В сети появилось сообщение, что скончался скончался Алексей Владимирович Баталов
Сергей Кудрявцев: Дело Румянцева
Эта картина вышла на экран в начале марта 1956 года, то есть аккурат в момент исторического XX съезда КПСС, и действительно воспринималась в особом ключе — не только как шофёрская история с криминально-детективным сюжетом. Интересно, что в советском прокате фильм Иосифа Хейфица оказался несколько успешнее его предыдущей работы «Большая семья», которая была как бы переходной для самого режиссёра и вообще для кинематографа первых лет постсталинской эпохи. А вдобавок «Дело Румянцева» показательно заняло шестое место по итогам 1956 года между лентами «Два капитана» и «Утраченные грёзы».
Казалось бы, какая может быть связь между отечественным социально-героическим романом, итальянской социальной мелодрамой, созданной на излёте неореализма, и вроде бы заурядным рассказом о молодом шофёре-дальнорейсовике Саше Румянцеве, который был несправедливо обвинён в хищении грузов… Как ни странно, их объединяет тема утраты прежних иллюзий и последующего обретения так необходимого доверия. А в условиях слома общественного сознания этот, по сути, вечный мотив поиска своей социальной идентичности, то есть признания достоинств собственной личности другими людьми и обществом в целом, стал чуть ли не ключевым. Конечно, в любые времена человеку неприятно, если на него, что называется, «шьют дело», считают виновным в том, чего он не совершал, но не может доказать свою правоту, поскольку принято верить фактам и свидетельским показаниям, а не чисто человеческим уверениям в полной непричастности к преступлению или проступку. Презумпция невиновности хороша только на бумаге, а на практике зачастую действует противоположный принцип, когда, наоборот, следует оправдываться перед законом.
Саша Румянцев пострадал из-за наветов спекулянтов и жуликов, в том числе — начальника автобазы Королькова, который послал его в рейс с краденым грузом. Но в истории, придуманной Юрием Германом и Иосифом Хейфицем, которые сами настрадались от режима в послевоенные времена, когда были гонения на ленинградских деятелей искусства после известного ждановского постановления 1946 года и по случаю борьбы с космополитизмом после фабрикации «дела врачей», разумеется, прочитывались ещё и иные нюансы. Что как раз позволило воспринимать типичный «шофёрский детектив» (кстати, в том же 1956-м ещё лучше прошла в кинотеатрах картина «Дело № 306», в которой за обычной автокатастрофой скрывались… происки шпионов) всё же как драму о человеке, который вынужден отстаивать своё личное и профессиональное достоинство.
И тут понадобилось актёрское и человеческое обаяние, зарождавшийся имидж нового социального героя в исполнении Алексея Баталова (он практически был открыт для кино в «Большой семье» и потом не раз прославлен именно Хейфицем), чтобы зрители тоже могли поверить, что такой персонаж не только не способен совершить нечто недопустимое, но, напротив, обладает всеми привлекательными чертами простого и вместе с тем очень достойного человека. Забавно лишь то, что по традиции главными мошенниками в «Деле Румянцева» оказались люди с такими фамилиями, как Шмыгло и Прус, причём последнего сыграл эстонский актёр Антс Эскола, которому, как прибалтийцу, не раз приходилось выступать на экране в образе врага.
1998
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/