Среднеазиатская школа старшего начальствующего состава рабоче-крестьянской милиции - ныне Академия МВД Республики Узбекистан

История Академии МВД Республики Узбекистан насчитывает почти 80 лет. Это – история нескольких поколений, отдавших энергию, знания подготовке специалистов для органов внутренних дел. Трудом командно-преподавательского, курсантского и слушательского состава вписано много славных страниц в биографию нашего учебного заведения. Мы гордимся делами, радуемся успехам Академии, которая прошла нелегкий, но достойный путь.
За прошедшие годы в ее стенах был подготовлен многочисленный отряд квалифицированных специалистов правоохранительных органов для всей Центральной Азии, других стран СНГ. Выпускники занимали и занимают ответственные посты в системе органов внутренних дел и других правоохранительных органах, преподают в учебных заведениях, занимаются наукой. За образцовое выполнение служебных обязанностей, мужество и героизм многие наши питомцы награждены орденами и медалями.
История Академии – это история становления и развития старейшего и самого крупного учебного заведения по подготовке сотрудников для правоохранительных органов Центральной Азии. А начиналась эта история в далекие тридцатые годы прошлого столетия.

В мае 1932 г. в г. Коканде была открыта Среднеазиатская школа старшего начальствующего состава рабоче-крестьянской милиции. Ее задачей была подготовка национальных кадров милиции для Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и Казахстана.
Большую работу по организации материально-технической базы, налаживанию учебного процесса в школе провел первый ее начальник – Иван Иванович Дементьев. Работал он в этой должности с 1933 по 1938 г.
В школу набирались лица среднего начсостава, не имеющие специальной подготовки, а также лица младшего начсостава, аттестованные на продвижение по службе. Приемные экзамены проводились по русскому языку, географии и арифметике. Комплектование первого набора проходило медленно. Кандидаты прибывали на учебу в течение двух месяцев после начала занятий. Всего в первом наборе было 110 слушателей. Очень мало было учебников, особенно по специальным дисциплинам. Основным учебным пособием были тексты лекций.
Срок обучения в школе составлял один год. За это время слушатели должны были изучить четыре цикла: специальных дисциплин, политических дисциплин, военных и общеобразовательных дисциплин.
В связи с тем, что в крае ощущалась острая нехватка руководящих кадров различных служб милиции, в школе были созданы учебные группы по нескольким специальностям: работников наружной службы, политработников, оперативных и строевых работников. Для всех групп учебная программа была одна, только увеличивались часы по специальной дисциплине для соответствующей специальности.
Первоначально под школу было выделено здание, не приспособленное для учебных целей. Оно было тесным, классы – смежные, отдельная группа занималась в обеденном зале. Не было ни клуба, ни комнаты отдыха для слушателей. Рабочий день слушателей был загружен до предела: ежедневно восемь часов занятий, а затем четыре часа самоподготовки. В выходные дни они работали на подсобном огороде школы, продукция которого использовалась для дополнительного питания личного состава. Но, несмотря на все трудности, отношение личного состава к своим обязанностям было исключительно добросовестным.
В декабре 1933 г. был закончен первый учебный год и проведен первый выпуск. Как гласил приказ начальника школы, школу окончили 99 человек, прослушали курс шесть человек. Из числа первого выпуска Узбекистан получил 38 специалистов, Туркменистан – 14, Таджикистан – 9, Киргизстан – 28.
Второй набор в школу прошел организованнее, да и контингент поступающих стал качественнее – всего было принято 156 человек. В начале 1934 г. школа получила новое здание, и условия для учебы значительно улучшились. В декабре 1934 г. проведен второй выпуск: школу закончили 138 человек. Успеваемость второго набора была значительно лучше, а показатели выпускных экзаменов выше, чем у первого.
Многие выпускники первых двух наборов работали впоследствии на руководящих должностях в органах внутренних дел. Например, Ниязов Абдулла вырос до заместителя министра госбезопасности Узбекистана, Мамаджан Ахмедов, Ариф Израилбеков и Нурмат Тохтасупов стали начальниками УВД.
В 1935 г. Среднеазиатская школа старшего начсостава РКМ переводится в г. Ташкент и переименовывается в Ташкентскую школу начсостава милиции. Ей был передан также штат преподавательского состава расформированной в этом же году Самаркандской школы среднего начсостава РКМ.
Перевод учебного заведения в Ташкент стал важным событием в его истории. Под школу отвели трехэтажное здание, хорошо приспособленное для занятий. В этом здании имелись клуб, фотолаборатория, спортзал, столовая и комнаты отдыха для курсантов. Состав школы увеличился до 250 слушателей. Кроме основного отделения, при школе созданы различные курсы подготовки и переподготовки личного состава рабоче-крестьянской милиции, постоянные трехмесячные курсы и группы участковых инспекторов милиции. Почти каждый месяц школа проводила набор или выпуск какой-либо учебной группы.
