перестали существовать...
24 апреля того же года в Кременецких лесах (Тарнопольская об¬ласть) танкисты Зобнина перехватили и полностью ликвидировали банду, пытавшуюся уничтожить штаб 21-й бригады.
24 сентября 1944 года в селе Подкапень Львовской области экипажи лейтенанта Петрия по сигналу опергруппы о помощи отутюжили бандпозицию, раздавив гусеницами находившиеся на ней 45-миллиметровую пушку и противотанковое ружьё.
3 октября 1944 года в селе Пинятын, это тоже на Львовщине, два взвода танков и подразделения 208- го отдельного стрелкового батальона 17-й отдельной стрелковой бригады внутренних войск НКВД разделившись, взяли в клещи отряд УН РА.
Результат операции - убито 54 бандита, 48 из них уничтожили танкисты.
А ведь до прибытия к Пинятыну танков 208-й батальон ещё с ночи тринадцать раз безуспешно атаковал противника. И часть националистов вырвалась было из клещей... Но согласно докладной записке подполковника Зобнина, "только благодаря подвижности танков, их огневой мощи, и тем более в условиях бездорожья, удалось догнать остатки банды и уничтожить их".
Тот бой стал последним для башенного стрелка экипажа одного из БТ-7 младшего сержанта Савченко - он погиб от пули вражеского бронебойщика.
* * *
По итогам действий полка против националистических бандформирований в западных областях Украинской ССР подполковник Зобнин и начальник автобронетанковой службы ГУВВ НКВД СССР полковник Князев в своих докладных записках и рецензиях сообщали:
"Совместные действия танков с пехотой и конницей в чекистско- войсковых операциях по ликвидации бандформирований дали большой эффект. При этом танки, как подвижная ударная группа в руках общевойскового командира, явились средством уничтожения живой силы противника, морального воздействия не только на бандформирования, но и население. Применение танков, танкового десанта полностью себя оправдало, оно деморализует бандитов, вызывает у них животный страх".
Зобнин и Князев не преувеличивали. В ночь с 6 на 7 апреля банда в 400 штыков намеревалась перебить крайне малочисленный гарнизон райцентра Здолбунов, но получив сообщение о подходе к городу двух чекистских танковых взводов под командой старшего лейтенанта Шнуркова, не посмела даже высунуться из леса. В районе Падсува "упавцы", заслышав лязг гусениц, попросту бежали, бросив имущество и лошадей, о чём мы узнаём из докладной записки Зобнина.
Подполковник Тимур МАКОЕВ
http://www.vvmvd.ru/naboevompostu/jurna … 13_67.html
материал продублирован на форуме для общения:
http://15061981.diary.ru/p186461090.htm?oam
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/