Ограбление на Бейкер-стрит (Привет Шерлоку Холмсу)
Утром 13 сентября 1971 года директор одного из лондонских филиалов Lloyds Bank, расположенного, на углу Бейкер-стрит и Марлебоун-роад, вошёл в помещение, прошёлся по коридору – вроде всё как обычно, открыл массивную дверь хранилища частных ячеек, на мгновение замер, прислонился к стене и со стоном сполз на пол: большинство ячеек были вскрыты, на полу валялись пустые коробки и многочисленные документы из ячеек, не заинтересовавшие грабителей. На стене красовалась издевательская надпись: «Посмотрим, как Шерлок Холмс с этим справится».
Бейкер-стрит, 221 b
Знаменитая улица получила своё название в XVIII веке в честь Уильяма Бейкера, руководившего прокладкой улицы. В период создания Конан Дойлом знаменитого цикла рассказов дома под номером 221b не существовало, последний на улице дом имел нумерацию 100.
В 30-х годах XX века была произведена перенумерация, дома 215-229 достались строительной компании Abbey National, вынужденной держать в штате отдельного человека, разбиравшего ворох писем, приходивших на адрес «Бейкер-стрит, 221В».
Впоследствии Международная ассоциация почитателей Шерлока Холмса выкупила дом №239, зарегистрировала фирму «221b Baker Street» и в 1990 году добилась, чтобы музей официально получил почтовый адрес 221В. Близость музея (менее 200м) и сподвигла грабителей оставить на стене залихватскую надпись.
Радиолюбитель Роберт Роулендс
Вечером в субботу 11 сентября около 23:00 Роберт Роулендс, крутя ручки своего приёмника что называется «гулял по эфиру» и вдруг:
- Надо сделать перерыв, хотя бы на несколько часов.
- Какой к чёрту перерыв! Сделано 90%, но впереди самое трудное. У нас мало времени.
- Тут полно дыма, не дай Бог зайдёт охранник, почувствует запах, вызовет полицию и плакали тогда наши денежки.
Послушав переговоры ещё несколько минут, Роулендс пришёл к выводу, что грабят какой-то магазин и в 23:30 позвонил в участок.
Дежурный полицейский мысленно выругался (а не розыгрыш ли это?), а вслух ответил:
- Сэр, я не могу принять заявление на основании одного Вашего звонка. Не могли бы Вы сделать запись переговоров?
- Хорошо, - ответил Роулендс и достал недавно купленный кассетный магнитофон.
В 2 часа ночи Роулендс снова позвонил в полицию, но в этот раз не в участок, а прямо в Скотланд-Ярд. Дежурный лениво слушал запись: говорят про какие-то «коробки» (табачную лавку, что ли грабят?), и вдруг в разговоре прозвучало «300 тыс. на каждого» и у полицейского дремоту как рукой сняло. Какая к чёрту табачная лавка! Ни в какой лавке не найдётся столько наличности, это грабят банк! Дежурная группа выехала к Роулендсу.
Полицейские оставались у радиолюбители до самого утра воскресенья. У них не оставалось никаких сомнений: взламывают банк. Но какой? Грабители ни разу не упомянули ни улицу, ни название банка.
- Сэр, - Роулендс обратился к офицеру, - у меня очень слабый приёмник, преступники находятся в пределах 1-2 миль от моего дома, не дальше.
Однако район Марилебон, где проживал Роулендс – это самый центр Лондона, здесь на каждом шагу банк. Для страховки полицейские очертили круг 10 миль, в центре которого находилась квартира Роулендса. Полицейские носились по городу и наспех проверяли банки один за другим. Вызывались ответственные сотрудники банков и в присутствии полицейских открывали свои помещения. Полицейские спешили: грабители намеревались окончить «работу» в течение дня. Были осмотрены 750 банков, однако взламываемый так и не был найден.
В понедельник утром Скотланд-Ярде взорвался звонком телефон: ограблен филиал Lloyds Bank на Бейкер-стрит. Приехав на место, инспектор полиции оценил «класс работы»: были вскрыты 268 ячеек, в которых абоненты держали деньги, драгоценности и особо важные документы. Грабители сняли магазин кожгалантереи в одном здании с банком (банк и магазин разделял паб) и прорыли тоннель длиной 15 метров.
- Сержант, - обратился инспектор к помощнику, - наведите справки об арендаторе: имя, адрес, хотя.. – вздохнул инспектор, - они наверняка будут вымышленными.
Однако и имя, и адрес оказались настоящими!
Бенджамен Вулф, 64-летний продавец сувениров, делая круглые глаза клялся, что после подписания договора об аренде посетил магазине только раз – забрал почту и просто шокирован известием об ограблении. Инспектор разумеется ему не поверил, однако задерживать Вулфа не стал, отпустил, приказав установить за ним наблюдение. Через 4 дня в списке возможных соучастников появились первые фамилии.
