предлагаю ознакомиться с этой доставляющей статьей:
Спасибо!
От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » ОГПУ - НКВД СССР в ходе становления социализма » Собственная безопасность НКВД - НКГБ
предлагаю ознакомиться с этой доставляющей статьей:
Спасибо!
Был, был зелёный паспорт, маленький такой, до того как красный появился.
Огороды по 10 соток,
Так и у нас 14 соток было в горах. Без колхоза. После дерьмократа хрущева.
А паспорт был. Брежнев его заменил.
Dum spiro spero....
Руководители подразделений собственной безопасности.
ОГПУ СССР(1923—1934)
Особоуполномоченный при коллегии ОГПУ СССР
ФЕЛЬДМАН Владимир Дмитриевич
(16.01.24—10.07.34)
НКВД СССР (1934—1946)
Особоуполномоченный
ФЕЛЬДМАН Владимир Дмитриевич
(11.07.34—23.10.37), ст. майор ГБ (29.11.35)
БАЛЯБИН Григорий Степанович
(07.12.38—20.12.38), капитан ГБ (28.12.38)
КРУГЛОВ Сергей Никифорович
(28.12.38 – 28.02.39 г.) ст. майор ГБ (28.12.38)
СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич
(28.02.39—07.03.41), майор ГБ (09.03.39), ст. майор ГБ (14.03.40)
Особая инспекции Отдела кадров
СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич
(11.08.41—03.46), ст. майор ГБ (14.03.40), комиссар ГБ (14.02.43), генерал-майор (09.07.45)
НКГБ СССР (1941)
Особая инспекция Отдела кадров
СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич
(07.03.41—11.08.41), ст. майор ГБ (14.03.40)
3 УПРАВЛЕНИЕ НКО СССР
Особая инспекция Отдела кадров
Данных нет
3 УПРАВЛЕНИЕ НКВМФ СССР
Особая инспекция Отдела кадров
Данных нет
НКГБ СССР (1943—1946)
Особая инспекции Отдела кадров НКГБ
БАЛЯБИН Григорий Степанович
(05.43—28.06.46), полковник ГБ (14.02.43)
ГУКР НКО «СМЕРШ»
Особая инспекция Отдела кадров
Данных нет
УКР НКВМФ «СМЕРШ»
Особая инспекция Отдела кадров
Данных нет
МВД СССР (1946 – 1953)
Особая инспекция Отдела кадров МВД СССР
СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич
(03.46 – 29.01.47), генерал-майор (09.07.45)
Особая инспекция Управления кадров МВД СССР
СТЕФАНОВ Алексей Георгиевич
(29.01 - 08.03.47), генерал-майор (09.07.45)
Особая инспекция МВД СССР
СУХАРЕВ С.Н.
(24.06.47 - ), полковник
МГБ СССР (1946—1953)
Особая инспекция Отдела кадров МГБ СССР
БАЛЯБИН Григорий Степанович
(15.03 - 28.06.46) полковник ГБ (14.02.43)
Особая инспекция Управления кадров МГБ СССР
БАЛЯБИН Григорий Степанович
(28.06.46—01.11.50), полковник ГБ (14.02.43)
КОЧЕТКОВ Александр Евстафьевич
(01.09.50 – 27.09.51), генерал-майор
НИКИФОРОВ Андрей Васильевич
(27.09.51 – 03.07.52), полковник
МВД СССР (1953—1954)
Особая инспекция Управления кадров МВД СССР
Данных нет
КГБ СССР (1954—1991)
Особая инспекция Управления кадров КГБ при СМ СССР
КАЛЛИСТОВ Николай Дмитриевич
(1955 – 1957 г.), полковник;
БОРОВЛЕВ Михаил Давыдович
(1957 – 02.04.1959 г.), полковник
ОСОБОУПОЛНОМОЧЕННЫЕ ФРОНТОВ (1941 – 1945).
Особый отдел Ленинградского фронта
ЧИСТЯКОВ Петр Дмитриевич, лейтенант ГБ
ПРИНЦЕВ Сергей Петрович, ст. лейтенант ГБ
Особый отдел Карельского фронта
БАГРЯНСКИЙ Евгений Михайлович (09.42 - ), лейтенант ГБ
Особый отдел Волховского фронта
КАРПОВ Анатолий Матвеевич ( - 26.01.43 – погиб), лейтенант ГБ
Особый отдел Юго - Западного фронта
РАЙЦИН Анатолий Ильич, капитан ГБ
Особый отдел Северо - Западного фронта
МОИСЕЕВ Сергей Игнатьевич, лейтенант ГБ
Особый отдел Западного фронта
ДЕМИН Александр Николаевич, мл. лейтенант ГБ
ЛЕШКОВ Алексей Георгиевич, ст. лейтенант ГБ
Особый отдел Воронежского фронта
МАНУКОВСКИЙ Николай Иванович, лейтенант ГБ
Особый отдел Юго - Восточного фронта
БОЛЬШАНОВ Владимир Григорьевич (08.42 - ), ст.лейтенант ГБ
Особый отдел Сталинградского фронта
БОЛЬШАНОВ Владимир Григорьевич, ст. лейтенант ГБ
Особый отдел Донского фронта
ГАНЕЧКО Алексей Иосифович, лейтенант ГБ
Особый отдел Южного фронта
ПСАРЕВ Александр Иванович, ст. лейтенант ГБ
БОЛЬШАНОВ Владимир Григорьевич ( - 03.43), ст. лейтенант ГБ
Особый отдел Закавказского фронта
НЕКРАСОВ Александр Михайлович, капитан милиции
Черноморская группа войск Закавказского фронта
ПСАРЕВ Александр Иванович, ст. лейтенант ГБ
Северная группа войск Закавказского фронта
МОЛЬ Сафрон Астапович, ст. лейтенант ГБ
УКР «СМЕРШ» Ленинградского фронта
ГОРШКОВ Борис Александрович, капитан
УКР «СМЕРШ» Белорусского фронта
ЧЕРКАШИН Ефим Михайлович, майор
УКР «СМЕРШ» Северо - Кавказского фронта
МОЛЬ Сафрон Остапович, майор
Особый отдел Закавказского фронта
НЕКРАСОВ Александр Михайлович, капитан милиции
что то о его биографии известно?
В советской школе было два правильных предмета.
