Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » НКВД-МВД последних лет сталинского правления » Протоколы допроса украинского полицейского - агента НКВД и вермахта


Протоколы допроса украинского полицейского - агента НКВД и вермахта

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

varjag_2007's journal. May. 3rd, 2013 12:40 am

Протокол допроса бывшего украинского полицейского Якова Островского из города Вишневец, считавшего себя относительно невиновным, поскольку он лично убил не много людей, всего только 25 то ли 30 человек.

П Р О Т О К О Л     Д О П Р О С А[7]

                               6 июля 1944 года                                         гор. Вишнивец
                    допрашивается ОСТРОВСКИЙ Яков Георгиевич - 1916 года рождения,
родился в с. Муховцы, Вишнивецкого района.
_____________

ВОПРОС: Расскажите обо всем честно и откровенно.
ОТВЕТ: Я сам пришел и расскажу подробно все, что знаю.

ВОПРОС: Прежде всего я хочу знать Ваши объективные данные, кем вы были до войны, ваше образование, соц. происхождение и т.п.
ОТВЕТ: Когда мне было 8 лет, я начал учиться. Закончил школу 7-летку. Поскольку отец денег не имел, дальше учиться не мог. Отец был купцом. Мать была больная и вскоре заболел и отец. Это было в 1925 году. В это время наше хозяйство значительно пришло в упадок, т.к. детей нас было 6 человек и было тяжело перебиваться. Отец стал работать резником и выделывать разные колбасные изделия. Скоро я тоже стал к работе. Зарабатывал я хорошо: 15-20 злотых в день, потому, что я был хорошим мастером быстро справлялся со скотом.
Потом я устроился учиться в вечерней школе. Мне удавалось днем работать, а вечером учиться. Так я проучился 3 года; считалось, что я закончил низшую гимназию.
Потом я вступил в польскую армию, где служил 19 месяцев. Так я закончил 9-месячную военную школу, после чего пошел на фронт.[8] Тогда происходила польско-немецкая война 1938-39 гг. Воевал 19 дней и попал к немцам в плен. Был в плену 6 дней, а потом ночью украл свой велосипед (я служил в велосипедной команде в польской армии) и сбежал из плена.
Приехал сюда, здесь была советская власть. Здесь сначала ничего не делал, болел, а потом немного отдыхал от всего пережитого.
Позднее, в мае 1940 года в парткоме меня позвали и сказали, что нужно организовать пищевую артель. Я с охотой взялся за это дело, была организована артель, в ней работало 80 человек рабочих. Я был назначен председателем этой артели, но поскольку я не был политически по-советски подкован, прислали политрука. Он стал заведующим, а я его заместителем.
[дописано от руки — не разборчиво]

[подпись] (77) 88

Когда прислали заведующего, меня вызвал начальник районного Осоавиахима[9] и мобилизовал меня, чтобы я стал инструктором по подготовке осоавиахимовцев. Я стал преподавать и, работая инструктором, сделал 3 выпуска.
В это же время, когда я уже был заместителем председателя артели, меня вызвал военком, дал мне пакет и сказал отнести его в НКВД. Я понес, не зная, что там в пакете. Прихожу в НКВД, там был такой БОРОВИК, который сказал, чтобы я ему давал сведения о националистах. Я ему говорю, что я никуда не хожу, сведений о них не имею, что с ними я не связан, но он так вынул наган и стукнул по столу и говорит, что ты всех знаешь, но не хочешь работать. Мы тогда с ним договорились и меня связали с милиции с т. Лезиным. Елиным [от руки]

ВОПРОС: Вам значит угрожали оружием при этом разговоре?
ОТВЕТ: Мне не угрожали, а так начальник стукнул слегка по столу, хотел немного меня испугать.[10]

ВОПРОС: Что было дальше?

ОТВЕТ: Я начал работать. До войны я выдал НКВД 3-х человек с оружием и 5-6 человек политических.[11]

ВОПРОС: Если вы помните фамилии вами выданных, назовите?