В июне 1935 г. школа провела третий набор. Учиться и учить было нелегко. В наборе 1935 г. образовательный уровень курсантов был таким: с семиклассным образованием было четыре человека, с трехклассным – 47, самоучек и окончивших ликбез – 49 человек. К тому же личному составу приходилось обустраиваться, строить гараж, прачечную, складские помещения.
В 1936 г. школа переводится на двухгодичный срок обучения. Это позволило давать курсантам знания и по общеобразовательной программе. Так, в 1937 г. из 50 курсантов 46 сдали экзамены по общеобразовательным дисциплинам и получили свидетельства о семилетнем образовании.
В 1937 и 1938 гг. учебный процесс часто прерывался в связи с использованием курсантов и слушателей на оперативной работе. Нередко занятия прекращались на месяцы.
В сентябре 1938 г. начальником школы назначается М. С. Кислов, который проработал в этой должности до 1946 г. В конце 1939 г. состоялся четвертый выпуск курсантов. Новый набор, около 200 человек, отличался высокой общеобразовательной подготовкой. Этому способствовало резкое повышение качества учебного процесса. Для командно-преподавательского состава были организованы лекции. Их читали высококвалифицированные специалисты, научные работники. По специальным дисциплинам к проведению занятий с курсантами привлекались начальники оперативных отделов милиции Ташкента.
Выпускники школы получали солидную подготовку, особенно по военной и физической дисциплинам. Перед войной каждый выпускник имел значок ГТО («Готов к труду и обороне») или был отличным стрелком. Школа воспитывала выносливость, настойчивость, дисциплину. Курсанты считали школу своим родным домом. Ташкентская школа милиции перед войной превратилась в хорошо налаженный учебный комбинат с крепким преподавательским составом и твердо установившимися традициями. Конец учебы у курсантов набора 1939 г. завершился досрочно – помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
В предвоенные годы в центре внимания руководства школы были вопросы совершенствования форм и методов обучения и воспитания личного состава, расширение учебной базы. Серьезные меры по улучшению обучения и воспитания, предпринятые в 30-е годы, оказали положительное влияние на состояние борьбы с преступностью в Узбекистане не только перед войной, но и в тяжелую военную пору.
Война застала школу на лагерном сборе, который проводился на полигоне в 25 км от Ташкента (район станции «Байты-Курган»). В тот же день личный состав пешим порядком прибыл в город.
26 июня был произведен досрочный выпуск второго курса, а 4 октября досрочно выпущен и первый курс. Весь личный состав школы выразил желание отправиться на фронт, но только 85 выпускников были мобилизованы в Красную Армию и назначены на должности политработников и командиров взводов. Оставшиеся направлялись на работу в органы НКВД. Для победы над врагом был необходим крепкий тыл, в котором должен обеспечиваться надлежащий правопорядок.
Временная оккупация немецко-фашистскими захватчиками западных районов страны привела к эвакуации и расформировании ряда школ милиции, дислоцировавшихся на этой территории. В этой связи Ташкентская школа милиции стала основной базой республики по подготовке работников милиции. Поэтому перед ней была поставлена задача ускоренной подготовки кадров вместо ушедших на фронт работников милиции. В школе были созданы курсы со сроком обучения четыре месяца. Они в основном комплектовались через военные комиссариаты из числа вернувшихся из госпиталей раненных фронтовиков, а также лиц, ограниченно годных для службы в армии. Затем срок обучения был продлен до шести месяцев.
С июня 1942 г. до 1945 г. курсантский состав школы частично комплектовался и женщинами, в основном из числа эвакуированных. В отдельные годы военного времени удельный вес женщин к общему количеству курсантов школы доходил до 30–60 %. В школе был образован женский дивизион, который состоял из двух взводов.
С 1943 г. в школе восстановили годичный срок обучения. Теперь кандидатов на учебу отправляли отделы кадров МВД. Курсантов этого набора подбирали в основном из лиц с неполным средним образованием и выздоровевших раненых, прошедших фронт. Учебу приходилось совмещать с участием в охране общественного порядка в городе. Поэтому большое внимание уделялось изучению военных дисциплин, тактике, огневой подготовке. Кроме учебы и службы, личный состав выполнял и общественную работу. В частности, шефствовал над госпиталем. Курсанты помогали в организации досуга раненых, снабжали их конвертами, открытками, помогали писать письма и дежурили около тяжелораненых. За счет своей стипендии они дарили раненым кисеты, бритвенные приборы, отмечали их дни рождения. Многие курсанты становились донорами.
Курсанты и командно-преподавательский состав школы оказывали материальную помощь фронту. За период войны коллектив школы собрал и сдал в фонд обороны 187 721 рублей на строительство танков, самолетов и другого вооружения. Кроме того, постоянно проводились сборы вещей для бойцов и эвакуированных.
Личный состав школы привлекался к борьбе с детской беспризорностью. Практиковалось индивидуальное прикрепление курсантов к отдельным семьям фронтовиков и эвакуированным детям. Большое внимание в военные годы уделялось борьбе с такими преступлениями, как дезертирство, уклонение от призыва в армию. Эти преступления, порожденные войной, стали дополнительным бременем к той работе, которую милиция проводила в борьбе с уголовными преступлениями.
