Становление милиции Ставрополья (материал с сайта ГУ МВД России по Ставропольскому краю)
Формирование постоянных органов милиции в Ставропольской губернии фактически началось лишь с 1920 года, то есть после окончания Гражданской войны на Юге России. С марта до мая формируется городская милиция, с мая – июня губернская.

После восстановления власти большевиков в регионе весной 1920 г. перед государственными органами в ряду множества экономических, социальных, культурных и политических задач очень остро встала проблема охраны общественного порядка.

Эту работу пришлось проводить местным органам власти - ревкомам. Губернские, уездные и волостные революционные комитеты (ревкомы), как чрезвычайные органы советской власти до выборов в законные органы власти - местные Советы были учреждены по решению Северо-Кавказского ревкома на всей территории края. Именно по решению ревкомов на местах создавалась рабоче-крестьянская милиция, подчинявшаяся Народному Комиссариату внутренних дел.

10 июня 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято «Положение о Рабочее – крестьянской милиции». В нем определялись основные принципы комплектования милицейских кадров, которые имели статус сотрудников в отличие от вспомогательного состава (канцелярские и хозяйственные работники).

Материальная база милиции на местах по данному Положению формировалась из государственного бюджета наравне с гарнизонными частями РККА. Одновременно была подготовлена инструкция НКВД о введении в милиции военной дисциплины. Милиция определялась как вооруженные силы особого назначения. Распоряжением наркомата по военным делам пятую часть личного состава милиции можно было привлекать к военным действиям.

В губерниях и уездах были организованы управления РКМ, которые до середины 20-х годов входили в состав исполнительных комитетов местных Советов и осуществляли административно-исполнительные функции. Таким образом, местная милиция находилась в двойном подчинении - исполкома и вышестоящих управлений милиции (как и ряд других ведомств, в частности, продовольственные органы).
Ставропольскому губернскому УРКМ подчинялись уездные, а в губернских и некоторых больших городах - городские отделы милиции с разрешения НКВД (так называемая общая милиция), а также уголовный розыск, промышленная, железнодорожная и водная милиция.

Милицейские органы в нашем регионе формировались немедленно после прихода Красной Армии в город или село.

Ставропольская городская рабоче-крестьянская милиция была организована 2 марта 1920 года Леонидом Мотиным. Красная Армия вошла в Ставрополь 29 февраля 1920 года. 12 марта была создана Ставропольская уездная милиция, а 10 июня 1920 г. начало работу губернское управление РКМ, во главе которой встал Л. Мотин.

Губернская милиция помещалась в бывшем здании государственной стражи, так называемой «пожарке».

Ставропольская уездно-городская РКМ состояла из 9 районов. В городе находились 1 - 4-й районы, остальные – в уезде. Каждый район, в свою очередь, делился на 4 участка.

В Управление губернской РКМ первоначально входили отдел общей милиции, уголовный розыск. В мае 1920 г. начальником общего отдела РКМ в Ставрополе стал Георгий Корнеевич Тимофеев, начальником УГРО Иван Робертович Нольте, его помощником - Василий Иванович Холопов.

18 марта 1920 г. на первом же заседании Пятигорского ревкома (Пятигорск был освобожден 16 марта) было принято решение о преобразовании роты городской стражи в Пятигорскую роту по охране революционного порядка во главе с Песчанским. Затем на ее основе сформировалась рабоче-крестьянская милиция.

Начальником Пятигорской РКМ был назначен Рукавицин, а его помощником - Могильницкий и Ермаков.

26 марта 1920 года была организована Терская окружная милиция, начальником которой стал Добряк, а помощником - Бутенко.
В Георгиевске, как сообщала газета «Красный Терек», для поддержания внутреннего порядка в городе было утверждено распоряжение о создании городской милиции в составе 2-х участков. Уже 27 марта начальник Георгиевской милиции был занят приведением города в порядок. Он считал недопустимым отсутствие освещения на улицах и поставил перед ревкомом вопрос об установлении на улицах фонарей.

