Краткая история автобронетанковых частей ОГПУ - НКВД. Материал с Танкового форума
Броневые части ОГПУ-НКВД были невелики по своей численности, особенно по сравнению с Красной Армией, однако существовали весь предвоенный и военный период. По этой причине я не могу обойти их стороной и не упомянуть в этой книге.
По своему назначению, и соответствующей ему материальной части эти подразделения можно разделить на бронепоездные (охраны железных дорог) и бронетанковые (оперативных и пограничных частей).
Наибольшее применение из различных бронечастей в ходе гражданской войны нашли бронепоезда. Общее количество бронепоездов, которые использовались красными частями, приближалось к 500 единицам. Хотя опыт их использования и оказался успешным, само это направление развития бронетанковых войск оказалось тупиковым. Бронепоезда были хороши в условиях гражданской войны в России, особенно на первых ее этапах, когда движение войск происходило в основном вдоль железных дорог. Но в 30-е, а тем более в 40-е, когда армии насыщались полевой артиллерией и танками, бронепоезда оказались атавизмом, архаичным пережитком гражданской войны.
Командование автобронетанковых войск РККА всячески старалось от такого наследства избавиться, предлагая отдать все бепо, например, в ведение артиллерийского ведомства. Иного мнения о ценности бронепоездов придерживалось руководство Объединенного государственного политического управления. Еще в 1928 г. в коллегии ОГПУ был поставлен вопрос о создании при школе транспортного управления ОГПУ имени Дзержинского бронепоездного подразделения из курсантов школы. Летом 1928 г. были получены из состава КА бронепаровоз, две бронеплощадки, одна бронедрезина. Бронепоезду вскоре было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского.
Дальнейшее развитие бронепоездных частей происходило как по линии увеличения парка бронепоездов, так и их качественного улучшения. Так кроме бронепоездов на вооружение ОГПУ стали поступать мотоброневые вагоны конструкции Дыренкова. Три вагона и бронепаровоз вместе составляли бронепоезд, но мотоброневагоны были способны двигаться и действовать самостоятельно.
Всего к началу Великой Отечественной войны на вооружении войск НКВД находилось: 34 бронеплощадки, 36 мотоброневагонов и 21 бронепаровоз.
В отличие от Красной Армии бронепоезда НКВД до начала войны не были отдельными воинскими частями, а являлись подразделениями полков по охране железнодорожных сооружений.
Руководил боевой и специальной подготовкой, подбором кадров, организацией ремонта и эксплуатации отдел автобронепоездной службы управления войск НКВД по охране железных дорог (наименование на 1943 г.), который возглавлял полковник И.В.Пылаев .
Те бронепоезда полков НКВД по охране железнодорожных сооружений, которые дислоцировались на западе страны, приняли участие в боевых действиях. С 22 июня 1941 г. по 1 июня 1943 г. было потеряно в боях 15 бронепоездов НКВД, 8 было восстановлено и введено в строй. Столь большие потери свидетельствуют не только о том, что войска НКВД активно участвовали в боях на фронте Великой Отечественной войны, но и об уязвимости бронепоездов, легко становящихся добычей немецких танков или авиации.
Несмотря на это, бронепоезда продолжали оставаться достаточно мощным огневым средством по охране и обороне железных дорог и использовались войсками НКВД и дальше в годы войны. Последние бронепоезда были расформированы в конце 40-х гг. .
Первые броневые подразделения появились в составе войск ВЧК еще во времена гражданской войны.
Уже в 1931 г. в составе Отдельной дивизии особого назначения им.Дзержинского появился бронетанковый полк, а сама дивизия в 1934 г. переформирована в мотомеханизированную. С 1937 г. в составе дивизии был танковый батальон.
На рубеже 20-30-х гг. бронетехника поступает в войска пограничной охраны, где ею вооружаются моторизованные маневренные группы.
О том, какие планы по вооружению бронетехникой вынашивало в те годы руководство ОГПУ, можно догадываться по заказу на 1933 г. в 500 штук танкеток Т-27. В конце 30-х годов они были сняты с вооружения, а танковые подразделения стали вооружаться более современной техникой, в основном танками БТ.
К началу Великой Отечественной войны войска НКВД располагали 312 танками БТ-7 и Т-38, 50 бронеавтомобилями БА-20, ФАИ, БА-27М , которые распределялись в войсках следующим образом.
В состав оперативных полков войск НКВД входили: мотострелковых полков (всего 13 полков) - танковая рота, кавалерийских полков (всего 4 полка) - танковый эскадрон.
В нескольких пограничных отрядах и ремонтных кавалерийских полках были танковые эскадроны. Также в пограничных войсках бронетехникой были вооружены маневренные группы.
Самой большой бронечастью в НКВД накануне Великой Отечественной войны был танковый батальон Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения (ОМСДОН), им командовал майор И.М.Хорьков. С началом войны он разворачивался в танковый полк, но уже осенью 1941 г. полк был переформирован в два танковых батальона. Один остался в ОМСДОН, второй передан во 2-ю мсдон. В боевых действиях эти части участия не принимали, однако участвовали в борьбе с бандитизмом в западных районах страны.
Подготовкой командного состава для автобронечастей НКВД занималось специальное танкетное (танковое) отделение Харьковской школы (с 1937 г. - училища). В 1940 г. автобронетанковым отделением Харьковского кавалерийского училища войск НКВД руководил майор В.Н.Комаров.
Кроме того, переподготовкой танкистов войск ОГПУ-НКВД занимались и Ленинградские бронетанковые командные курсы. Так, например, в 1932 г. окончили ЛБТКУКС командир учебного дивизиона 1-го мото-механического полка ОДОН С.А.Николин и командир дивизиона средних бронемашин 2-го мотомехполка ОДОН ОГПУ А.П.Осипов.
Подготовкой личного состава бронепоездных подразделений в предвоенное время занимались учебные бронепоезда, по одному такому бронепоезду было в дивизиях: 2, 3, 4, 6, 7, 8-й и 10-й. В годы Великой Отечественной войны был сформирован учебный дивизион бронепоездов ...
http://forum.tankfront.ru/viewtopic.php?f=38&t=43
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/