НВП учила как стрелять, а история - в кого.
НЕКРАСОВ Александр Михайлович
1897 г.р., русский, член ВКП(б) с 1918 года.
Участник гражданской войны.
С 1919 года работал в органах ВЧК – ОГПУ – НКВД СССР.
С началом ВОВ получает назначение на должность заместителя начальника Новороссийского спецлагеря НКВД СССР.
Затем работает в органах военной контрразведки в должности Особоуполномоченного Особого отдела Закавказского фронта.
Приказ ГУКР «СМЕРШ» № 00170 от 27.09.45 г. «О трофейном имуществе».
Главное Управление СМЕРШ располагает данными о том, что некоторые органы контрразведки имеют значительное количество неположенного по штату автотранспорта и разного трофейного имущества. Это имущество на учет органами СМЕРШ не взято, что порождает антигосударственное отношение к его расходованию и хранению, а также создает условия для злоупотреблений. В целях наведения порядка в хранении, учете и использовании имущества, находящегося в органах СМЕРШ, приказываю:
Немедленно произвести тщательную документальную ревизию всего имущества, находящегося в органах СМЕРШ, составить на все имущество подробные описи, которые представить в Главное Управление СМЕРШ, все имущество опечатать и запретить его использование до получения указаний из Главного Управления СМЕРШ.
Начальники органов СМЕРШ, у которых после ревизии будет обнаружено имущество, не числящееся на учете или расходуемое не по назначению, будут отданы под суд военного трибунала, невзирая на занимаемые положения.
Начальник ГУКР НКО «Смерш»
Генерал – полковник Абакумов
Начальники органов СМЕРШ, у которых после ревизии будет обнаружено имущество, не числящееся на учете или расходуемое не по назначению, будут отданы под суд военного трибунала, невзирая на занимаемые положения.
Сурово. Как в моём (несознательном) понимании, что добыл в бою, то твоё! И можешь распоряжаться по своему усмотрению. Ни для кого не секрет, что после войны в нашей стране появилось много чего трофейного. От пустячков, типа губных гармошек, до очень ценных вещей. И никто из народа не видел в этом ничего предосудительного. А сколько немцы от нас вывезли! Даже землю, чернозём, и тот эшелонами гнали в Германию. Да что там, людей эшелонами в рабство! А у них, значит, ничего не возьми, или, если взял, то отдай.
Война без добычи - не война.
Из Приказа НКО СССР № 0409 от 26 декабря 1944 г. «Об организации приема и доставки посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров и генералов действующих фронтов в тыл страны»
Государственный Комитет Обороны постановлениями за № 7054 от 1 декабря 1944 г. и за № 7192с от 23 декабря 1944 г. разрешил хорошо исполняющим службу красноармейцам, лицам сержантского и офицерского состава, а также генералам действующих фронтов отправку личных посылок на дом.
Отправка посылок может производиться не более одного раза в месяц в размерах: для рядового и сержантского состава – 5 кг, для офицерского – 10 кг и для генералов – 16 кг.
Заместитель Народного комиссара обороны СССР
генерал армии Булганин
Из Постановления Военсовета 1-го Белорусского фронта № 034 от 16 марта 1945 г.
«Придавая исключительно важное политическое значение мероприятию по приему и доставке на родину посылок от бойцов и офицеров, Государственный Комитет Обороны СССР постановлением за №7777-С от 10 марта 1945 г. разрешил:
Отпускать бесплатно из складов частей хорошо исполняющим службу красноармейцам, сержантам и офицерам боевых частей, а также раненым, находящимся на излечении в госпиталях фронтов и армий, для отправки на родину трофейные продукты: сахар или кондитерские изделия — 1 кг, мыло — 200 г в месяц и трофейные изделия широкого потребления по 3 - 5 предметов в месяц из перечисленных наименований:
- Носки — 1 пара
- Чулки — 1 пара
- Перчатки — 1 пара
- Носовые платки — 3 штуки
- Подтяжки — 1 пара
- Дамская обувь — 1 пара
- Дамское белье — 1 комплект
- Помада — 1 тюбик
- Гребни — 1 шт.
- Расчески — 1 шт.
- Головные щетки — 1 шт.
- Бритвы — 1 шт.
- Лезвия — 10 шт.
- Зубные щетки — 1 шт.
- Зубная паста — 1 тюбик
- Детские предметы — 1 вид
- Одеколон — 1 флакон
- Пуговицы — 12 шт.
- Конверты и бумага почтовая — дюжина
- Карандаши простые и химические — 6 шт.»
Из Постановления Военсовета Группы Советских Оккупационных воск в Германии № 0121 об обеспечении увольняемых по демобилизации красноармейцев и сержантов обмундированием, подарками и о продаже предметов из трофейного имущества. Берлин, 2 июля 1945 г.
«Выдать каждому увольняемому, хорошо исполнявшему службу, в качестве подарка из трофейного имущества под одному какому-либо из нижеуказанных предметов бытового пользования; велосипеду или радиоприемнику, или фотоаппарату, или музыкальному инструменту. Для этого Интенданту Группы выделить:
- Радиоприемников — 30 000
- Велосипедов — 10 000
- Фотоаппаратов — 12 000
- Швейных машин — 2 000.
Разрешить продажу за плату, по ценам, указанным в постановлении ГКО, каждому,
подлежащему увольнения:
- Ткани х/б 3 метра
- Ткани шерстяной, суконной или шелковой — 3 метра
и по одному предмету верхней одежды мужской, женской или детской.
Военсоветам Армий и командирам частей при выдаче подарка и при продаже за плату установить индивидуальный подход к каждому увольняемому, учитывая его заслуги перед Родиной и семейное положение».
Из рассказов моего деда:
- Снимаешь шапку и идешь вдоль пленных, и каждый кидает а неё что у кого есть: часы, портсигар...
- А если кто не даст?
- Что значит "не даст"?
Отредактировано KlimPodkova (2019-12-17 16:55:16)
Коллеги, мы отвлеклись от темы, продолжаем
Борьба с нарушениями социалистической законности в органах НКВД СССР (1938 – 1941).
Оперативный приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», после его утверждения на Политбюро, был разослан в территориальные органы НКВД в конце июля 1937 года, что стало началом массовой репрессивной политики государства по отношению к своему народу.
