Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



С праздником, дознаватели!!! 16 октября

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Поздравляем !!! http://www.kolobok.us/smiles/standart/drinks.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/kiss.gif  http://doodoo.ru/smiles/wo/bubu.gif

16 октября подразделения дознания отмечают свой профессиональный праздник – День образования службы
В соответствии с приказом МВД РСФСР №368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие необязательно» от 16 октября 1992 года в составе милиции общественной безопасности были окончательно сформированы специализированные подразделения дознания и введена должность «дознаватель».

Несмотря на то, что дознание отмечает свой профессиональный праздник с 1992 года, история этой службы берет начало в Российской Империи. Слово «дознание» происходит от широко распространенных в прошлом русских слов «дознать», «дознаться», то есть точно разузнать, удостовериться в чем-нибудь. Непосредственно термин «дознание» был впервые употреблен в Судебных уставах уголовного судопроизводства 1864 года и определялся как «первоначальные изыскания, проводимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до них слухов и сведений о преступлении». Под дознанием понималась первоначальная проверка имеющейся информации о преступлении, проводимая полицией.

Однако советская власть полностью отменила царское законодательство. Первоначальную регламентацию дознание получило в инструкции НКВД и НКЮ РСФСР, принятой в 1918 году, об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Таким образом,  милиция стала первым органом, которому в советском уголовном процессе были даны функции дознания. Немаловажным вопросом считалось соблюдение принципа социалистической законности, получившего выражение в требовании руководствоваться при производстве дознаний постановлениями рабоче-крестьянского правительства.

В 1923 году был принят новый  Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, который установил процессуальные полномочия органов дознания, исходя из характера уголовных дел. Более значительные изменения в деятельность органов дознания были внесены 20 октября 1929 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, утвержденным 2-й сессией ВЦИК 14 созыва. «Органом дознания является милиция, уполномоченные на то государственные учреждения и организации, а также командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений».
В 1982 году МВД СССР была  введена специализация сотрудников милиции в работе по производству дознания, а также должности инспекторов по дознанию.
С образованием (указ Президент России от 12 февраля1992 г.) милиции общественной безопасности (МОБ), в ее состав вошли специализированные подразделения дознания, которые были созданы в структуре местной милиции на всех уровнях.     
В  2011 году в связи с реорганизацией органов внутренних дел специализированное подразделение дознания непосредственно стало подчиняться  начальнику полиции.

+1

2

С праздником!!!

0

3

Поздравляю с праздником! Удачи!

0

4

Присоединяюсь к поздравлениям!

Кстати, тема натолкнула на мысль о том, что тема дознания в Советской милиции нами непростительно не освещена.

0

5

Сержант милиции написал(а):

Кстати, тема натолкнула на мысль о том, что тема дознания в Советской милиции нами непростительно не освещена.

Надо освещать :)

0

6

Сержант милиции написал(а):

дознания в Советской милиции нами непростительно не освещена.

Да-да, осветите, пожалуйста!  И объясните нам, маленьким и пушистым, хоть и не всегда белым, в чём разница расследования и дознания? По смыслу слов, так вроде как синонимы. А по сути?

0

7

Лариса написал(а):

Да-да, осветите, пожалуйста!

Пока нашёл только вот это:

История становления и развития подразделений дознания

Ежегодно, 16 октября в органах внутренних дел отмечается - день образования специализированных подразделений дознания. Служба молодая, но имеет свою историю, которая началась задолго до создания специализированных подразделений.

В истории своего развития дознание коренным образом меняло свою сущность и значение практически при каждом принятии нового уголовно-процессуального закона, так как законодатель стремился именовать, по сути, различную деятельность одним и тем же термином – «дознание».

Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в России имеет глубокие корни. Сведения о ней обнаруживаются в первых русских источниках права. Однако слово «дознание» появилось в обиходе в 18 веке, с начала Петровских реформ.

В 1715 году образована Главная полицмейстерская канцелярия, впоследствии подчиненная Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру Девиеру, в обязанности которого Указом Петра I от 25.05.1718 № 3203 было вменено производство следственных действий, дознания по уголовным делам.

08 июня 1860 года Указом Императора Александра II утверждаются следующие нормативные акты: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступления или проступок». В соответствии с императорским указом следственная часть отделялась от полиции, на которую возлагалось обнаружение противозаконных деяний и виновных в их совершении лиц, что осуществлялось путем дознания - негласного разведывания.

