Институт стратегической стабильности» (ФГУП «ИСС»)
Материал доклада по ситуации на ЧАЭС
4.3. Основные направления деятельности оперативной группировки МВД СССР
Органы внутренних дел и внутренние войска МВД внесли значительный вклад в ЛПК на ЧАЭС.
Они были одними из первых, кто вступил в борьбу с вырвавшимся на волю мирным атомом. Не случайно именно могилы воинов пожарных на Митинском кладбище в Москве навеки стали скорбным символом победы человеческого духа над атомным Апокалипсисом.
Всего в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года приняли участие 18,5 тысяч сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и 14,5 тысяч военнослужащих внутренних войск (ВВ) МВД СССР [137].
Органы внутренних дел и внутренние войска МВД СССР во взаимодействии с государственными и общественными организациями в 1986-1991 гг. осуществили комплекс организационных и практических мер по ликвидации пожаров на ЧАЭС 26 апреля 1986 г. и 11 октября 1991 г. опасного загорания 23 мая 1986 года, эвакуации населения из 30-ти километровой зоны, строительству инженерно-технических сооружений и заграждений вокруг зоны отчуждения, обеспечению правопорядка и безопасности, режимных и иных функций, что создавало надлежащие условия для строительства "саркофага" и проведения работ по дезактивации местности и ликвидации последствий катастрофы.
В МВД СССР 26 апреля состоялось первое заседание руководства министерства в связи с катастрофой на ЧАЭС, на котором было принято решение о создании оперативного штаба (ОШ) для координации деятельности всех служб, разработки предложений по организации управления силами и средствами, взаимодействия с другими министерствами и ведомствами. Руководителем ОШ был назначен первый заместитель Министра - генерал-лейтенант внутренней службы В. П. Трушин.
В состав ОШ вошли руководители главных управлений МВД (охраны общественного порядка ГАИ материально-технического и военного снабжения кадров, пожарной охраны) и ВВ.
Решающая роль МВД СССР в обеспечении безопасности, поддержании правопорядка и других мероприятий в стране предопределило включение в состав ОГ ПБ ЦК КПСС по ЛПК Министра внутренних дел страны А. В. Власова.
С первого дня катастрофы вплоть до декабря 1986 года непосредственно в зоне ЧАЭС функционировала Оперативная группа МВД СССР осуществлявшая управление силами и средствами ОВД и ВВ и взаимодействие с представителями более чем 40 министерств и ведомств, находившихся в Чернобыле.
В тесном взаимодействии с оперативной группой союзного Министерства действовали оперативные группы МВД Украины и Белоруссии. Вся территория, опаленная катастрофой, была условно разделена на шесть зон оперативной ответственности с конкретным подчинением.
Необходимо отметить, что объем работ степень ее сложности и опасности определялись условиями, создавшимися на ЧАЭС после взрыва на 4-м ЭБ.
Для проведения более обьективного и упорядоченного анализа работ выполненных сотрудниками МВД и военнослужащими ВВ, функционирование системы управления МВД в целом представим по периодам [137, 83]:
"Первый период - с 26 апреля по 7 мая 1986 года, проходивший в сверхэкстремальных условиях развития катастрофы, был подчинен решению двух магистральных задач: оперативному управлению силами и средствами МВД по ликвидации первоочередных и наиболее опасных последствий взрыва реактора и эвакуации населения из Припяти, Чернобыля, а затем и из 10-ти и 30-ти километровых зон отчуждения, с одной стороны, и комплексному анализу возможного развития ситуации, основных элементов обстановки необходимых для расчета потребных сил и средств на ближайший период, постановке задач личному составу и созданию ядра будущего механизма управления силами и средствами МВД страны в зоне катастрофы - с другой. В силу объективных причин, вызванных отсутствием необходимых прогностических данных о развитии радиационной обстановки и ситуации вокруг аварийного реактора в целом, этот период сопровождался недооценкой истинных масштабов и последствий случившегося, сложностью проблем, возникших в результате катастрофы. Подобные же просчеты в этот отрезок времени характерны для действий других министерств и ведомств, задействованных в Чернобыле.
Второй период-с 7 мая по начало декабря 1986 года, охватывает комплекс широкомасштабных работ органов МВД и внутренних войск по сооружению инженерно-технических и иных заграждений по периметру охраняемой зоны, обеспечению противопожарной безопасности, правопорядка и борьбы с преступностью в ней. Этот период характеризуется созданием и надежным функционированием механизма управления силами и средствами МВД СССР и внутренних войск в 30-ти километровой зоне, созданием системы координации и взаимодействия оперативных групп МВД СССР, МВД Украины и Белоруссии с оперативными группами других министерств и ведомств. Основная часть задач, поставленных Правительственной комиссией перед МВД СССР, к декабрю 1986 года была выполнена.
Третий период управления силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР продолжался с декабря 1986 года, когда функции и права МВД СССР в Чернобыле были полностью переданы министерствам внутренних дел Украины и Белоруссии, до декабря 1991 года (момента распада союзного государства). Этот период характеризуется решительным возрастанием роли и ответственности республиканских министерств в управлении силами и средствами МВД в 30-ти километровой зоне, хотя союзное Министерство и его службы на всем протяжении этого этапа продолжали оказание помощи специалистами центрального аппарата и материально-техническими ресурсами для оперативного решения задач ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ".
Необходимо отметить, прежде всего, неравноценность по значимости, сложности и опасности работ вышеприведенных периодов. И, вполне естественно, что трудней всего было в первом периоде.