Вся оперативная работа по проведению «массовых операций » проводилась работниками госбезопасности НКВД, при поддержке милиции, прокуратуры и партийных органов.
Согласно Справке 1 спецотдела НКВД СССР о количестве арестованных и осужденных за время с 1 октября 1936 г. по 1 ноября 1938 г. к ВМН осуждено 668 305 человек.
В центральные органы власти и на местах шли сигналы о многочисленных нарушениях в ходе следствий и жалобы на приговоры внесудебных органов НКВД (троек и Особого совещания при наркомате). Например, за 1939 год в Новосибирской области в спецотдел прокуратуры поступило более 15 000 таких жалоб.
Руководство ВКП (б) во главе с И. Сталиным, после анализа ситуации, приняли решение о сворачивании массовых репрессий и изменении деятельности органов государственной безопасности.
В октябре 1938 года для разработки проекта постановления по вопросу арестов, прокурорского надзора и ведения следствия была создана комиссия, в состав которой во-шли нарком НКВД Н. Ежов, его заместитель Л. Берия, прокурор СССР А. Вышинский, Г. Маленков и Н. Рычков.
14 ноября 1938 года ЦК ВКП (б) принимает постановление об учете и проверке в партийных органах ответственных сотрудников НКВД СССР.
В соответствии с которым, в ЦК ВКП(б), обкомах, крайкомах, ЦК нацкомпартий подлежали учету, проверке и утверждению все ответственные работники центрального аппарата Наркомвнудела от высших должностей до начальников отделений и следующие ответственные работники местных органов Наркомвнудела — наркомы, заместители нарко-мов и начальники отделов НКВД союзных и автономных республик, начальники краевых, областных и окружных органов НКВД, их заместители и начальники отделов этих органов, начальники городских и районных отделений НКВД.
Результатом этой проверки, должно стать, очищение органов НКВД от всех враждебных людей, обманным путем проникших в органы НКВД, от лиц, не заслуживающих по-литического доверия.
Фактически НКВД поставлен под полный контроль со стороны партийных органов.
17 ноября 1938 г. Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) издали Постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия».
Отмечалось, что за 1937 - 1938 годы под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистили СССР от многочисленных шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов, бу-харинцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из себя серьезную опору иностранных разведок в СССР и в особенности разведок Японии, Германии, Польши, Англии и Франции, что сыграло свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства.
Массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, прове-денные органами НКВД в 1937—1938 годах при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, про-бравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, производили массовые и необоснованные аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, в особенности засевших в органах НКВД.
Они сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований создавали с провокационной целью «дела» против невинных людей, а в то же время принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников по преступной антисоветской деятельности
Делался вывод, что пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры враги народа вся-чески пытались оторвать работу органов НКВД и Прокуратуры от партийных органов, уйти от партийного контроля и руководства и тем самым облегчить себе и своим сообщникам возможность продолжения своей антисоветской, подрывной деятельности.
Виновные были найдены и обозначены. Чекисты, выполнявшие преступные приказания вышестоящего руководства по борьбе с «врагами народа», стали ими сами.
Начался процесс по претворению в жизнь решений о восстановлении "революционной законности", что привело к началу "чистки" в кадровом составе наркомата внутренних дел СССР.
25 ноября 1938 года Указом ПВС СССР Н. Ежов был освобожден от обязанностей на-родного комиссара внутренних дел СССР.
В этот же день, Л.П. Берии был назначен на пост наркома внутренних дел СССР. Сразу после своего вступления в должность Наркома внутренних дел СССР, Л.П. Берия подписал приказ № 00762 от 25.11.38 г. «О порядке осуществления Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 года», которое «вскрывает серьезные недостатки и извращения в работе органов НКВД и прокуратуры и указывает пути подъема работы нашей советской разведки в деле окончательного разгрома врагов народа и очистки нашей страны от шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, от всех предателей и изменников Родины».
Для проверки состояния всей системы НКВД создается специальная комиссия в составе: председателя комиссии партийного контроля А.А. Андреева, заведующего ОРПО ЦК ВКП (б) Г.М. Маленкова и наркома внутренних дел Л.П. Берии.
Итоги ее работы были доложены 9 января 1939 года И.В. Сталину соответствующей
справкой, где указывалось:
«1. За время руководства тов. Ежова Наркомвнудел СССР вплоть до момента его освобождения от обязанностей Наркома большинство руководящих должностей в НКВД СССР и в подведомственных ему органах (НКВД союзных и автономных республика, НКВД краев и областей) занимали враги народа, заговорщики, шпионы.
2. Враги народа, пробравшиеся в органы НКВД, сознательно искажали карательную политику Советской власти, производили массовые необоснованные аресты ни в чем не повинных людей, в то же время, укрывая действительных врагов народа».
Особое место в выполнении решений по очистке органов НКВД от скомпроментировавших себя сотрудников занимает Аппарат Особоуполномоченного НКВД СССР. На данное подразделение возлагалась задача по расследованию преступлений и проступков, совершенных работниками подразделений, входивших в состав НКВД.
Прежний Аппарат Особоуполномоченного НКВД СССР, как не справившийся с возложенными на него задачами, был полностью обновлен.
Его руководитель ст. майор ГБ ФЕЛЬДМАН В. Д был арестован еще 23 октября 1937 г., как участник «антисоветского заговора в НКВД СССР». Осуждён ВКВС СССР к ВМН 10 января 1938 г. и в тот же день расстрелян. Реабилитирован посмертно 28 июля 1956 года.
Фактически вновь созданному Аппарату Особоуполномоченного НКВД СССР поручалось провести расследование фактов участия сотрудников НКВД в массовых репрессиях и провести пересмотр следственных дел на арестованных работников органов внутренних дел.
28 декабря 1938 года на должность руководителя Аппарата Особоуполномоченного НКВД СССР был назначен бывший ответственный организатор Отдела руководящих партийных органов ЦК ВКП (б) КРУГЛОВ С.Н., ему присвоили специальное звание «старший майор госбезопасности».
Аппарат Особоуполномоченного НКВД СССР с 36 человек был увеличен до 70 сотрудников.
Приказом НКВД СССР от 10.01.1939 года было утверждено «Положение об аппарате особоуполномоченного при НКВД СССР», в обязанности которого входило выполне-ние специальных поручений, связанных с проверкой и расследованием дел о сотрудниках НКВД, совершивших правонарушения, проверка материалов по заявлениям, жалобам, рапортам о должностных и государственных преступлениях, возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников НКВД и их расследование, проведение обследования отдельных участков работы местных органов НКВД.
