Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Внутренние войска. » "БП-56" - героический бронепоезд войск НКВД.


"БП-56" - героический бронепоезд войск НКВД.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Сообщение от Стражника
Оказывается, в сети целый форум по этому героическому эпизоды войны.
Извлечение:
Сергей КОВАЛЕНКО: ПАМЯТЬ. НАШ БРОНЕПОЕЗД
 
Въезжая с севера в город Канев, что на Черкасщине, трудно не заметить этот памятник – замершую на на вечной стоянке громадину бронепоезда. Грозно ощетинились стволами пушек и пулеметов две двубашенные бронеплощадки, прицепленные впереди и позади бронепаровоза, на тендере которого возвышаются перископ командирской рубки и счетверенный зенитный пулемет.. Сюда, по местному обычаю, приносят цветы молодожены, здесь по праздникам дни собираются каневцы, многие из которых – живут на соседней улице Героев Бронепоезда.
Памятник необыкновен хотя бы потому, что в городе нет железной дороги. Но в начале сороковых годов минувшего столетия здесь был вокзал, по насыпи (на котором ныне подъездной путь к гидроэлектростанции) проходила дорога Мироновка – Канев, что тянулась на левый берег Днепра через мост, который был частично демонтирован после войны, с завершением строительства ГЭС. А вокзал и магистраль, дотла разрушенные беспощадными бомбежками сорок первого, которые начались уже 23 июня, восстанавливать не стали.
Уже по одному этому факту можно понять, что происходило летом 1941 года на земле Каневщины, которая стала ареной жестоких боев – столкнувшись с крепкой обороной на подступах к Киеву, войска немецкой группы армий ”Юг” старались пробиться к Днепру южнее и овладеть переправами, чтобы развивать наступление на левобережную Украину. Противник имел перевес в пехоте и артиллерии в два, в самолетах – в полтора раза, не говоря уже о выучке гитлеровских вояк, которым противостояли наспех сформированные стрелковые части и народное ополчение, которые практически не имели бронетехники. Чтобы хотя бы частично компенсировать потерю тысяч советских танков и бронемашин, уничтоженных или брошенных в ходе боевых действий на западной границе, командование Красной Армии привлекало к активным боевым действиям бронепоезда войск НКВД.
Памятник в Каневе - место ратной славы украинских Внутренних войск, место подвига, в котором ярко проявились мужество, самоотверженность и профессионализм воинов, которые носили изображения танков на краповых петлицах. Ведь бронепоезд, о котором пойдет речь, входил в состав 56-го полка 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог (в то время – самостоятельный род Внутренних войск).
Бронепоезд, о котором пойдет речь, входил в состав 56-го полка 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог (в то время - самостоятельный род внутренних войск). По состоянию на 22 июня 1941 года, кроме 53 армейских бронепоездов СССР имел и солидные бронесилы НКВД: 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 современных моторных броневагонов. Как правило, бронепоезд (либо подразделение мотоброневагонов) входил в состав каждого "железнодорожного" полка войск НКВД и служил мощным резервом для усиления полковых гарнизонов (в составе от отделения до роты), охранявших мосты и другие важные объекты вдоль магистралей.
