№420
Сообщение НКГБ Белорусской ССР № 150 в НКГБ СССР и ЦК КП(б) Белоруссии об использовании немцами в качестве агентов военнопленных красноармейцев
18 июля 1941 г.
За последнее время органами НКГБ БССР задержано большое количество красноармейцев, возвращающихся из немецкого плена, и ряд лиц из советских и хозяйственных учреждений западных областей БССР, оккупированных немцами.
Расследованием обстоятельств возвращения этих лиц из немецкого плена установлено, что органы немецкой разведки широко практикуют обработку и вербовку пленных красноармейцев, переодевают их в гражданскую одежду и направляют в районы расположения воинских частей для ведения разложенческой работы в Красной Армии, агитации красноармейцев, толкать их к переходу на сторону немцев.
Разоблаченные на следствии зам. политрука 15-й авиабригады Кошелев и красноармейцы Ашарофьян, Николаев, Руденко, Барябин показали, что, находясь в немецком плену, были завербованы немецким командованием и переброшены на территорию СССР со следующим заданием:
1. Возвратиться в расположение воинских частей, стараться проникнуть в свои прежние части и вести среди красноармейцев агитацию о превосходстве немецких войск над Красной Армией.
2. Вести пропаганду среди красноармейцев о хорошем обращении немецкого командования с красноармейцами, добровольно сдавшимися в плен.
3. Распространять слухи о том, что немецкие военные власти хорошо обращаются с населением, раздают в индивидуальное пользование землю и предоставляют населению продукты питания, мануфактуру.
4. Красноармейцам, изъявившим согласие уйти на немецкую сторону, поручить собирать сведения о расположении частей РККА, их численности и вооружении.
В Ельском районе Полесской области задержаны красноармейцы Швед Казимир Иосифович, 1920 года рождения, украинец, служил в 513-м стрелковом полку 72-й стрелковой дивизии, и Полторок Иван Якимович, 1918 года рождения, украинец, уроженец Винницкой области, служил в 235-м отд. саперном батальоне, у которых имелись пропуска, якобы выданные немецкими войсками, следующего содержания: "Владелец этого удостоверения 2/VII-41 г. как вольный гражданин из заключения в Волковыске освобожден".
Пропуск имеет печать, подписи нет.
Швед и Полторок привлекаются к следствию как агенты немецкой разведки.
14 июля 1941 г. нами задержан гр. Братут А. Т., 1908 года рождения, кандидат ВКП(б), украинец, прибывший с территории, занятой немцами. Братут имеет на руках паспорт серии ЭЕ № 536490 со штампом прописки в Днепропетровске и Белостоке и пропуск на немецком языке, подписанный майором немецкой армии, следующего содержания: "Гр. Братут + 2 человека следуют в Гомель, в русской армии не служил и сопротивтен я немецким частям не оказывал".
На допросе Братут признал, что он, находясь в немецком плену, завербован немецкой разведкой под кличкой "Александр" и получил задание направиться в г. Гомель и организовать взрыв моста, для чего ему было предложено в г. Гомеле установить связь с гр. Бейнцлером Федором Федоровичем, проживающим по ул. М. Горького, № 23. Явка с Бейнцлером должна была состояться по паролю: "Я - Александр", ответ: "Я - Федор Федорович".
Согласно инструктажу, полученному при вербовке, Братут, связавшись с Бейнцлером, должен был получить взрывматериалы и подробные указания о порядке взрыва моста. Приняты меры к установлению в г. Гомеле Бейнцлера. Следствие по делу Братута продолжаем 1 .
В последние дни немцы усиленно разбрасывают с самолетов листовки с призывом к красноармейцам о добровольном переходе на сторону немцев. Ряд листовок содержит призыв к населению оказать сопротивление Советской власти в эвакуации оборудовании заводов, фабрик, скота и т. п.
Листовки полны гнусной клеветы на Советскую власть и Коммунистическую партию. (Образцы листовок прилагаются2 )
Все листовки при содействии партийно-советского актива своевременно изымаются и уничтожаются.
Начальникам органов НКГБ даны указания о тщательном расследовании обстоятельств возвращения на нашу территорию всех лиц, задерживавшихся немецкими властями.
Заместитель народного комиссара госбезопасности БССР майор госбезопасности Духович
1 Правильно - Братута Александр Трофимович (1908-1941). В 1941 г. работал мастером 5-го стройучастка строительства № 180 НКПС в Волковысском районе Гродненской области. 27 июня 1941 г. был задержан немцами, завербован и переброшен через линию фронта для проведения шпионской деятельности в тылу Красной Армии. 15 июля 1941 г. арестован органами НКГБ в Полесской области. 23 июля 1941 г. военным трибуналом 65-го УРа приговорен по ст. 63-1 УК БССР к высшей мере наказания. Заключением прокуратуры Днепропетровской области от 16 мая 1995 г. в соответствии со ст. 2 Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" от 17 апреля 1991 г. и п. 13 Постановления Верховного Совета Украины от 24 декабря 1993 г. о толковании Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине" определено считать Братуту А. Т. обоснованно осужденным и не подлежащим реабилитации.
2 Образцы листовок не публикуются.
В первые дни войны противником было захвачено значительное количество пленных. Попавшие в гитлеровский плен советские воины командованием вермахта и нацистским руководством направлялись в лагеря военнопленных, где они подвергались особенно жестокому обращению, использовались на каторжных работах.
Несмотря на тяжелые условия, подавляющее большинство советских воинов вело себя в фашистском плену героически, показывая военнопленным других государств примеры мужества, стойкости, преданности Родине. Германские спецслужбы вели активную работу в лагерях военнопленных. Они отбирали и вербовали антисоветски настроенных лиц, направляли их на учебу в разведывательно-диверсионные школы и на курсы, действовавшие при абверкомандах и абвергруппах. После завершения подготовки агенты из числа советских военнопленных проходили инструктаж и перебрасывались в ближайшие тылы Красной Армии.