Производство по уголовному делу начиналось земской или городской полицией и подразделялось на предварительное и формальное. В разделе, посвященном предварительному следствию, говорилось о поводах к началу производства следствия, о расследовании «по горячим следам», о розыске подозрительных лиц и наблюдении за ними, о розыске поличного с произведением для этого обысков и выемок, о мерах, применяемых к обвиняемому для пресечения способов уклониться от следствия и суда, о задержании обвиняемого. К формальному следствию относились допросы обвиняемых, собирание доказательств, принятие мер к обеспечению с обвиняемого различного рода взысканий. В дальнейшем предварительное и формальное следствие трансформировались соответственно в дознание и предварительное следствие

В период Судебной реформы 1864 года императором были утверждены четыре закона, в числе которых «Устав уголовного судопроизводства», в котором дознание нашло более подробную регламентацию. Устав дифференцировал формы судопроизводства в зависимости от тяжести преступления. По преступлениям, подсудным мировому судье (к ним относились преступления, за которые могло быть назначено наказание до полутора лет тюремного заключения) предварительное следствие не проводилось, а материалы, собранные полицией в ходе дознания, направлялись непосредственно в суд. При этом полномочия полиции при производстве дознания отличались от ее полномочий по делам, подсудным общим судам. Полиция имеет право производить осмотры, освидетельствования, обыски, допросы, то есть действия, рассматриваемые Уставом уголовного судопроизводства как следственные. Основным представляемым суду документом, в котором излагались необходимые сведения о противоправном деянии и личности подозреваемого, являлся протокол. Строгих требований к соблюдению формы протокола закон не предусматривал, поскольку считалось, что содержащиеся в нем сведения являются первоначальными и подлежат проверке в ходе судебного следствия. Допускались и устные сообщения полиции о противоправном деянии и сведений о подозреваемом, которые судья обязан был принять к рассмотрению. При устном судоговорении чины полиции допускались в качестве обвинителей.

В июле 1908 года принят закон об организации сыскной части, в соответствии с которым при полицейских управлениях были созданы сыскные отделения, занимавшиеся производством дознания по уголовным делам и оперативно-розыскными мероприятиями.

С упразднением дореволюционной полиции производство дознания возлагается на милицию. Так, 28 октября (10 ноября) 1917 года НКВД издает Постановление «О рабочей милиции», а в 1918 году учреждается уголовный розыск, одной из обязанностей которого становится производство предварительного расследования в форме дознания.

Производство дознания в виде неотложных действий по обнаруженному милицией преступлению с последующей передачей собранных материалов органам предварительного следствия возлагается на милицию Инструкцией Наркомата юстиции, изданной в июле 1918 года. Перечень неотложных следственных действий ограничен осмотром, обыском и выемкой. Право милиции на производство дознания по делам в полном объеме было закреплено в Положении о народном суде от 30.11.1918 года.

Постановлением НКВД и Наркомата юстиции от 07.10.1918 года утверждается Инструкция «Об организации советской Рабоче-крестьянской милиции», где также находит отражение полномочие милиции производить дознание по уголовным делам под руководством судей и следственных комиссий.

Принятым в 1922 году УПК РСФСР установлен круг органов дознания. К ним отнесены: органы милиции и уголовного розыска, органы Государственного политического управления, а также органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекции и инспекции труда по делам, отнесенных к их ведению, правительственные учреждения и должностные лица, по делам о проступках, подлежащих дисциплинарному взысканию. В соответствии со ст.104 УПК органы дознания имели право, наряду с производством обысков, выемок, осмотров, производить освидетельствование и опрашивать подозреваемых лиц и свидетелей. Срок производства дознания не мог превышать одного месяца. Если совершенное преступление влекло за собой наказание до одного года лишения свободы, органы дознания могли передавать уголовное дело в суд минуя прокурора, все остальные дела должны были направляться прокурору, который мог принять следующие решения: вынести постановление о предании обвиняемого суду или прекратить дело, или направить его для производства дополнительного дознания.

Следующий УПК РСФСР принимается в 1923 году и впервые на законодательном уровне закрепляет два вида дознания. Так, ст.98 УПК определяет, что деятельность органов дознания «различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным, или же по делам, по которым акты их могут послужить основаниям к преданию обвиняемых суду без производства предварительного следствия». Дознание второго вида производилось по всем правилам, установленным для предварительного следствия.