В это же время повсеместно создавались органы милиции в селах региона. Так 23 марта 1920 г. волостной ревком с. Тахта Медвеженского уезда принял решение об организации милиции. По указанию Медвеженского уездного ревкома в состав волостной народной милиции должны быть назначены 6 человек, троих из которых обязали быть на собственных лошадях.

Структура создаваемой на территории нашего края милиции было таково: Губернскому Управлению подчинялись уездные управления РКМ, в каждое из которых входили 4 - 5 районных отделения со штатом 7 - 8 человек. Отделения делились на участки в селах и станицах во главе с начальником участка - старшим милиционером. В штат участка входили также участковый инспектор, уполномоченный, 1-2 младших милиционера. В феврале-марте 1920 г. в Терской области и Ставропольской губернии начали работать уездные отделы милиции. Помимо Ставропольской и Пятигорской уездных РКМ действовали еще 6 уездных отделов.

Александровскую уездную милицию возглавил Кузнецов, начальником Свято-Крестовской милиции стал Калабеков, Медвеженской - Старшиков. Кроме того, были организованы уездные отделы РКМ в с. Благодарном, в г.Георгиевске (начальник Комаров) и в г. Моздоке (начальник Волков).

Несмотря на существование общих документов и выработку центральными органами Советской власти принципов подбора милицейских кадров, местные органы часто предъявляли собственные подходы по формированию милиции. Тот же Медвеженский ревком потребовал брать в милицию только инвалидов войны и лиц старше 30 лет.

Сказывался опыт Гражданской войны, когда чрезвычайные органы местной власти принимали самостоятельные решения, иногда вопреки центральным распоряжениям. Кроме того, после войны приходилось создавать аппарат милиции заново, а опыта не было, документы ВЦИК и Совнаркома далеко не всегда были известны местным руководителям уездного масштаба.

Стала создаваться милиция и в национальных регионах губернии по мере установления там Советской власти. 16 апреля 1920 г. Баталпашинский ревком принял решение о создании РКМ Баталпашинского отдела (Карачай и Черкесия).

3 декабря 1920 г. в г. Кисловодске по решению Карачаевского ревкома было создано управление окружной Карачаевской милиции, которое временно возглавил Сулейман Гориев, а 7 декабря 1920 г. в должность начальника окружной Карачаевской милиции вступил Магомет Якубович Айбаров.

В 1921 г. Карачаевская окружная РКМ состояла из трех районов, каждый из которых, в свою очередь, был разделен на 3 участка.
По опыту гражданской войны органы милиции тесно взаимодействовали на местах с ЧК. Организационной формой такого сотрудничества стало создание в уездах политических бюро, которое, как правило, возглавлял председатель уездного ЧК, а его помощником назначался начальник местной милиции. Помимо этого, в политбюро входили командир местного отряда ЧОН, секретарь уездной партийной ячейки.

Партбюро, в основном, занимались пресечением контрреволюционных действий, но в их компетенцию входила и борьба со спекуляцией, меры по выполнению продовольственной разверстки. Например, партбюро Благодаренского уезда, куда входил и начальник уездной милиции Минаев, занималось ревизией учреждений в Казгулаке, проводило обыски и аресты.

Следует отметить, что период становления Ставропольской милиции был связан с множеством трудностей. Одна из них крылась в отсутствии четких представлений о роли РКМ и ее взаимоотношениях с различными государственными органами и общественными организациями. Советская республика только искала оптимальные формы государственного управления. Поэтому нужно было время, чтобы четко определить место милиции в этой системе.

Таковым было историческое начало создания милиции Ставрополья.

Вместе со всей страной милиция Ставрополья пережила разруху Гражданской войны, период борьбы с бандитизмом, восстановление разрушенного народного хозяйства и «перегибы» в период коллективизации. Отдельной строкой в историю вписано участие сотрудников органов внутренних дел края в Великой Отечественной войне, их самоотверженная борьба с фашизмом, участие в партизанских отрядах и обороне перевалов Кавказа.

