Сообщение Стражника
Алексей Дарков. Записки опера. НАЧАЛО ЛИХОЛЕТИЯ.
16.03.2011 13:23:19 Публикация сайта
Межрегиональной Общественной Организации Ветеранов Оперативных Служб «Честь».
http://www.veteran-chest.ru/2010-09-28- … itstart=10
1989 год. Разгар перестройки. В стране одно за другим возникают различные СП, кооперативы и другие частные предприятия. Обстановка напоминает НЭП 20-х годов. На фоне этого проявляется загнанная под ковёр в годы социализма, организованная преступность. В прессе появляются статьи А.И Гурова «Лев готовится к прыжку», «Лев прыгнул». В МВД СССР в конце 1988 года создаётся шестое управление по борьбе сорганизованной преступностью. На местах создаются ОРБ, отделы и территориальные группы с расширенными возможностями. Явление для нас было новое. Методы работы и анализа обтачивались, что называется на ходу. Работа по линии не исключала раскрытие обще уголовных преступлений.
В июле 1989 года такая группа была создана и в ОУР Кунцевского РУВД г. Москвы, где я работал тогда в должности старшего оперуполномоченного по линии умышленных убийств, грабежей и разбоев. После одного удачного раскрытия меня пригласил руководитель, Алексей Иванович Машкович и предложил создать и возглавить эту группу. Условием было не оставлять прежнюю линию. Первыми в группу были предложены Сергей Томилло и Игорь Трач. Обоих я хорошо знал по прежней службе. Сергей предложил ввести в группу Леонида Ракогона из 119 отделения милиции, охарактеризовав его, как добросовестного сотрудника. Шеф разрешил переход и Лёня влился в нашу команду. Следом я попросил перевести ко мне из 169 отделения Юрия Гергеля, эта просьба тоже была удовлетворена. По предложению Томилло к нам был переведён Николай Шереметьев. Хотя шеф меня и назвал паразитом, но просьбу удовлетворил. Последним в группу, по собственной инициативе пришёл Саша Подольный. Мы тогда недоумевали. Прямо с ком-сомольской работы в нашу грязь. Но он настоял и прочно влился в коллектив, да и позднее проявил редкую работоспособность и обучаемость. Так начался наш путь на новом поприще, мало кому в то время понятном. Помимо скрупулёзной работы по созданию картотек, постоянных рейдов по местам скопления преступных группировок, их изучению, мы участвовали в раскрытии всех тяжких преступлений, совершённых на территории района. Правда работать было легче. Не надо было создавать штабы, как раньше, состав группы и без того был внушителен, да и сработались мы быстро и чувствовали не то, что локоть товарища, дыхание, понимали с полу слова и взгляда. Это было очень важно для чёткой работы. Приведу несколько случаев, пришедших на память.
Эпизод первый. Убийство пожилой женщины. Выехали всей группой. Я пошел в адрес с экспертом и следователем, остальные занялись сплошной отработкой жилого сектора. В случаях совершения убийств и других насильственных преступлений это первое и неотложное действие. В первые часы выявляются и опрашиваются свидетели, что называется по горячему следу. В дальнейшем многие события могут просто стереться из памяти. Также важен и тщательный осмотр места происшествия, в процессе проведения которого выявляются и закрепляются следы преступника. Первое, что бросилось мне в глаза, были многочисленные следы окровавленных пальцев рук на кухне в квартире убитой и мужские часы, кем-то явно обронённые. Отработка подъезда дала информацию о том, что старушка подрабатывала торговлей спиртными напитками на дому. Тогда действовали серьёзные ограничения на торговлю спиртным. Время было Горбачёва. Его в народе назвали «минеральный секретарь» за пропаганду здорового образа жизни. Жила потерпевшая одиноко, мужчин, кроме покупателей в доме не бывало. Выйдя из квартиры, подозвал Сергея Томилло. «Смотри», - говорю, - «Часы мужские, явно обронены преступником». Сергей понял сразу. Он как раз отправился отрабатывать покупателей водки, которых уже доставляли в отделение милиции. К нашему приезду убийца уже был выявлен. Сергей увидел, что у него отсутствуют наручные часы и спросил, где они. Задержанный ответил, что где-то потерял. При проведении дактилоскопической экспертизы была поставлена окончательная точка в этом деле.
Эпизод второй. Разбойное нападение на квартиру одинокой девушки. Выехали на место с Сергеем Томилло. В квартире нас встретила сама хозяйка. Оказалась знакомой. Совсем недавно мы раскрыли разбойное нападение на неё, совершённое в автомашине такси. Тогда выяснили, что она представительница древнейшей профессии. Смеёмся. Штатная потерпевшая. Даже в числе похищенного те же часы. Опрашиваем. Выясняем, что возможно повторное появление преступников в квартире. Чувствуем, что-то недоговаривает. Решаем в квартире оставить засаду к телефону подключаем определитель номера и магнитофон. В квартире остаётся Сергей и Виктор Ефремов, сыщик из 121 отделения милиции, он нас и вызвал на место. Я отправляюсь домой, чтобы сменить их на утро. Спать, однако, мне не пришлось. Через пару часов Сергей перезвонил и сообщил, что на телефон позвонил организатор преступления. Наши предположения подтвердились. Это оказалась так называемая «мамка», сутенёрша. Не зная о том, что разговор записывается, она полностью изложила всё о своей причастности к преступлению. Утром вызвали следственную группу, получив постановление на производство обыска в квартире «бандерши», выехали в адрес. На обыск прибыла уже вся наша группа и сотрудники ОБОГП УУР ГУВД г.Москвы, курировавшие наш район. Дверь открыла пьяная, грубо размалёванная дама лет сорока. При предъявлении постановления на обыск сначала тупо отрицала свою причастность к преступлению, но , когда были обнаружены похищенные вещи, она, видимо поняв неизбежность возмездия, рассказала всё и постепенно выдала всех сообщников, жителей Московской области. В течение двух дней выловили всех и вернули всё похищенное потерпевшей. Все эти дни никто из нас не уходил домой даже на час.