28 февраля 1939 года КРУГЛОВ С.Н. получил назначение на должность заместителя наркома внутренних дел по кадрам и одновременно стал начальником Отдела кадров НКВД СССР.
Его сменил майор ГБ СТЕФАНОВ А. Г., бывший инструктор Киевского райкома МГК ВКП(б) .
Необходимо отметить, что практически весь оперативный состав чекистских подразделений НКВД, принимал участие в массовых репрессиях, что требовало проведения арестов значительной части сотрудников НКВД.
Реализация такого подхода означало разрушение органов госбезопасности, так что формулировка о врагах, якобы пробравшихся в НКВД и творивших беззакония, явилась наиболее приемлемой.
Руководствуясь постановлением от 17 ноября 1938 года, некоторые партийные ко-митеты, а также работники прокуратуры и суда пытались вскрывать порочные, незаконные методы в деятельности органов НКВД, ставили вопрос о привлечении виновных в произволе к ответственности, требовать от органов НКВД строгого соблюдения законности при расследовании дел, но такая позиция не находила поддержки.
10 января 1939 г. секретарь ЦК ВКП(б) И. СТАЛИН направляет секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартии, наркомам внутренних дел, начальникам УНКВД шифртелеграмму: «ЦК ВКП стало известно, что секретари обкомов - крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным как нечто преступное. ЦК ВКП разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП».
При этом оговаривается, что физическое воздействие допускается как исключение и притом в отношении лишь таких явных врагов народа, однако впоследствии на практике метод физического воздействия был превращен из исключения в правило.
«ЦК ВКП считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа, как совершенно правильный и целесообразный метод. ЦК ВКП требует от секретарей обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартии, чтобы они при проверке работников НКВД руководствовались настоящим разъяснением».
Официально применение мер физического воздействия было запрещено приказом МВД СССР № 0068 от 04.04.1953 г. "О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия".
Сотрудники Аппарата Особоуполномоченного НКВД на местах приступили к изуче-нию обстановки в региональных управлениях, собирали показания жертв массовых репрессий, проводили допросы работников, против которых уже были выдвинуты обвинения.
Одновременно такую же работу проводили органы прокуратуры и партийные органы.
При получении данных в отношении лиц, которые практиковали пытки и фальсифици-ровали документы следственных дел, проводились служебные проверки. По их результатам принимались решения об их увольнении из органов НКВД, привлечении к административной ответственности, переведу на низшие должности или возбуждении уголовных дел.
10 февраля 1939 г. Л. Берия направил И. Сталину информацию, что работники суда и прокуратуры «неправильно понимают и извращают постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17- го ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» и своими неправильными действиями мешают органам НКВД в осуществлении указанного постановления». Он утверждал, что органы суда и прокуратуры якобы необоснованно требуют привлечения к ответственности «всех тех сотрудников НКВД, которые в той или иной мере причастны к производству необоснованных арестов в период про-ведения массовых операций 1937—1938 гг.», не считаясь с тем, что «эти сотрудники в большинстве своем были лишь техническими исполнителями указаний и распоряжений быв. руководящих работников органов НКВД».
Как свидетельствует статистика, численность всех репрессированных сотрудников НКВД за 1938 - 1939 годы выглядит следующим образом: было арестовано в 1938 году – 5 625, в 1939 году – 1 364 человек. (ЦА ФСБ. Ф.3-ос. Оп.6. Д.33. Л.4)
В период с сентября по декабрь 1938 года были замены почти все руководители республиканских, краевых и областных НКВД–УНКВД. В это же время было арестовано 332 руководящих работника НКВД (140 человек в центральном аппарате и 192 на периферии), в том числе 18 наркомов внутренних дел союзных и автономных республик.
В результате проведенных проверок 7 372 человека (22,9 % общего оперативного состава НКВД СССР) в 1939 г. были уволены из органов госбезопасности. Из них 66,5 % были уволены за должностные преступления, «контрреволюционную» и другую компро-метирующую деятельность, из которых аресту подверглись 937 исполнителей массового террора.
Были расстреляны бывший нарком ВД СССР Н. ЕЖОВ и его заместители – АГРАНОВ Я.С., БЕРМАН М.Д., БЕЛЬСКИЙ Л.Н., ЖУКОВСКИЙ С.Б.,ЗАКОВСКИЙ Л.М., ПРОКОФЬЕВ Г.Е, ФРИНОВСКИЙ М.П.
Из мест заключения освобождено более восьми тысяч чекистов, пострадавших в годы массового террора.
Идет много дискуссий на тему поведения чекистов во время проведения операций по массовому террору, я их не оправдываю, но органы безопасности это единый и жестко централизованный институт государственного управления, нацеленный на обеспечение безопасности и целостности общества.
Действительно среди работников НКВД было немало и таких, которые допускали произвол, злоупотребляли властью, грубо нару¬шали законность, и эти их действия являются преступными.
Михаил Суслов, первый секретарь Орджоникидзевского обкома ВКП(б), выступая на партийной конференции в марте 1940 г., сказал, что в то время как треть общего состава работников НКВД находилась под следствием, были осуждены только несколько десятков человек. По его словам, проводившие проверку старались подходить к каждому случаю индивидуально, чтобы сохранить тех товарищей, особенно среди нижних чинов и молодежи, кто совершал нарушения социалистической законности под давлением преступных требований, и что из НКВД вычитали только тех, кто действовал по собственной инициативе и злому умыслу, а также имел эгоистические и враждебные намерения.