Мирное время, которое нами обозначается как период после 1945 года никогда не было мирным для сотрудников милиции. Именно в это время ставропольские милиционеры получали боевые ордена и медали, а многие из них – посмертно.

Тяжелым испытанием стала для милиции Ставрополья чреда вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. 111 человек, сотрудников органов внутренних дел Ставропольского края внесены в «Книгу памяти» ГУВД по Ставропольскому краю. Они погибли при исполнении служебного долга в приграничных территориях края, в Чеченской Республике и Дагестане, во время буденновских событий и при охране общественного порядка в городах и районах края.

И сейчас наши сотрудники, ОМОНы, ОМСН, сводные милицейские отряды несут свою поистине боевую службу в «горячих точках» страны. Сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями противостоят уголовной преступности всех мастей и видов.

Каждый год сотрудники милиции платят своими жизнями за наш мир и покой. Всегда помним мы имена тех, кто отдал жизни при охране административной границы Ставропольского края, кто погиб от рук вооруженных бандитов, спасая и защищая людей.
Жизнь не стоит на месте, и в преддверии праздника стоит поговорить о будущем органов внутренних дел – о том, что будет делать, чем заниматься и как будет устроена милицейская служба Ставрополья в двадцать первом веке.

Конечно, прогнозы - самый неблагодарный труд. Они редко оправдываются и еще реже сбываются. Тем не менее, на сегодня современной наукой накоплен ряд наблюдений и обобщений по характеру деятельности милиции России и полиции зарубежных стран, которые могли бы стать основой данного разговора.

Да, целые научно - исследовательские коллективы, академии и институты ведут разработки по проблемам правоохранительной деятельности, ее истории, современного состояния, анализу различных проблем милицейской работы, в том числе проблем кадровых, технических, социальных и т.д. с целью прогнозирования ситуации в стране и роли силовых структур на разных этапах развития государства. В последнем десятилетии вышел ряд научных и научно - исследовательских работ по проблемам развития полиции за рубежом.

К сожалению, учесть абсолютно все факторы – объективные, субъективные, экономические и политические очень и очень непросто. Никто не мог предвидеть именно такое развитие общества России, которое привело к потрясениям и революциям двадцатого века, а уж конкретные формы общественного устройства - тем более. Но наша задача немного проще - поговорить о том, что остается неизменным в нашей работе. Неизменным остается определение милицейской (полицейской) службы, оно, согласно современным определениям, - это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций. Глобальную силу каждой страны можно измерить по возможностям ее полиции. Государство будущего можно представить в мечтах без армии, но с полицией еще более мощной, чем нынешняя.

Именно на такие цели и задачи ряд последних лет нас нацеливает руководство страны, особо подчеркивая то, что в современном цивилизованном демократическом обществе служба в силовых структурах является весьма уважаемой профессией и очень сложным видом деятельности. Она требует огромной ответственности, интеллекта, силы характера, смелости, но, прежде всего, подлинного желания служить гражданам в интересах личности, государства и общества в целом.

Прозвучавшая идея об улучшении качества жизни россиян относится и к милицейской службе, ввиду того, что мы должны улучшать качество жизни граждан, применяя, когда это необходимо, достаточные силовые средства и методы; уметь распознать ситуации, когда следует применить неформальное принуждение в виде совета или предостережения вместо ареста или преследования; всегда действовать без предубеждений, с сочувствием и в соответствии с самыми высокими, насколько это возможно, этическими стандартами.
В новом веке силовикам России все же предстоит освоить и претворить в жизнь ту концепцию милицейской службы, на реализацию которой были нацелены 50 последних лет развития полиции стран зарубежья и суть которой в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество.

