Как только не называли журналисты Марселя Петио: парижский мясник, демонический людоед, монстр с улицы Ле Суэр, Синяя Борода XX века и пр. В конце концов, в истории криминалистики он остался как Доктор Сатана.
Происшествие на улице Ле Сюэр
11 марта 1944 года во французскую полицию 16-го округа г.Парижа обратились жители с жалобой, что уже в течение нескольких дней из трубы дома под номером 21 по улице Ле Сюэр идет дым с отвратительным запахом. 16-й округ – это центр Парижа, здесь проживают отнюдь не самые бедные люди столицы, жители из окон своих особняков видят Эйфелеву башню. Поэтому от жалобы не отмахнулись, а отправили наряд во главе с капралом разобраться, в чем там дело.
Напомним читателям, что оккупационный режим в Западной Европе очень отличался от установленного фашистами в Белоруссии или на Украине. В Париже в неприкосновенности сохранились почти все государственные учреждения, в том числе и полиция. Это потом возникнет миф, что каждый второй француз участвовал в Сопротивлении, а до освобождения Парижа все городские чиновники, как и прежде, ходили на службу, получая зарплату не только во франках, но и (частично) в оккупационных марках.
Прибывшие на место полицейские согласились, что запах от дома идет просто кошмарный. Особняк был закрыт, но ажаны быстро выяснили имя владельца (доктор Марсель Петио), что у него есть еще одна квартира в Париже, связались с ним по телефону и попросили приехать. Прождав час, капрал дал команду взломать дверь.
В ходе осмотра полицейские обнаружили под домом огромный подвал с установленной в нем печью. Все пространство перед печью было забито человеческими останками: целые трупы и фрагменты тел, скелеты, кости, тела без головы, скальпы и более 15 кг обугленных останков. Увидев такую адскую картину, капрал вызвал бригаду криминальной полиции.
Когда прибывшая бригада уже заканчивала составление протокол осмотра, к дому на велосипеде подъехал хозяин и объявил, что дом – база Сопротивления и останки принадлежат уничтоженным патриотами Франции коллаборационистам и сотрудникам гестапо. А потому – кыш отсюда. И французские полицейские уехали!
Март 1944 года, еще нет никакого Второго фронта, но уже случились и Сталинград, и Курск. Бодрым заявлениям Берлинского радио об отходах с целью «выравнивания линии фронта» уже никто не верит. В том, что немцы войну проиграют, не сомневается никто.
В этой обстановке среди французов наблюдается резкий всплеск патриотических настроений. Все большее их число, начиная от сутенеров до госслужащих, стремятся оказать любую помощь бойцам Сопротивления, рассчитывая что в будущем это им зачтется. Полицейские не были исключением.
Следствие продолжается
Однако дело не было закрыто, медленно, со скрипом продолжал работать запущенный механизм, в папку «Особняк на Ле Сюэр, 21» ложились все новые документы. Всплыло старое дело 1942-го года. Тогда в течение нескольких месяцев в Сене были выловлены расчлененные останки 13 человек. Эксперт тогда обратил внимание на характерную деталь: разделывавший трупы «мясник» во время «перекуров» имел привычку вгонять скальпель в бедро трупа. Эту же «метку» обнаружили и на трупах, найденных в подвале дома по улице Ле Сюэр.
Рассортировав останки, полицейские пришли к выводу, что они принадлежат по крайне мере 63 женщинам и мужчинам. Нескольких удалось идентифицировать, это были евреи, которые менее всего годились на роль сотрудников гестапо. Вопросы к Петио копились, но тот, не дожидаясь вызова в полицию, ударился в бега.
25 августа 1944 года Париж был освобожден. Госслужащих, работавших при немцах, объявили предателями и уволили, в том числе и сотрудников криминальной полиции. На этом «дело Петио» могло и заглохнуть, но всплыли архивы гестапо.
Папка из гестапо
В апреле 1943 года парижским гестапо был арестован некий Иван Дрейфус. Через несколько дней допросов «с пристрастием» Дрейфус дал согласие на сотрудничество. Следователь ввел его в курс дела. По данным гестапо в городе действовала подпольная сеть, занимавшаяся нелегальной переправкой евреев в Южную Америку. Дрейфусу предстояло, выдав себя за беженца, внедриться в сеть и сдать ее нацистам.
Через несколько недель Дрейфус доложил, что сошелся с нужными людьми. По его словам возглавлял сеть некто «доктор Эжен», у которого было «окно» на испанской границе. Дрейфус назвал имена трех человек, входящих в организацию: Пинтар, Фурье, и Низонде. Это была последняя информация от него. Агент, который должен был пройти далее по всей цепочке, исчез. Гестапо арестовала троицу и те под пытками назвали подлинное имя «доктора Эжена» - Марсель Петио. Больше они никого не знали.
Гестапо решило было установить наблюдение за Петио, чтобы вскрыть всю сеть, но скоро дело заглохло: британские спецслужбы активизировали свою деятельность, случаи диверсий становились все более частыми. Гестапо уже стало не до «спасителя евреев» - британские коммандос доставляли им куда больше проблем. В январе 1944 дело было официально прекращено.