Бывший начальник 3-го отделения 3-го отдела УНКВД Московской области лейтенант ГБ Постель А.О. за грубые нарушения законности (необоснованные аресты. применение пыток и т.п.) был в апреле 1940 г. осужден к 15 годам лишения свободы. В 1956 г., после отбытия срока наказания, он в многочисленных своих заявлениях в инстанции стал настаивать на своей реабилитации. Он писал, что сегодняшние военные прокуроры "...Проявляют глубокое непонимание обстановки страха и трепета, царившего в 1937-1938гг. в органах НКВД, прокуратуры и судах... Если в 1937-1938 гг. в моей работе были искривления в следствии и арестах, то они являются результатом внедренных тогда в ап-парат физических методов следствия, прямо исходящих от наркома Ежова и вождя партии Сталина. Я, рядовой чекист, коммунист по служебному и партийному долгу, не мог выражать сомнения, подвергать критике или не выполнять этих указаний, а выполнение их приводило к незаконным арестам и репрессиям... Об этих физических методах следствия было хорошо известно прокурору СССР Вышинскому, председателю Военной коллегии Верхсуда Ульриху, которые преподносились нам, как защита интересов партии в ожидании войны..." (архив ВКВС РФ, Л.18,18 об., 19)
Обеспечение собственной безопасности в КГБ при Совете Министров СССР (1954 – 1978 г.г.)
В 1954 году принимается решение о новой структуре советских спецслужб. Г.М.Маленков и Н.С.Хрущев планируют выделить из МВД СССР органы госбезопасности в самостоятельное ведомство и установить полный контроль над силовыми структурами страны.
13.03.54 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал-полковник И.А.СЕРОВ был назначен Председателем КГБ при Совете Министров СССР.
На КГБ возлагалась главная задача: «В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берии в органах государственной безопасности и добиться пре-вращения органов государственной безопасности в острое оружие нашей партии, направ-ленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей».
Начался поиск оптимальной структуры, методов и форм работы специальных служб страны, которые бы наиболее адекватно отвечали новым целям и задачам, поставленным руководством СССР.
Главные тенденции в этом процессе были направлены на сокращение штатов органов госбезопасности и упрощение их структуры.
Было упразднено более 3,5 тысяч городских и районных аппаратов, объединены некоторые оперативные и следственные подразделения, ликвидированы и объединены в еди-ные следственные аппараты следственные отделы и отделения в оперативных подразделениях.
Становление КГБ при СМ СССР сопровождалось раскрытием и разоблачениями многочисленных нарушений законности в НКВД – МГБ СССР в конце 30-х – начале 50-х годов.
Президиум ЦК КПСС 4 мая 1954 года рассмотрел вопрос «О пересмотре дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, содержащихся в лагерях, колониях и тюрьмах МВД СССР и находящихся в ссылке на поселении».
Были созданы Центральная и местные комиссии по пересмотру дел. В состав Центральной комиссии вошел председатель КГБ Серов И.А..
Как докладывал Президиуму ЦК КПСС 29 апреля 1955 г. Прокурор СССР Р.А. Руденко, по результатам проведенной комиссиями работы были пересмотрены уголовные дела на 237 412 осужденных граждан, при этом было отказано в смягчении наказания 125 202 проходившим по ним лицам.
В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 года в ЦК КПСС создается специальная Комиссия во главе с секретарями ЦК П.Н. Поспеловым и А.Б. Аристовым для оценки деятельности органов НКВД-НКГБ-МГБ-МВД СССР в 30-е - 50-е годы.
На должность заместителя председателя КГБ по кадрам – начальника Управления кадров получил назначение ответственный сотрудник ЦК КПСС ГРИГОРЬЕВ П.И. , генерал-майор (31.05.1954).
Для расследования преступлений, совершенных сотрудниками органов КГБ в Управлении кадров была создана Особая инспекция, ее возглавил полковник КАЛЛИСТОВ Николай Дмитриевич, в 1957 году его сменил полковник БОРОВЛЕВ Михаил Давыдович.
С момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС, а именно, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение самостоятельно или направлял в Генеральную прокуратуру СССР.
На основании Постановления ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора " от 19 января 1955 г. было разработано Положение о прокурорском надзоре в СССР. Для осуществления надзора за следствием в органах КГБ в Прокуратуре СССР был создан специальный отдел.
Особая инспекция вела проверки личного состава органов КГБ на причастность к нарушениям законности.
По вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел фактам, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, непосредственно виновных в грубых нарушениях социалистической законности.
Выполняя решения руководства, И. А. СЕРОВ проводит чистку аппарата госбезопасности, увольняет и лишает званий наиболее одиозных сотрудников.
В феврале 1956 г. он рапортовал ЦК КПСС об увольнении из КГБ за период с марта 1954 года 16 000 сотрудников, охарактеризованных им как не внушающих политического доверия, злостных нарушителей социалистической законности, карьеристов, морально неустойчивых, а также малограмотных и отсталых работников.
В подготовленной к июньскому (1957) пленуму ЦК КПСС справке СЕРОВ И.А. писал, что уволено 18 000, в том числе "более 2 300 сотрудников за нарушение советской законности, злоупотребление служебным положением и аморальные поступки". Так же 40 бывших ответственных работников органов госбезопасности были лишены генеральских званий, а из центрального аппарата КГБ было уволено около 2 000 сотрудников, из которых 48 являлись начальниками отделов и занимали более высокие должности.
Серов отмечал: "Заменены почти все руководящие работники главных управлений, управлений и отделов центрального аппарата. На эти должности более 60 человек направлены ЦК КПСС с руководящей партийной и советской работы".
В отчёте Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС о работе в 1956-1961 годах отмечалось, что ею было рассмотрено 387 персональных дел на виновных в грубом нарушении соцзаконности, и 347 из них были исключены из КПСС. Среди них – 10 бывших министров внутренних дел и госбезопасности (союзных и республиканских) и их заместителей, 77 ответственных работников центральных, областных, краевых и республиканских аппаратов НКВД - МГБ, 72 начальника городских и районных отделов МГБ».
Как впоследствии информировал народных депутатов на сессии Верховного Совета СССР в июле 1989 года председатель КГБ СССР В.А.Крючков, только в 1954 - 1957 го-дах за грубые нарушения законности, приведшие к необоснованным репрессиям, к уголовной ответственности были привлечены 1 342 сотрудника НКВД - МГБ, в том числе некоторые из них были приговорены к расстрелу, в том числе и ряд бывших руководителей органов НКВД - МГБ в центре на местах. 2 370 человек понесли наказания в партийном и административном порядке (уволены из органов КГБ, исключены из КПСС, лишены пенсий, воинских званий и т.д.).
Отдел административных органов ЦК партии, как кураторов всех правоохранительных и силовых ведомств СССР, летом 1956 года проводит ряд проверок организации следственной работы КГБ, в ходе которых вскрылись затягивания сроков следственных действий, нарушения предписаний ведомственных инструкций, отдельные злоупотребления следователей и т.д.
