«История не должна прерываться, если мы не хотим быть забытыми.
Она и не прервется, пока существует преемственность поколений. История продолжается…» - так ветеран Орского ЛО МВД России на транспорте майор в отставке Петр Семенович Фокша начинает свою книгу «Орский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте – 75 лет», изданную в 2012 году, в которой он собрал воспоминания ветеранов отдела.
Сегодня хотелось бы окунуться в историю и вспомнить, как боролись с преступностью в сфере хищения грузов на участке обслуживания Орского ЛО МВД России на транспорте на заре образования отдела в 30-х годах 20-го века и по сегодняшний день.
Вот небольшие выдержки из книги:
«В апреле 1938 года организованная банда совершила вооружённое ограбление поезда, следовавшего из Оренбурга в Орск. Было похищено товаров на сумму свыше 9 миллионов рублей.
Благодаря умелым действиям работников уголовного розыска, в частности оперуполномоченных уголовного розыска ЛОМ на ст. Орск младшего лейтенанта милиции Теодорович Г. С. и младшего лейтенанта Селезнёва, удалось раскрыть это дерзкое преступление. Преступники были арестованы, государству возвращено свыше 7 миллионов рублей.
***
В 1943 году дезертир Ч. организовал банду, которая грабила грузовые поезда на перегоне Кувандык – Сара. Грабили всё: одежду, обувь, продукты питания, так необходимые в то время для фронта. Благодаря принятым мерам банда была обезврежена. Преступники получили по заслугам. Каким-то образом Ч. попал в штрафной батальон и вновь дезертировал.
На этот раз он приехал в горд Орск, где вновь успешно организовал банду и грабил вагоны в Орске и на подходе поездов к городу Орску. Пришлось приложить немало сил и оперативного мастерства, чтобы обезвредить такого матёрого преступника. При задержании у него было изъято оружие, материальные ценности, похищенные из вагонов. В задержании Ч. принимали участие Лебединский С. С., Чиндяскин И. Е., Ливенко И. П. и др.
***
В течение 1962 года из вагонов на ст. Орск было совершено ряд краж товарно-материальных ценностей. Преступление некоторое время оставались нераскрытыми. В ходе оперативно-розыскной работы стало известно, что данными кражами могла заниматься группа вагонников, но группа была сплочённой, и подход к ней был затруднён. Однако после кражи из вагона скота, группа была изобличена. В раскрытии данных преступлений принимали участие Гудясов В. Т., Четвериков К. И., Горовой П. Ф.
***
В июне 1975 года на грузовом дворе ст. Орск была совершена кража из контейнера магнитофонов «Томь-401», «Тоника-305», электрофонов «Аккорд» всего на сумму 2982 рубля. Данное преступление длительное время оставалось нераскрытым.
В раскрытии данного преступления принимали участие оперуполномоченный ОУР ЮУ УВДТ Куделя, оперуполномоченные ОУР ЛОВД ст. Орск Перцев В. И., Коваленко А. В. Преступная группа была изобличена и осуждена.
***
В течение 1977-78 гг. группа работников локомотивного депо ст. Орск в составе 4-х человек совершала хищение грузов. Так, ими были похищены кресла, пылесосы, женские пальто, телевизоры и другие материальные ценности. Всего этой группой было совершено 14 краж на сумму 13173 рубля, то есть в особо крупных размерах.
В раскрытии данного преступления принимали участие заместитель начальника ЛОВД Сидоренко А. В., ст. оперуполномоченный ОУР Коваленко А. В., оперуполномоченный ОУР Востриков В. А.
Таких примеров можно привести множество. Так, например, в 1979 году группа из железнодорожников в составе 7 человек совершила 12 хищений грузов на сумму 4964 рубля. Эта группа также была изобличена сотрудниками ОУР и следствия.
***
Очень дерзко вела себя преступная группа Новикова., преподавателя Орского учебного комбината. В состав этой группы входили работники мехлесхоза, треста «Орскжилстрой», спецавтохозяйства, мясокомбината и работников локомотивного депо. Всего в группе было 11 человек.
Данная группа специализировалась в основном на кражах из контейнеров и вагонов. Воровали всё: обувь, продукты, телевизоры, посуду, овечьи шкуры, пальто с воротниками из ценного меха, радиоприёмники и другое. Данная преступная группа действовала очень осторожно. Все преступления совершались на ходу поезда. Похищенное выбрасывалось на обочину теми, кто совершал хищение непосредственно из вагонов. Вторая группа приезжала в условленное место на автомашине, собирала похищенное и увозила в места хранения. Эта группа имела приспособления для вскрытия контейнеров и вагонов, было у них и оружие – пистолет Марголина и мелкокалиберная винтовка.
29.12.1982 г. был загружен контейнер №513488248 назначением Орск – Москва, отправитель – Орская звероферма, получатель – Павелецкая АТЭС. По прибытии получатель обнаружил недостачу: 260 шкурок голубого песца на сумму 57776 рублей 64 коп.
14.02.1983 г. вскрыли крыши шести контейнеров, откуда похитили 18 пальто и 29 платьев на 3228 рублей 20 коп.
16.02.1983 г. сели в грузовой поезд, направленный в сторону ст. Айдырля. Сделали прорубы в шести контейнерах, откуда похитили 6 ковров на сумму 2700 рублей.
17.02.1983 г. приехали на ст. Орск, по этой же схеме из контейнера похитили 78 штук женских пальто на сумму 22394 руб. 50 коп.
