Почти четверть века прошло с тех пор, как я покинул доблестные ряды "линейщиков" (одно из прозвищ на милицейском сленге сотрудников транспортной милиции). Многие эпизоды забылись, другие иногда всплывают перед глазами как вчера. Это и навеяло создать тему.
Вчера, 7 декабря 2015 года была очередная годовщина трагедии, разрушительного Спитакского (др. название Ленинаканское) землетрясения в 1988 году. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики Армения, охватив территорию с населением около 1 млн человек. В эпицентре землетрясения — Спитаке — сила толчков достигла 7,2 баллов (по 12-балльной шкале).
Землетрясение вывело из строя около 40% промышленного потенциала Армянской ССР. В результате землетрясения до основания был разрушен город Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне Гюмри), Степанаван, Кировакан (ныне Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов. По официальным данным, 19 тысяч стали инвалидами, погибли по меньшей мере 25 тысяч человек (по другим данным до 150 тысяч), 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении. Из-за риска аварии была остановлена Армянская АЭС. М. С. Горбачёв, находившийся в тот момент с визитом в США, запросил гуманитарную помощь. 111 стран, включая Израиль, Бельгию, Великобританию, Италию, Ливан, Норвегию, Францию, ФРГ и Швейцарию, оказали СССР помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, продукты и медикаменты.
К чему я это все подробно описал? Для того, чтобы представить масштабы разрушений и тот объем помощи, который был направлен в качестве помощи и для восстановления разрушенного хозяйства Армянской, тогда еще бывшей Советской Социалистической Республике. Львиная доля материальных и людских ресурсов направлялось в Армению по железной дороге. И никак не могла миновать Северо - Кавказскую железную дорогу, находящуюся в оперативном обслуживании Северо -Кавказского управления внутренних дел на транспорте (СК УВДТ), в одном из линейных отделов которого я имел честь проходить службу.
Естественно, что это событие не могло не коснуться личного состава транспортной милиции. Ряд сотрудников был командирован в Армению, оставшиеся несли службу за себя и за того парня. Дело осложнялось зимой и плохими погодными условиями. кроме этого, как всегда, было очень много неразберихи и бардака в организации. Как я уже отмечал ранее, помощь шла со всего мира. Грузовые поезда шли одни за одним. Однако, на Закавказской железной дороге были разрушения, которые срочно восстанавливались. График движения был очень напряженный. Однако, и в графике были сбои, вызванные различными причинами, как техническими (аварии, повреждения линий и т.п._, так и связанными с плохой организацией. Это приводило к тому, что движение прерывалось. Образовывались типа "пробки" (так будет понятней неспециалистам). Но это не автомобильные дороги, поэтому могла встать вся ж/д СССР. Чтобы этого не допустить, часть грузовых составов выбившихся из графика, с главного пути переводили на запасные пути даже самых мелких станций. Назывались эти поезда -"брошенными", и через какое время они снова попадут в график никто не знал.
Думаю, ни для кого не секрет, что перевозимые по железной дороге грузы активно расхищались как самими работниками железной дороги, так и простым населением. Пресечение и раскрытие преступных посягательств на перевозимые грузы являлось одной из основных ( а точнее главной) задач транспортной милиции на ж/транспорте в то время.
Итак, подвалило и на наш участок оперативного обслуживания "счастье" в виде нескольких "брошенных" грузовых составов. Причем, естественно, они были размещены на самых дальних от отдела и мелких станциях. Замечу, что участок железной дороги, находящийся в оперативном обслуживании нашего ЛОВД проходил по трем субъектам РСФСР и заканчивался тупиком. Т. е. был не на "главном ходу" для пассажирского сообщения. Что это значит? А то, что ж/д транспортом была большая проблема добраться до нужного места в нужное время. А из авто в отделе было всего три машины. Одна, естественно, возила начальника, вторая - дежурный УАЗ, ну и третья - списанный УАЗ, который всеми правдами и неправдами был отремонтирован и был закреплен за ОУР, в котором я и имел честь служить. Кто в теме, тому понятно, что бензин на списанную машину не выделялся и заправлять его приходилось самим, конечно не за свои деньги, которых итак еле хватало на жизнь. Решалось это дружескими связями с руководством различных хозяйственных органов, а зачастую банальным попрошайством.
- Подпись автора
В советской школе было два правильных предмета.
НВП учила как стрелять, а история - в кого.