Гениальная собака с вульгарной кличкой
Четвероногий Пинкертон на службе московской полиции
Способностью собак взять след человека по запаху пользовались еще древние египтяне, искавшие таким образом беглых рабов. Однако использовать «друзей человека» для розыска уголовных преступников додумались лишь на рубеже XIX—XX веков – практически одновременно в большинстве развитых стран, не исключая и Россию. В Москве первенцем розыскной службы был доберман Треф, участвовавший в поимке многих опасных преступников и прославившийся благодаря бойким перьям тогдашних журналистов. Наступивший Год Собаки дает хороший повод вспомнить те захватывающие истории, в которых легендарный четвероногий сыщик принимал самое активное участие.
ПЕРВОЕ ГРОМКОЕ ДЕЛО
Уже в первый месяц работы в Москве Треф участвовал в раскрытии дела, которое принесло ему всероссийскую славу. 28 ноября 1909 года жители деревни Кузнецово, близ подмосковной станции Бронницы, нашли в одном из домов пролежавший там несколько дней окровавленный труп хозяина – 60-летнего одинокого богатого крестьянина Гришаева. Вызванные на место убийство чины уездной полиции узнали от соседей погибшего, что 23 ноября к нему на двор заходили трое нищих, найти которых так и не удалось.
В тот же день в Кузнецово московским пригородным поездом прибыл Дмитриев со своим «помощником» Трефом. Обнюхав дом Гришаева, Треф выскочил во двор и выкопал из навозной кучи окровавленную тряпку, которой убийцы вытирали руки. Взяв след по этой улике, Треф уверенно довел сыщиков до соседней деревни Малышево, где остановился у дома крестьянки Самоновой. Напуганная грозным видом пса, хозяйка тут же призналась, что в ночь после убийства у нее ночевали давние знакомые — известные на всю округу попрошайки братья Рябые и их спутница, некая Агафья. Местная полиция давно подозревала их в совершении ряда преступлений, однако никаких улик предъявить бродягам не могла.
Треф безошибочно взял след, прошел со своим проводником более 100 км, однако самих подозреваемых обнаружить не удалось. Их розыском занялись местные власти, а Дмитриев с Трефом вернулись в Москву.
Уже вечером 29 ноября урядник Богородского уезда (ныне Ногинский район МО) задержал в известной своими трактирами и ночлежными домами деревне Томилино под Люберцами Сашку Рябого и его спутницу Агафью. У них нашли вещи и деньги убитого ими Гришаева.
Когда эта история попала в газеты, Треф стал кумиром московской публики. 6 декабря 1909 года сотни зрителей пришли в Манеж, чтобы увидеть соревнования полицейских собак, где Треф опять-таки блеснул своими талантами: сперва он с большим грузом в зубах преодолел барьер высотой в 1,5 метра, а затем прошел через толпу по следу «вора», одетого в специальный костюм, настиг и задержал его в конторе выставки.
С ДЕНЬГАМИ В ЗУБАХ
В конце января 1910 года Треф и Дмитриев за один день раскрыли в Москве сразу две кражи в Николаевском сиротском женском училище (ныне дом № 14 по улице Солянка). Дерзкие воры ночью проникли в спальню квартировавшего при училище казначея Ореста Ивановича Емельянова и похитили немалую по тем временам сумму — 400 рублей (для сравнения: оклад полицейского Дмитриева составлял 50 рублей в месяц, а расходы на содержание Трефа – 10 рублей).
На этот раз Трефу потребовалось без малого семь часов, чтобы взять след: пиджак злополучного казначея уже побывал в руках многих доморощенных сыщиков, а по двору, который никто не додумался оцепить, постоянно сновали воспитанницы и служащие училища. Однако чутье не подвело четвероногого детектива и на этот раз. В итоге из каморки истопника Павла Жукова, прослужившего в училище 10 лет, были обнаружены украденные деньги, а также множество золотых и серебряных вещей. Сам Жуков, до смерти испугавшийся исходившегося лаем пса, сразу же признался не только в краже 400 рублей, но и в прошлых «грехах». Как выяснилось, он на протяжении семи лет промышлял воровством – и ни разу не был пойман.
Когда полицейские уже уезжали из училища, Треф, бегавший по двору, принес хозяину узелок с замусоленными купюрами. Оказалось, что эти деньги (70 рублей) накануне пропали у прачки Воспитательного дома. Видимо, вор увидел, как пес «раскрыл» кражу денег Емельянова, испугался, что вслед за Жуковым «чудо-собака» отыщет и похитителя денег прачки – и сам подкинул их назад. Пожалев горе-воришку, Дмитриев не стал пускать Трефа по его следам.
Полностью здесь: http://www.m-mos.ru/01/11.htm