ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ Дата: 21 Февраля 2008. Автор: Владимир Карасаев
«Солдатского вида не потеряли...»

Железнодорожная жандармерия верой и правдой служила Царю и Отечеству в годы войны с Японией и революционных событий 1905 года.
Окончание. Начало в № 5,6

Начало русско-японской войны жандармское полицейское управление Забайкальской железной дороги встретило слаженным, боеспособным подразделением. После объявления мобилизации в России началось усиленное передвижение войск и грузов военного ведомства с запада страны на восток. Это потребовало усилить надзор за порядком на железной дороге.  Ввиду недостатка на ней жандармских чинов шеф жандармов приказал отклонять ходатайства подчиненных Забайкальского управления о зачислении их в действующую армию и прекратить кратковременные отпуска.

Шестого февраля в Забайкальской области приказом Наместника его императорского величества на Дальнем Востоке было объявлено военное положение. Общее руководство по обеспечению  государственного порядка и объединению мер охраны путей стал исполнять начальник штаба войск Сибирского военного округа генерал-лейтенант Сухотин.

Министерство внутренних дел, признавая необходимым временно усилить жандармский полицейский надзор на Забайкальской железной дороге, командировало на нее четырех обер-офицеров и пятьдесят унтер-офицеров. А в августе из разных российских жандармских управлений прибыло еще восемьдесят унтер-офицеров. Наряду с железнодорожными жандармами среди них были и нижние чины Финляндского, Владимирского, Нижегородского, Екатеринбургского, Казанского, Петровского губернских управлений, Шлиссельбургского жандармского крепостного управления, Одесской городской конной жандармской команды. Кроме того, для усиления караульной службы прибыли три роты Семипалатинского резервного батальона Сибирского военного округа и казаки Шестого Сибирского казачьего полка. Казаки, поступившие в подчинение Иркутского района охраны производили дозоры и разъезды в долинах рек Иркута, Ольха, Курша и прилегающей местности к станции Михалево, вели разведку до Байкала и к станции Половинка, а также были проводниками для указания дороги от станции Иркутск до деревни Смоленка войскам, которые двигались по грунтовому тракту. Одним из казачьих разъездов в бурятском улусе вблизи станции Бада был задержан монгольский лама Шираб Цыденов, у которого не оказалось документов о личности, а при обыске был обнаружен вычерченный на кальке план моста через залив реки Шилка на 375 версте Забайкальской дороги.

Вместе с охранной службой на железной  дороге и в полосе  отчуждения у  железнодорожных жандармов  добавились и другие обязанности. В частности – пресекать распространение слухов, в чем были замечены, как говорилось в одном из приказов, «многие лица, даже состоящие на службе... они позволяют себе в буфетах, общих комнатах железнодорожных станций и других публичных местах гласно обсуждать распоряжения военно-начальствующих  лиц».
http://zdr.gudok.ru/pub/15/103503/

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/