Документы из архива пражского гестапо дали делу о трупах на Ле Сюэр новый толчок. Петио объявили в розыск, его фотографии висели в каждом полицейском участке.
Капитан Валери
31 октября в парижском метро полицейский задержал человека, опознав в нем по фотографии Марселя Петио. Задержанный представил документы на имя участника Сопротивления сотрудника контрразведки французских внутренних сил (ФФИ) капитана Анри Валери. Сотрудники ФФИ подтвердили, что с августа 1944 года знают этого человека как Валери, патриота Франции и члена военного суда. Но 2 ноября на очной ставке Морис Петио опознал в капитане Валери своего старшего брата Марселя.
На допросах Петио продолжал утверждать, что трупы в подвале его особняка – останки уничтоженных Сопротивлением агентов гестапо. Что же касается переправки беженцев в Аргентину – да, он помог многим людям. В доказательство Петио представил письма из Южной Америки от спасенных им евреев. Следствие оказалось в тупике. Но объявился живой свидетель.
Канал спасения доктора Эжена
Художник-оформитель Кадорель хотел выехать из оккупированной Франции, любой ценой. Его свели с доктором Эженом, который обещал организовать переправку по подложному дипломатическому паспорту в Испанию, а оттуда в Аргентину. Паспорт стоил денег – 25.000 франков.
Несколько дней Кадорель скрывался в подвале особняка на Ле Сюэр, 21, пока Эжен изготавливал ему необходимые документы. Среди прочих процедур необходимо было сделать прививку от тропической лихорадки. Доктор Эжен набрал в шприц вакцину, Кардель начал было оголять руку, но внезапно опустил рукав: У ДОКТОРА БЫЛИ ГРЯЗНЫЕ РУКИ!
Внимательность и подозрительность художника спасли ему жизнь. Канал спасения доктора Эжена действительно существовал. Он начинался в подвале особняка Марселя Петио и там же оканчивался. Кардель был единственным, кто ушел из подвала особняка на Ле Сюэр живым.
В ходе обысков на квартирах друзей Петио полицией были найдены около полусотни огромных чемоданов, набитых вещами и ценностями никуда не уехавших беженцев. А письма – все они были без конвертов, писались явно под диктовку. Как заставлял Петио свои жертвы писать эти письма? Об этом он на суде предпочитал не говорить.
Следователи начали копаться в прошлом доктора, и оно оказалось не безупречным.
Темное прошлое Марселя Петио
До своего появления в Париже д-р Петио практиковал в г. Вилнев-Сюр-Ион, где прославился как сторонник нетрадиционных методов лечения. В 1926 году жители даже избрали его мэром. Однако городская полиция не разделяла их восторгов.
Доктор активно использовал в своей практике наркотики. Он подозревался в практике подпольных абортов. В 1926 году бесследно пропала молодая женщина, бывшая любовницей Петио и забеременевшая от него. Спустя некоторое время в реке выловили чемодан с расчлененным трупом молодой женщины, которое так и не смогли опознать. И хотя дело закрыли, Петио оставался в нем подозреваемым №1.
В 1931 году Петио был уличен в присвоении средств из городской казны из-за чего был вынужден был оставить пост мэра и перебрался в Париж.
Бизнес господина Петио
В Париже Петио продолжал махинации с наркотиками. Во время оккупации торговал справками о состоянии здоровья, позволявшими избежать отправки на работу в Германию. А в 1942-м нашел свою золотую жилу.
В 1942 году оккупационный режим ужесточился и появилось большое количество людей, пожелавших покинуть страну. Сделать это можно было только нелегально. Петио подобрал несколько подручных, которые подыскивали ему людей, готовых заплатить любые деньги, чтобы выехать из Франции. Их заманивали в особняк на Ле Сюэр, куда они приходили с чемоданами, набитыми вещами и ценностями. Получив оговоренную сумму за организацию побега - 25.000 франков (громадная сумма по тем временам), «доктор Эжен» под видом прививки вводил им цианид.
Первоначально Петио сбрасывал трупы в Сену, а с 1943 года стал переносить в конюшню, где опускал в яму под плитами пола и засыпал негашеной известью. В 1944 году Петио решил избавиться от улик. Ночью он доставал трупы, переносил их в подвал, а днем разделывал и сжигал. Запах сжигаемых трупов и вызвал недовольство соседей.
Шумный процесс начался 18 марта 1946 года. 28 марта суд поставил перед присяжными 135 вопросов и на 132 присяжные ответили «виновен». 26 мая Доктор Сатана лишился головы.
Просто бизнес
В отличие от прочих, Марсель Петио не был маньяком-психопатом. Он убивал не ради удовольствия, а исключительно ради денег. Сколько же доверившихся ему людей хладнокровно обманул, убил и ограбил этот монстр? Обвинение вменяло ему убийство 26 человек. Полиция считала, что на совести Петио не менее 60 трупов. Но истинное количество жертв доктора Сатаны так и не было установлено.
Автор Клим Подкова