По результатам проверки членам Президиума ЦК было подготовлено письмо по выявленным недостаткам, данный вопрос о ситуации в работе следственных аппаратов Коми-тета госбезопасности включался в повестку дня одного из заседаний ЦК.
08.12.58 года СЕРОВА И.А. сняли с должности председателя КГБ и перевели в Глав-ное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых сил СССР, а вместо него назначали А.Н. ШЕЛЕПИНА, руководителя Отдела партийных органов ЦК КПСС по союзным республикам, который продолжил и усилил чистку кадров КГБ, начатую Серовым.
24 февраля 1959 года Н. Хрущев публично заявил о своих намерениях провести «целесообразное сокращение» персонала КГБ.
В письме в ЦК КПСС 7 апреля 1959 г. А.Н.Шелепин вносит предложение дополнительно сократить штат оперативных работников в центре и на местах на 3 200 человек и штат рабочих и служащих в хозрасчетных и хозяйственных структурах КГБ на 8 500 человек.
Особой инспекцией ОК КГБ сурово пресекались нарушения социалистической законности и произвол как действия, посягающие на социалистический правопорядок и права советских граждан.
В 1959 году по предложению Председателя КГБ Шелепина А.Н. Особая инспекция Управления кадров, расследовавшая дела о проступках и преступлениях сотрудников КГБ была ликвидирована. Новый председатель КГБ считал, что Особая инспекция «является пережитком в работе с кадрами».
На проходившем в октябре 1961 года XXII съезде КПСС председатель КГБ при СМ СССР А. Н. Шелепин выступил с речью, где в частности заявил: "Органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов…
Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под неослабным контролем партии и правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства"…
"Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова…
Теперь чекисты могут с чистой совестью смотреть в глаза партии, в глаза советского народа"
Функции Особой инспекции были переданы Следственному управлению и кадровым аппаратам.
В ноябре 1961 года, по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, А. Н. Шелепин был переведён на партийную работу в должности секретаря ЦК КПСС. Руководство КГБ принял В. Е. СЕМИЧАСТНЫЙ, 2 – й секретарь ЦК КП Азербайджана, который продолжил политику его предшественника по структурной реорганизации КГБ.
В январе 1963 года Семичастный В.Е. доложил руководству партии, что с 1954 года от своих обязанностей были освобождены порядка 46 000 офицеров КГБ.
Одновременно с сокращением общей численности кадров в КГБ, происходил набор новых чекистов, в первую очередь, из числа партийных, советских и комсомольских ра-ботников.
Руководство КГБ при СМ СССР беспокоило предательство ряда сотрудников Первого главного управления (разведка). Обеспечением собственной безопасности в ПГУ занимались 9 и 14 отделы.
Для усиления работы по проникновению в иностранные спецслужбы и обеспечения собственной безопасности ПГУ, в январе 1963 году на базе нескольких отделов ПГУ, прежде всего 14-го (внешняя контрразведка) и 9-го (эмиграция) была сформирована Вто-рая служба ПГУ (внешняя контрразведка).
Приказом КГБ № 0016 от 1974 года на ее базе создано Управление внешней контр-разведки (Управление «К»).
Управление «К» состояло из 6 оперативных отделов, которые специализировались на разработке Эмиграции, центров идеологических диверсий, проблемах терроризма, работе на каналах международных транспортных перевозок и внутренней безопасности.
7-й (информационный) отдел аккумулировал информацию, поступавшую из оперативных отделов, других подразделений ПГУ, КГБ и ГРУ ГШ ВС СССР. 7-й отдел готовил обобщающие справки об оперативной обстановке за границей, ежедневные сводки о происшествиях в советских колониях, долгосрочные прогнозы.
В зарубежных резидентурах сотрудники управления «К» составляли так называемую линию «КР», начальник которой являлся заместителем резидента.
Были достигнуты успехи в пресечении деятельности и разоблачении агентов иностранных разведок в советских спецслужбах. Сотрудниками управления «К» были выявлены в самом ПГУ предатели Ю. Логинов, О. Гордиевский, Л. Полещук, Б. Южин, В. Пигузов, В. Ветров, С. Моторин, В. Мартынов, Г. Варенник и другие.
Начальники:
1. ГРИГОРЕНКО Григорий Федорович (январь 1963 – сентябрь 1964), полковник.
2. КРОХИН Алексей Алексеевич (сентябрь 1964 – 1966 г.), генерал-майор.
3. ГРИГОРЕНКО Григорий Федорович (1966 – ноябрь 1969 г.), полковник.
18 мая 1967 года на должность председателя КГБ при СМ СССР был назначен Ю.В. АНДРОПОВ, работавший Секретарем ЦК КПСС.
5 июля 1978 года КГБ был преобразован в центральный орган государственного управления СССР с правами государственного комитета и переименован в Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР).
Организация работы по борьбе с должностными преступлениями в ВЧК (1917 -1922).
20 декабря 1917 года по указанию В.И.ЛЕНИНА Совет Народных Комиссаров издает Постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной Комиссии при Совете Народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем, что стало началом образования органов государственной безопасности, как составной части в системе управления государством.
Председателем ВЧК был назначен Ф.Э.ДЗЕРЖИНСКИЙ.
При каждом областном, губернском, уездном Совете создавались Чрезвычайные Комиссии.
Поставленные перед органами безопасности того периода задачи требовали скорейшего комплектования чекистских аппаратов.
В ЧК направлялись рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, идейно убежденные, преданные делу революции, как правило, с невысоким общеобразовательным уровнем и совершенно не владеющие профессией контрразведчика.
В тоже время среди сотрудников органов ВЧК, вплоть до её центрального аппарата, было немало враждебных к Советской власти и РКП (б) людей.
Из приговора Московского Революционного Трибунала по обвинению чекиста Косырева: «… признан виновным в том, что по существу своих взглядов и образу своей жизни в прошлом и настоящем, будучи чуждым революции и социализму, он выдал себя за пострадавшего революционера, проник в Российскую Коммунистическую партию и наиболее ответственный боевой орган Советской власти - ВЧК, где занял ответственный пост члена Контрольно-ревизионной коллегии и при соучастии Годелюка в октябре 1918 г. с корыстной целью, путем вымогательства, совершил покушение на освобождение из-под ареста гражданина Мещерского.