ОТВЕТ: С оружием были: Репета Скривчик, Ищук Иван (из-под Лановен) и Василь Турок. Они учились в ремесленной школе. У них был один пистолет и один обрез. Без оружия сдал национолистов-оуновцев: Серафима Сидора, Кулачинского,[12] Буценюка (из Вишнивца), Мавдюка (из с. Оришковцы) и еще одного из Вишнивца, фамилии его не помню. Мавдюк при облаве удрал и потом был у бендеровцев командиром сотни.

Когда началась война, я не был мобилизован.

ВОПРОС: Перед уходом Красной Армии и НКВД вас не вызывали, не давали ли вам каких-нибудь специальных заданий?

ОТВЕТ: Нет, меня специально никто не вызывал.

ВОПРОС: Вы были в плену у немцев в польско-немецкую войну в 1939 году. При Советах в 1939 году вы рассказали об этом или скрывали?

ОТВЕТ: Я попал в плен к немцам и был там всего 6 дней. Тогда удрало много наших хлопцев. Об этом я рассказал здесь, когда приехал.

ВОПРОС: Когда вы были в плену вас вызывали, с вами говорили?

ОТВЕТ: Нет, меня никто не вызывал.

ВОПРОС: А вообще кого-нибудь из пленных вызывали?

ОТВЕТ: Да, вызывали. [дописано от руки — не разборчиво]

[подпись]

(78) 89

ВОПРОС: Где вы попали в плен к немцам?

ОТВЕТ: Под Люблиным.

ВОПРОС: Где вы учились?

ОТВЕТ: Я закончил 7 классов и вечернюю школу в Вишнивце.

ВОПРОС: Какие вы еще знаете города, в которых сами бывали?

ОТВЕТ: Краков, Тарне, Ключи, Олькуш, Катовицы.

ВОПРОС: Вы во Львове были?

ОТВЕТ: Во Львове был, но в селах Львовской области не был.

ВОПРОС: Сколько раз вы были во Львове?

ОТВЕТ: Раз 5, когда ездил из армии в отпуск домой и обратно.

ВОПРОС: У вас есть знакомые во Львове?

ОТВЕТ: Нет, знакомых у меня во Львове нет.

ВОПРОС: В Дрогобыческой области вы были?

ОТВЕТ: Нет, там не бывал.                             

ВОПРОС: Расскажите, что вы делали с начала прихода немцев?

ОТВЕТ: Как только вступила немецкая армия, было видно, как ловят евреев и стреляют. Местные люди ловили комсомольцев и бывших доносчиков НКВД и выдавали гестапо, и тех потом расстреливали.

Я узнал, что мои документы, что были в НКВД с моей распиской и мое псевдо «ОКУНЕВ» находятся в руках начальника района (шефа района).

Когда я узнал об этом, я не знал куда деваться и что делать.

Я имел одного товарища в с. Муховцы и он мне сказал, что мое псевдо уже раскрыто и что меня за это расстреляют и посоветовал, во что бы то ни стало хотя бы 2-3 недели влезть и быть в оуновской милиции. Это, по его словам, должно было меня спасти.

Я так и сделал. Вскоре меня вызвал местный комендант и показал мои подписки в НКВД. Я начал плакать, потом пришли мои родные и жена, начали его просить меня не трогать. Меня пока оставили, и я продолжал служить.

За время моей службы приводили комсомольцев и бывших доносчиков, их допрашивали, а потом вывозили и расстреливали.

Я сам никого не арестовывал и не расстреливал.

В милиции я проработал 3 месяца.

[подпись]

http://varjag-2007.dreamwidth.org/4115623.html

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

2

Стражник написал(а):

Протокол допроса бывшего украинского полицейского Якова Островского из города Вишневец, считавшего себя относительно невиновным, поскольку он лично убил не много людей, всего только 25 то ли 30 человек.

Интересно, а сколько ему надо было убить, чтобы почувствовать себя виновным? И не относительно, а сильно виновным? Вопрос, конечно, риторический.  А, ну вот просто поразмышлять, человек убивший не 25-30 человек, а скажем 5 человек, но эти 5 были бы родными людьми Якова Островского, и как тогда в его глазах, совсем невиновным был бы убийца его семьи? Или относительно виновным-невиновным?

0


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » НКВД-МВД последних лет сталинского правления » Протоколы допроса украинского полицейского - агента НКВД и вермахта


создать форум