В годы войны резко осложнилась оперативная обстановка в г. Ташкенте. Достаточно сказать, что по Ташкенту было принято специальное постановление Государственного Комитета Обороны. Из Главного управления милиции НКВД СССР в Ташкент была направлена большая группа оперативных работников для оказания помощи по усилению борьбы с преступностью в городе. В течение одного месяца 1942 г. в Ташкенте и его пригородах было арестовано более 100 бандитов, совершавших вооруженные разбои и грабежи, ликвидирована возглавлявшаяся дезертиром вооруженная банда в количестве 48 человек, на счету которой числилось более 100 тяжких преступлений.
Школа милиции как резерв МВД республики постоянно привлекалась для участия в данных операциях. Курсанты несли патрульную службу в ночное время. Во время проведения облав с помощью курсантов оцеплялись жилые массивы, улицы, рынки. Личный состав привлекался и для проверок личных документов в ночное время по квартирам.
Всего за военные годы школу окончили 1 778 человек: по милицейскому отделению – 1500 человек, а остальные – оперативно-чекистскому отделению, организованному в 1944 г.
Таким образом, в годы войны определились главные направления деятельности школы милиции – ускоренная подготовка кадров для органов внутренних дел, охрана общественного порядка в г. Ташкенте. Участвуя в охране общественного порядка, личный состав школы помогал укреплению обороны страны, а также защищал законные права граждан, обеспечивая их личную безопасность.
Милиция вместе со всем народом прошла испытания войной. Лучшие силы ее были отданы фронту. В первые послевоенные годы в милиции повсеместно ощущался острый недостаток кадров, особенно трудно ликвидировался качественный некомплект. В период Великой Отечественной войны взамен ушедших на фронт пришли люди, давно оставившие милицейские профессии или вовсе к ним не причастные. Многие из них учились милицейской службе на практической работе, постигая эту нелегкую работу «на ходу».

Ташкентская школа милиции в послевоенный период стала кузницей кадров для органов милиции. В этот период школа вновь перешла на двухгодичный срок. В нее стали принимать лиц с 8–10-классным образованием. Набор курсантов проводился из всех республик страны. В первом послевоенном наборе 1946 г. были представители 14 национальностей, которые жили единой дружной семьей. В 1946 г. школу окончили 168, а в 1947 г. – 142 курсанта.
Начальника Ташкентской школы милиции М. С. Кислова в 1946 г. командировали в Прибалтику, где он возглавил Каунасскую среднюю специальную школу милиции. Начальником школы назначается С. В. Успенский, до этого работавший начальником учебного отдела. Он хорошо изучил опыт работы бывших начальников и творчески их продолжил.
Наряду с двухгодичным обучением при школе были организованы курсы переподготовки оперативного состава милиции, паспортных работников и участковых уполномоченных.
В 1947 г. при школе было создано заочное отделение. С этого времени она постоянно готовит оперативных работников без отрыва от службы.
С сентября 1949 г. совместным распоряжением МВД СССР и МГБ СССР школа передается в Министерство государственной безопасности. На должность начальника школы назначается подполковник Д. И. Исмаилов.
В трудных условиях послевоенного времени особое значение приобрела охрана государственной собственности, борьба со спекуляцией, взяточничеством. Были приняты указы, расширяющие правовую основу деятельности милиции по борьбе с этими видами преступлений. В этой связи с августа 1950 г. был изменен и профиль школы. Она стала готовить также работников БХСС. В учебный план включены дисциплины, связанные со знанием работы этой службы. Школа успешно справилась с этим заданием. К 1953 г. потребность республики в кадрах по линии БХСС в основном была удовлетворена.
Среди ряда мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров милиции, было Постановление Совета Министров СССР об организации в системе органов милиции специальных школ по подготовке юристов средней квалификации. В соответствии с этим постановлением в 1952 г. Ташкентская школа милиции была преобразована в Ташкентскую специальную среднюю школу милиции. В школу стали принимать лиц со средним образованием, а по окончании школы – выдавать диплом юриста средней квалификации. Это положение распространилось и на заочное обучение.
Преобразование школы милиции в специальную среднюю школу милиции было вызвано необходимостью обеспечения органов милиции хорошо подготовленными кадрами, имеющими юридическое образование, которые были бы способны квалифицированно работать и строго соблюдать законность.
Первый выпуск работников милиции со средним юридическим образованием школа произвела в 1954 г. В отличие от юридических школ системы Министерства юстиции, специальные средние школы милиции обогащают учащихся не только в пределах учебного плана юридических школ, но и солидными знаниями в области специальных дисциплин.
В середине 50-х годов школа начала подготовку воспитателей для детских колоний, кадров для исправительно-трудовых учреждений и др. При школе продолжают систематически проводиться курсы первоначальной подготовки и переподготовки рядового и начальствующего состава по всем линиям работы милиции.