Для раскрытия преступлений, совершенных этой группой, была создана оперативная группа во главе с заместителями начальника ЛОВД на ст. Орск капитаном Жадановым В. А. В опергруппу входили сотрудники ЛОВД ст. Орск Подогов М. И., Попов С. А., Ведиборенко А. В., Востриков В. А., Рамазанов М. Г. и другие. Ходом следствия руководил ст. следователь по особо важным делам ЮУ УВДТ Степаненко В. П.
В ходе расследования было установлено, что данная группа на протяжении почти двух лет совершила около 80 подобных преступлений. Сумма похищенного составила около двух миллионов рублей.
Оренбургский областной суд приговорил организатора преступной группы Новикова к высшей мере наказания - растрелу, остальные получили от 5 до 20 лет лишения свободы.
***
В июле 2005 года поступила информация о том, что ряд лиц, проживающих в районе разъезда № 216, занимаются кражами черного металлолома из полувагонов. В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено 12 эпизодов хищений.
Активное участие в раскрытии данных преступлений приняли начальник ЛПМ ст. Айдырля Чудаков А. В., начальник ОБППГ Горбунов С. Ю., ст. оперуполномоченный ОБППГ Шевченко Д. В. Причастные к хищениям лица были полностью изобличены и приговорены к различным срокам лишения свободы.
***
27.02.2006 г. в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий был задержан автомобиль ГАЗ-66, в кузове которого были обнаружены ёмкости с дизтопливом. В ходе разбирательства было установлено, что дизтопливо было похищено из бака локомотива работниками локомотивного депо. В раскрытии данного преступления и изобличении преступников принимали участие ст. оперуполномоченный ОУР Журавлёв А. А., оперуполномоченный ОУР Бирюков Д. М., следователь Пряников И. Г.
***
Такого рода преступления в Орске не было давно. Простого по исполнению и наглого по замыслу. Трое грузчиков, с приличным ежемесячным заработком, задумали дополнительно подзаработать на родном предприятии иным способом – принципиально незаконным. Это были работники Никелькомбината Б., Л., Р.
Набросали план операции и… купили дрель. Они давно заметили, что вагоны, уже загруженные гранулами ферроникеля – одного из стратегических материалов в экономике, какое-то время находились на путях станции Никель. Охраны при этом не наблюдалось, да и невозможно приставить к каждому вагону сотрудника с ружьем. За сутки со станции уходили десятки вагонов. Ферроникель предназначался зарубежным европейским партнерам. Доезжая до городов-портов Санкт-Петербурга, Мурманска и Мончегорска, сплав никеля перегружался на пароходы и плыл в Лихтенштейн. Одним из пунктов отгрузки значился и Челябинск.
Грузчики действовали предельно просто – сверлили в днище вагона отверстие диаметром 5-7 сантиметров и подставляли мешок. Первые партии были скромные – до 200 кг. Такой недовес в вагоне, общим весом до 62 тонн, был практически незаметен. Да и списать такую недостачу можно было по разным причинам. Начав свой преступный бизнес весной 2008 года, подельники к лету стали зарываться. Август 2008 года стал последним месяцем их свободы. К тому времени вдвоем они уже не справлялись, поэтому взяли себе помощников – двух несовершеннолетних орчан. И вот когда группа дошла до тонны гранул ферроникеля, сотрудники милиции поставили точку в их простом бизнесе.
В августе кражи участились. Из вагонов стали исчезать уже не килограммы, а тонны ферроникеля. На первом же допросе подельники выдали того, кому они продавали похищенное. Сбытчик также привлечен к уголовной ответственности.
Рынок сбыта в Орске, конечно же, отличался по ценам от мировых, но ведь скупщик прекрасно осознавал, что покупает отнюдь не честным трудом заработанный стратегический сплав никеля. Ущерб, нанесенный предприятию, – более 2 миллионов рублей. Усугубляется вина бывших никельщиков еще и тем, что они даже не трудились заделывать за собой отверстия и стратегический продукт российской экономики так и сыпался из продырявленных вагонов, пока кто-то из путейцев не замечал этого и не затыкал дырки.
Следствие по делу шло более пяти месяцев. Сотрудникам Линейного отдела милиции на ст. Орск пришлось выезжать не в одну командировку в северо-западную часть страны. Удалось урегулировать и намечавшийся международный скандал. А виновникам всего этого, кроме лишения свободы, придется еще и выплачивать штраф. По тогдашним ценам тонна никеля оценивалась более чем в 400 тысяч рублей. Хорошие деньги даже с учетом «скидок» от орского бизнесмена-скупщика.
...
Здесь указана только маленькая частица будней тех лет, только маленькая часть той большой работы, которая ложилась на плечи сотрудников отдела по борьбе с преступностью на участке обслуживания и наведения образцового общественного порядка в те годы.
Никто не знает, когда наступит тот миг, которым проверяется человеческая прочность. Эту задачу каждый может решить только в том случае, если будет глубоко и правильно разбираться в реально существующих социальных процессах, в причинах ещё имеющихся недостатков и если будет активно бороться за их устранение. Потенциально к этому готов только тот, кто живёт и работает не для одного лишь себя, для кого служебный долг равнозначен долгу человеческому».
Заместитель начальника Орского ЛО МВД России на транспорте
подполковник внутренней службы
С.Е. Славкин
http://uralfout.mvd.ru/Press_sluzhba/sp … m/2094130/
Отредактировано Досмотровый (2014-09-30 17:06:01)