Его называют казанским Жегловым
Преступность - спутник, увы, любого общества, она многолика - от личной и бытовой до той, что составляет многогранную пирамиду организованной преступности со всеми ее атрибутами. Особое уважение и авторитет снискали сотрудники уголовного розыска, которые, рискуя собственной жизнью, встают на пути у преступников.
Зима 1942 года. "Казань. Министру финансов ТАССР. Копия управляющему отделением Госбанка. Примите золото, ценности и деньги из хранилища Госбанка СССР (г. Москва) в связи с эвакуацией. Спецгруз идет спецэшелоном под охраной спецвойск НКВД в сопровождении сотрудников банка".
"Москва. Наркомату финансов СССР... Указание Госбанка СССР выполнено. Спецгруз принят по акту на ответственное хранение".
Зима 1943 года. Казань. Здание НКВД ТАССР. В кабинете наркома два генерала - нарком внутренних дел ТАССР П. Горбулин и командированный НКВД СССР Г.Горохов. Перед ними на столе два тома уголовного дела под кодовым названием "Ветхие деньги".
Речь идет об уникальной краже двух мешков денег с сотенными купюрами на сумму два миллиона рублей. Кража совершена из тщательно охраняемого спец-отрядом НКВД бронированного помещения Госбанка республики на улице Баумана.
Фридзон Борис Абрамович. Из личного дела. Фридзон Борис Абрамович. Родился в 1912 году в селе Ингулец Криворожского района Украины. Воспитывался в детской колонии вместе с братом и двумя сестрами. Отец - политкаторжанин. Сослан в Сибирь за политическую деятельность. Умер в 1921 году от чахотки. Борис Фридзон выпустился из приюта в 1922 году. Начал работать сначала у кулака, потом по найму коногоном на шахте, строителем.
В 1930 году по комсомольской путевке направлен в уголовный розыск Одессы. 7 ноября 1930 года участвовал в разгроме банды Мишки Япончика в одесских катакомбах. В 1931 году командирован в качестве оперуполномоченного в Кировоградскую область с целью внедрения в банду "Черные маски". Нелегко было войти в доверие к бандитам, усыпить бдительность главаря. Малейший просчет грозил смертельной расправой. Помогли выдержка, проницательность, мужество.
После уничтожения банды Б. Фридзон назначен уполномоченным отдела уголовного розыска Кривого Рога. В 1935 году он переведен на аналогичную должность в Днепродзержинск. В 1941 году назначен начальником оперативного отряда по ликвидации бандгрупп на Северном Кавказе, которые орудовали в тылу войск Северо-Кавказского фронта, препятствуя продвижению советских армейских частей.
В начале 1943 года командирован Москвой в НКВД ТАССР. Назначен начальником отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности г.Казани. В 1948 году назначен начальником уголовного сыска г. Казани.
Дело - на особом контроле ведомства Л.Берии. Только что состоялся телефонный разговор с личным секретарем И.Сталина Поскребышевым по этому поводу. Расследование поручено командированному с Украины опытному сыщику майору Борису Фридзону. В группу вошли капитаны НКВД Д.Григорьев, И.Шиханенко и старший лейтенант И.Жарехин.
* * *
Первым делом Фридзон решил проверить охрану и хозяйственную обслугу банка. Изо дня в день под контролем наркома Горбулина оперативники отрабатывали десятки деталей, систематизировали личные связи, привычки и склонности людей.
Как-то в очередной раз, проходя по казарме охраны, Фридзон заметил недалеко от кухни рядом с мусорным бачком бумагу со следами сливочного масла, шкуркой сала и обгрызенной куриной ножкой. Такие продукты по военным меркам были слишком изысканы и уж тем более не входили в солдатский паек.
Узнав, что кухарит для охраны уборщица Сергеева, навел о ней справки. Вдова, двое детей на фронте, питается вместе с солдатами, ходит на рынок прикупать продукты для офицеров. Ее взяли в оперативную разработку.
На центральном рынке Казани в очередной раз Сергеева купила хлеб, молоко, сметану, сало и курицу и расплатилась сотенной купюрой. Через директора рынка сотенную заменили другой. Наблюдение продолжалось несколько дней, и каждый раз Сергеева расплачивалась сотенной.
Эксперты дали категоричное заключение: все деньги с рынка - из мешков с "ветхими деньгами".
После задержания Сергеева дала показания, что 20 тысяч сотенными ей на текущие расходы дал рядовой охраны Саттаров, но просил об этом никому не говорить. Было установлено, что он в хороших отношениях с командиром охраны Никулиным. Саттаров - житель Казани, как показало расследование, купил недавно дом на имя отца по улице Окольной. Приобрел двух коров, телку и другую живность. Капитан Никулин часто бывает у него в гостях, ночует с молодой женщиной.
После доклада майора Фридзона генерал принял решение о задержании подозреваемых Саттарова и Никулина. Группа выехала на улицу Окольную. После короткого откровенного разговора отец Саттарова показал в сарае бочку с огурцами с двойным дном. Обладая недюжинной физической силой, Фридзон выбил второе дно. Там в пакетах находились деньги в количестве одного миллиона ста тысяч рублей. Остальные, как выяснилось, ушли на покупку дома, скотины, карманные расходы.
Как определило следствие, деньги были похищены в период ремонта спецхранилища. Дверь была открыта дубликатом ключа, который сделал слесарь с воскового слепка за 20 тысяч рублей. Деньги первоначально были спрятаны под строительным мусором. Затем капитан Никулин, пользуясь правом выхода в город, по частям перенес их в дом Саттарова.
По приговору военного трибунала Казанского гарнизона оба преступника были расстреляны.
Полностью здесь: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37701/