Начало Великой Отечественной войны характеризовалось тяжелыми оборонительными боями войск Красной Армии. Наступление фашистских войск сопровождалось активной подрывной деятельностью специальных  служб.
      Вместо организации контрразведывательной работы военным чекистам пришлось заниматься в первые месяцы войны наведением порядка в прифронтовой полосе. По мере ухудшения положения на фронтах  возрастала неустойчивость воинских частей, несанкционированное отступление с занимаемых позиций, паника среди личного состава, процветало дезертирство.  Военное командование  требовало от  сотрудников военной контрразведки  пресекать указанные негативные явления.
     17 июля 1941 года  И.Сталин подписал постановление ГКО «О преобразовании органов 3–го Управления НКО СССР в особые отделы НКВД СССР», которое устанавливало:
1. Преобразовать органы 3-го Управления, как в действующей армии, так и в военных округах от отделений в дивизиях и выше в Особые Отделы, а 3-е Управление - в Управление Особых Отделов.
2. Подчинить Управление Особых Отделов и Особые Отделы Народному Комиссариату Внутренних Дел, а уполномоченного Особотдела в полку и Особотдел в дивизии одновременно подчинить соответственно комиссару полка и комиссару дивизии.
3. Главной задачей Особых Отделов на период войны считать решительную борьбу с шпионажем и предательством в частях Красной Армии и ликвидацию дезертирства в непосредственно прифронтовой полосе.
4. Дать Особым Отделам право ареста дезертиров, а в необходимых случаях и расстрела их на месте.
5. Обязать НКВД дать в распоряжение Особых Отделов необходимые вооруженные отряды из войск НКВД.
6. Обязать начальников охраны тыла иметь прямую связь с Особыми Отделами и оказывать им всяческую поддержку.

      Для обеспечения оперативных мероприятий Особыми отделами НКВД по борьбе с дезертирами, трусами, паникерами, шпионами и диверсантами на государственном уровне было принято решение о формировании частей войск НКВД  при Особых отделах.     
       Приказом  НКВД СССР № 00941 о сформировании частей войск НКВД  при особых отделах от 19 июля 1941 года были определены их структура и штаты:
а)  при особых отделах дивизий и особых отделах корпусов — отдельные  стрелковые  взводы;
б)  при особых отделах армий — отдельные стрелковые роты;
в)  при особых отделах фронтов — отдельные стрелковые батальоны.
      Штат Отдельный стрелкового взвода  включал:
    командира взвода, три отделения, каждое из которых имело: командира отделения, 2 пулеметчиков и 8 стрелков, а также водителей - шоферов -2.
Станко - пулеметное отделение взвода имело в составе: командира отделения, 5 пулеметчиков и водителя грузовой автомашина.
Всего личного состава – 43 чел.
Вооружение: станковый пулемет -1, ручных пулеметов -3, автомашин грузовых -3.

