Это было идеальное убийство, обставленное как несчастный случай. Ни врач, ни коронер ничего не заподозрили, и главной проблемой для детектива стало не столько найти убийцу, сколько доказать, что это было именно убийство.
Всё началось с письма
3 января 1915 года владелец пансиона в Блэкпуле Джозеф Кросли, просматривая «News of the World» наткнулся на заметку:
«В Лондоне частном пансионе в Хайгейте, на Бисмарк-роуд 14, погибла 38-летняя миссис Маргарет Элизабет Ллойд, приехавшая с мужем из Холоуэя. 17 декабря женщина пожаловалась на головную боль и супруги посетили врача. Вечером следующего дня мистер Ллойд отправился на прогулку и, вернувшись, обнаружил свою супругу мёртвой – несчастная утонула, принимая ванну. Вызванный хозяйкой доктор смог лишь зафиксировать смерть. Грипп в совокупности с горячей ванной привели к обмороку, что и стало причиной трагедии».
Заметка напомнила Джозефу события, произошедшие в его пансионе год назад: в декабре 1913 года в его пансионе поселилась супружеская пара: мистер и миссис Смит, 11 декабря пара посетила врача (супруг жаловался на эпилептические припадки жены), на следующий день когда мистер Смит ушёл за яйцами, его жена решила принять ванну и захлебнулась.
Изложив в пространном письме свои сомнения о двух столь похожих несчастных случаях, Джозеф Кросли вложил в конверт две газетные вырезки: от января 1914 года о гибели Элис Смит и от января 1915 года о гибели Маргарет Ллойд, и отправил письмо в Скотланд-Ярд.
В Скотланд-Ярде письмо внимательно прочитали: «Хайгейт? Это чей участок? Инспектора Нила? Ну, так передайте письмо ему, пусть разберётся». Инспектор Артур Нил был что называется «честный служака» и начал добросовестно «разбираться».
Что «накопал» Артур Нил
Как оказалось, обе женщины совсем недавно вступили в брак и обе за несколько дней до смерти застраховали свою жизнь: Элис Смит на 500 фунтов, Маргарет Ллойд – на 700 и каждая перед смертью написала завещание, отписав всё своё имущество и все свои сбережения любимому супругу.
23 января Нил посетил прокурора Чарльза Мэтьюза и попросил разрешения на арест Ллойда, однако прокурор осадил ретивого инспектора:
- Во-первых, не факт, что это был один и тот же человек, а во-вторых, что Вы собираетесь предъявить суду? Подозрительное совпадение? Для суда этого мало. Сначала соберите улики, доказательства.
- Сэр, - возразил Нил, - Вы правы, но зато сейчас мы имеем 100%-ю гарантию ареста: не сегодня-завтра убийца пойдёт в страховое общество получать страховку за убитую жену. Если мы упустим этот момент, где его потом искать? Что касается улик – соберу, когда он будет у нас под замком.
Прокурор согласился с доводами и инспектор получил полную свободу действий.
1 февраля 1915 года в помещение «Yorkshire insurance company» вошёл человек. Почувствовав руку на своём плече, он обернулся.
- Инспектор Нил, Скотланд-Ярд, - представился незнакомец, - Вы Джордж Ллойд, чья жена утонула 18 декабря на Бисмарк-роуд?
- Да. Это я.
- У меня есть веские основания полагать, что Вы также и мистер Смит, чья супруга утонула в 1913 году. Вы арестованы.
Арестованного звали Джордж Джозеф Смит.
Кто вы, мистер Смит?
Джордж Смит родился в семье страхового агента, уже в возрасте 9 лет обратил на себя внимание полиции и был определён в исправительный дом – учебное заведение тюремного типа для несовершеннолетних преступников. Выйдя в большую жизнь, Смит перепробовал множество «профессий» (кражи, воровство) и, в конце концов, стал брачным аферистом. Объектом его «внимания» были простушки, мечтающие найти своё женское счастье.
Хороший психолог и прекрасный актёр, Смит с лёгкостью добивался, чтобы несчастные женщины доверяли ему все свои сбережения, после чего бесстыдно обирал их, не брезгуя даже постельным бельём, после чего исчезал, часто оставляя письмо оскорбительного содержания. К январю 1915 года по данным полиции за ним числилось 7 «браков», 7 жертв (в ходе следствия число выросло до 16), однако ни одного убийства.
Смертельный траст
В который раз перелистывая страницы полицейского досье, инспектор Нил пытался понять, когда мошенник переступил черту и стал убийцей? Ответ дало неожиданное письмо из Хэрн-Бэя, маленького городка из Юго-Восточной Англии. Начальник полиции, сообщал, что 20 мая 1912 года некто Генри Уильямс снял для себя и своей молодой жены односемейный дом. 9 июля мистер Уильямс приобрёл в местном магазине ванну, 10-го супруги посетили врача, а на следующий день супруга утонула в купленной ванне. В письме упоминалась деталь, которая и дала ответ на мучивший инспектора вопрос.
