Главное управление лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП)
Главное управление лагерей лесной промышленности с возложенными задачами справляется неудовлетворительно.
План по валовой продукции в 1954 г. выполнен на 90,1% и в 1955 г. на 83,3%. За этот же период выполнение плана по вывозке леса снизилось с 87 до 80%. Только за 1955 г. народному хозяйству было недодано 5,2 млн куб. м древесины. В то же время сверх выделенных фондов ГУЛЛП незаконно израсходовало на собственные нужды 131 тыс. куб. м древесины.
Недовыполнение в 1955 г. плана по выпуску товарной продукции привело к повышению ее себестоимости, что на выполненный объем лесопродукции дало удорожание в 96 млн руб.
Основными причинами невыполнения плана лесозаготовок в 1955 г. явились прежде всего недостаток производственных мощностей и несвоевременное их наращение, а также неудовлетворительная организация труда в лесу и слабое использование механизмов.
ГУЛЛП не обеспечило действенного контроля за правильной организацией лесозаготовительного производства и соблюдением технологической дисциплины. В связи с этим в 1955 г. при наличии на лесозаготовительных работах 103,6 тыс. чел., или 88,4% потребности, план по заготовке леса был выполнен на 80,9%, подвозке — на 80,4% и вывозке — всего лишь на 80%. Вместе с тем при недостатке рабочих ежедневно не использовались 11 тыс. чел. из-за отказов и непредставления работы, а также вследствие необеспечения заключенных охраной.
ГУЛЛП слабо занималось вопросами повышения производительности труда и выполнения норм выработки рабочими. Вследствие этого во втором и четвертом кварталах 1955 г. в среднем 26%, или 31—36 тыс. чел., рабочих-сдельщиков не выполнили нормы выработки. На лесозаготовительных, сплавных и выгрузочных работах в октябре не выполнили норм выработки 17 тыс. чел., или 29% сдельщиков, занятых на этих работах.
Лесозаготовительная техника при высоком коэффициенте ее технической готовности использовалась крайне плохо. В результате этого выработка на машино-смену в 1955 г. по сравнению с 1954 г. снизилась: по автомашинам — на 7,6%, паровозам — на 5,9%, мотовозам — на 14,1% и тракторам КТ-12 — на 9,5%. При этом в 1955 г. выработка на списочный механизм составила: по автомашинам — 7927 куб. м., или 74,5% к плану, по мотовозам — 20950 куб. м. — 90,2%, по тракторам — 6606 куб. м., или 89,3% к плану, и т.д.
Следует отметить, что на коллегии Министерства внутренних дел СССР вопрос о неудовлетворительной работе Главного управления лагерей лесной промышленности в 1955 г. не рассматривался.
Органы снабжения
В системе МВД имеются излишние и параллельно действующие органы снабжения. Наряду с системой Главного управления военного снабжения (ГУВС), штатная численность которого составляет 10 тыс. чел., существует на правах главка Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) с его периферийными органами и со штатной численностью 900 чел.
На ГУВС возложены функции обеспечения пограничных войск, внутренней охраны, органов милиции, лагерей и колоний и других контингентов продовольствием, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом. Общий объем заготовок материальных ценностей и поставок их потребителям на 1956 г. составляет 5211 млн руб., из них 48% — продовольствия.
На ОМТС возложено снабжение органов, лагерей, колоний, строительств и войск всеми видами технических, строительных, лесных материалов, оборудованием, автоимуществом, топливом, горюче-смазочными материалами, имуществом связи и спецтехники.
Обе эти организации со своей основной задачей по обеспечению подразделений МВД СССР продовольствием, вещевым и обозно-хозяйственным имуществом, а также всеми видами материалов, оборудования и автоимущества в 1955 г. в основном справились.
Кроме этих основных органов снабжения ряд главных управлений (ГУЛАГ, ГУЛЛП, ВСУ, ГУПО, Главспецстрой) имеют свои снабженческие организации, которые также занимаются реализацией фондов и снабжением подведомственных им организаций.
Всего в органах снабжения занято около 15,5 тыс. чел. Затраты на содержание этих органов составляют до 160 млн руб.
Наличие органов снабжения, подведомственных различным главкам, привело к тому, что в Москве, столицах союзных республик и в большинстве краевых и областных центров имеется по несколько параллельно действующих снабженческих организаций. Например, в Москве и ее пригородах имеется 18 самостоятельных контор, баз и складов, подчиненных разным главкам.
Конторы и базы, подчиненные разным главкам, в ряде случаев занимаются снабжением одних и тех же контингентов одинаковыми видами имущества. При этом нередко производится переотправка материальных ценностей со складов и баз одних организаций на склады и базы других снабженческих организаций системы МВД, причем допускаются встречные перевозки и перевалки имущества.
Например, со складов Московской конторы снабжения ОМТС (Бескудниково) в первом полугодии 1955 г. было переотправлено на Центральную базу ГУВСа (ст. Реутово) разных технических материалов и оборудования на 1186 тыс. руб. Эта база, в свою очередь, значительную часть имущества переотправила из Реутова обратно в Москву на склад № 57 ГУВСа (Черкизово). За подобного рода операции конторы ОМТС взыскали с ГУВСа в 1955 г. 676 тыс. руб. складских и транзитных наценок.
Допускается необоснованный завоз товаров на склады, что приводит к удорожанию для потребителей стоимости материалов и оборудования. Например, в течение первого полугодия 1955 г. было необоснованно завезено на Бескудниковскую базу ОМТС, а затем переотправлено потребителям товаров на 18,8 млн руб., в результате чего произошло удорожание их на 620 тыс. руб., или на 3,3%. Горьковская контора ОМТС значительную часть автомашин, получаемых с Горьковского автомобильного завода, завозит на свою базу, а затем переотправляет потребителям и за это берет с каждой машины складскую наценку от 254 до 1532 руб. По этой причине удельный вес складских операций по конторам ОМТС высок и составил в 1955 г. 16% от общего товарооборота контор.