Видное место занимает заочная подготовка практических работников. Уже в 1955 г. школе был определен лимит в 300 человек. Практические работники получали в школе полноценную теоретическую подготовку и после ее окончания становились высококвалифицированными работниками.
С 1950 г. система обучения в школе переводится от урочной к лекционно-семинарской. В связи с этим на циклах начали создаваться лекционные фонды. Коллективное творчество преподавателей направляется на совершенствование методики чтения лекций и проведения семинарских занятий. Разрабатываются методические рекомендации и советы в помощь преподавателям. Создаются наглядные пособия по преподаваемым дисциплинам. В этот период переоборудуются и оснащаются наглядными пособиями кабинеты. Усилиями преподавателей создается учебно-методическая база, позволяющая проводить занятия на высоком теоретическом и методическом уровне.
В учебном процессе большое место стало уделяться практическим занятиям. Примерно 50 % учебного времени по специальным предметам отводилось учебной практике, стажировке и практическим занятиям. Для курсантов второго курса установлена стажировка в базовых органах милиции. Во время стажировки выпускники оказывали большую помощь органам правопорядка в пресечении преступлений, задержании преступников.
 
В конце 50-х годов Узбекистан и другие республики Средней Азии испытывали большую потребность в сотрудниках милиции с высшим юридическим образованием. Для решения этой проблемы 12 апреля 1958 г. приказом МВД СССР в Ташкенте было открыто Отделение факультета заочного обучения Московской высшей школы Министерства охраны общественного порядка РСФСР. В том же году был проведен и первый набор слушателей-заочников.
Ташкентское отделение ФЗО создавало все необходимые условия практическим работникам МВД Узбекистана, Туркмении и Таджикистана в получении высшего юридического образования.
Первым начальником отделения ФЗО Высшей школы стал подполковник милиции Г. Т. Тешабаев, который в 1960 г. становится начальником Ташкентской средней специальной школы милиции. Начальником отделения ФЗО был назначен подполковник внутренней службы А. Н. Ниязов.
В 1961 г. состоялся первый выпуск Ташкентского отделения ФЗО. В те годы отделение ФЗО располагалось в помещении Ташкентской средней специальной школы милиции и использовало ее материально-техническую базу.
В связи с возрастающими потребностями в высококвалифицированных кадрах для органов внутренних дел среднеазиатского региона Постановлением Совета Министров Узбекистана от 1 августа 1964 г. отделение преобразуется в Ташкентский факультет заочного обучения. В сентябре 1964 г. при факультете открывается вечернее отделение, на котором начинают обучаться 50 сотрудников органов внутренних дел Ташкентского гарнизона.
Этим постановлением была установлена численность слушателей факультета заочного обучения на 1964–1965 учебный год – 550 человек, в том числе 50 человек – в группах вечернего отделения, с последующим увеличением численности обучающихся до 900 человек, в том числе 250 человек – в вечерних группах.
С момента преобразования отделения в Ташкентский факультет заочного обучения Московской высшей школы МООП РСФСР школу возглавляет генерал-майор внутренней службы Таджитдин Азимович Джалилов, который руководил школой двадцать лет.
На факультете было образовано четыре кафедры с численностью сотрудников в 27 человек. В первые годы становления факультет получал большую помощь от родственных учебных заведений, в первую очередь – от Московской высшей школы МООП, юридического факультета ТашГУ и Института философии и права Академии наук Узбекистана. Для чтения лекций они направляли своих ведущих ученых.
С образованием в 1965 г. учебного отдела заметно оживилась методическая и учебно-воспитательная работа. К этому времени Ташкентский факультет заочного обучения подготовил и выпустил более 300 юристов-правоведов. Однако он не мог полностью решить проблему подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел всех среднеазиатских республик.

23 октября 1967 г. произошло историческое событие в истории нашего учебного заведения: Постановлением Совета Министров Узбекистана Ташкентский факультет заочного обучения был преобразован в самостоятельный вуз – Ташкентскую высшую школу МВД СССР.
Задачей школы являлась подготовка специалистов – юристов высшей квалификации для правоохранительных органов трех республик Средней Азии (Узбекистана, Туркмении и Таджикистана) из числа гражданской молодежи и лиц младшего начсостава, а также в форме заочного обучения – из числа лиц среднего и старшего начсостава, проходящих службу в органах Министерства внутренних дел.
Вуз стал кузницей подготовки руководящих кадров оперативно-начальствующего состава, и это возложило на его коллектив, прежде всего на профессорско-преподавательский состав, на кафедры и учебный отдел, весьма высокую ответственность.
В 1967–1968 учебном году на заочном обучении обучалось 650 человек, а на вечернем – 113, на курсах переподготовки начальников горрайотделов и работников уголовного розыска – 50 и на очном обучении – 213 человек. Из них из МВД Узбекистана – 517 человек, Туркмении – 148, Таджикистана – 92, Казахстана – 7 человек.