32-летняя Бесси Уильямс (урождённая Манди) была дочерью владельца небольшого банка. Отец оставил дочери 2700 фунтов (300 тыс. современных долларов – хороший куш). Однако подозревая, что дочь не сможет достойно распорядиться деньгами, родитель оформил их как траст: фунты были положены в банк, снять их было невозможно, на руки выдавали только набегавшие проценты. Однако владелица могла их завещать. 8 июля 1912 года супруги посетили нотариуса, где Бесси Уильямс написала завещание, и тем самым подписала себе смертный приговор - через 3 дня она умерла.
Артур Нил срочно отправил в Херн-Бэй фотографию Джорджа Смита и нисколько не удивился, когда получил ответ, что Смита опознали как Генри Уильямса. Теперь инспектор Нил имел на руках три абсолютно одинаковые смерти, оставалась самая малость: доказать, что они были насильственными.
Загадка смерти
Инспектор перечитывал заключения трёх врачей, осматривавших тела покойных. Обычно жертвы утопления активно сопротивляются, убийце приходится применить всю свою силу и на теле жертвы остаются следы борьбы: синяки, ссадины, царапины. Однако ни один из врачей не нашёл ничего подобного, никто из них не сомневался в естественном характере смерти. Почему каждая из жертв дала утопить себя как котёнка? Инспектор обратился за помощью к Бернарду Спилсбери – патологоанатому Великобритании №1. Были вскрыты все три могилы, осмотрены останки трёх жертв.
- Ну, чем порадуете, доктор? – Артур Нил с надеждой смотрел на Спилсбери.
- Боюсь, что нечем: следов насилия не обнаружено.
- Вы уверены?
- Вы подвергаете сомнению мою компетентность? Я осмотрел каждый дюйм тела. И ещё скажу: жертвы не были ни предварительно отравлены, ни задушены, ни умервщлены каким иным способом. Т.е, вариант, что их предварительно убили и в ванну положили мёртвые тела, можете сразу отбросить: они действительно захлебнулись.
- Но как такое возможно?!
- Не знаю, - доктор задумчиво потёр подбородок, - мне надо подумать.
Ненасильственное убийство
Бернард Спилсбери начал собственное расследование. Он посетил все три города и выяснил, что убийца, снимая квартиру, каждыйй раз внимательно осматривал ванны (он даже ложился в них) и не всякая ему годилась. Спилсбери потребовал доставить в Лондон все три ванны. Сравнивая ванные с антропометрическими данными жертв (рост, вес), он обратил внимание, что ванны были для жертв коротковаты: так для супруги ростом 171см убийца подыскал ванну 155см, т.е. в ванне невозможно было полностью вытянуться, принимать процедуры можно было только полулёжа. Спилсбери всё понял и позвонил Нилу:
- Инспектор, я знаю, как он их убивал. Готовьте эксперимент.
Нил пригласил женщину-пловчиху, заранее предупредив об опасности, однако не объяснив, в чём она заключается. Заполнили ванну водой, женщина опустилась в неё. Нил попытался погрузить голову женщины в воду, но при малейшей попытке надавить на голову «жертва» активно сопротивлялась, хватаясь за края ванны и тело «убийцы». Нил оставил попытки, завёл светский разговор, обошёл ванну, внезапно схватил женщину за полусогнутые колени и дёрнул их вверх. Голова женщины мгновенно оказалась под водой.
К своему ужасу Нил увидел, что «жертва» не двигается. Женщину немедленно достали из ванны и полчаса Нил с сержантом возвращали её к жизни. Придя в себя женщина, описывая свои ощущения, сказала, что помнит только шум заливающейся в ноздри воды.
Торжество правосудия
22 июня 1915 года состоялся суд над серийным убийцей Джорджем Смитом. Отчёты о процессе печатались на первых страницах газет, оставляя после себя даже сводки с фронта Первой мировой войны. В процессе участвовали 112 свидетелей из 40 городов Англии. 1 июля 1915 года присяжные удалились на совещание. Чтобы вынести приговор «виновен» им понадобилось всего 20 минут.
13 августа Смита вывели к виселице. Убийца, хладнокровно топивший в ванне доверившихся ему женщин, не смог идти сам, охранники вынесли его на помост на руках и палач Джон Эллис накинул на шею петлю.
Клим Подкова для журнала «Все загадки мира»
Отредактировано KlimPodkova (2021-02-28 16:54:35)