В результате завоза на склады и базы большого количества товаров значительная часть их задерживается на складах длительное время, что приводит к замораживанию средств и созданию сверхнормативных запасов. По состоянию на 1 января 1956 г. в органах ОМТС сверхнормативные запасы составили 6992 тыс. руб., или 41%.
Руководство ОМТС недостаточно занималось реализацией излишнего и сверхнормативного оборудования и материалов. По состоянию на 1 октября 1955 г. сверхнормативные запасы материальных ценностей по всей системе МВД составляли 339 млн руб., из них излишних — на 45,7 млн руб.
Все еще велики наценки, взимаемые конторами ОМТС с потребителей за реализацию фондов. По этой причине все конторы дали в 1955 г. необоснованную прибыль в общей сумме 4 млн руб. Политика завышения наценок привела к удорожанию стоимости строительства и готовой продукции, выпускаемой подразделениями МВД.
ОМТС недостаточно также занимался вопросами внедрения новой техники для органов милиции, ОРУДа, пожарной охраны и научно-исследовательских учреждений МВД. Образцы новой техники средств связи (специальные типы автомобилей, мотоциклов, переносной и портативной радио- и телефонной аппаратуры), технических средств криминалистики, новые образцы аппаратуры по регулированию уличного движения зарубежных стран изучаются недостаточно. Мало разрабатываются и почти не осваиваются новые образцы этой техники на отечественных заводах.
Управление кадров
Министерством внутренних дел СССР за последнее время проведена некоторая работа по улучшению качественного состава кадров органов МВД. Однако в деле подбора, расстановки и воспитания кадров имеют место серьезные недостатки.
В центральном аппарате министерства ряд ответственных участков (ГУМ, ГУЛАГ и др.) возглавляют работники, не способные руководить порученным делом и допускающие серьезные провалы в работе. Медленно также решаются вопросы укрепления кадрами слабых участков в периферийных органах МВД, особенно в милиции, исправительнотрудовых лагерях и детских колониях.
Между тем должных мер со стороны министерства и его Управления кадров не принималось. Управление кадров недостаточно контролировало и направляло деятельность кадровых аппаратов главных управлений министерства и его местных органов, в ряде случаев не проявляло должной принципиальности при подборе кадров на руководящие должности, внося предложения о назначении явно неподготовленных или провалившихся работников.
Коллегия министерства редко обсуждала на своих заседаниях вопросы работы с кадрами и почти совсем не принимала участия в подборе кадров на руководящие должности.
Министерство внутренних дел СССР, Управление кадров министерства и местные органы МВД слабо занимаются воспитанием личного состава в духе честного, самоотверженного выполнения служебного долга и непримиримости к проявлениям самоуспокоенности и зазнайства, не предъявляют должной требовательности к работникам МВД за состояние дел на порученном участке, мало уделяют внимания вопросам повышения деловой квалификации и общеобразовательной подготовки кадров.
Во многих периферийных органах МВД, особенно милиции, положение с дисциплиной среди личного состава вызывает серьезную тревогу. В 1955 г. за злоупотребление служебным положением и дискредитацию органов уволено свыше 10 тыс. сотрудников МВД и несколько тысяч подвергнуто взысканиям за нарушение служебной дисциплины. В том же году 865 работников МВД было привлечено к уголовной ответственности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
На протяжении ряда лет в органах МВД происходит большая текучесть кадров, одной из причин которой является плохая постановка воспитательной работы с кадрами и отсутствие должной заботы в органах МВД о материально-бытовых условиях рядового состава милиции и пожарной охраны. В 1955 г. из органов МВД уволено 117 369 чел., в том числе по сокращению штатов — 32 487 чел., по болезни и семейным обстоятельствам — 29 313 чел. и по служебному несоответствию — 11 756 чел. В этом же году на работу в органы МВД было вновь принято 96 440 чел. Очень большая текучесть наблюдается в органах милиции, где в течение последних пяти лет ежегодно увольнялось свыше 11% личного состава.
Серьезные недостатки имеются в организации подготовки и переподготовки кадров в органах МВД. На протяжении последних лет из-за неправильного планирования контингента слушателей учебные заведения МВД с избытком готовят кадры офицеров для войск МВД. В то же время выпуск школ по подготовке офицеров для работы в милиции и лагерях не удовлетворяет потребность в этих кадрах. Так, из числа 2966 офицеров, подготовленных в 1953—1955 гг. в военных училищах МВД, 1640 чел. были направлены на работу не по специальности. Несмотря на имеющийся недостаток подготовленных оперативных работников милиции, МВД СССР в 1954 г. упразднило несколько школ милиции с контингентом слушателей 900 чел.
Наряду с этим в учебных заведениях МВД готовятся офицеры-связисты, автотехники, офицеры интендантской, финансовой и арттехнической служб, тогда как целесообразнее было бы получать этих специалистов из соответствующих училищ Советской Армии.
МВД СССР имеет военный институт, который готовит офицеров с высшим военным образованием для войск и органов МВД. Однако в учебной и воспитательной работе института имеются крупные недостатки: не определен четко профиль подготовки слушателей; в учебном плане мало отведено времени для изучения профилирующих дисциплин — тактики и оперативного использования войск МВД, организации и тактики МПВО; нет разработанных и утвержденных программ. Некоторые дисциплины, особенно по тактике и использованию войск МВД, преподаются на низком уровне, в отрыве от практической деятельности и задач войск.