Отступали последними…
Материал ОБЪЕДИНЁННОЙ РЕДАКЦИИ МВД РОССИИ. Конкурс «Забвению не подлежит».
Среди тех, кто в июле 1941 года до последней возможности оборонял Смоленск от немецко - фашистских захватчиков было немало сотрудников органов внутренних дел.
Вечером 15 июля к городу подошла 29-я моторизованная дивизия немцев с танками. За ней подтягивались другие вражеские соединения. Развернувшись в боевой порядок, гитлеровцы начали атаку на левобережную часть города сразу с трёх сторон: вдоль Краснинского большака, Рославльского и Киевского шоссе. Немцы превосходили обороняющихся и в живой силе, и в технике. Начались ожесточённые уличные бои, переходившие в ряде мест в рукопашные схватки.
В районе областной больницы, института физкультуры, Дома специалистов сражались сотрудники милиции. Кипел неравный бой у здания межобластной школы милиции. Здесь совершил свой бессмертный подвиг старшина милиции Григорий Иванович Поддубный, который со связкой гранат бросился под вражеский танк. Геройски погибли, обороняя здание школы, её начальник Федор Иванович Михайлов, курсанты М.Г. Бугаев, И.В. Воронцов, А.К. Куприченков, С.П. Курганов, секретарь комитета комсомола школы Е.И. Коваль, С.Г. Лысенков и другие.
Несмотря на массовый героизм защитников города, сдержать натиск бронированной лавины фашистов не удалось. На исходе суток пришлось отступить к Днепру. В полночь последние, обескровленные в ходе уличных боёв отряды красноармейцев, милиционеров и ополченцев перешли в заднепровскую часть города.
Удалось найти воспоминания о тех днях ветерана Сергея Евстигнеевича Левкина - участника обороны Смоленска и партизана Великой Отечественной войны:
«Летом 1941 года служил в органах НКВД, работал в следственном изоляторе города Смоленска… Первые дни июля до предела были загружены мероприятиями, связанными с эвакуацией.
Вскоре немцы вплотную подошли к Смоленску, при Управлении НКВД был сформирован сводный боевой отряд. В ночь на 16 июля 1941 года два наших взвода заняли оборону за управлением Западной железной дороги по Киевскому шоссе…
Вооружены мы были слабовато, у меня, например, из личного оружия был только наган.
Утром со стороны ипподрома услышали гул моторов. Баталюк (командир второго взвода – ред.) отдал мне свой бинокль и велел вести наблюдение за шоссе с крыши дома по улице Киевской. Получаса не прошло, как показались мотоциклисты и следом танки. По мотоциклистам сводный отряд открыл дружный огонь, и те вынуждены были повернуть обратно. Что же касается танков, то с помощью винтовки и нагана долго с ними не повоюешь. Не обращая внимания на огонь нашей обороны, две вражеские машины с белыми крестами на башнях уверенно вползли на улицу Киевскую и стали вести прицельный огонь из пушек, другие танки свернули по направлению к улице Рославльской. Для их поддержки вскоре подоспела и вражеская пехота. Силы противоборствующих сторон были явно неравными.
…приняли решение с Киевской отойти. Отступали с боем, возле Дома специалистов сражение разгорелось с новой силой. Дело в том, что упредили здесь нас немецкие танкисты. На перекрёстке встали два танка и вели огонь вдоль улиц из пушек и пулемётов.
На площади Смирнова, которую огонь танкового пулемёта достигал без труда, лежали в беспорядке трупы расстрелянных людей. Мы выжидали минут десять, пока Баталюк не раздобыл где-то бутылки с горючей смесью. Бросили их удачно, над первым танком сразу жадно заполыхали языки пламени, окутывая перекрёсток удушливым чёрным дымом. Второй, огрызаясь пулемётным огнем, стал пятиться вниз по улице, ведущей к польскому костёлу, пока его также не подожгли».
А вот что вспоминал ещё один участник обороны Смоленска Алексей Фёдорович Борщёв: «14 июля 1941 года т. Овцинов, (Григорий Николаевич Овцинов, начальник отдела службы УНКВД Смоленской области, капитан госбезопасности – ред.) получив приказ занять оборону на окраине города Смоленска в районе Краснинского большака, повёл милиционеров-истребителей на юго-запад города, на боевые позиции.
Вечером 14 июля 1941 года батальон занял оборону на возвышенности у деревни Александровки. Подготовив к бою винтовки, гранаты, бутылки с горючей смесью, милиционеры ждали подхода фашистов. Ночь прошла спокойно. Утром со стороны Красного на большаке послышался рёв моторов, а вскоре показались и вражеские машины с автоматчиками. Прицельным огнём бойцы расстреливали вражескую пехоту. Фашисты вынуждены были бросить в атаку новые силы. Бой разгорался. В ход пошли гранаты. Стойко и мужественно держались милицейские работники. И только когда создалась угроза окружения батальона, поступил приказ Овцинова отходить на соединение с подразделением курсантов межобластной школы милиции, которым командовал начальник школы Михайлов Федор Иванович. Они занимали оборону на Досуговском большаке.
Вечером 15 июля на улице 3-я Краснинская батальон занял оборону, а рано утром 16 июля командир батальона Овцинов обошёл наши позиции, ободрял бойцов, помог милиционеру т. Егорушкину И.И. наладить пулемёт Дегтярёва.
Около 10 часов со стороны 4-й Краснинской улицы появились танкетка и фашистские мотоциклисты. Бойцы-истребители дружным огнём встретили врага. Не ожидая такого отпора, фашисты пришли в замешательство, а когда подтянули новые силы, снова начали наступление. Завязался жаркий бой. На рубеж, который занимал батальон Овцинова, шли немецкие танки и пехота. Несколько танков и около 100 автоматчиков были уничтожены.
