Исаев Андрей Анатольевич. Философские размышления о преступности и путях борьбы с ней

Андрей Анатольевич Исаев, к. филос. н., доцент; Кафедра социально-гуманитарных дисциплин; Уфимский юридический институт МВД России.
andisaev@mail.ru

Аннотация. В статье обосновывается объективная обусловленность существования феномена преступности как социального зла. Указывается на важность рассмотрения идей мыслителей прошлого и современности как стимула в осмыслении путей борьбы с преступностью. Утверждается, что борьба с социальным злом недопустима с негативных, жестоких позиций. Делается вывод, что противоречивый характер современности обусловливает сложность теоретического осмысления данной проблематики.
Ключевые слова и фразы: социально ориентированное поведение; социальные функции преступности; объективная обусловленность преступности; социальное зло; чувство абсурда; противоречивость ХХ века.

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРЕСТУПНОСТИ И ПУТЯХ БОРЬБЫ С НЕЙ©
В своем категорическом императиве И. Кант указывает на то, что всякий поступок человека должен быть социально ориентированным. Каждый член общества должен помнить, что его действия могут иметь определенные последствия для окружающих его людей. Это предписание должно стать внутренним законом практического разума, основанного на автономной воле. По этому поводу Кант пишет: «Положение воля есть во всех поступках сама для себя закон означает лишь принцип поступать только согласно такой максиме, которая может иметь предметом самое себя также в качестве всеобщего закона. Но это есть как раз формула категорического императива и принцип нравственности; следовательно, свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, – это одно и то же» [8, с. 105]. При условии, что каждый член общества принимает это предписание, его действия могут иметь силу всеобщего законодательства. Вследствие этого сама собой снимается проблема существования в обществе преступности и борьбы с ней. Как пишет
Н. А. Бердяев: «Если бы не было зла и порожденного им горя, то не было бы и потребности избавления» [3, с. 111]. Это в идеале. Но в реальности такое невозможно. Обусловлено это целым рядом причин, в связи с которыми каждый человек представляет собой индивидуальность, уникальность (хотя бы даже по физиологическим и психологическим признакам). Проблема эта не только социальная, она кроется в самой приро-
де человека и прежде всего в ее духовной составляющей, а точнее, в ее развитии. Вот, что об этом пишет ар-
гентинский религиозный философ О. Н. Дериси: «Человеческая подлинность – это не только нечто естест-
венное или данное от рождения, это, скорее всего, тот предел, который достигается с трудом и в стремлении
к вершине духовного совершенства, достигается при помощи постижения разумом той истины, под руково-
дством которой воля стремится к благу и подчиняет ему все поведение личности. Человеческая подлинность –
это полное духовное обогащение человека, который ставит перед собой цель – стать настоящим человеком,
человеком совершенствующимся или стоящим на пути к достижению за смертью, в вечной новой жизни че-
ловеческой цельности, обретаемой в совершенном постижении безграничной Истины, Добра и Божествен-
ной красоты» [5, с. 159]. И хотя это слова религиозного мыслителя, главная идея о том, что человеческая
подлинность заключается в полном духовном обогащении человека, является универсальной и не зависит от
религиозной принадлежности личности. По мнению О. Н. Дериси, те люди, которые в своих действиях не
учитывают духовные цели и ценности, стремятся к жизни животной, так как легко подчиняются своим есте-
ственным желаниям, находятся в полном подчинении чувственным наслаждениям. Подобная жизнь есть об-
разец полного отрицания человеческой подлинности [Там же, с. 158]. Такая характеристика вполне применима к преступникам, по крайней мере, к большей их части. А потому не лишним будет здесь привес-
ти еще одни слова аргентинского философа, которые так же могут охарактеризовать человека, вставшего на
путь преступного поведения: «…Это тот случай, когда человек брошен в море чувств и страстей, когда им
руководят сомнительные понятия о совершенстве человека, что бывает в результате отрыва истинных принципов человеческого совершенства, постигаемых и принимаемых разумом, от свободной деятельности, не подчиняющейся и не согласуемой со всеми его требованиями» [Там же, с. 159].
....
© Исаев А. А., 2012 70 Издательство «Грамота» gramota.net
http://www.gramota.net/materials/3/2012/7-3/15.html