Транспортная милиция Казахстана создавалась в 20-х годах, в период строительства жизненно важной для молодой Казахской Советской Социалистической Республики Туркестано-Сибирской железной магистрали.

Будучи составной частью Советской милиции, железнодорожная милиция Казахстана выполняла специальные обязанности по охране революционного порядка и безопасности на станциях, в пути следования поездов, защищала железнодорожные пути, мосты и другие сооружения от преступных посягательств.

На протяжении своего существования железнодорожная милиция Республики претерпела множество реорганизаций. Это связано со строительством новых железнодорожных объектов, увеличением потока грузов и пассажиров, изменением мест дислокации и участков обслуживания линейных органов.

Первые линейные органы милиции создавались на участке железнодорожной магистрали Москва-Ташкент проходящей по территории Казахстана от станции Илецк до станции Арысь.

В 20-е годы линейные подразделения ОГПУ (НКВД) на станциях Илецк, Актюбинск, Уральск, Шубар-Кудук, Макат, Гурьев находились в оперативном подчинении дорожно-транспортного отдела ОГПУ (НКВД) на Оренбургской железной дороге.

В 1927 году с вводом в эксплуатацию железной дороги Петропавловск-Кокчетав был сформирован Курорт-Боровской оперативный пункт ОГПУ (НКВД) в состав которого входили посты милиции на станциях Смирново, Таинча, Кокчетав.

В 1930 году по окончании строительства железной дороги Кокчетав-Акмолинск была организована железнодорожная милиция на станции Акмолинск (ныне Астана), а в 1937 году по завершении строительства дороги Акмолинск-Караганда, на станции Караганда-Сортировочная.

Эти линейные органы на севере Республики входили в состав дорожно-транспортного отдела НКВД на Омской железной дороге.

В 1958 году все участки железных дорог на территории Казахстана были объединены и вошли в состав Казахской железной дороги. В связи с этим создан дорожный отдел, а затем Управление милиции на Казахской железной дороге, в подчинение которого вошли линейные органы милиции дорожных отделов на Туркестано-Сибиркой, Карагандинской и часть линорганов с Оренбургской и Ташкентской железных дорог.

В 1971 году Управление милиции на Казахской железной дороге было переименовано в Казахское управление транспортной милиции. Кроме этого в областных аэропортах Республики и всей страны созданы подразделения милиции на воздушном транспорте.

Таким образом Казахское УТМ стало осуществлять охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на объектах ордена Трудового Красного Знамени Управления гражданской авиации.

В 1975 году МВД СССР переименовало Казахское УТМ в Восточное управление транспортной милиции.

В начале 1978 года в связи с делением ордена Ленина Казахской железной дороги на Алма-Атинскую, Целинную и Западно-Казахстанскую железные дороги, в структуре Восточного УТМ произошли изменения.

Были созданы два транспортных отдела милиции на Западно-Казахстанской и Целинной железных дорогах, а объекты Алма-Атинской железной дороги и Казахского управления гражданской авиации остались в оперативном обслуживании Восточного УТМ.

В 1980 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление, которым предусмотрено создание единой системы органов внутренних дел на транспорте.

В соответствии с этим Постановлением произошли некоторые изменения в структуре органов транспортной милиции.

http://www.dvdt.kz/rus/menu_1/o_departamente/istoriya/

Отредактировано Досмотровый (2015-01-28 10:19:00)