ВЗГЛЯДЫ В.И. ЛЕНИНА, ВИДНЫХ БОЛЬШЕВИКОВ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, ПРИРОДУ ПРЕСТУПНОСТИ
И ФОРМЫ БОРЬБЫ С НЕЙ.
1. Ленин В.И. Государство и революция. ПСС – Т. 33. – С. 90-91.
«… при капитализме мы имеем государство в собственном смысле слова, особую машину для подавления одного класса другим и притом большинства меньшинством. Понятно, что для эксплуататоров большинст-вом эксплуататоров большинства эксплуатируемых, нужно крайнее свирепство, зверство подавления, нужны моря крови, через которые человечество и идет свой путь в состоянии рабства, крепостничества, наемничества.
Далее, при переходе от капитализма к коммунизму подавление еще необходимо, но уже подавление меньшинства эксплуататоров большинством эксплуатируемых. Особый аппарат, особая машина для подавления «государство» еще необходимо, но это уже переходное государство, это уже не государство в собственном смысле слова, ибо подавление меньшинства эксплуататоров большинством вчерашних наемных рабов дело настолько, сравнительно, легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо дешевле. И оно совместимо с распространением демократии на подавляющее большинство населения, что надобность в особой машине для подавления начинает исчезать. Эксплуататоры, естественное дело, не в состоянии подавить народа без сложнейшей маши-ны для выполнения такой задачи, но народ подавить эксплуататоров может и при очень простой «машине», почти что без «машины», без особого аппарата, простой организацией вооруженных масс (вроде Советов рабочих и солдатских депутатов — заметим, забегая вперед).
Наконец, только коммунизм создает полную ненадобность государства, ибо некого подавлять - «некого» в смысле класса, в смысле систематической борьбы с определенной частью населения Мы не утописты и нисколько не отрицаем возможности и неизбежности эксцессов отдельных лиц, а равно необходимости подавлять такие эксцессы. Но, во-первых, для этого не нужна особая машина, особый аппарат подавления, это будет делать сам вооруженный народ с такой же простотой и легкостью, с которой любая толпа цивилизованных людей даже в современном обществе разнимает дерущихся или не допускает насилия над женщиной. А, во-вторых, мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут «отмирать». Мы не знаем, как быстро и в какой посте-пенности, но мы знаем, что они будут отмирать. С их отмиранием отомрет и государство».
2. Ленин В.И. О пролетарской милиции. Письма из дaлeкa. Письмо 3. ПСС – Т. 31. - С. 42-43.
«Какая полиция нужна … помещикам и капиталистам? Такая же, какая была при царской монархии. Все буржуазные в буржуазно-демократические республики в мире завели у себя или восстановили у себя, после самых коротких революционных периодов, именно такую полицию, особую организацию отделенных от народа и противопоставленных ему вооруженных людей подчиненных так или иначе, буржуазии.
Какая милиция нужна нам, пролетариату, всем трудящимся? Действительно народная, т. е. во-первых, состоящая из всего поголовно населения, из всех взрослых граждан обоего пола, а во-вторых, соединявшая в себе функции народной армии с функциями полиции, с функциями главного и основного органа государственного порядка и государственного управления.
Чтобы сделать эти положения более наглядными, возьму чисто схематический пример. …
В Питере около 2 миллионов населения. Из них более половины имеет от 15 до 65 лет. Возьмём половину - 1 миллион. Откинем даже целую четверть на больных и т. п.. не участвующих в данный момент в общественной службе по уважительным причинам. Остается 750 000 человек, которые, работая в милиции, допустим, 1 день из 15 (и продолжая получать зa это время плату от хозяев), составили бы армию в 50 000 человек.
Вот какого типа «государство» нам нужно!
Вот какая милиция была бы на деле, а не на словах только, «народной милицией».
Вот каким путем должны мы идти к тому, чтобы нельзя было восстановить ни особой полиции, ни особой, отдельной от народа, армии.
Такая милиция, на 95 частей из 100 состояла бы из рабочих и крестьян, выражала бы действительно разум и волю, силу и власть огромного большинства народа. Такая милиция действительно бы вооружала и обучала военному делу поголовно весь народ, обеспечивая не по-гучковски, не по-милюковски от всяких попыток восстановления реакции, от всяких происков царских агентов. Такая милиция была бы исполнительным органом Советов рабочих и солдатских депутатов, она пользовалась бы абсолютным уважением и доверием населения, ибо она сама была бы организацией поголовно всего населения. Такая милиция превратила демократию из красивой вывески прикрывающей порабощение народа капиталистами и издевательство капиталистов над народом в настоявшее воспитание мacc для участия во всex государственных делах».
3. Ленин В.И. Десять тезисов о советской власти. Седьмой экстренный съезд РКП(б). ПСС – Т. 36. – С.72.
«Создание вооруженной силы рабочих и крестьян, наименее оторванной от народа (Советы = вооруженные рабочие и крестьяне). Организованность всенародного вооружения, как один из первых шагов к полному осуществлению вооружения всего народа».
4. Ленин В.И. Речь перед агитаторами, посылаемыми в провинцию
Полн. собр. соч. Т. 35. с. 327.
Война внешняя кончилась или кончается. Это решенное дело. Теперь начало внутренней войны. Буржуазия, запрятав награбленное в сундуки, спокойно думает: «Ничего — мы отсидимся». Народ должен вытащить этого «хапалу» и заставить его вернуть награбленное. Вы должны это провести на местах. Не дать им прятаться, чтобы нас не погубилполный крах. Не полиция должна их заставить, — полиция убита и похоронена, — сам народ должен это сделать, и нет другого средства бороться с ними.
5. Стучка П.Я. Пролетарское право // Октябрьский переворот и диктатура. Сб. статей - М., 1919 // 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права. - С. 20.
«С падением или, правильнее, отмиранием государства естественно падает, отмирает и право в буржуазном смысле. О пролетарском же праве мы можем говорить лишь как о праве переходного времени, периода диктатуры пролетариата..., с устранением государства как органа угнетения в руках того или иного класса, взаимоотношения людей, социальный порядок будут регулироваться не принуждением, а сознательной доброй волей трудящихся, т.е. всего нового общества».
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/