Сегодня:
часы

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Создание НКВД РСФСР - материал редакции МВД РФ

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996.
Руководитель авторского коллектива В.Ф. Некрасов

Извлечение

C. 183 § 1. НКВД РСФСР.
Народный комиссариат внутренних дел был образован на II Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства - Совета народных комиссаров. Первым наркомом внутренних дел стал А. И. Рыков, член ЦК РСДРП (б). Однако этот пост он занимал всего 9 дней. А. И. Рыков поддержал выдвинутое некоторыми членами ЦК партии (Г. Зиновьев, Л. Каменев и др.) требование о создании такого правительства, которое состояло бы не только из большевиков, но и представителей других социалистических партий. Это требование было отвергнуто большинством ЦК партии большевиков. Поэтому сторонники идеи "однородного социалистического правительства" ушли в отставку со своих государственных и партийных постов, ушел и А. И. Рыков. В настоящее время известно лишь о двух важных нормативных актах, подписанных им: постановлениях НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. "О рабочей милиции" и "О передаче жилищ в ведение городов" от 30 октября (12 ноября) 1917 г.
17 (30) ноября 1917 г. народным комиссаром внутренних дел по предложению В. И. Ленина был назначен Г.И. Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, М. С. Урицкий, И. С. Уншлихт. Это руководящее ядро возглавило работу по формированию аппарата наркомата. На пути его создания, выработки структуры возникли большие трудности. Старые чиновники не хотели служить новой власти, а те, кто стал у руля советского государства, не имели опыта государственного строительства. Служащие дореволюционных министерств, в том числе и МВД, объявили саботаж, в не выходили на работу. В здании МВД остались лишь курьеры и сторожа, «даже перья были вынуты из ручек и чернила вылиты из чернильниц". (183)
В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД РСФСР 31 декабря 1917 г. приняла решение: "1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц."
В первой декаде декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В конце 1917 - начале 1918 года эта работа была в основном завершена. Во главе отдела местного управления стал М. Лацис. Отдел по делам иностранных подданных возглавил И. Уншлихт, а отдел по делам беженцев - А. Дижбит. Руководителем отдела по делам воинской повинности был назначен И. Флеровский, финансового - Г. Мешковский. Начальниками других отделов стали: М. Неврат, В. Селинский, В. Яковлева и Н. Жиделев. Канцелярией заведовал Д. Зорин. В феврале 1918 года Г. Петровский подписал приказ об утверждении руководителей основных подразделений НКВД.
О начале своей деятельности на посту наркома Г. Петровский писал: «Нас было семеро. Мы входили в почти пустое министерство. Было холодно и голодно. Тов. Мешковский первый организует финотдел... Тов. Яковлева ставит делопроизводство на ноги. Тов. Лацис и Смирнов организуют отделы управления и местного хозяйства, подбирают конторщиков... и машина заработала».
Сотрудники аппарата подбирались из студентов Петроградского университета. Электротехнического института, рабочих Путиловского завода. Естественно, не имея навыков работы в государственном учреждении, они испытывали серьезные трудности. Тем не менее, постепенно аппарат стал функционировать.
Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата.
Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 года. В июне 1918 года он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников.
Наркомат внутренних дел сложился как много функциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, что видно из названия его подразделений: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью. А еще - бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия. Такое разнообразие функций в их совокупности дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно также с уверенностью считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних дел. Но уже вскоре обозначилась тенденция сужения функций НКВД. В частности, вопросы руководства статистикой, медициной, ветеринарией, делами печати и некоторые другие функции были переданы в другие ведомства.
Сразу же после победы революции на НКВД было возложено руководство практическим строительством органов новой власти - Советов. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления. Ставя такую задачу перед НКВД, исходили из того, что до революции губернаторы и подчиненные им органы, а затем и губернские комиссары Временного правительства, были подведомственны Министерству внутренних дел. Практика эта имела глубокие исторические корни. Поэтому она была воспринята и в новых условиях. Кроме того, и земские, и городские органы самоуправления в дореволюционной России по многим вопросам также «замыкались» на Министерстве внутренних дел. А эти органы продолжали функционировать не только после Февральской буржуазно-демократической революции, но во многих регионах и после Октября, действуя параллельно с Советами.
В деятельности НКВД по строительству Советов на местах можно выделить две стороны. Во-первых, он был наделен правом на издание правовых актов, определяющих конкретные основы их построения и функционирования. И во-вторых, занимался организацией практической работы по строительству Советов на местах.
Выполняя эту задачу. Народным комиссариатом внутренних дел уже 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) были изданы и направлены на места два правовых акта: обращение "Об организации местного самоуправления" и инструкция "О правах и обязанностях Советов”. Эти акты конкретизировали постановление II Всероссийского съезда Советов о переходе всей государственной власти в руки Советов. Они определили программу деятельности местных Советов по взятию власти ("овладеть административным механизмом в стать органом, регулирующим всю местную жизнь"), принципы их организационного построения и функциональные обязанности.
Следует заметить, что после заключения блока с левыми эсерами, представители последних возглавили наркоматы: юстиции, почт и телеграфов, а также земледелия, а 18 (31) декабря 1917 г. был учрежден Комиссариат по местному самоуправлению. Возглавил его В. Трутовский. Наркомат этот создавался "для объединения деятельности всех городских и земских учреждений". В соответствии с этим из НКВД должны были быть изъяты функции управления делами местного хозяйства, касс городского и земского кредита "и все относящиеся к местному самоуправлению учреждения". Таким образом, компетенция нового Комиссариата по местному самоуправлению ограничивалась вопросами чисто хозяйственными. На практике же и в этой области реальное руководство продолжал осуществлять НКВД. А после разрыва соглашения большевиков с левыми эсерами Комиссариат по местному самоуправлению влился в НКВД как отдел местного хозяйства. Произошло это по постановлению СНК от 20 марта 1918 г. С этого времени и до 30-х годов руководство местным коммунальным хозяйством составляло одну из основных линий деятельности наркомата.
Второе направление работы НКВД по руководству советским строительством выражалось в том, что наркомат посылал на места своих инструкторов, наделенных широкими полномочиями. Они проводили практическую работу по организации Советов, помогали строить и налаживать их деятельность. В результате общих усилий, в т. ч. и Наркомата внутренних дел, к началу июля 1918 года на территории, контролируемой Советской Россией, действовало около 12 тысяч областных, губернских, уездных, волостных Советов.
Данное направление деятельности, к сожалению, до настоящего времени остается почти неизученным. Между тем даже разрозненные архивные источники показывают, что инструкторский корпус наркомата внутренних дел сделал немало для того, чтобы создать систему новых органов власти на местах, наладить их работу, свести до минимума издержки, свойственные периоду их становления. А недостатков здесь хватало, что видно из многочисленных отчетов представителей НКВД за 1918 год. Вот некоторые выдержки из них.
По результатам обследования Духовского уезда "обнаружены систематическое пьянство как партийного комитета, так и исполкома... Рассмотрено много жалоб местного населения на действия местной власти и приняты соответствующие меры". В Черниговской губернии "советские работники занимаются кутежами и игрою в бильярд на довольно крупные суммы... Бывший председатель Почепского исполкома Стенько не отчитался за суммы, которые значатся за ним, а всего 14362 руб." Масса отрицательных явлений в советском строительстве выявлены в Екатеринославе. Проверяющий сетовал: "Конечно, в каждом новом переустройстве неизбежны ошибки и промахи, но у нас их уж очень много".
Тем не менее В. И. Ленин высоко оценил вклад НКВД в советское строительство. В телеграмме от 1 января 1919 г. он писал: "Шлю привет и поздравляю с Новым годом фракцию коммунистов. От души желаю, чтобы мы все провели в новом году поменьше глупостей, чем в старом, и чтобы строительство Советской власти, над коим особенно трудятся товарищи комиссариата внутренних дел, доведено было до конца успешно".

Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. C 183-186.
Книга на ozon:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/19893815/

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

2

Читаешь и думаешь, как же им было тяжело! Даже представить трудно. А они смогли, сделали, что было нужно для страны. Неужели перевелись эти люди золотые, или стальные, которые о стране, о людях думали, а не о том как и что со своего тёплого места получить себе в карман, наплевав на всех и вся.

+1

3

Замечу, что "Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк" - это фактически, последнее издание в сфере истории ОВД подготовленное на ведомственной научной базе СССР. Авторский коллектив, материалы, подходы - советская исследовательская школа.
Таким образом, основа издания была заложена до 91-го года, а вышла книга только в 96-м году, уже в другом государстве. Но, задел безусловно сказался на качестве данной работы. Книга дает полный и объективный обзор организации и деятельности МВД с момента создания до 90-х годов ХХ века.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

4

Сержант как то удивлялся, почему я считаю большевиков не только маркистами, но и традиционалистами. Один из аргументов, это принцип организация СНК - НКВД:

можно также с уверенностью считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних дел.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

5

Лариса написал(а):

Неужели перевелись эти люди

К сожалению - да......

0

6

Если говорить о создателях НКВД, то эта особая тема. Особенно интересно дело которым они занимались. Дело в том, что марксизм отрицал чуть ли не все, что было воплощено большевиками в народном комиссариате внутренних дел. Остановлюсь на одном моменте: опыт организации государства царской России. Ленинцы не однократно объявляли его неприемлемым. И в тоже время, в первые дни революции воссоздают министерство внутренних дел. Назвав его народным комиссариатом ... То самое МВД, которое Ленин неоднократно упоминал в качестве реакционнейшего института. МВД обеспечивало государственное управление на местах. А управлять должен НАРОД, так что после революции никакого ведомства по внутренним делам не должно было существовать. Но, то в идеях ... А на практике группа особо доверенных большевиков начинает возрождать практику повергнутой царской России ...
И это только один момент  ...

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

7

Интересная постановка:

Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата.

Интересна тем, насколько не выявлена, затемнена, тема преемственности традиционной государственности в отечественной науке.
Почему только "структура"?! Сам факт наличия ведомства по внутренним делам большевики у кого заимствовали?! У Маркса??? Понятно, что нет, а из опыта организации государственного аппарата Российской империи.
Далее - назначение НКВД - организация государственного управления на местах. Так это воспроизведение назначения МВД Российской империи.
Понятно, что советские идеологи гасили тему преемственности везде, где бы она не проявилась ... И вот, марксистский подход в опале. И тот же И.Г. Гимпельсон приходит к выводу, что большевики заимствовали всю схему имперского кабинета министров. А не то что только ведомства по внутренним делам.
"Органы и войска ..." увидели свет в 1996-м. И что?! Неужели преодоление официозных установок ушедшей эпохи? Увы ..."Заимствовали структуру". ... И только.
Сильны же стереотипы.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0