В сентябре 1968 г. созданы два учебно-консультативных пункта – в Душанбе и Ашхабаде. В начале 70-х годов начинается строительство нынешнего комплекса Академии. В течение нескольких лет были построены учебные корпуса, два общежития, столовая, строевой плац, клуб, спортивный комплекс. В начале 1972 г. недалеко от г. Красногорска началось строительство военно-полевого учебного центра школы.
В 1973 г. набор слушателей в школу был увеличен в два раза. Курсы повышения квалификации преобразованы в факультет, на котором ежегодно обучались более двухсот сотрудников органов внутренних дел.
В 1980 г. в Душанбе на базе учебно-консультативного пункта организовано отделение факультета заочного обучения, а при факультете повышения квалификации – специальный курс по подготовке переводчиков языка дари (фарси). Через год этот курс был преобразован в специальный факультет.
К середине 80-х годов в школе функционировали факультеты очного и заочного обучения, повышения квалификации, специальный факультет по подготовке переводчиков языка дари и факультет инженеров противопожарной техники и безопасности. Последний в 1984 г. был выведен из структуры школы, а на его базе впоследствии организовано Высшее пожарно-техническое училище МВД Республики Узбекистан.
Не останавливалась в своем развитии и Ташкентская средняя специальная школа милиции, из недр которой вышла в 1967 г. Ташкентская высшая школа МВД.
Школа специализировалась на подготовке участковых инспекторов милиции. Такая специализация позволяла целенаправленнее организовывать учебно-воспитательный процесс, приближая его к реальным практическим потребностям конкретной службы. Учебный процесс централизованно обеспечивался учебно-методическими пособиями, криминалистической и специальной техникой. В октябре 1989 г. школа переехала в новый учебный комплекс.
В 60–80-е годы и Ташкентская высшая школа, и Ташкентская средняя специальная школа МВД внесли свой достойный вклад не только в дело подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел, но и в обеспечение надежной общественной безопасности страны.
Так, в марте 1961 г. курсанты ТССШМ были подняты по тревоге и отправлены в район селения Ходжикент (Ташкентская область). После ливневых дождей в горах произошли обвалы и оползни, угрожавшие населению. Личный состав всю ночь спасал жителей, их имущество. К раннему утру люди были эвакуированы из опасной зоны. Не успели курсанты передохнуть, как поступило новое сообщение: опасность угрожает и кишлаку Хумсан. Добраться туда на каком-либо транспорте было невозможно. И, подвернув шинели, курсанты под проливным дождем отправились на спасение людей. По дороге дважды пришлось пересекать вброд ледяные воды реки Чирчик. Курсанты прибыли вовремя и помогли жителям. Едва жителей села эвакуировали, как оползень погреб под собой почти половину домов кишлака. Так курсанты спасли население от верной гибели.
В июне 1965 г. в северных районах Узбекистана вспыхнула эпидемия холеры. Личный состав школы подняли по тревоге, когда шли занятия. На сборы был дан один час. Через два часа на двух самолетах «Антей» курсанты и преподаватели вылетели в г. Нукус. В аэропорту сформированные оперативные группы во главе с офицерами тотчас же отправились в различные районы Каракалпакии, где сложилась опасная эпидемическая обстановка. Более двух месяцев, с 12 августа по 5 ноября, продолжалась тяжелая и рискованная служба. Кроме карантинной службы, курсанты оказывали помощь территориальной милиции в охране общественного порядка, медицинским работникам – в поддержании должного санитарного состояния во дворах, предприятиях общественного питания.
Новые и серьезные испытания выпали жителям республики в апрельские дни 1966 г. 26 апреля в 5 часов 23 минуты местного времени в г. Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. Стихийное бедствие лишило многих горожан крова, нормальных условий жизни и работы.
Здание ТССШМ оказалось в эпицентре землетрясения. С первых же минут стихийного бедствия личный состав не растерялся. Находившиеся в школе курсанты уже через 30 минут несли службу по охране общественного порядка и оказывали помощь пострадавшим. Начальствующий состав без вызова немедленно стал прибывать в школу, хотя и их семьи пострадали от землетрясения. Для размещения курсантов, налаживания их быта и оказания помощи пострадавшим сотрудникам школы был создан оперативный штаб.
Личный состав полностью задействовали на службу. Патрульную службу несли в три смены, главным образом на улицах, вдоль палаточных городков. Группы курсантов, направляемые в райотделы, возглавлял офицер школы, который организовывал патрульную службу и осуществлял контроль за качеством ее несения.
Личный состав школы добросовестно выполнял возложенные на него обязанности. Курсанты и офицеры проявляли высокую бдительность, добросовестность и, где было нужно, решительность в борьбе правонарушителями. За время службы курсанты задержали и доставили в органы милиции 224 мелких хулигана, 283 бродяг и попрошаек, 18 лиц, подозреваемых в совершении преступления. Многие курсанты во время службы проявили инициативу и находчивость.
