ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ ОТДЕЛ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

История отдела
Оганы внутренних дел на транспорте ведут свою историю с официального образования железнодорожной милиции 18 февраля 1919 года, когда ВЦИК РСФСР принял постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», которые учреждались «в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР».
Первоначально управление ж.д. милицией строилось по территориальному принципу. При Главном управлении рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР и при управлениях губернской милиции были созданы ж.д. отделы. Подобные отделы создавались и в уездных управлениях, если через данный уезд проходила железная дорога. Однако практика показала несовершенство территориального управления ж. д. милицией в силу того, что она не могла работать в тесном контакте с ж.д. администрацией. Вскоре было принято решение об образовании на каждой железной дороге своего линейного Управления. 28-29 апреля 1919 года в Петрозаводске состоялось заседание Олонецкого губернского съезда Рабоче-крестьянской советской милиции. Съезд принял Постановление о создании на Мурманской ж. д. железнодорожной милиции. В ходе работы съезда был определен штат сотрудников в количестве 153 человека с дислокацией отдела на участке от ст. Паша до ст. Масельская.
Первым начальником ж.д. милиции был назначен Порфиридов М.И.
По организационной схеме ж.д. милиция входила в состав Олонецкой губернской милиции на правах отдела.
9 декабря 1921 года ВЦИК и Совет труда и Обороны приняли декрет «Об охране складов, пакгаузов, сооружений на железных дорогах и водных путях», согласно которому охрана багажа, грузов на ж.д. путях осуществлялась Народным комиссариатом путей сообщения. Железнодорожная и водная милиция упразднялась, а личный состав передавался в НКПС и ВЧК.
На ВЧК возлагались административные функции в отношении уголовного розыска, поддержание внешнего порядка, спокойствия на станциях и пристанях.
26 июня 1937 года совместным приказом НКВД и НКПС СССР была воссоздана железнодорожная милиция. В приказе говорилось, что ж.д. милиция создается для охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и хищениями социалистической собственности на ж.д. транспорте СССР.
9 июля 1937 года был сформирован Дорожный отдел милиции на Кировской ж.д., а 1 августа в составе ДОМ были созданы линейные отделы милиции на станциях Петрозаводск, Кемь, Волховстрой и Мурманск.
В ЛОМ на ст. Петрозаводск были созданы подразделения Уголовного розыска, ОБХСС, охраны общественного порядка.
Героической страницей в летопись Линейного отдела вписаны годы Великой Отечественной войны. Вместе с частями Красной Армии первый удар в приграничных районах Карелии принимали на себя и сотрудники транспортной милиции. Они последними оставляли ж. д. станции. Обеспечивали эвакуацию людей, грузов.
Дорожный отдел и Линейный отдел милиции со станции Петрозаводск были передислоцированы на ст. Сорокская (ныне Беломорск). К моменту оккупации части Кировской ж.д. большое количество сотрудников ж.д. милиции ушло на фронт, вступило в партизанские отряды, истребительные батальоны. Оставшиеся сотрудники милиции вместе с оперативными работниками органов государственной безопасности на участке железной дороги Мурманск - Сорокская - Обозерская занимались выявлением и задержанием заброшенных в тыл Карельского фронта шпионов, диверсантов, сопровождали пассажирские поезда и все это в условиях непрерывных бомбежек и артобстрелов. Все попытки финских войск прорваться к железной дороге, Беломоро-Балтийскому каналу, терпели поражение. От нападения диверсионных групп противника Кировская ж.д. охранялась подразделениями 80-го полка бригады войск НКВД, обеспечивая бесперебойное движение по Дороге жизни грузов и вооружения предоставленных странами-союзниками из незамерзающего порта Мурманска в центр страны.
В августе 1944 года после освобождения территории Карелии от захватчиков стало налаживаться движение пассажирских и грузовых поездов, транспортная милиция приступила к выполнению своих штатных обязанностей.
Закаленные в горниле войны, сменив серые шинели на синие, участники войны заступили на новый фронт - фронт борьбы с преступностью. Среди них были: лучший снайпер Карельского фронта Данилов В.И., кавалер ордена Славы Шулепников С.С., Емельянов А.П, Сазонов В.И., Глушенков А.П., Моргунов Н.И. Кузенков Н.П., Зайцев В. И., Натрусный К.П., Барсук В.С., Чубарин Б.П. и другие ветераны транспортной милиции.
Немало мужественных поступков совершили сотрудники отдела, оберегая жизнь и безопасность людей, пассажиров.
В разное время, при разных обстоятельствах спасали жизнь людей, вытаскивая их из под колес движущихся поездов сотрудники отдела Моргунов А.Г., Неверов И.А., Крюков А.Г., Калинин Г.П., Ларионов А.Е.
Старший сержант милиции Неверов И.А., рискуя собственной жизнью, вытащил из полыньи тонущего школьника Сережу Котенкова. За проявленное мужество Неверов И.А. был награжден медалью «За спасение утопающих». Многообразны будни работников железнодорожной милиции. «Помогать людям» - таков их девиз.
8 ноября 1957 года на ст. Пяжиева Сельга милиционер ЛОМ ст. Петрозаводск старший сержант милиции Казунин Алесей Иванович погиб при пресечении хулиганских действий. Он остался верен Присяге и выполнил ценою своей жизни служебный долг до конца. Вечная память о мужественном поступке Казунина А.И. живет в сердцах сотрудников отдела, заставляя еще зорче и бдительнее нести нелегкую милицейскую службу. Ежегодно 18 февраля и 10 ноября ветераны отдела и молодые сотрудники возлагают цветы и венки к могиле героя в Сулажгоре и на ст. Пяжиева Сельга на месте гибели и у памятной доски.
В 1947 году подразделения железнодорожной милиции были выведены из структуры МВД СССР и переподчинены Министерству госбезопасности СССР. Было создано Управление охраны МГБ на Кировской ж.д., а в 1954 г. выведено из состава МГБ и вновь подчинено Дорожному отделу милиции МВД СССР.

http://loptz.ru/index/istorija_otdela/0-5

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/