Он виноват в том, что пользуясь своим служебным положением, преступно извлекал из него для себя материальные выгоды и своею разгульною жизнью дискредитировал Советскую власть.
Трибунал признал гражданина Косырева опасным для революции, вредным для молодой социалистической республики и постановил расстрелять. Приговор привести в исполнение по истечении 48 часов".
Перед руководителями ВЧК и ее местных органов ставилась задача неустанно и строго следить за личным составом. Всех сомнительных и скомпрометировавших себя сотрудников немедленно увольнять из ЧК, во избежание подрыва авторитета организации перед гражданами.
18 апреля 1918 года Коллегией ВЧК был установлен порядок, в соответствии с которым подбор работников производится только из числа лиц, имеющих партийные или достоверные рекомендации.
Для поступивших на работу, назначался двухнедельный испытательный срок, в течение которого проверялись политические, деловые и личные качества кандидатов с целью окончательного решения вопроса о целесообразности принятия на службу.
В ноябре 1918 года образована Контрольно-ревизионная комиссия при ВЧК в составе представителей ЦК РКП (б), ВЦИК, МК РКП (б), НКВД и НКЮ. Она проверяла следственные дела, принимала жалобы от населения, проверяла работу местных органов ЧК. Контрольные комиссии были также созданы при местных ЧК. После образования в феврале 1919 г. Инструкторского отдела ВЧК контрольно-ревизионная комиссия при ВЧК была упразднена.
В январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками.
Постановлением Совета Труда и Обороны Республики от 17.09.1920 года, все работ-ники Чрезвычайных комиссий в своих правах и обязанностях были приравнены к воен-нослужащим действующей Красной армии, что устанавливало строжайшую военную централизацию всех органов ЧК, выражающуюся в подчинении их во всех отношениях центральному органу — ВЧК.
Работа ЧК стала рассматриваться как выполнение боевых задач в военной обстановке на внутреннем фронте.
В связи с этим стал жестко осуществляться подход к расследованию должностных преступлений в среде чекистских кадров.
Отдельные сотрудники допускали разглашение секретных сведений, выдавали преступным элементам секретных сотрудников ЧК, присваивали деньги и вещи во время обысков, допускали незаконные аресты и применение физического насилия к подследственным.
Приказом ВЧК № 143 от 18.05.1921 года был установлен порядок увольнения сотрудников без права поступления на службу в эти органы.
Увольнению подлежали сотрудники:
а) за негодность для работы ЧК;
б) за халатное отношение к служебным обязанностям;
в) за упущения по службе;
г) за неисполнение законного распоряжения начальника;
д) за поведение, позорящее звание чекиста;
е) за преступление.
При возникновении обстоятельств, указывающих на совершение противоправных действий, сотрудник отстранялся от занимаемой должности, а дело передавалось в следственную часть для производства следствия.
По окончании следствия, материалы направлялись в Коллегию органа ЧК, которая выносила по этим делам внесудебные приговоры, независимо от рода совершенного преступления.
Списки уволенных по постановлению коллегии сотрудников органами ЧК вместе с личными делами направлялись в ВЧК, где формировались обобщенные списки уволенных, которые регулярно рассылались на места.
Ha 1 - е октября 1921 года в органах ВЧК работали 49 991 человек. По национальному составу среди них было 38 648 русских, 4 563 еврея, 1 770 латышей, 1 559 украинцев, 886 поляков, 315 немцев, 186 литовцев, 152 эстонца, 104 армянина. Лиц иных национальностей насчитывалось 1808 человек.
После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918 -1920 г. ВКП (б) признали возможным сократить численность ВЧК и перевести их на штаты мирного времени.
На первый план выходило создание профессиональных органов госбезопасности, где дисциплина, моральная и политическая стойкость и сплоченность являлись решающим фактором их деятельности.
В начале декабря 1921 года заместитель председателя ВЧК И.УНШЛИХТ подписал приказ № 406 «О чистке личного состава органов ВЧК».
Необходимо было в кратчайшие сроки завершить работу по чистке органов ВЧК от примазавшихся к ним нетрудоспособных и корыстных элементов.
Предлагалось беспощадно избавляться от:
а) неработоспособных сотрудников;
б) нарушающих чекистскую дисциплину и конспирацию;
в) привлекавшихся к ответственности и присужденных к наказанию за уголовные и политические (против советской власти) преступления;
г) бывших жандармов, полицейских и т. п. лиц, внушающих малейшее сомнение со стороны своего прошлого.
Переход страны к мирной жизни и новой экономической политики, объявленной Лениным взамен периода военного коммунизма, требовал реорганизации ЧК и создания нового органа госбезопасности, способного бороться как с внешними, так и с внутренними врагами советской республики.
Обеспечение собственной безопасности Федеральной службы налоговой полиции.
18 марта 1992 года в соответствии с указом Президента РФ № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил бывший генерал КГБ СССР В. Б. Ямпольский.
20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник ГУНР учреждён Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России), директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.
Федеральным законом № 200-ФЗ от 17 декабря 1995 года в закон «О федеральных органах налоговой полиции» Департамент налоговой полиции переименован в Федераль-ную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).
Основной задачей правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.
В структуре ФСНП было создано Управление собственной безопасности (УСБ), не которое были возложены следующие задачи:
• Обеспечение безопасности деятельности федеральных органов налоговой полиции и государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников.
• Осуществление комплексных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой полиции.
• Разработка мер по защите государственной и служебной тайны в этих органах.
Начальники Управления собственной безопасности ФСНП:
1. МАРУШЕНКО Владимир Владимирович, полковник
2. БАБЕНЫШЕВ В.И., генерал-майор
3. ШЛЫК Владимир Михайлович (01.1996 - ), генерал- майор налоговой полиции
Заместители:
1. КАРПОВ В.Г., полковник
2. КОЛМАКОВ В.А., полковник
3. ОСТРОУХОВ Виктор Николаевич
Помощник начальника УСБ:
Белорус В.Г., полковник
На начальном этапе было подготовлено Положение об управлении, должностные инструкции, началось формирование подразделений собственной безопасности в органах налоговой полиции на местах.