От землетрясения сильно пострадали учебный корпус школы, общежитие, подсобные помещения. Государственная комиссия признала их аварийными первой категории. Это означало, что в них нельзя жить и учиться. В связи с этим после 26 апреля курсанты временно размещались на территории летнего кинотеатра «Салют», а с 13 мая школа была передислоцирована в пригородный поселок Урта-Аул. В кратчайшие сроки курсанты очистили территорию, установили палатки для жилья и учебных классов, подготовили и оборудовали столовую и другие объекты. И уже 16 мая возобновились нормальные учебные занятия в палатках.
Сразу же после экзаменов личный состав всего первого курса занялся ремонтом школы. Из числа курсантов были созданы 18 строительных бригад – штукатуров, плотников, арматурщиков и др. Между бригадами развернулось соревнование под лозунгом «Восстановим здание родной школы к 1 сентября». И курсанты с честью выполняли поставленную задачу: восстановительные работы по учебному корпусу и общежитию были завершены именно к 1 сентября. Личный состав, возвратившись из поселка Урта-Аул в г. Ташкент, приступил к занятиям.
В марте 1969 г. г. Беруни (Каракалпакия) в результате небывалого наводнения сложилась чрезвычайно опасная обстановка. Личный состав школы был поднят по тревоге и самолетами переброшен в этот город.
Перед школой была поставлена задача: обеспечить охрану общественного порядка, не допустить мародерства, грабежей и разбойных нападений. Личный состав нес круглосуточную патрульную службу и охрану наиболее важных объектов города. Во избежание вспышки инфекционных заболеваний часть курсантов привлекли к раскопкам трупов животных и вывозу их за город.
Несение патрульно-постовой службы в г. Беруни осложнялось тем, что 90 % строений в городе было смыто и разрушено. Несмотря на трудности, личный состав школы бдительно и честно выполнял служебные обязанности.
В ночь с 22 на 23 марта создалась угроза прорыва дамбы водами Аму-Дарьи и вторичного затопления города. Технику к дамбе доставить было невозможно из-за образовавшегося болота. Чрезвычайная комиссия по ликвидации последствий наводнения решила послать на спасение дамбы солдат и курсантов. И 30 курсантов школы во главе с майором милиции Ю. И. Хворостяненко, несмотря на 22-градусный мороз и сильный ветер, вручную забивали мешками с песком промоины в дамбе. Когда на одном из участков вода все же пробила дамбу у ее основания, курсант школы Тухтасын Омаров, раздевшись, спустился в воду и завалил мешками эту промоину.
Во время спасательных работ на дамбе один солдат упал в воду и стал тонуть. Первым на помощь ему бросился курсант Мадрахим Абдукадыров. В темноте, наощупь он обнаружил солдата и доставил его на берег. Курсанты А. А. Филатов, И. Тураев на руках несли обмороженного и обессилевшего солдата почти полтора километра от дамбы до шоссе, а затем привезли в больницу.
Группа резерва из 35 курсантов и трех офицеров, оставшаяся в г. Ургенче, 19 марта вылетела вертолетом в урочище Кызыл-Джар. Личному составу была поставлена задача – переселить людей и вывезти скот и материальные ценности в безопасное место. Площадь, на которой проводилось это мероприятие, составляла около 200 кв. км. В течение двух суток, работая без сна и отдыха, курсанты и офицеры переселили 9 тыс. человек и вывезли в безопасное место их имущество, 45 тыс. голов скота.
С конца 70-х годов личный состав школы систематически принимал участие в выполнении специальных заданий руководства МВД СССР. И каждый раз коллективы Высшей и Средней специальной школ успешно решали эти задачи.
В 1980 г. слушатели и курсанты обеих школ принимали участие в службе по обеспечению общественного порядка на Олимпиаде-80, которая проходила в г. Москве. Сразу же после прибытия в Москву личный состав был ознакомлен с задачей предстоящей службы, и с момента открытия до окончания Олимпиады слушатели, курсанты и офицеры школ несли службу на Центральном стадионе «Лужники» и на других спортивных аренах.
Выполняя поставленные задачи, личный состав школ проявил бдительность и требовательность, уважительное отношение к гражданам, дисциплинированность и стойкость. Опыт несения службы на Олимпиаде-80 был обобщен и использован в учебном процессе.
Учитывая большой опыт Ташкентских школ МВД, руководство МВД СССР привлекло их личный состава и к охране общественного порядка во время проведения в 1986 г. в Москве Игр Доброй воли. И вновь слушатели и курсанты достойно выполнили возложенные на них ответственные задачи, обеспечив надежный покой гостей и жителей столицы.
В конце 80-х годов ошибки политического руководства советского государства привели к обострению межнациональных отношений в ряде регионов Советского Союза.
Осенью 1988 г. личный состав Ташкентской высшей школы и Ташкентской средней специальной школы милиции были направлены в Азербайджан для участия в пресечении Нагорно-Карабахского конфликта.
Выезд в Азербайджан был серьезным испытанием для слушателей, курсантов и командно-преподавательского состава школ.