Кому-то "крепости на колесах", наверное, кажутся оружием архаичным для времен Второй мировой - наподобие пулеметной тачанки. Действительно, бронепоезд был "привязан" к железнодорожному пути, имел крупные размеры, которые делали его хорошей целью для врага, вдобавок сложной проблемой были снабжение и ремонт (один лишь бронепаровоз требовал чуть ли не ежедневной заправки тоннами горючего и воды). Тем не менее, эта техника имела многочисленные "плюсы": скорость передвижения, независимость от погоды и состояния грунта, высокие мощность и точность огня - как прямой наводкой, так и с закрытых позиций, значительный боекомплект, надежная защита брони толщиной 15-45 мм.
Кроме того, советские командиры опирались на богатый боевой опыт применения бронепоездов, накопленный во время гражданской войны, и имели тщательно отобранные и подготовленные экипажи, в которых большинство бойцов владели смежными специальностями. Между прочим, многое из правил боя "железнодорожных броненосцев" было заимствовано у моряков: действовал аналогичный корабельному боевой расчет, и от момента, когда бронепоезд, сформированный "по-боевому" (паровоз между бронеплощадками, тендером к противнику), отправлялся к линии фронта, никто из экипажа не имел права оставить свой пост без разрешения командира. Устав предусматривал суровое правило: в арьергардном бою бронепоезд должен был обеспечивать выход из боя и отрыв от противника своих войск "даже ценой собственной гибели". Именно так в сорок первом действовали бронепоезда НКВД, принимая на себя вражеские удары, и это самопожертвование вполне соответствовало жестокой логике войны — ведь у разбитой, деморализованной пехоты не было ни брони, ни башенных пушек... Именно такая задача была поставлена бронепоезду №56 летом сорок первого...
Как и другие бронепоезда НКВД, он не имел красивого названия - лишь бортовой номер, который соответствовал номеру полка. Поскольку БП-56 был устаревшего типа, он до войны числился учебным, и в коллективе его экипажа опыт и профессионализм командиров, которые являлись преподавателями и инструкторами "учебки", удачно сочетались с юношеским энтузиазмом курсантов, для которых выпускным экзаменом стала война. Уже с 23 июня старый бронепоезд начал боевые действия, отбивая воздушные атаки во время дежурств на станции Киев и патрулируя участки Киев-Тетерев и Киев-Фастов. 12 июля, выполняя задачу командира дивизии, БП-56 отправился в район Бородянки, куда прорвались немецкие танки. Боевой "дебют" экипажа, который возглавлял 38-летний старший лейтенант Петр Ищенко, дорого стоил немцам: внезапно появившись на окраине станции, бронепоезд открыл ураганный огонь прямой наводкой, уничтожил 6 танков и заставил противника отступить.
о время боев на бронепоезд охотилась вражеская авиация, тем не менее, как ни удивительно, он оставался незамеченным - помогал камуфляж, маскировочные сетки с травой и ветвями, кроме того, благодаря мастерству машинистов паровоз не выдавал себя дымом и паром. Все дни на бронепоезде шла круглосуточная, изнурительная боевая работа: днем - патрулирование, разведка, удачные огневые налеты, ночью - ремонт повреждений, погрузка боеприпасов, угля и воды.