Один из танков вырвался вперёд. Тогда навстречу ему с бутылкой горючей смеси первым поднялся наш комбат и с возгласом: «За Родину, вперёд!» устремился на врага. В атаку за ним бросились все бойцы. В этом неравном бою пулемётной очередью был сражён командир батальона Овцинов. Смертью храбрых погибли многие бойцы милицейского истребительного батальона.
После боя от батальона в живых осталось всего 12 человек, которые закрепились в Доме специа-листов и отражали атаки врага. А напротив, через улицу, в здании школы милиции, самоотверженно дралась небольшая группа курсантов школы. Но силы были неравны.
Бойцы милицейского батальона вынуждены были отойти с занимаемых позиций в сад имени Глинки…».
16 июля 1941года Смоленск был оставлен нашими войсками. Гарнизон милиции без паники орга-низованно вышел из города последним. После отхода из Смоленска в ночь с 16 на 17 июля 1941 года отряд милиции в количестве до 100 человек был выдвинут на передовые позиции к посёлку Пискариха, где дрался с врагом в течение двух суток. После этого отряды милиции ещё несколько раз вступали в бой: например, возле посёлка Кардымово, в обороне которого участвовало 65 милицио-неров.
Позднее оставшиеся в живых курсанты школы и милиционеры были отозваны в распоряжение смо-ленского обкома партии, перебравшегося в Вязьму. В начале августа 1941 года этот город стал временным областным центром. Сюда стали стекаться областные советские и хозяйственные ор-ганизации, прибыло много беженцев. Необходимо было обеспечить общественный порядок. Начальником гарнизона Вязьмы в то время был генерал-майор Никитин, а комендантом города - капитан Власов. Для охраны города реальной силы они почти не имели. Милицейский гарнизон численностью до 800 работников, взял на себя эту задачу. Усиленное движение автотранспорта и поездов по подвозке боеприпасов и продовольствия к линии фронта, непрерывные массированные налёты противника на город и железнодорожный узел станции Вязьма создавали весьма опасные «пробки» в городе. Так, одна из массированных бомбардировок произошла 31 июля 1941 года. В тот день от фугасных и зажигательных бомб возник сильный пожар на железнодорожном узле города Вязьмы. Огонь быстро распространялся на близко расположенные постройки. Вскоре здесь уже работали пожарные команды города. Особую самоотверженность, смелость и решительность при тушении пожара проявили командиры отделений 2-й ГПК города Смоленска Д.П. Раков, А.П. Зайцев и помощник командира отделения А. Евдокимов. Им удалось отстоять продовольственный склад, пекарню и расположение воинской части. В борьбе с огнём также отличились начальник караула 1-й ГПК города Смоленска И.Ф. Федоров и бойцы той же ГПК Точилов и Савченков.
Находящаяся на ремонте в депо станции Вязьма боевая пожарная машина была охвачена пламенем. Заведующий гаражом Степочкин под разрывами бомб ползком пробрался к уже загоревшейся машине, затушил её и сквозь огонь вывел в безопасное место.
Бойцы 4-й ГПК г. Смоленска А. В. Силаев и ГПК г. Вязьмы А. Л. Белов, работая в подвальном поме-щении горящего здания, при высокой температуре, в ситуации, когда каждую минуту могли обру-шиться перекрытия, продолжали выполнять боевую задачу с 17 часов вечера до 10 часов утра бес-сменно.
Во время налёта вражеской авиации на станцию Вязьма 7 августа 1941 года героический поступок совершил милиционер Вяземского районного отдела милиции Илья Сакулин.
Вспыхнувший после бомбёжки огонь перекинулся на состав с боеприпасами. Ещё минута-другая, и мог произойти взрыв, который сокрушил бы всё, что уцелело на станции, в том числе эшелон с тяжелоранеными бойцами. Сакулин и машинист Журавлёва на маневровом паровозе поспешили к месту пожара. Ещё на ходу Сакулин соскочил с подножки паровоза. Схватил пожарный рукав и потащил к охваченному огнём вагону. Ему удалось сбить пламя. Журавлёва подвела маневровый паровоз. Никогда в жизни Илья Сакулин не был железнодорожником, однако моментально прицепил паровоз к составу. Эшелон с ранеными вывели со станции.
Удалось узнать некоторые сведения из биографии героя. Родился Илья Васильевич Сакулин в 1912 году в селе Семово Фомищевского сельсовета Вяземского района. По окончании школы работал в колхозе. Потом - служба в рядах Красной Армии. С 1937 года - милиционер Вяземского городского отдела. В ноябре 1941 года ушёл на фронт. 3 мая 1942 года был смертельно ранен в бою.
В октябре 1941 года УНКВД по Смоленской области из города Вязьмы было переведено вместе со всеми структурными подразделениями в город Кондрово (ныне Калужской области). Часть мили-ционеров направили на формирование диверсионных отрядов особого назначения в партизанскую школу Западного фронта, а часть - в тыл противника для организации партизанских отрядов.
В военной летописи смоленской милиции есть малоизвестные факты, представляющие интерес. Например, такой. В октябре 1941 года её сотрудники из Гжатска организованно отошли в Можайск. И в течение пяти дней охраняли здесь общественный порядок. Последний их отряд под командованием Ф.Л. Нырцова по приказу отошёл из Можайска, когда бои шли уже на окраине города.
В Кондрово областное УНКВД руководило работой правоохранительных органов Смоленщины до осени 1943 года. А после освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков вернулось в родной город.
Леонид СОЛОВЬЁВ
Игорь УВАРОВ
Фото из архива УМВД России по Смоленской области
10.03.2015
http://www.ormvd.ru/pubs/101/retreated-last-/

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/