В УПК 1960 года вновь нашло отражение 2 вида дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Законодатель пошел по пути сужения перечня преступлений, расследование которых ограничивается дознанием. Если к моменту принятия УПК 1960 года расследование в форме дознания предусматривалось по 56 составам преступлений, то после его принятия всего по 19 статьям УК.

После создания в 1963 году следственного аппарата в Министерстве охраны общественного порядка (МООП) дознание в значительной мере утратило свою функцию, поскольку для его осуществления не были созданы соответствующие организационные структуры, что не могло не сказаться на качестве проведения неотложных следственных действий и материалов, направляемых в суд. 31 июля 1963 года приказом МООП «О производстве дознания в органах милиции» устанавливается порядок, по которому производство дознания по уголовным делам должно было поручаться «наиболее опытным, имеющим юридическую подготовку оперативным работникам уголовного розыска, БХСС, других служб и участковым инспекторам». Таким образом, функция дознания была рассредоточена между отдельными службами милиции. Вместе с тем, в приказе отмечалось, что сотрудники, производящие дознание, от оперативной работы не освобождаются.

Проблема образования в милиции службы штатного дознания возникала практически постоянно на протяжении всего периода существования ОВД. Сама жизнь показала необходимость в подобной службе, для сотрудников которой расследование преступлений – основная задача. Это было обусловлено рядом объективных факторов, в числе которых последовательное обособление в системе ОВД следственного аппарата и сосредоточение его усилий на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений; возложение обязанностей по раскрытию и расследованию иных преступлений на милицию общественной безопасности; предстоявшее в рамках разрабатываемого УПК РФ упорядочение подследственности с целью передачи в ведение специализированного дознания расследования дел о преступлениях небольшой и средней тяжести и другими причинами.

Специализация сотрудников милиции по производству дознания установлена в начале 90-х годов прошлого века, когда Приказом МВД СССР от 05.08.1982 года № 254 в системе МВД введены должности инспекторов и старших инспекторов по дознанию. Приказ МВД СССР от 20.12.1985 года №240 ввел в действие Инструкцию по организации и производству дознания в ОВД.

Значительное влияние на формирование специализированных подразделений дознания оказало принятие в 1991 году Закона РСФСР «О милиции», в соответствии с которым милиция разделена на криминальную и милицию общественной безопасности. Компетенция органов дознания существенно расширилась с принятием Закона РФ 29.05.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный Кодексы РСФСР», когда ряд преступлений (58 статей УК РСФСР), по которым ранее проводилось предварительное следствие, был отнесен к компетенции дознания, расширился и круг деяний, по которым применялась досудебная подготовка материалов в протокольной форме.

В связи с тем, что расследование уголовных дел нередко поручалось некомпетентным сотрудникам милиции, процессуальный контроль за производством дознания осуществлялся слабо, что приводило к многочисленным нарушениям законности, Приказом МВД РФ от 16.10.1992 года №368 в структуре МОБ созданы специализированные подразделения дознания. Должности инспекторов и старших инспекторов по дознанию переименовываются соответственно на «дознаватель» и «старший дознаватель». Этим же приказом утверждено примерное положение об организации работы специализированных подразделений дознания МОБ, а целью создания и основными функциями образованной службы названы качественное и более полное выполнение задач по расследованию преступлений, по делам о которых предварительное следствие необязательно и осуществление протокольной формы досудебной подготовки материалов. Приказом МВД РФ от 09.07.2002 года №654 дата издания указанного выше приказа объявлена датой образования службы дознания милиции общественной безопасности.

Современные тенденции развития уголовной политики России выводят дознание в число основных служб, определяющих результативность борьбы с преступностью. Так, принятый в 2001 году УПК РФ относит к подследственности дознавателей органов внутренних дел 126 составов преступлений (79 статей УК РФ) и уже не делит дознание на два вида. В соответствии с п.8 ст.5 УПК РФ под дознанием теперь понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно. Ни рассмотрение заявлений (сообщений) о преступлениях, ни производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, дознанием не является.

Однако, на сегодняшний день по России семимильными шагами идет реформа органов внутренних дел. Милиция - переименована в полицию и думается, что метаморфозы подразделений дознания только начинаются...

0

8

И снова с праздником всех причастных!

0

9

С праздником!!! Удачи всем! И здоровья!
От Ларисы и Акула

0