Школы выполняли различные виды службы. Основная часть личного состава ТССШМ несла патрульную службу в Кировском районе – поселках Локбатан и Богустан. Патрульные группы поддерживали общественный порядок на маршрутах патрулирования, пресекали хулиганские проявления. Курсанты, несшие службу на контрольно-пропускных пунктах, проверяли пропуска у граждан, досматривали транспорт. Курсанты охраняли и боевую технику армии с целью недопущения ее захвата, поджога, хищения боеприпасов. Велась служба по соблюдению гражданами Баку режима комендантского часа.
Слушатели ТВШ несли подобную службу в городах Степанакерте и Агдаме. Неоднократно курсантам и слушателям приходилось вмешиваться и пресекать экстремистские проявления со стороны лиц, разжигающих национальную вражду. На комендантских постах при проверке провозимых грузов курсанты школы неоднократно обнаруживали оружие. Умелые действия патрульных и постовых нарядов позволили предотвратить значительное количество административных правонарушений.
За семь месяцев службы в сложной оперативной обстановке в Азербайджане личный состав, проявив мужество и выдержку, с честью выполнил поставленную задачу.
По возвращению из Азербайджана личный состав школ вновь сел за парты, чтобы продолжить учебу. С трудом руководство школ и преподавательский состав наладили учебный процесс. Занятия шли по уплотненному графику, поскольку времени было упущено немало, и необходимо было работать с полной выкладкой, чтобы слушатели и курсанты получили полноценные знания.
Однако проучиться в нормальной обстановке удалось всего два месяца. В июне 1989 г. вспыхнул межнациональный конфликт в Ферганской долине. Личный состав школ вновь был брошен на охрану общественного порядка. И здесь слушатели и курсанты проявили образцы мужества, дисциплины, высокого морального духа.
В 1990 г. слушатели ташкентской высшей школы принимали активное участие в охране общественного порядка во время ошских событий, где также возник межнациональный конфликт между местным населением в Ошской области. Все поставленные задачи были выполнены с честью. На участках, где несли службу слушатели школы, не состоялось ни одного погрома или поджога домов.
Таким образом, личный состав школ при несении службы в районах стихийных бедствий, во время спортивных мероприятий, в особых районах внес свой вклад в укрепление общественного порядка. В этом огромная заслуга командно-преподавательского состава, который смог выработать у курсантов понимание того, что они должны верно и добросовестно служить народу.
Умелая постановка интернационального воспитания личного состава позволила подготовить курсантов и слушателей к несению службы в экстремальных условиях. Они проявили себя компетентными в оценке происходящих событий.
Добрыми словами хочется вспомнить руководителей школ в эти годы: начальника ТВШ генерал-майора вн. сл. Н. И. Ожиганова (1984–1992), начальников ТССШМ полковника вн. сл. Н. И. Советова (1963–1967), полковника вн. сл. А. Н. Аминова (1967–1970), комиссара милиции А. Ю. Юсупбекова (1970–1972), полковника вн. сл. Н. П. Паситдинова (1972–1974), полковника вн. сл. Е. Н. Филютовича (1974–1987), полковника вн. сл. В. И. Чумоватова (1988–1990), подполковника милиции И. Е. Гриценко (1990–1991), полковника милиции У. П. Пулатова (1991–1994).

Обретение Узбекистаном в 1991 г. полной независимости привело к кардинальным изменениям в структуре органов внутренних дел и в системе управления учебными заведениями МВД.
В январе 1992 г. Указом Президента Республики Узбекистан Ташкентская высшая школа и Ташкентская средняя специальная школа милиции МВД СССР были взяты под юрисдикцию республики.
2 сентября 1994 г. произошло еще одно важное в историческом отношении событие. В целях совершенствования структуры учебных заведений, организации комплексной системы подготовки кадров высшей квалификации для органов внутренних дел и подразделений МВД постановлением Кабинета Министров на базе Высшей и Средней специальной школ милиции Министерства внутренних дел Республики Узбекистан была создана Академия Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
Основными задачами Академии были определены:
• подготовка высшего начальствующего состава органов внутренних дел;
• подготовка начальствующего состава органов внутренних дел с высшим и средним юридическим образованием по двухступенчатой системе на конкурсной основе;
• проведение исследований проблем охраны правопорядка;
• подготовка научных и научно-педагогических кадров.
В 1992 г. учебное заведение возглавил генерал-майор У. Т. Таджиханов, который руководил Академией до 2004 г.
В первые годы после образования Академии были решены задачи по обновлению содержания обучения: кардинально пересмотрена организация учебного процесса, в учебные планы введены новые дисциплины, разработаны типовые программы, а на их основе – новые учебники, учебно-методические пособия, курсы лекций, создана нормативно-правовая база, обеспечивающая системность образовательного процесса.
В 1995–1997 гг. продолжалось дальнейшее совершенствование учебного процесса, существенно оживилась редакционно-издательская деятельность, слушатели стали обеспечиваться учебной литературой на государственном языке.