Штат Отдельной стрелковой роты имел:
     Управление - командир роты -1, политрук роты -1, старшина роты -1, санитары -2. Всего -  7 .
Три стрелковых взвода, каждый из которых включали себя: командира взвода, помощника командира взвода, три отделения в составе: командира отделения, ручных пулеметчиков -2, стрелков – 5.  Станко - пулеметное отделение в составе: командира отделения -1, пулеметчиков -5.  Общая численность каждого взвода 32 человека. 
Хозяйственное отделение в составе: командир отделения, оружейный мастер, коноводов – 2, сапожник -1, кладовщик -1, повар -2, шоферов -5, повозных – 2. Всего – 15 чел.
Итого в роте – 124 чел.
Материальная часть: станковых пулеметов -3, ручных пулеметов – 9, бронеавтомобилей БА-20 -1, 1.5 тн грузовых машин ГАЗ-АА – 5, мотоциклов -2.
     В штат Отдельного стрелкового батальона при Особом Отделе фронта входили:
управление батальона -1; стрелковых рот – 3 (по 114 чел); взвод бронемашин -1 (9 чел); автотранспортный взвод -1 (17 чел); комендантский взвод -1 (27 чел).
Командного состава - 47; Начсостава – 11; младшего начсостава – 53; рядового состава – 301.
Конский состав: лошадей верховых – 8; артиллерийских,  обозных - 12.
Вооружение:  станковых пулеметов 9; ручных пулеметов – 27.
Материальная часть и транспорт: легковых автомашин М-1 -1; грузовых ГАЗ-АА – 14; бронемашин БА-20 -3,  мотоциклов – 9; кухни – 3.
Итого в батальоне – 420 чел.
       Мероприятия по формированию и передаче указанных частей в подчинение начальников особых отделов предписывалось закончить в предельно сжатые сроки к 25 июля 1941 г.
     На их укомплектование выделялся кадровый личный состав   из числа пограничных, конвойных  и железнодорожных войск НКВД СССР, дислоцированных в полосе действующей Армии. Призванный из запаса начальствующий и рядовой состав в формируемые части не включался.
     На должности командиров рот назначался начальствующий состав, имеющий звание — не  ниже «капитана» и на должности политруков рот — не ниже «старшего политрука».
Формирование частей возлагалось:
по Северному фронту - на начальника охраны тыла фронта генерал-лей¬тенанта тов. Степанова и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Куприна;
по Северо-Западному фронту — на начальника охраны тыла фронта пол¬ковника тов. Головко и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Бочкова;
по Западному фронту — на начальника охраны тыла фронта генерал-лей¬тенанта тов. Соколова и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Цанаву;
по Юго-Западному фронту — на начальника охраны тыла фронта пол¬ковника тов. Рогатина  и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Михеева;
по Южному фронту — на начальника охраны тыла фронта генерал-майо¬ра тов. Никольского и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Сазыкина;
для фронта резервных армий -  на командующего фронтом генерал-лейте¬нанта тов. Богданова и начальника Особого отдела фронта комиссара государственной безопасности 3 ранга тов. Белянова.

      Формирование  подразделений и их передача в распоряжение Особых отделов  затруднялось тем, что  это время части войск Охраны тыла фронтов непосредственно принимали участие в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками и выполняли задачи по охране тыла на значительном удалении друг от друга. Кроме этого, командование фронтов и армий через Военные советы всячески стало препятствовать выведению из своего состава военнослужащих.

     В связи со сложившейся обстановкой, полное  выполнение приказ Приказа Наркома  № 00941 задержалось  до сентября 1941 года.
      Периодически, по мере прибытия на фронт новых соединений и армий,  формирование отдельных частей для Особых отделов продолжалось.

     На первом этапе войны деятельность Особых отделов и подчиненных им подразделений войск НКВД,  наряду с выявлением шпионов  и диверсантов, была направлена на  наведение  порядка в тылах действующих армий и дивизий, по борьбе с дезертирами, трусами и паникерами путем организации службы заграждения, посредством выставления засад, постов и дозоров на войсковых дорогах.
        С июня по октябрь 1941 года оперативными заслонами особых отделов задержано 249969 человек
      За период с июля 1941 по январь 1942 года  военнослужащими Отдельного стрелкового батальона при ОО НКВД  Западного фронта было задержано 33000 различных лиц, в том числе шпионов, немецких старост и переводчиков, вышедших из плена и окружения военнослужащих, дезертиров и лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу в РККА, военнослужащих отставших от своих частей и другого антисоветского элемента.
        Из военных контрразведчиков и бойцов,  приданных им подразделений НКВД, создавались совместные Оперативно - боевые группы, которые выполняли специальные  оперативные задания Военных советов в свете приказа И. Сталина  №227 «Ни шагу назад».
     Отряд Особого назначения,  сформированный Особым отделом НКВД Западного фронта, из личного состава Отдельного стрелкового батальона при ОО НКВД  фронта на добровольной основе, а также военнослужащих других частей,  действовал в тылу противника в октябре - ноябре 1941 года.  В результате его действий  было уничтожено несколько сот фашистов из карательных отрядов, порвана в 36 местах связь врага и освобождены пленные красноармейцы.
     19 апреля 1943 г.  постановлением СНК СССР № 415 -138 сс Управление особых отделов  было изъято из ведения НКВД СССР и на его базе были образованы:

1. Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР;
2. Управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата ВМФ СССР;
3. Отдел контрразведки «Смерш»  Народного комиссариата внутренних дел СССР;

          21 апреля 1943 года Постановлением ГКО № 3222 сс/ов  утверждено Положение о ГУКР «Смерш» НКО СССР в соответствии, с которым  начальник Главного управления контрразведки НКО («Смерш») стал, подчинен непосредственно народному комиссару обороны.
     В соответствии с указанными документами для обеспечения оперативной работы, конвоирования, охраны арестованных и мест заключения органам «Смерш» выделялись:
а) Управлению «Смерш» фронта — батальон,
б) отделу «Смерш» армии — рота;
в) отделу «Смерш» корпуса, дивизии, бригады — взвод.
   
     Отдельный стрелковые батальоны, роты и взвода  Особых отделов  НКВД   СССР были переименованы  в Отдельный стрелковый батальоны, роты и взвода  Управлений и отделов контрразведки  «Смерш», личный состав подразделений из НКВД переведен в НКО.
       В августе 1944 года приказом № 246  заместителя НКО в целях обеспечения охраны и оперативной работы отделов контрразведки «Смерш» в состав каждого танкового, механизированного и артиллерийского корпуса введен отдельный стрелковый взвод численностью 15 человек, в состав каждой танковой и артиллерийской дивизии, танковой, механизированной, мотострелковой и самоходно – артиллерийской бригад – стрелковое отделение из 8 человек.
     По мере накопления опыта, органами военной контрразведки,  совершенствовалась система контрразведывательных мер по борьбе с подрывной деятельностью разведок противника.

     В состав Оперативно – розыскных групп по активному розыску агентуры противника     включались младшие командиры из приданной органам "Смерш" воинской части. На их счету немало задержанных шпионов, дезертиров и изменников Родины.
   12 июля 1944 года в Логойском районе Минской области на базу Управления Контрразведки НКО «СМЕРШ» 3 - го Белорусского фронта совершила нападение группа немцев, военнослужащие 7-го Отдельного стрелкового батальона отразили  натиск врага.     В этом бою командир роты ст. лейтенант Уткин П.Н. погиб смертью храбрых.
   Подразделения, при органах военной контрразведки,   принимают  участие в ряде успешных боевых операции против националистических банд на освобожденной территории Белоруссии, Украины и Прибалтики.
       Десятки военнослужащих из состава частей, приданных органам «Смерш»,  были переведены для дальнейшего прохождения службы в органы военной контрразведки.
       После окончания  Великой Отечественной войны  Отдельные стрелковые батальоны управлений контрразведки «Смерш»  фронтов были расформированы.
В соответствии с  «Положением об органах военной контрразведки Комитета государственной безопасности при Совете Министров Союза ССР»  (1961 год) для обеспечения оперативной работы, охраны служебных помещении и документов, конвоирования арестованных и охраны мест заключения военным командованием (через соответствующее управление Генштаба) по представлению руководства 3 Управления КГБ в распоряжение особых отделов выделяются:
– управлению особых отделов группы войск – стрелковый батальон или рота;
– управлению особых отделов военного округа, особому отделу военного округа, группы войск, флота, округа ПВО и армии ГСВГ – стрелковая рота или взвод;
– особому отделу армии, флотилии, корпуса, военно-морской базы, гарнизона, дивизии, бригады и им равных – стрелковое отделение.
    Практика передачи в подчинение органам  военной контрразведки армейских подразделений   сохранена и в настоящее время.

Отредактировано Забава Александр (2014-02-10 06:25:12)