Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Объявление

С Днем Рождения Владимира Ильича!!!! Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить!!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дальстрой НКВД СССР в контексте Ленд-лиза

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Алла Паперно
Америка-Владивосток. Ленд-лиз на Тихом океане.

В Государственном архиве Магаданской области хранится документ, который называется: "Основные положения развития народного хозяйства и транспортных связей системы ДС НКВД СССР в перспективном периоде (1942-1947 гг.)". В этой проектной разработке есть такая таблица (ГА МО, ф.Р-23сс, оп.1 д.170,л.26):

Общая численность населения края в тыс. чел.

Группы населения                             1940 1942 1947

1. Вольнонаемный персонал с семьями 65,7 76,7 152,1

2. Местное коренное население         5,7 7,1 18,6

3. Колонисты с семьями         0,3 0,5 10,9

ИТОГО по основной группе населения 71,7 84,3 181,6

4. Заключенные /спис. состав А+Б+В/ 144,9 168,8 210,4

ВСЕГО населения                                  216,6 253,1 392,0

Из данных этой таблицы следует, что народное хозяйство системы Дальстроя НКВД имело к началу войны и планировало иметь в последующие годы число заключенных, превышающее более чем в два раза число вольнонаемных, коренного населения и колонистов - всех вместе, с семьями. Было отчего строжайше секретить тихоокеанские маршруты и потери на них, чтобы у дотошных американцев не возникло законное желание разобраться в причинах потерь и попасть для этого на наш берег.
В тех исключительно редких случаях, когда высокопоставленные американцы все же оказывались на территории ГУЛАГа, им устраивали в некотором роде спектакль. Так было во время визита в Магадан вице-президента США Генри Уолпеса в конце мая - начале июня 1944 года. Его даже на прииск возили, но в тот день вместо заключенных там работали переодетые охранники - это подтвердил бывший начальник Политуправления Дальстроя И.К.Сидоров, непосредственный организатор приема на прииске (магнитофонная запись).
Не только фронт, но и зоны ГУЛАГа в годы войны получали снабжение по ленд - лизу. Дальстрой, Норильстрой имели в США своих представителей.
...
Кроме судов Наркомата Морфлота, в перевозках ленд-лиза через Тихий океан принимал участие морской флот Дальстроя НКВД - 4 крупных быстроходных судна общей грузоподъемностью 32,7 тысячи тонн перевезли без малого полмиллиона тонн импорта (Доклады к годовым отчетам по основной деятельности Дальстроя НКВД за 1941-1945 годы, ГА МО, ф.Р-23сч, оп.1, дд. 4206, 4225, 4245, 4286, 4301). В промежутках между рейсами в Америку они продолжали, как и некоторые суда ДВМП, возить заключенных в Магадан, Ванино и другие портпункты ГУЛАГа, но в годы войны заключенных прибывало намного меньше, чем в довоенные или послевоенные годы.
...

40 судов НК Морфлота ("Морской транспорт СССР - к 60-летию отрасли", М., 1984, с.89), 2 судна Дальстроя НКВД (ГА Магаданской области, ф.Р-23сч, оп.1, Д.4301) и некоторые транспорты НК Рыбпрома принимали участие в войне с Японией - доставляли десантные войска и снабжение в порты Кореи, на Сахалин и Курильские острова.. Несколько судов подорвались на минах японских заграждений, но ни одно не погибло. Американские вооружение, обмундирование и продовольствие сыграли существенную роль в обеспечении нашей японской кампании.

Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А.И.Щетинина, в годы войны капитан либерти "Жан Жорес", и А.А. Афанасьев в клубе капитанов, снимок 70-х годов.
"Ленд-лиз сберег жизни советских солдат" -"За ленд-лиз мы заплатили кровью". Только на первый взгляд две эти фразы исключают друг друга. Верно и то, и другое - это просто две стороны одной медали.

Иногда приходится слышать преимущественно от журналистов, особенно во Владивостоке: "О ленд-лизе все все знают". Если это так, то почему в историю России, Дальнего Востока и Владивостока оказались вписаны следующие факты:

1. 11 июня 1992 года исполнилось 50 лет со дня подписания Соглашения о ленд-лизе между СССР и США, но по такому поводу не было послания даже на уровне МИДа, тогда как в третью годовщину этого события посланиями обменялись Сталин и Трумэн, Молотов и Бирнс. Правда, бывший в 1992 году министром иностранных дел А.В.Козырев признал: "Это наша оплошность, она должна быть исправлена, инициатива должна исходить от нас", но за словами, судя по всему, ничего не последовало. Не потому ли в 1994 году Россию "забыли" пригласить на празднование юбилея высадки десанта через Ла-Манш?

2. О 50-летии ленд-лиза вспомнили те, кто работал в Мурманске, Архан-гельске, на приемке в Персидском заливе, на АЛСИБе, но ни один информационный канал и ни одна газета Владивостока, города, причастного к ленд-лизу, как ни один другой в нашей стране и, вероятно, в мире, в июне 1992 года об этом не вспомнили.

3. Ветераны тихоокеанских перевозок носят памятный знак "Участник северных конвоев", однако конвоев ни северных, ни каких других в годы войны на Тихом океане не было. Выпуск памятного знака "Участник Тихоокеанской транспортной эпопеи", дело по затратам малое, а по значению великое, так и не попал в планы Юбилейной комиссии, возглавляемой вице-премьером Ю.Ф.Яровым, ни в год юбилея Победы, ни в год юбилея Российского флота, хотя такое предложение было направлено в Комиссию еще в начале 1995 года.
...
http://www.transport.ru/2_period/more/96_6/amer_vl.htm

0

2

Журнал "За рулем".  25 мая, 2011
Андрей «Котофей» Кочетов, фото Евгения Бобрикова и из архива редакции

Иностранный легион: мотоциклы по ленд-лизу

Конечно, по сравнению с танками или самолетами роль мототехники на полях сражений не так велика, но и умалять ее негоже. Мотоциклы эффективно выполняли функции сопровождения и боевой поддержки, разведки и связи. И уже в 1942 году СССР запросил у союзников мотоциклы, причем именно с коляской, которых в США серийно не выпускали. Для выполнения задач, которые в Красной армии (как и в Вермахте) решались с помощью мотоциклов, в армиях США и Великобритании использовали джипы. Их-то и посоветовал госсекретарь Э. Стеттиниус послу М. Литвинову. Наши попробовали и скоро запросили еще. Всего мы получили 51 503 автомобилей Willys MB и аналогичных Ford GPW. Но в отличие от союзных армий, доминировать над мотоциклами они так и не смогли.
Главное бронетанковое управление пришло к логичному заключению, что использовать на фронте «одиночки» нерационально, ведь «колясочник» – это полноценная боевая единица (3 бойца + пулемет), к тому же устойчивая и грузоподъемная. Поэтому по заданию ГБТУ были изготовлены узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного М-72. Большинство мотоциклов приходило упакованными в ящики. Их сборкой и оборудованием колясками с апреля 1943 года занимались Московский (ММЗ «Искра») и Серпуховской (СМЗ) мотозаводы, а также ремзавод БРТЗ №20. По данным ГБТУ, до 1 мая 1945 года они передали в Красную армию 29 690 импортных мотоциклов. Заметим, выше речь шла только о мототехнике, прошедшей военную приемку. Всего же, по данным музея «Союзники и ленд-лиз», в СССР прибыло 35 170 мотоциклов. Около 5000 машин получили другие структуры – войска НКВД, милиция и т.п.

http://www.zr.ru/content/articles/31870 … lend-lizu/

0