Скверный анекдот.
Советский кинофильм 1966 года, гротескная трагикомедия, поставленная на «Мосфильме» режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по одноимённому рассказу Фёдора Михайловича Достоевского.
Один из запрещённых «полочных» фильмов эпохи застоя. Впервые был показан публике в декабре 1987 года.
Фильм прежде всего заинтересовал участием исполнителя главной роли - Е. Евстигнеева. Кроме того, вызвало интерес и то, что в основу сюжета положено произведение Ф.М. Достоевского. Казалось бы - фильм по классическому произведению, сильный актерский состав - уже предпосылка "качества".
И, тем не менее, фильм произвел гнетущее впечатление. Суть картины можно выразить одним словом - пасквиль. А именно, представлено произведение имеющее целью сформировать насколько это возможно уродливый, вызывающий максимально достижимое отторжение, облик жизни в царской России. Усилия к выполнению именно этой задачи настолько явны и натужны, что безнадежно подавляют потенциальную художественную составляющую.
Следуя ведущей установке - изобразить все в дореволюционной России насколько возможно плохим, наряду с формированием общего негативного фона, постановщики пытаются раздуть, выпятить еще именно классовое неблагополучие. Белизне, высоте, чистоте, яркому освещению "сановьих палат" противопоставляется гипертрофированное убожество условий обитания мелкого чиновника. Обиталище рядового служащего представлено кривым, перекосившимся по всем линиям снаружи и изнутри строением. В самом строении, все невзрачно, уныло, серо, убого. В крысином тоне декораций проглядывает явное стремление подавленного прогрессизмом индивида выполнить политический заказ по преставлению всей неприглядности реалий дореволюционной России. Как можно убедиться, постановщик принялся за выполнение задания со всей ... со всего энтузиазма. И явно перестарался по части заказа, удручающе запустив художественную часть.
Характерна актерская работа. Исполнители ролей из кожи вон лезут, что бы изобразить своих персонажей наиболее омерзительными. И им это вполне удается, персонажи выглядят отталкивающими. Исключение - немая, скривобоченная девушка-калека. Это единственный персонаж фильма, которого режиссеры наделили положительными чертами. И этого персонажа просто жалко. В целом же – актерские корчи рисуют абсолютно нежизненный, натужно унылый мирок, отражающий прежде всего режиссерскую задачу и невозможный в жизни.
В итоге, фильм оставляет гнетущее впечатление. Даже игра Е. Евстигнеева не смягчает негативного восприятия, более того, хоть это и трудно представить - вызывает отторжение.
Есть в фильме и полицейский, образ которого преподнесен в герценовской тональности, как же еще ....
Все же, даже при выполнении идеологического заказа, возможны тяга к объективности, эстетика, чувство меры. В фильме эти возможности не реализованы.
Искренне стараюсь во всем найти хоть какой то позитив. Относительно Скверного анекдота вижу хорошее в том, к "Бегу" его постановщики явно выросли, отошли от пасквильного тона. Одна роль Е. Евстигнеева чего стоит ...
Так что, не все картины удавались, а на "анекдоте" советское кино, к счастью, не остановилось.
Отредактировано Кермит (2015-03-17 00:25:47)
- Подпись автора
Страшила. А Кермит вернулся в Маппет.