Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



К истории терроризма на воздушном транспорте

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Обнаружил в сети материал, воспроизведенный в одном из бесчисленных рефератов.
К истории терроризма на воздушном транспорте
В СССР первая попытка захвата ВС произошла 25 октября 1958 года (попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты, Якутия). Жертв нет.
За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло 22-е попытки захвата ВС и шесть случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек.
За этот же период в мире зафиксировано свыше 800 случаев попыток захвата и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС.
Другие виды актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации (угрозы в адрес воздушного транспорта, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали или происходили крайне редко.
В последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год) количество актов незаконного вмешательства увеличивается почти в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации.

            В мире за этот период зафиксировано свыше 250 попыток захватов и угонов ВС.

            Преступные акты воздействия на гражданскую авиацию приобретают постоянный характер. Начиная с 1984 года, количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается.

            В период с 1990 по 1994 год количество актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта по сравнению с прошедшими 32-мя годами (с 1958 по 1989 год) удваивается. Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким.

            В 1990 году было отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).
            Только в июне месяце:
            9 июня угнан самолет из Минска в Стокгольм;
            18 июня угнан самолет из Измаила в Турцию;
            19 июня угнан самолет из Риги в Хельсинки;
            24 июня угнан самолет из Таллинна в Хельсинки;
            28 июня попытка угона самолета из Краснодара в Турцию;
            30 июня угнан самолет из Львова в Стокгольм.

            «Плотность» угона самолетов в 1990 году беспрецедентна не только в истории отечественной гражданской авиации, но и в мировой практике.

            В период с 2000 по 2004 год произошло 2 случая захвата ВС и два случая взрыва ВС в воздухе террористками-смертницами.
            11.11.2000 г.  при выполнении рейса на ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» по маршруту Махачкала-Москва воздушное судно было захвачено Амирхановым Ахмедом Амирхановичем. Террорист заставил экипаж лететь в Израиль
(аэропорт  Эйлат).  После  посадки  преступник сдался израильским властям и передан правоохранительным органам России.
            15.03.2001 г.  при выполнении перелета по маршруту Стамбул- Москва ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» был захвачен тремя террористами. Преступники вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию (аэропорт Медина) При проведении операции по освобождению заложников один убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир Камбал Г. (гражданин Турции).
            24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта «Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва - Сочи и Москва - Волгоград.
            В 2008 году предприняты две попытки захвата воздушных судов.
            15 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна А-320 «Турецких авиалиний», следовавшего по маршруту Анталия - Санкт-Петербург. Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, потребовал лететь в город Штутгарт (Германия), в противном случае он взорвет самолет имеющимся у него взрывным устройством. На борту ВС находилось 163 пассажира и 7 членов экипажа. Нарушитель обезврежен членами экипажа и пассажирами. После посадки ВС в аэропорту назначения нарушитель передан сотрудникам правоохранительных органов. Пострадавших нет.

            24 октября 2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна Боииг-737-500 авиакомпании  «Скай-Экспресс», рейса ЭХ-234, следовавшего по маршруту Сочи - Москва (Внуково).  Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, выдвинул требование изменить маршрут полета и совершить посадку в Австрии. Если его требование не будет выполнено, то он взорвет самолет. На борту ВС было 130 пассажира и 6 членов экипажа. Нарушитель силами членов экипажа и пассажиров был обезврежен и, после посадки ВС в аэропорту назначения, передан сотрудникам правоохранительных органов.

Борьба с терроризмом на воздушном транспорте

            Начиная с 1967- 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема - необходимость борьбы с воздушным терроризмом.
            В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.
            К числу таких мероприятий относится:

            принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;
            заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче  и наказании преступников;
            введение национальных законов, предусматривающих строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности в гражданской авиации;
            введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;
            создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.

            Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма.

            В результате было создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом на воздушном транспорте и приняты международные конвенции по борьбе с преступлениями на воздушном транспорте:

            1) Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС;
            2) Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС;
           3) Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

            В 2001 году ИКАО приняло Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве оружия уничтожения.

            Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят более 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 годы (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 годы) - 37 таких случаев, что составляет примерно 20 % от  предыдущего периода. Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.

К середине 80-х годов многие международные аэропорты и оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.

            В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.

            Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластичное ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета. Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.

            В 1989 году Совет Безопасности ООН и Генеральная ассамблея ООН призвали все государства сотрудничать в выработке и осуществлении мер по предотвращению актов международного терроризма, направленный против гражданской авиации.
            Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполнятся на земле, до посадки пассажиров в воздушное судно.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

2

Искал источник данных вышеприведенного реферата, вроде нашел. Часть материала - выдержка из книги М. Болтунова.
Более подробный  перечень угонов 90-го года:
Перечень захватов самолетов 1990 года

Отредактировано Досмотровый (2013-06-08 15:25:40)

0

3

На сайте фишки нет появилась интересная подборка по теме захватов самолетов:

Угоны самолетов в Советском Союзе (20 фото)
Первый случай угона самолета, который получил широкую огласку случился в 1970 году. 15 октября отец и сын Бразинскасы захватили самолет АН-24 и убив бортпроводницу, заставили пилотов сесть в Турции. Сегодня я хочу рассказать вам еще о нескольких угонах самолётов в СССР.
самолет, угон, СССР
Угон Ан-24

15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми—Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.

Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью.

самолет, угон, СССР
Стюардесса Надежда Курченко

19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.

Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.

- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, — рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. — Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (...) Самолёт кидало влево-вправо — летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.

Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.

самолет, угон, СССР
Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.

Георгий Чахракия — Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», — А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы — самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.

Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.

В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.
http://4put.ru/pictures/max/823/2530725.jpg

http://fishki.net/1235365-ugony-samolet … ojuze.html

Отредактировано Досмотровый (2014-01-09 09:23:55)

0

4

Какой "урожайный" на угоны оказался 90-й год.  В стране начиналось чёрт знает что, и сразу активизировались те, кто раньше думал, но сомневался или боялся столь дерзкого поступка ИМХО.
Мне вот ещё что непонятно: ну, заставили террористы лётчиков изменить курс, и лететь вместо, скажем Бирабиджана в Париж, но в небе не один этот самолёт, их много, и летят по намеченным курсам. Конечно, диспетчеры с земли, постараются скорректировать, и всё сделать необходимое, чтобы избежать столкновения с другим воздушным судном. Но в первый момент, когда под дулом командир разворачивает самолёт и летит в противоположном направлении? Или сразу связывается с диспетчером и только потом начинаются маневры?

0