№036(4319) | 09 апреля 2015
В начале апреля в Удмуртии тиражом всего в 150 экземпляров вышел в свет уникальный историко-биографический справочник «НКВД и милиция Удмуртии в годы войны». Его авторами стали известный ижевский историк Алексей Коробейников и полковник МВД в отставке Геннадий Кочкарёв, автор статей и книги «На службе Отечеству», посвящённой истории милиции и полиции в России и Удмуртии.
Настольный справочник
- Книга содержит около 500 биографических справок на сотрудников НКВД Удмуртии, ушедших на фронт и верных воинскому долгу и присяге, - рассказывает Алексей Коробейников. - Исследователи подсчитали: накануне войны в Удмуртии было 1200 аттестованных работников милиции, а во время Великой Отечественной их осталось лишь 885. За четыре военных года из органов НКВД ушли в армию 518 человек, 476 из них - работники милиции. (Накануне и во время войны МВД и НКВД то сливали, то снова разделяли. Почему так происходило, можно узнать из вступительной статьи Геннадия Кочкарёва). В итоге более 63 процентов сотрудников НКВД составили «безвозвратные потери».
В книге каждую персональную справку о человеке заканчивает ссылка на источник информации. Там указаны название архива, номер описи, фонда, дела. Географический указатель в конце справочника позволит читателям быстро найти информацию о том или ином человеке, призванном из того или иного района Удмуртии. А сама справка может занимать от пяти строчек до полутора страниц! Авторы это сделали специально, чтобы родственник или потомок ветерана мог при желании самостоятельно найти в архиве полное дело, ознакомиться с ним, получить материал - сделать выписки или копии, которые пригодятся для написания собственной семейной истории, генеалогического древа. В общем, издание может быть прекрасным справочным пособием в руках современников, не равнодушных к истории своих предков и гордящихся героическим прошлым нашей страны.
От музея до архива
Накануне юбилея Победы в музее МВД появилась идея издать справочник о сотрудниках НКВД, милиционерах, ушедших на фронт. В музее подготовили около 300 карточек и выписок из личных дел, фотографий сотрудников, создав первоначальную базу. Алексей Коробейников, входящий в совет музея, продолжил поиск информации в архивах, книгах, мобилизовал единомышленников на это дело, и в итоге общими усилиями добавилось ещё более 150 персоналий. Поиск был нелёгким: во-первых, в короткое время предстояло просмотреть тысячи дел. Только в одном государственном архиве Удмуртии их хранится 4050! Из этого массива предстояло выбрать информацию сначала о работавших в ведомстве в военные годы, из них - о служивших на фронте. При этом не забудем, что часть Удмуртии периодически относилась к разным регионам, и документы могут храниться там. Во-вторых, личное дело остаётся в архиве того ведомства, где человек заканчивал службу. Перед войной, например, был оперуполномоченным, во время войны работал в особом отделе, а в конце службы его могли перевести в милицию или в тюремное ведомство. Иногда архивное дело найти не удаётся, но сохранились рассказы, записанные к 30-летию, 60-летию Победы. При поиске материала для книги пока никак не использовались газетные публикации, так что впереди может быть ещё немало открытий.
Не менее интересная история с наградами. Располагая архивными данными - фамилией, именем, отчеством, датой рождения и местом призыва, Алексей Коробейников проверил информацию о наградах на сайте Министерства обороны России «Подвиг народа». Проверил всех, примерно на 100 человек нашёл наградные листы. В книге опубликованы цитаты из архивных документов, за что человек был награждён. Как оказалось, ордена и медали получили не все: в личном деле иногда нет указания, что награда нашла героя.
Задачи традиционные и особые
В годы войны министерство не только выполняло свои основные уставные задачи, но и работало по множеству направлений, которыми современная полиция не занимается. Кроме противодействия преступному миру и работы с беспризорниками, милиционеры занимались и организацией местной противовоздушной обороны. Немецкие самолёты долетали до Свердловска, и на Урале задерживали диверсионные группы. Немецкие парашютисты десантировались даже на севере Удмуртии, но тоже были задержаны. Ведомство построило пять военных аэродромов. В обязанность его сотрудникам также вменялось поддержание в работоспособном состоянии стратегических дорог: Ижевск - Казань и далее на Пермь. Сотрудники НКВД и милиции отвечали за правительственную связь с Дальним Востоком: в 1941 году диверсанты рвали её несколько раз. Во время войны жёстко нормировалось продовольствие, поэтому одним из главных направлений была борьба со спекуляцией продуктами первой необходимости: в Удмуртию приезжали не только эвакуированные, с территорий, где шли военные действия, в тыл перебиралась и масса судимых без документов…
На фонтах немало бывших милиционеров командовали ротами или батальонами в… штрафбатах. Не секрет: на фронт для защиты страны отправляли и десятки тысяч осуждённых из ГУЛАГа. Милиционеры в силу профессии умели работать с этим контингентом. Осуждённые находились в штрафбате до первого ранения.
Марина Цветухина
http://izvestiaur.ru/society/10371601.h … _id=811798
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/