Воздушное пиратство. Материал сайта historic.ru
Тревожная и напряженная атмосфера, уже несколько лет господствующая в зоне Карибского моря, способствовала появлению в этом районе воздушного пиратства - формы разбоя, характерной для XX века. Воздушное пиратство, существование которого было констатировано постановлениями Женевской конвенции 1958 года об открытом море, проявляется в беззаконных актах захвата летательных аппаратов над открытым морем.
В период между 1 мая и 9 августа 1961 года три американских самолета регулярных пассажирских линий были вынуждены насильственно изменить свой курс. Попытка увести четвертый американский самолет была пресечена.
1 мая 1961 года вооруженный пассажир небольшого самолета, курсировавшего на местной авиационной пассажирской линии между Майами и Ки-Уэстом, угрожая оружием, вынудил пилота совершить посадку в Гаване на Кубе. Кубинские власти в тот же день разрешили самолету вместе со всем экипажем и пассажирами вернуться в США.
24 июля 1961 года некий натурализованный американец кубинского происхождения, которому власти США не дали разрешения возвратиться на родину, заставил пилота многоместного пассажирского самолета "Электра" изменить курс и посадить машину в Гаване. На следующий же день власти Кубы разрешили экипажу и пассажирам вернуться в США.
3 августа 1961 года была сделана попытка захватить еще один американский самолет. Некий Леон Бэрдон - по утверждению агентов ФБР, уголовный преступник и пациент психиатрической лечебницы - сел вместе со своим шестнадцатилетним сыном в рейсовый пассажирский самолет в Финиксе (штат Аризона). В воздухе преступникам удалось пробраться в пилотскую кабину. Угрожая оружием, они потребовали посадить самолет в Гаване. Когда пилот заявил, что ему не хватит горючего, нападающие согласились на посадку в Эль-Пасо (штат Техас). Высадившись на местном аэродроме, воздушные пираты разрешили пассажирам покинуть самолет, задержав четырех из них и весь экипаж в качестве заложников. Полиция, которую уведомили пассажиры, окружила аэродром и в течение нескольких часов безуспешно пыталась уговорить Бэрдона сдаться. Продолжая угрожать пилоту оружием, преступник вынудил его вывести самолет на стартовую дорожку. Однако полиция меткими выстрелами в авиапокрышки сумела остановить машину. Воспользовавшись возникшим замешательством, один из пассажиров сумел обезоружить нападавшего.
Бэрдон был приговорен к пожизненному тюремному заключению, а его сын помещен до совершеннолетия в исправительный дом.
9 августа 1961 года реактивный самолет крупной компании воздушных сообщений "Панамерикэн", направлявшийся из Хьюстона (штат Техас) в Гватемалу, был захвачен вскоре после своего вылета с аэродрома в Мексике, причем пилота вынудили изменить курс и посадить самолет в Гаване. Совершил это преступление француз, постоянно проживавший в Нью-Йорке и, по утверждению ФБР, также страдавший психическим расстройством. После прибытия самолета на Кубу пират тут же на аэродроме в Гаване был разоружен и арестован кубинскими властями. Самолету с его экипажем и пассажирами, среди которых находился министр иностранных дел Колумбии, было разрешено вылететь в Майами.
В 1966 году пираты попытались увести в США кубинский гражданский самолет ИЛ-18. Воздушный корабль совершал регулярные рейсы на линии Сантьяго-де-Куба - Гавана. В ночь с 27 на 28 марта двадцатисемилетний штурман А. М. Бетанкур оглушил полицейского Э. Рейеса, а затем застрелил из его же собственного пистолета. В этот момент самолет находился близ северного побережья Кубы. Бетанкур попытался заставить пилота, капитана Альвареса, изменить курс и совершить посадку в Майами во Флориде. Пилот направил самолет в сторону моря, но в то же время, не потеряв присутствия духа, соединился по радио с контрольно-диспетчерским пунктом аэродрома в Гаване, сообщив властям о происшествии.
Был согласован план действий, в соответствии с которым самолет должен был совершить посадку в Гаване. При этом пилоту предстояло держать вооруженного пирата в заблуждении, уверяя, что самолет летит в США.
Лишь в момент приземления на аэродроме в Гаване преступник понял, что его провели, попытался вновь вынудить пилота подняться в воздух, и, когда это не удалось, застрелил его, выскочил в окно и, пользуясь темнотой, бежал. Несколько дней он скрывался в одном из монастырей, затем был пойман полицией и получил заслуженную кару от кубинского суда.
Суровые наказания за воздушное пиратство не отпугивают бандитов. Похищение самолетов в воздухе в районе Карибского моря стало столь обыденным делом, что пресса посвящает таким случаям лишь несколько строчек. Методы, к которым прибегают похитители самолетов, и мотивы, которыми они руководствуются, рискуя лишиться свободы или даже жизни, самые различные.
