Согласно материалам Вятлага, который с конца 30-х годов входил в систему ГУЛаг и являлся по сути составной частью уголовно-исполнительной системы.Официально Вятлаг,с управлением в г.Киров был создан в феврале 1938г. на основании приказа НКВД СССР №020, объединив по сути все мелкие лагпункты по заготовке древесины и пиломатериалов ,которые создавались в Вятской обл. в рамках первого пятилетнего плана с использованием принудительного труда репрессированных из числа так называемого Социально-опасного элемента (СОЭ).В начале 30-х была закончена первая очередь линии железной дороги на дистанции Яр – Фосфоритная и Верхнекамье получило выход на Транссибирскую магистраль,затем строительство ЖД продолжилось далее на север,на дистанции ст. Верхнекамская – Заводская – Лесная – Има для интенсивного освоения полезных ископаемых(фосфоритов) и в первую очередь лесных ресурсов.Стоит напомнить,что основной товар, который отправлял Советский союз зарубеж в обмен на машины и различное оборудование являлся лес и зерно.
В 1932-33 гг. на станции Фосфоритной было развернуто строительство зоны для размещения спецконтингента из расчета на 1,5 тыс.заключенных,создается хозяйственная база и некая инфраструктура включающая в себя админздания,складские помещения и т.д.
12 августа 1937г. СНК СССР своим постановлением обязал НКВД организовать 6 новых лесозаготовительных лагерей, в число которых вошел и Вятский ИТЛ. До 1 октября в каждый из них предписывалось завезти не менее 5 тысяч «репрессированных по второй категории для использования их для нужд народного хозяйства и оборонной промышленности» при этом на первый план выдвигались конкретные производственно-хозяйственные цели.
осенью 1937г., под непосредственным руководством полковника Полисонова началось временное размещение в посёлке Рудничный вновь создаваемого Управления Вятского ИТЛ, а вдоль линии железной дороги –сооружение лагерных пунктов (первично – в палаточном варианте,с последующим строительством бараков).
В короткий срок были созданы следующие Лагпункты:
- № 1 посёлок Рудничный
- № 2 посёлок Сорда
- № 3 ст. Малый Созим
- № 4 поселение Полевой-2
- № 5 ст. Лесная с базовым лесозаводом
- № 6 ст. Брусничная
- № 7 поселение Ягодный со спецподкомандировкой
- № 8 поселение Заречный
- № 9 ст. Мурис
- № 10 ст.Фосфоритная и бывший трудпосёлок – Старцево
- № 11 ст Верхнекамская
- № 12 ст Има.
Одновременно с созданием Лагпунктов усиливаются работы по строительству ЖД Гайно-Кайской направления протяжённостью 300 километров. Конечный пункт дороги – село Усть-Кулом (Коми АССР), расчётный годовой грузооборот – 2 млн кубометров древесины ввиду невозможности сплава по притокам рек КАмы и Вычегды.
Согласно постановления СНК СССР от 12 августа 1937 г. основные работы по лесозаготовкам должны были начаться 1 января 1938г. для этого
Совнарком выделял из резервного фонда 75 миллионов рублей.
10 января 1938г. Вятлаг принимает первый этап с заключёнными. К началу февраля в Вятлаге насчитывалось уже более 2000 заключённых,и число их постоянно росло- к первому марта около 7000, к концу 1938г., около 19000, а к началу 1940 года уже более 20000.
Основной состав вновь прибывших составляли осужденные к лишению свободы за бытовые и чисто уголовные преступления (65%),к этой же категории примыкали репрессированные по известной 58-й статье УК РСФСР (союзных республик) за КРД(30%) и не менее известному постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. Процент так называемых "указников" колебался в Вятлаге(в разные годы) от 10 до 15.
Материал по теме:
Особенности формирования в лагерной экономики в в 1938-1953 гг.
PS.Если кого-то тема о лагерной экономики (имею ввиду не только ВятЛаг, а к примеру ГУШосДор, ГУАС и т.д.) интересует могу продолжить.