Алла Паперно
Америка-Владивосток. Ленд-лиз на Тихом океане.
В Государственном архиве Магаданской области хранится документ, который называется: "Основные положения развития народного хозяйства и транспортных связей системы ДС НКВД СССР в перспективном периоде (1942-1947 гг.)". В этой проектной разработке есть такая таблица (ГА МО, ф.Р-23сс, оп.1 д.170,л.26):
Общая численность населения края в тыс. чел.
Группы населения 1940 1942 1947
1. Вольнонаемный персонал с семьями 65,7 76,7 152,1
2. Местное коренное население 5,7 7,1 18,6
3. Колонисты с семьями 0,3 0,5 10,9
ИТОГО по основной группе населения 71,7 84,3 181,6
4. Заключенные /спис. состав А+Б+В/ 144,9 168,8 210,4
ВСЕГО населения 216,6 253,1 392,0
Из данных этой таблицы следует, что народное хозяйство системы Дальстроя НКВД имело к началу войны и планировало иметь в последующие годы число заключенных, превышающее более чем в два раза число вольнонаемных, коренного населения и колонистов - всех вместе, с семьями. Было отчего строжайше секретить тихоокеанские маршруты и потери на них, чтобы у дотошных американцев не возникло законное желание разобраться в причинах потерь и попасть для этого на наш берег.
В тех исключительно редких случаях, когда высокопоставленные американцы все же оказывались на территории ГУЛАГа, им устраивали в некотором роде спектакль. Так было во время визита в Магадан вице-президента США Генри Уолпеса в конце мая - начале июня 1944 года. Его даже на прииск возили, но в тот день вместо заключенных там работали переодетые охранники - это подтвердил бывший начальник Политуправления Дальстроя И.К.Сидоров, непосредственный организатор приема на прииске (магнитофонная запись).
Не только фронт, но и зоны ГУЛАГа в годы войны получали снабжение по ленд - лизу. Дальстрой, Норильстрой имели в США своих представителей.
...
Кроме судов Наркомата Морфлота, в перевозках ленд-лиза через Тихий океан принимал участие морской флот Дальстроя НКВД - 4 крупных быстроходных судна общей грузоподъемностью 32,7 тысячи тонн перевезли без малого полмиллиона тонн импорта (Доклады к годовым отчетам по основной деятельности Дальстроя НКВД за 1941-1945 годы, ГА МО, ф.Р-23сч, оп.1, дд. 4206, 4225, 4245, 4286, 4301). В промежутках между рейсами в Америку они продолжали, как и некоторые суда ДВМП, возить заключенных в Магадан, Ванино и другие портпункты ГУЛАГа, но в годы войны заключенных прибывало намного меньше, чем в довоенные или послевоенные годы.
...
40 судов НК Морфлота ("Морской транспорт СССР - к 60-летию отрасли", М., 1984, с.89), 2 судна Дальстроя НКВД (ГА Магаданской области, ф.Р-23сч, оп.1, Д.4301) и некоторые транспорты НК Рыбпрома принимали участие в войне с Японией - доставляли десантные войска и снабжение в порты Кореи, на Сахалин и Курильские острова.. Несколько судов подорвались на минах японских заграждений, но ни одно не погибло. Американские вооружение, обмундирование и продовольствие сыграли существенную роль в обеспечении нашей японской кампании.
Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А.И.Щетинина, в годы войны капитан либерти "Жан Жорес", и А.А. Афанасьев в клубе капитанов, снимок 70-х годов.
"Ленд-лиз сберег жизни советских солдат" -"За ленд-лиз мы заплатили кровью". Только на первый взгляд две эти фразы исключают друг друга. Верно и то, и другое - это просто две стороны одной медали.
Иногда приходится слышать преимущественно от журналистов, особенно во Владивостоке: "О ленд-лизе все все знают". Если это так, то почему в историю России, Дальнего Востока и Владивостока оказались вписаны следующие факты:
1. 11 июня 1992 года исполнилось 50 лет со дня подписания Соглашения о ленд-лизе между СССР и США, но по такому поводу не было послания даже на уровне МИДа, тогда как в третью годовщину этого события посланиями обменялись Сталин и Трумэн, Молотов и Бирнс. Правда, бывший в 1992 году министром иностранных дел А.В.Козырев признал: "Это наша оплошность, она должна быть исправлена, инициатива должна исходить от нас", но за словами, судя по всему, ничего не последовало. Не потому ли в 1994 году Россию "забыли" пригласить на празднование юбилея высадки десанта через Ла-Манш?
2. О 50-летии ленд-лиза вспомнили те, кто работал в Мурманске, Архан-гельске, на приемке в Персидском заливе, на АЛСИБе, но ни один информационный канал и ни одна газета Владивостока, города, причастного к ленд-лизу, как ни один другой в нашей стране и, вероятно, в мире, в июне 1992 года об этом не вспомнили.
3. Ветераны тихоокеанских перевозок носят памятный знак "Участник северных конвоев", однако конвоев ни северных, ни каких других в годы войны на Тихом океане не было. Выпуск памятного знака "Участник Тихоокеанской транспортной эпопеи", дело по затратам малое, а по значению великое, так и не попал в планы Юбилейной комиссии, возглавляемой вице-премьером Ю.Ф.Яровым, ни в год юбилея Победы, ни в год юбилея Российского флота, хотя такое предложение было направлено в Комиссию еще в начале 1995 года.
...
http://www.transport.ru/2_period/more/96_6/amer_vl.htm
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/