Сегодня мы лишь начинаем всерьез задумываться о важности нравственных отношений, которые должны связывать представителей власти и населения. Эта поддержка нуждается в обеспечении хорошего контакта с гражданами и прямых методов сотрудничества. Такая форма осуществления деятельности требует особой организации милиции, а также современного подхода к обучению милицейских кадров.

Общественная направленность службы - это основная цель развития милиции в наступившем веке. И мы должны стремиться к тому, что более 80% служебного времени сотрудника должна будет составляет помощь гражданам в решении различных проблем, в том числе скорой медицинской и психологической помощи, поиску потерявшихся людей, помощь автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасение животных. Кроме того, традиционное поддержание милицией общественного порядка должно будет включать в себя вмешательство и посредничество в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия.

Именно это социальное начало в деятельности органов внутренних дел уже сейчас требует соответствующей профессиональной подготовки сотрудников, в т.ч. психологических знаний.

Огромную важность имеет также оценка обществом нужности и важности той работы, которую они делают, - говоря языком науки, - уровень социального престижа профессии.

Останется, скорее всего, без изменений традиционное предназначении милиции как организации по претворению в жизнь законов, предупреждению и пресечению преступности, охране общественного порядка. Ведь когда произносят слово «милиция», подразумевается прежде всего борьба с преступностью. И, по всей видимости, главные приоритеты, служащих милиции и полиции всех современных государств, останутся неизменны - это борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и распространением наркотиков.
...
Конечно же, в деятельности органов внутренних дел Ставрополья, как и всей нашей страны, в новом веке будут выстраиваться не только новые связи между службами милиции, между правоохранительными ведомствами страны, но и другие, логически обоснованные связи - «цепочки». Ведь каждый новый вид преступлений потребует новой информационной базы, связанной с ним, а затем и новых способов его расследования и раскрытия.
К примеру, наступившее свободное передвижение населения России по странам мира с коммерческими, туристическими, культурными целями, конечно же, в новом веке будет все дальше развиваться, что вызовет возрастающий обмен информацией как между странами, так и между полицейскими ведомствами, а значит, повлечет за собой новый уровень в законодательной и практической деятельности по раскрытию международных преступлений.
Достаточно легко прогнозируема и ситуация в области проведения специальных милицейских экспертиз, их усложнения и повышения достоверности результатов - от дактилоскопии к анализу ДНК, спектральному анализу и т.д. с использованием новых возможностей и достижений физики, химии, других точных наук.
По всей видимости, среди приоритетных направлений оперативно-служебной и служебно - боевой деятельности органов внутренних дел нашего края и в новом веке останутся борьба с терроризмом, розыск лидеров и активных участников незаконных вооруженных формирований, выявление и пресечение каналов их финансирования; противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотиков; организация раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений; борьба с организованной и экономической преступностью, коррупцией и взяточничеством в органах власти; обеспечение общественной безопасности граждан, их прав и законных интересов, правопорядка и законности; совершенствование профилактики правонарушений, повышение эффективности охраны общественного порядка в городах и населенных пунктах края; совершенствование управленческой деятельности, укрепление учетно-регистрационной дисциплины; повышение эффективности кадрового обеспечения подразделений и органов внутренних дел края, повышение профессионального уровня сотрудников.
Нам есть к чему стремиться, и уместно процитировать тот прогноз, который дает американский исследователь А. Вольмер, с иронией говоря: «Граждане считают, что полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским».
А говоря без иронии, можно уверенно сказать: милиция, несмотря на заметное падение ее социального престижа, которое началось, вероятно, еще в советские времена, и в особенности в эпоху «перестройки», в массовом сознании находится по одну сторону баррикады вместе с населением, а преступность и другие противоправные источники социальной опасности - по другую. И нашей главной задачей в новом веке своей работой, ее эффективностью, преданностью интересам нашей страны и нашего народа не только вернуть, но и упрочить доверие населения к милиции, добиться активного взаимодействия россиян с органами внутренних дел, сохранив и упрочив старый российский лозунг «Честь - в службе!».

http://26.mvd.ru/news/149239/

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/