Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дело Румянцева. Х/Ф, 1955

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В сети появилось сообщение, что скончался скончался Алексей Владимирович Баталов

Сергей Кудрявцев: Дело Румянцева
Эта картина вышла на экран в начале марта 1956 года, то есть аккурат в момент исторического XX съезда КПСС, и действительно воспринималась в особом ключе — не только как шофёрская история с криминально-детективным сюжетом. Интересно, что в советском прокате фильм Иосифа Хейфица оказался несколько успешнее его предыдущей работы «Большая семья», которая была как бы переходной для самого режиссёра и вообще для кинематографа первых лет постсталинской эпохи. А вдобавок «Дело Румянцева» показательно заняло шестое место по итогам 1956 года между лентами «Два капитана» и «Утраченные грёзы».
Казалось бы, какая может быть связь между отечественным социально-героическим романом, итальянской социальной мелодрамой, созданной на излёте неореализма, и вроде бы заурядным рассказом о молодом шофёре-дальнорейсовике Саше Румянцеве, который был несправедливо обвинён в хищении грузов… Как ни странно, их объединяет тема утраты прежних иллюзий и последующего обретения так необходимого доверия. А в условиях слома общественного сознания этот, по сути, вечный мотив поиска своей социальной идентичности, то есть признания достоинств собственной личности другими людьми и обществом в целом, стал чуть ли не ключевым. Конечно, в любые времена человеку неприятно, если на него, что называется, «шьют дело», считают виновным в том, чего он не совершал, но не может доказать свою правоту, поскольку принято верить фактам и свидетельским показаниям, а не чисто человеческим уверениям в полной непричастности к преступлению или проступку. Презумпция невиновности хороша только на бумаге, а на практике зачастую действует противоположный принцип, когда, наоборот, следует оправдываться перед законом.
Саша Румянцев пострадал из-за наветов спекулянтов и жуликов, в том числе — начальника автобазы Королькова, который послал его в рейс с краденым грузом. Но в истории, придуманной Юрием Германом и Иосифом Хейфицем, которые сами настрадались от режима в послевоенные времена, когда были гонения на ленинградских деятелей искусства после известного ждановского постановления 1946 года и по случаю борьбы с космополитизмом после фабрикации «дела врачей», разумеется, прочитывались ещё и иные нюансы. Что как раз позволило воспринимать типичный «шофёрский детектив» (кстати, в том же 1956-м ещё лучше прошла в кинотеатрах картина «Дело № 306», в которой за обычной автокатастрофой скрывались… происки шпионов) всё же как драму о человеке, который вынужден отстаивать своё личное и профессиональное достоинство.
И тут понадобилось актёрское и человеческое обаяние, зарождавшийся имидж нового социального героя в исполнении Алексея Баталова (он практически был открыт для кино в «Большой семье» и потом не раз прославлен именно Хейфицем), чтобы зрители тоже могли поверить, что такой персонаж не только не способен совершить нечто недопустимое, но, напротив, обладает всеми привлекательными чертами простого и вместе с тем очень достойного человека. Забавно лишь то, что по традиции главными мошенниками в «Деле Румянцева» оказались люди с такими фамилиями, как Шмыгло и Прус, причём последнего сыграл эстонский актёр Антс Эскола, которому, как прибалтийцу, не раз приходилось выступать на экране в образе врага.
1998

0

2

Стражник написал(а):

скончался скончался Алексей Владимирович Баталов

Земля пухом.

Стражник написал(а):

как прибалтийцу, не раз приходилось выступать на экране в образе врага.

Самих себя играли, :-)). :crazy:

0

3

Стражник написал(а):

в любые времена человеку неприятно, если на него, что называется, «шьют дело», считают виновным в том, чего он не совершал, но не может доказать свою правоту, поскольку принято верить фактам и свидетельским показаниям

Вообще, относительно уголовного дела с "фактами" в сюжете не густо. Водитель оказывается втянутым в хищение дефицита (ткани). Кроме утраты груза, при нем обнаруживается поддельная накладная и существенная сумма наличными. Даже при том, что он не запомнил людей, у которых получал и кто перегрузил тюки с дефицитом, первое что ляжет в основу расследования - то, что если Румянцев и виновен, он никак не мог действовать один. Наиболее вероятная, если не единственная, вытекающая оценка - хищение группой лиц. Иначе - молодой водила, с практически безупречной репутацией (единственное "пятно" - дтп), узнает место расположения дефицитного товара. Выяснив, изготавливает именно на этот товар накладную и без помех получив желаемое увозит с базы. При этом остается единственным обвиняемым, без реальных действий по выявлению остальной группы ....  Остальными участниками хищения следователь просто не интересуется, вскользь задает вопрос о передавших Румянцеву груз, после чего определяет последнего основным подозреваемым.
Если допустить, что Румянцев все это провернул в одиночку - то это безусловный криминальный "талант". Который. после поломки, несколько часов сидит с фальшивой накладной и крупной суммой наличных, дожидаясь своих с базы. Дожидается с уликами, по версии обвинения, прекрасно зная, что этот именно улики. При этом никаких попыток избавиться от поддельной накладной, наличных, либо соорудить себе алиби. Мол "живот скрутило, отошел от машины, а кто то ее того" ....
Мало того, "зная" о "совершенном им" хищении, А. Румянцев еще и пытается обратиться к своей базе, что бы ему помогли починиться. Так что, "факты" в пользу определения Руманцева главным обвиняемым - довольно зыбкие.
Впрочем, версию, о том именно Румянцев - главный организатор хищения, продвигает только следователь, капитан милиции. Возможно, это первый отрицательный образ милиционера в отечественном кино. Старший, более опытный сыскарь, немедленно исходит из очевидного - действовала группа.
Впечатление, что сюжет с Румянцевым, как главным подозреваемым, реализован исключительно с целью изобразить "плохого" следователя милиции.

0