Сообщение от Стражника
Весьма выразительное описание изображения советской милиции в литературе 60-80 годов.
Леонид СЛОВИН: ГЕОРГИЙ ВАЙНЕР. ПОСЛЕДНИЙ БРАТ.
Литературная Россия № 26. 01.07.2011
Во время, о котором идёт речь, полвека назад, детектив в России рядился под обычный производственный роман о милиции в жанре социалистического реализма. У его колыбели стояла опытная повивальная бабка – пресс-центр МВД СССР, который точно знал, что можно и чего нельзя советскому детективному произведению. Ему, например, было категорически запрещено касаться таких тем, как коррупция власти, правоохранительных органов, наркомания, проституция – даже упоминание о них немедленно вычёркивалось ведомственной цензурой. Исключались и многие другие темы, которые сегодня составляют основу большинства наиболее известных остросюжетных романов. Да что об этом говорить?! Пресс-центр следил, чтобы в художественной литературе сотрудник милиции был постоянно чисто выбрит, опрятен. Доходило до смешного: мне указали на недопустимость обращения к персонажу по фамилии «Денисов» кратким не уставным – «Денис».
Литературные чиновники и держащие нос по ветру доброхоты где только могли пинали детектив как буржуазный жанр, «литературу для толстосумов», «чуждую отечественному менталитету» и «не имеющую будущего в СССР», поскольку уголовные преступления в социалистическом обществе, как всем известно, не сегодня-завтра должны исчезнуть полностью. На жанр то и дело пытались возложить вину за появление какой-нибудь очередной шайки «бритоголовых», использовавшей приёмы совершения преступлений, описанные кем-нибудь из авторов. Дискуссии о детективе в «Литературной газете» шли под рубрикой «Жанр не виновен!». Авторы детективов публично оправдывались, доказывая свою невиновность…
Полностью здесь:
http://www.litrossia.ru/2011/26/06299.html