Информация о катастрофе на ЧАЭС поступила дежурным Главного управления пожарной охраны и внутренних войск МВД около 1 часа 30 минут 26 апреля 1986 г.
В Чернобыль были направлены генерал-майор В. И. Другов - первый заместитель Министра МВД СССР и заместитель начальника ГУПО МВД СССР полковнике Ф. Рубцов. Ими был заложен фундамент дальнейшего взаимодействия с оперативными штабами МВД Украины и Белоруссии, созданными также в первые сутки после катастрофы.
Для руководства и координации действий сил и средств оперативной группировки МВД СССР в Чернобыле была образована Оперативная группа министерства МВД СССР, работавшая в тесном контакте с оперативными штабами МВД СССР, УССР и БССР.
Таким образом, уже в первые часы после взрыва в МВД СССР были созданы все необходимые звенья управления для ЛПК на ЧАЭС: оперативный штаб МВД (в Москве), оперативные группы МВД в Чернобыле, в МВД УССР, БССР. Уместно подчеркнуть, что в МВД СССР с особой ответственностью, своевременностью и пониманием отнеслись к созданию и отправке ОГ в Чернобыль т.к. пожарные расчеты и военнослужащие ВВ уже с полной нагрузкой участвовали в ЛПК, а часть из них уже получила сверхвысокие дозы радиации. Фактически, только силы и средства министерств МВД и Минэнерго включились в схватку с "мирным" атомом не по распоряжению вышестоящих звеньев управления, а в соответствии с ранее разработанными, утвержденными планами.
Все остальные министерства и ведомства приняли участие в ЛПК на ЧАЭС по обычной централизованной схеме управления.
Так, если МО СССР 26 апреля 1986 года только направило свой авангард в Чернобыль, то основная задача в первые часы после взрыва реактора - тушение пожара - была уже выполнена.
Вышеизложенное подтверждает, что в МВД СССР эта серьезнейшая и опасная задача выполнялась без руководящих указаний сверху. Но нельзя и предположить, что вклада высших звеньев управления МВД в ЛПК в первые часы и минуты не было.
Было сделано главное: заблаговременно созданы и подготовлены силы и средства, отвечающие за пожарную безопасность АЭС и ее охрану в сложнейших условиях воздействия радиации. Разработаны планы действий этих сил в экстремальных условиях, проводились неоднократные плановые и неплановые проверки готовности боевых расчетов и др.
Успешная борьба пожарных подразделений с огнем на 4-ом ЭБ убедительно подтвердила готовность и способность сил и средств МВД к работе в сложных условиях.
Исходя из системности анализа действий оперативной группировки МВД, ее звеньев управления, представим воспоминания Руководителя ОГ МВД в Чернобыле генерал-майор В. И. Другова о первом периоде [137]:
"26 апреля 1986 года в пять часов утра после звонка заместителя министра внутренних дел СССР генерала Трушина В. П. я позвонил по телефону в дежурную часть ГУПО МВД СССР и попросил дежурного сообщить полковнику Рубцову В. Ф., который отвечал в Главке за безопасность АЭС, а также специалисту по энергетике майору Захарову, чтобы они были готовы выехать в Чернобыль.
В 8 часов утра мы отбыли на аэродром "Чкаловский" и оттуда с группой представителей московских министерств и ведомств на самолете военно-транспортной авиации улетели на место аварии.
В 9 часов 30 минут мы прилетели в город Киев на аэродром Борисполь, где нас встретили заместители Министра внутренних дел.
Украины генералы Бердов Г. В. и Вошкин Ю.А. С нами в группе был первый заместитель начальника Гражданской обороны СССР генерал-полковник Иванов Б. П.
Что делала группа, возглавляемая мною совместно с генералами Бердовым Г. В. и Вошкиным Ю. А., в первые часы и дни по ликвидации последствий аварии на АЭС?

1. Срочно в район АЭС были вызваны подразделения внутренних войск МВД СССР для оцепления зоны АЭС. Первая зона вокруг АЭС была 13 км.
2. Созданы контрольно-пропускные посты
3. Перекрыты дороги въезда в город Припять и выезда из него Сформированы (созданы) дополнительные наряды патрульно-постовой службы
4. Усилена охрана важных объектов в городе
5. Потушен пожар Обстановка на дорогах Припяти и прилегающих к АЭС территориях контролировались
6. Проведена расстановка сил и средств в первые после аварии часы, что позволило обеспечить надежную охрану в Припяти - городе с фронтовой обстановкой и вокруг АЭС, не допустить паники среди населения".
О проделанной работе ОГ МВД регулярно докладывала в ОШ МВД, что позволяло спланировать дальнейшую работу оперативной группировки в Чернобыле и в масштабе всего министерства.
В то же время, в республиканских министерствах МВД вся работа по ЛПК на ЧАЭС проводилась в тесном взаимодействии с ОГ МВД СССР О проделанной работе ими представлялись донесения в свои республиканские органы руководства.
Так, в докладе министра МВД УССР И. Гладуша в ЦК КПУ 27 апреля 1986 г. сообщалось, что уже к 27 апреля в районе катастрофы было задействовано около 2,9 тыс. работников аппарата, учебных заведений МВД СССР, ОВД Киевской области, военнослужащих ВВ, а 19 работников пожарной охраны отправлены в больницу для обследования [138].
Представим характеристику деятельности МВД по основным направлениям.

http://www.iss-atom.ru/book-7/glav-4-3.htm