Всего к делу были привлечены 120 детективов и в октябре 1972 года кроме Вулфа были арестованы Реджинальд Такер, Томас Стивенс и Энтони Гэвин и стали известны подробности дерзкого ограбления.
Такер был арестован с момент передачи 32.000 фунтов стерлингов Абдулле Хашану Ганджи и его племяннику Акбару Мохаммеду Али Ганджи.
Адская работа
Ограбление 38-летний фотограф Энтони Гэвин начал планировать в декабре 1970 года. Тогда Такер открыл в филиале банка счёт на 500 фунтов, а спустя два месяца арендовал ячейку. За несколько месяцев Такер посетил банк 13 раз. Каждый раз, оставаясь в хранилище наедине со своей ячейкой, он, используя зонтик, тщательно измерял помещение, сделал точный план помещения, расположение шкафов, мебели.
В мае 1971 года Вулф арендовал магазин, а в августе грабители приступили к работе. Пробив 15см бетонное дно подвала магазина, они упёрлись в дно разделявшего магазин и банк паба. Это было ожидаемо, грабители рассчитывали уйти под эту плиту (в этом случае не надо было крепить тоннель), прошли 15 метров и, оказались под банком. За три недели каторжного труда они вынули 8 тонн земли, Гэвин, по его собственным словам, потерял 28 фунтов (13кг) веса.
Планы А, В и С
Под банком грабители устроили камеру 2х1х1,5м. Для вскрытия бетонного дна подвала банка (90 см.) они затащили и установили в камере домкрат, развивавший усилие до 100 тонн. Этого, как они считали, им будет предостаточно.
Увы, но как оказалось, под банком проходил старый коллектор и домкрат не приподнял потолок, а продавил пол. Но у фирмы «Гэвина и К» был план В. В камеру доставили газовую горелку, т.н. термокопьё. Но и тут что-то пошло не так.
Но в запасе был ещё план С. Промышленной дрелью высверлили в полу несколькоотверстий, заложили в них взрывчатку и рванули. С помощью молотка и зубила расширили отверстие, и проникли в хранилище. Всё это время в доме напротив на крыше находился наблюдатель, страховавший банду от внезапного визита полиции, переговоры по рации с ним и засёк радиолюбитель Роулендс.
Тёмное дело
На этом откровенность арестованных обрывалась. На вопрос «сколько взяли, где деньги?» бандиты только ухмылялись: «Ищите. Всё, что найдёте – всё ваше». Полицейские нашли и вернули банку 231.000 фунтов, но все понимали, что это малая толика. Детективы попытались размотать клубочек с другого конца и обратились к банку с просьбой дать список потерпевших с суммами похищенного. И тут их ожидал сюрприз!
Из 268 ограбленных многие указывали совсем незначительные суммы, некоторые вовсе отказались от общения с полицией, а 8 даже не разрешили банку сообщать их имена. И всё же сумма похищенного, объявленная банком: 1,5 млн. фунтов наличными и на такую же сумму драгоценностей. Но независимые эксперты в один голос, не колеблясь, говорили, что начинать надо с 4 млн. как минимум.
Тайной остался и состав банды. Детективы уверены, что кроме арестованных 4-х на свободе остались ещё как минимум пятеро мужчин и женщина, судя по записанным переговорам явно имевшая авторитет среди грабителей. Энтони Гэвин, проходивший по делу как главарь, явно не тянул на способного организовать строительство столь сложного инженерного сооружения. В течение пяти лет искала полиция остальных участников ограбления, но в списке не появились даже подозреваемые.
Главная тайна
Ещё едва войдя в ограбленное хранилище, полицейские обратили внимание, что грабители не тронули банковские сейфы, ограничившись исключительно абонентскими ячейками, и даже среди них вскрыты были чуть более четверти. Преступников явно интересовало содержимое конкретных ячеек, но каких? Явно был заказ, но чей? И что лежало в выпотрошенных ячейках?
Всё это дало волю фантазиям журналистов. Говорили, что искали документы, компрометирующие представителей высших слоёв общества, упоминали даже членов королевской семьи, но всё это осталось на уровне домыслов. Скотланд-Ярд молчит, грабители, отсидев своё (трое получили по 12 лет, Вулф 8), вышли на свободу и как растворились.
В 2013 году Национальный архив опубликовал полицейские записи касательно ограбления банка на Бейкер-стрит, но более 800 страниц машинописного текста будут рассекречены не ранее 2071 года.
Клим Подкова
Отредактировано KlimPodkova (2021-03-19 23:15:10)