1998 г. – начало этапа коренного реформирования системы образования в Академии. Учебный процесс был организован в соответствии с принятыми Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров. Существенно расширилась сфера научных исследований. Активизировалась деятельность докторантуры и адъюнктуры, сформировано новое поколение узбекских ученых-правоведов. На базе факультета подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел созданы Высшие академические курсы, где осуществляется подготовка управленческих кадров для системы МВД. В соответствии с современными требованиями и задачами, с учетом опыта силовых структур и полицейских аппаратов зарубежных стран обновлена деятельность факультета повышения квалификации офицеров органов внутренних дел.
Указом Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2004 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 сентября 2004 г. в структуре Академии МВД образованы Высшие курсы по подготовке сержантского состава. Цель создания данных курсов – подготовка кадрового ядра органов внутренних дел – сержантов, призванных обеспечить высокопрофессиональное управление первичными подразделениями органов внутренних дел, обладающих необходимыми профессионально-служебными, морально-этическими и психологическими качествами.
Ныне в Академии МВД большое внимание уделяется взаимосвязи процесса обучения с практикой борьбы с преступностью. В этих целях слушатели и курсанты проходят стажировку в различных службах и подразделениях органов внутренних дел республики, профилирующие кафедры комплектуются из числа опытных научных и практических работников.
За годы своего функционирования Академия превратилась в одно из ведущих образовательных учреждений страны. Она оснащена современной материальной базой и обладает значительным научным потенциалом. Здесь подготовлено более 30 тыс. квалифицированных специалистов органов внутренних дел. Академия гордится своими выпускниками, которые отличаются прочными теоретическими знаниями и необходимыми профессиональными умениями и навыками. Они с честью несут звание выпускника Академии, работая на благо нашей страны. Их всегда отличали высокий профессионализм, глубокое знание специфики службы, чувство долга, верность Клятве и гражданская ответственность.
Более 40 выпускников нашего учебного заведения имеют звания высшего начальствующего состава правоохранительных органов. Это – генерал-полковник Д. П. Носырев, генерал-лейтенанты М. Т. Берсенев, А. Н. Волков,  Б. М. Махкамов, Г. Г. Папук, Р. Х. Рахимов, Ш. Сабзов, С. А. Солодовников, К. Э. Эргашев, генерал-майоры Т. Абдуллаев, У. А. Абдуганиев, Д. А. Агзамов, С. А. Алимбаев, А. А. Ахмедбоев, А. А. Аширов, М. Ч. Бабаниязов, Д. Булбулшоев, А. Вольхин, К. Гопуров, Р. А. Дорогинин, Ф. Дустов, Н. А. Исмаилов, Г. Т. Кадыров, Д. Ю. Камалходжаев, У. Т. Камилов, Р. К. Каримов, В. В. Михневич, Т. О. Муллажанов, О. М. Мухамадиев, Ш. Р. Назаров, М. С. Норов, Б. Р. Парпиев, Р. Раимбердиев, Г. Р. Рахимов, В. Д. Резвых, Т. С. Саттаров, В. И. Селиверстов, Б. Г. Сидиков, У. С. Сидиков, В. С. Ситало, М. Н. Султанов, А.Х. Тагоймородов, У. Т. Таджиханов, У. Утемуратов, Р. Х. Хайдаров, К. Х. Хидиралиев, Т. А. Худайбергенов, С. К. Чорахонов .
Академия – не только головное учебное заведение в системе МВД Узбекистана, но и крупный научно-методический центр. Профессорско-преподавательским составом проведена значительная работа по теоретико-прикладному, научно-аналитическому обобщению правоохранительной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций для эффективной реализации задач по укреплению законности, борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности.
Среди выпускников Академии 16 докторов наук и профессоров: доктора юридических наук, профессоры Г. А. Аванесов, З. С. Зарипов, Р. Кабулов, М. М. Кадыров, Ю. С. Пулатов, В. Д. Резвых, С.А.Солодовников, У. Т. Таджиханов, В. Н. Фадеев, А. А. Юнусов, доктора юридических наук А. А. Хамдамов, И. Т. Тультеев, Н. С. Нарматов, У. Х. Мухаммедов, доктор философских наук Джавакова К.В., профессор Е. И. Макаренко.
В Академии широко используются передовые образовательные технологии, разрабатываются и внедряются в учебный процесс оригинальные педагогические методики, ведутся актуальные теоретические и прикладные научные исследования, связанные с деятельностью органов внутренних дел, а значит, и с безопасностью граждан. Коллектив Академии постоянно находится в творческом поиске, совершенствует направления и содержание своей деятельности.
Достигнутые успехи – результат настойчивого и плодотворного труда всего коллектива Академии, ее ветеранов, которые своим трудом многое сделали для развития образовательного учреждения. Мы убеждены, что добрые традиции, у истоков которых стоят ветераны и выпускники Академии, будут бережно сохраняться и приумножаться, а Академия и впредь будет стоять на твердых позициях по подготовке высококвалифицированных кадров, постоянно развивая свою материальную и научную базу, совершенствуя учебный процесс, профессиональное мастерство.

http://www.akadmvd.uz/files/ist.htm