В регионах были проверены региональные совещания по проблемам собственной безопасности с участием начальников территориальных управлений налоговой полиции, руководящего и оперативного состава местных подразделений собственной безопасности.
Подразделения УСБ комплектовались кадрами из органов госбезопасности, органов внутренних дел, из числа демобилизованных армейских и флотских офицеров.
Активная работа ФСНП вызвало ответную реакцию со стороны криминального мира.
Это и активизация попыток проникновения в ряды налоговой полиции и налоговой инспекции, это и целенаправленный подкуп, шантаж и компрометация их сотрудников. В арсенале криминалитета – поджоги, взрывы и уничтожение имущества налоговиков, посягательства на их жизнь и здоровье.
За два года (1995 - 1996) в стране было зарегистрировано 1 600 преступных посягательств в отношении непосредственно налоговых органов. Поджигались служебные помещения в г. Шадринске Курганской области, Выборгском районе г. Санкт-Петербурга, Юрьянском районе Кировской области. Сработало взрывное устройство на территории налоговой инспекции Сорочинского района Оренбургской области.
От рук киллеров 20 апреля 1995 года в Москве погиб майор налоговой полиции Владимир Марков, тремя выстрелами из пистолета “ТТ” был убит заместитель начальника отдела налоговой полиции в г. Ленинск - Кузнецкий Кемеровской области подполковник налоговой полиции Владимир Клюев.
Среди погибших при исполнении служебных обязанностей: капитан налоговой полиции Э. Саутиев из Северной Осетии, прапорщик налоговой полиции с Сахалина П. Отрадный, начальник налоговой инспекции из подмосковного города Электросталь А. Песков.
Подразделениями собственной безопасности налоговой полиции ежегодно вскрывалось попытки криминальных элементов внедриться в налоговые органы, десятки вербовочных подходов к сотрудникам и фактов их компрометации, выявлялись случаи закладок подслушивающих устройств.
Во время служебной командировки в Грозный, начальник ЦОС полковник Н.Ф. Иванов был захвачен в плен чеченскими боевиками. Почти четыре месяца длилась операция по его освобождению.
8 апреля 1994 года около 60 человек, членов так называемой организации «Вологодское народное движение» во главе с их лидером, 4 - судимым, заместителем председателя комитета по законности и правам человека областного Законодательного собрания Суро-вым М.В ., осуществила прорыв в здание налоговой инспекции и полиции. Свои хули-ганские действия мотивировала борьбой с «налоговым беспределом» со стороны государства.
Двое из нападавших были осуждены и приговорены к различным срокам заключения. Один – осужден за клевету в отношении сотрудников налоговой полиции, распространенную в СМИ.
На следующий год в мероприятиях , приуроченных « ВНД » к годовщине выступления против «налогового беспредела» , на центральной площади г.Вологды состоялся митинг , в ходе которого были сожжены чучела начальника Управления налоговой полиции и начальника налоговой инспекции по Вологодской области.
Немаловажной задачей в деятельности подразделений безопасности являлось проверка лиц, вновь поступающих на службу в УФСНП или МНС. Ни для кого не секрет, что организованные преступные группировки и крупные коммерческие структуры не только делали попытки вербовать людей из числа уже проходящих службу сотрудников силовых структур, но и внедряли в их штаты своих людей
В марте 1999 года Федеральную службу налоговой полиции возглавил В.Ф. Солтаганов.
Работа УСБ была признана малоэффективной, были заменены все руководители этой службы, поскольку их деятельность не отвечала современным требованиям, необходимым для решения задач, стоящих перед подобными подразделениями.
На базе УСБ в мае 1999 г. было образовано Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией, во главе с ПРИХОДЬКО Юрий Васильевичем, генерал-лейтенантом налоговой полиции.
В оперативном обслуживании подразделений безопасности и борьбы с коррупцией находилось 3400 объектов ФСНП и Министерства по налогам и сборам, а также их сотрудники, общая численность которых превышает 220 тыс. человек.
Федеральная служба налоговой полиции в 1999 году возбудила 357 уголовных дел, связанных с коррупцией, в том числе по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией - 314.
В отношении сотрудников органов налоговой полиции возбуждено 93 уголовных дела, из них 11 - в отношении руководящего состава. В отношении работников налоговых органов в 1999 г было возбуждено 237 уголовных дел, из них 60 человек - руководящего состава. По фактам взяток в 1999 г было возбуждено 27 уголовных дел.
Для сравнения, общее число возбужденных уголовных дел, связанных с коррупцией, в 1998 г составило 270, из них по материалам подразделений безопасности и борьбы с коррупцией - 222. В отношении сотрудников органов налоговой полиции было возбуждено 64 уголовных дела, в отношении работников налоговых органов - 184, по взяткам - 22.
По уголовным делам, связанным с коррупцией, всего в 1999 г осуждено 106 человек против 103 в 1998 г, в том числе сотрудников органов налоговой полиции - 25 против 24 в 1998 г, и работников налоговых органов - 67 против 66 в 1998 г. По фактам взяток было осуждено 14 человек против 13 в 1998 г.
Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП в 1999 году выявило 1105 преступных посягательств, связанных со служебной деятельностью. Было выявлено 514 преступных посягательств, совершенных в отношении сотрудников органов налоговой полиции, и 591 посягательство в отношении сотрудников налоговых органов.
В 1998 году общее число выявленных преступных посягательств составляло 940, из них 430 в отношении сотрудников налоговой полиции и 510 в отношении сотрудников налоговых органов.
Кроме того в 1999 г., зарегистрировано 20 случаев уничтожения имущества налоговых органов путем взрывов, поджогов или иным путем, хищение имущества - 82 факта, угроза физической расправы, уничтожение имущества, шантаж - 442, распространение клеветнических сведений, наносящих ущерб интересам органов налоговой полиции и налоговых органов, - 107, мошеннические действия, совершаемые от имени налоговых органов и органов налоговой полиции, - 259.
28 марта 2001 директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Феде-рации назначен ФРАДКОВ М. Е.
С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы Министерству внутренних дел. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы в созданный Госнаркоконтроль.
Два придурка.
А над нами небо голубое, и вода, кругом вода,
И глядят глаза конвоя-в никуда...
Ну тогда уж - два пастуха у стад придурков.
Dum spiro spero....
Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » ОГПУ - НКВД СССР в ходе становления социализма » Собственная безопасность НКВД - НКГБ