Например, десятый по счету иностранный самолет, угнанный в 1968 году на Кубу, был небольшим воздушным такси типа "Сесна". 4 августа, в погожее воскресное утро, он был нанят в городе Наплз во Флориде неким американским гражданином, который заявил, что хочет совершить воздушную прогулку со своей маленькой дочуркой. Когда самолет поднялся в воздух, пассажир, угрожая пилоту, вынудил его перелететь в Гавану. Кубинские власти возвратили самолет и освободили пилота.
Чаще всего жертвами воздушного пиратства становятся большие рейсовые лайнеры регулярных авиалиний. В субботу 23 и в воскресенье 24 ноября 1968 года в гаванском аэропорту приземлились два американских самолета, экипажи которых были вынуждены под угрозой оружия изменить курс и лететь на Кубу. Это были реактивные самолеты: "Боинг-727", принадлежащий авиакомпании "Истерн эйрлайнз", с восемьюдесятью тремя пассажирами, и "Боинг-707", принадлежащий авиакомпании "Панамерикэн".
Оба самолета вместе с теми пассажирами, которые пожелали вернуться в США, были немедленно возвращены.
Своего рода рекорд воздушного пиратства в районе Карибского моря был установлен на рубеже ноября и декабря 1968 года, когда в течение одной недели три больших американских реактивных самолета с двумястами семьюдесятью восемью пассажирами совершили вынужденную посадку в Гаване. До сих пор все эти инциденты кончались благополучно. Это объясняется, видимо, тем, что авиакомпании, обслуживающие воздушные линии, проходящие вблизи района Карибского моря, уже примирились с воздушным пиратством и относятся к нему как к неизбежному злу. Ограничившись заботой о безопасности пассажиров и машин, эти компании даже снабдили на всякий случай своих пилотов картами гаванского аэропорта Хосе Марти, а бортпроводницам приказали не вдаваться в какие-либо пререкания с возможными похитителями самолетов и выполнять по мере возможности их указания.
В связи с этим американский еженедельник "Тайм", используя богатую информацию, приобретенную в 1968 году, поместил в одном из декабрьских номеров остроумную "Памятку для пассажиров захватываемых самолетов", предлагая перепечатать ее в виде буклета, который следует заложить за спинки кресел вместе с другими инструкциями для пассажиров. Вот какие "добрые советы" даются в "Памятке":
"В воздухе четыре "не"! А именно:
Во-первых, не следует вести себя агрессивно, так как похитители обычно хорошо вооружены и, принимая во внимание большой риск, на который идут, склонны к резким порывам. Они пользуются самыми различными видами оружия, чаще всего - револьверами и ножами. Впрочем, бывают исключения. Так, Р. Эрнандес, двадцатитрехлетний кубинский эмигрант, похитивший в июле 1968 года самолет ДС-8, принадлежащий авиакомпании "Нешнл эйрлайнз", воспользовался для устрашения экипажа и пассажиров каким-то предметом, как он утверждал, - ручной гранатой. После посадки в Гаване оказалось, что это был просто... флакон освежающей после бритья жидкости, завернутый в носовой платок.
Во-вторых, не нужно поддаваться панике. Воздушные пираты, несмотря на свою агрессивность, могут тем не менее оказаться приветливыми людьми. Некто Хосе, один из трех мужчин, которые в ноябре 1968 года похитили самолет авиакомпании "Панамерикэн", совершавший рейс № 281 в Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико, раздавал пассажирам в качестве сувениров пули тридцать второго калибра и дружески беседовал с ними. Джозефу Хановэллу и его жене, молодоженам из штата Ныо-Джерси, он галантно заявил:
- Очень жаль, что мы испортили вам свадебное путешествие!
В-третъих, не следует нажимать на кнопку вмонтированного в кресло звонка. Его звук, раздавшийся в кабине пилота, может перепугать пирата и заставить его открыть стрельбу. Если бандит промахнется, пуля пробьет герметическую стенку кабины самолета, в которой поддерживается безопасное для жизни давление. В этом случае нужно следовать предписаниям инструкции, указывающей, как вести себя в случае подобной катастрофы.
В-четвертых, не нужно громко звать бортпроводницу. Если вам нужна помощь или вы хотите направиться в туалет, следует поднять руку. С разрешения похитителей экипаж самолета обеспечит пассажиров напитками. Правда, бывают сюрпризы и здесь. Так, в ноябре 1968 года воздушный пират, захвативший американский самолет компании "Истерн эйрлайнз", выполнявший рейс № 273 из Чикаго в Майами во Флориде, купил пассажирам алкогольные напитки за свой счет на сумму в двадцать долларов!
....
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z … t038.shtml