Утром 7 августа около двух полков противника атаковали позиции 97-й стрелковой дивизии близ поселка Трошин. Несмотря на интенсивный артобстрел, БП-56 вышел на открытую позицию, шрапнель четырех 76-мм пушек и очереди всех ХХ бортовых пулеметов нанесли огромный урон густым колоннам вражеской пехоты, двигавшимся в полный рост. Маневрируя, в течение дня бронепоезд отразил еще шесть атак, израсходовав 1300 снарядов и несколько тысяч патронов, помешав врагу окружить 1054-й стрелковый полк, комиссар которого позже специально приехал поблагодарить храбрый экипаж "Бориса Петровича" (так бойцы шутливо именовали бронепоезд)... Между прочим, именно в 1054-м полку в то время воевал молодой красноармеец Олесь Гончар, который в одном из боев на Каневщине был ранен. Вполне возможно, именно боевое мастерство экипажа бронепоезда спасло жизнь будущему классику украинской литературы, автору "Знаменосцев"...

С боем БП-56 прорвался на станцию Канев, которую круглые сутки бомбардировали артиллерия и авиация противника. Бронепоезд маневрировал, уклоняясь от обстрелов, но ремонтники не успевали восстанавливать поврежденные колеи. Вдруг взрыв снаряда разрушил путь под задней бронеплощадкой, которая сошла с рельсов. Однако через несколько часов экипаж сделал то, что казалось невозможным, - под огнем поднял вагон на рельсы и устранил повреждения. Пополнив запасы, бронепоезд вернулся на позицию, получив новую задачу - прикрывать отход на левый берег Днепра частей 26-й армии, обозов и машин с ранеными. Вечером 10 августа произошло непоправимое - во время очередного налета немецкие бомбы сильно повредили мост. Его удалось восстановить лишь частично - на левый берег снова двинулся строй машин, телег, пушек, пешие колонны. Но бронепоезд через мост пройти уже не мог. На протяжении следующих дней он еще и утратил возможность двигаться: артобстрелы и бомбежка полностью уничтожили остатки железнодорожных путей. Конечно, на борту БП-56 все сознавали, что их "Борис Петрович" обречен. Но суровые традиции войск НКВД исключали даже обсуждение возможности оставить бронепоезд, отступить без приказа. Пока они могли стрелять - оборона держалась, и каждый в экипаже заботился не о собственном спасении, а о том, чтобы нанести как можно больший вред врагу, задержать его, пусть на несколько дней. Более того - раненые после перевязки возвращались на свои боевые посты. Уже неподвижная, "крепость на колесах" продолжала вести бой. Стволы пушек раскалялись так, что в одном из них вдруг заклинило снаряд, в кожухах бортовых "максимов" кипела вода, экипаж задыхался от пороховых газов - но бронепоезд стрелял!
Наконец 14 августа противник обнаружил огневую позицию и бросил на бронепоезд десятки (!) пикирующих бомбардировщиков, усилил методичный артобстрел. Около 11.00 взрыв тяжелой бомбы разрушил бронепаровоз - были убиты трое и ранены двое членов экипажа, уничтожена рация. В продолжение дня еще четыре воина получили ранения - но "трехдюймовки" и пулеметы не замолкали. В 19.00 вследствие очередной бомбежки паровоз упал под откос, одна бронеплощадка, сброшенная с рельсов, повисла на краю насыпи, на второй были повреждены обе орудийные башни. Но когда гитлеровцы попытались прорваться к мосту, смертельно раненый БП-56 снова открыл огонь - и отбил атаку! Лишь в 23.00 по приказу командующего 26-й армией экипаж Ищенко начал оставлять бронепоезд. Они отступали достойно, без суеты, несмотря на вражеский огонь: подобрали брошенный армейцами грузовик и прежде всего отправили на левый берег Днепра раненых товарищей. До утра снимали и переправляли в тыл пулеметы, замки пушек, боеприпасы и оптические приборы - спасли все, что могло понадобиться в следующих боях. В конце концов, подорвали родную "броню", которая не раз спасала им жизнь. Подвиг Ищенко и его подчиненных получил высокую оценку командования - что вообще-то было нехарактерно для начального периода войны. Герои получили повышение в воинском звании, ордена и медали, в частности, Петр Ищенко стал капитаном (в 38 лет уже полковниками становятся), был отмечен орденом Ленина. Позднее Петр Кириллович возглавил дивизион бронепоездов, заслужил еще четыре боевых ордена, уволился в запас в 1948 году в звании подполковника…
…А в 1980 году, к 35-летию Победы, в Каневе был торжественно открыт памятник - построенный коллективом местного завода "ХХХХХХ" макет БП-56, возле которого каждый год будут собираться с разных концов СССР члены легендарного экипажа, пока у них будет хватать для этого сил и здоровья...
(с) майор Коваленко (Киевский телеграф, 2004)

Материал:
http://ussr1939-1953.ru/forum/index.php?showtopic=248

0

2

Материал хороший, но.... мы опять пиарим чужой ресурс....  :sceptic:

0

3

Сообщение от Стражника
Сержант,
Во-первых, раз они этой темой занялись, вынесли ее "на люди" - из омута забвения и потоков лжи, то они нам не чужие   
во вторых - если мы этот материал обработаем, оформим - то он станет элементом создаваемой нами картины.
Пока до второго руки не дошли - а здесь скорее технический пост, мы с тобой физически не успеваем все обработать, пока хоть просто поддержим тему.
Кстати, впечатление, что там народ порядочный и неравнодушный, так что, при возможности, имеет смысл выйти на них

0

4

Похоже, ресурс ussr1939-1953.ru  прекратил существование. По ссылке - голимая реклама. Хорошо бы поднять полный материал о героическом бронепоезде.
Вот здесь воспроизведен:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2565

0


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Внутренние войска. » "БП-56" - героический бронепоезд войск НКВД.