ЖАНДАРМ - ЭТО ЗВУЧАЛО ГОРДО! Автор: Полковник милиции Юрий РЖЕВЦЕВ

Еще в начале XIX века кроме городской и сельской полиции в России существовали полицейские органы на транспорте. Так, в 1809 году был создан орган центрального управления путями сообщений - Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций. Вся территория Российской Империи разделялась на десять округов, в каждом из которых создавалась специализированная транспортная полиция. Задачей последней являлось обеспечение безопасности на транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов. Полицейские команды формировались окружным директором водяных и сухопутных коммуникаций, подчинялись ему и действовали независимо от местных администраций, городской и сельской полиции.
С появлением и дальнейшим развитием железнодорожного транспорта задача борьбы с преступностью на нем была возложена на жандармские полицейские управления железных дорог, входивших в состав Отдельного корпуса жандармов.
По принятому 16 марта 1867 года Порядку учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах в ведение каждого жандармского полицейского управления включался участок дороги протяженностью 200 верст. В штат управления входили: начальник, адъютант, начальники отделений и унтер-офицеры. Всего по штату - от 120-300 человек. Все они имели статус военнослужащих, но несли «все обязанности и пользовались всеми правами наружной полиции, принимая участие в охранении внешнего порядка и в предупреждении и пресечении нарушений общественного благочиния и безопасности на определенных районах железных дорог». Кроме того, железнодорожные жандармы должны были наблюдать за целостностью пути и дорожных сооружений, не допускать к ним посторонних и даже проверять качество продуктов из станционных буфетов.
Основными силами охраны «благочиния и порядка» являлись, говоря современным языком, сотрудники патрульно-постовой службы - жандармские унтер-офицеры, вахмистры и подпрапорщики. Последними патрулировались не только станции и вокзалы, но и депо, мастерские, склады, подъездные пути и все прочие пристанционные объекты железной дороги. Кроме того, один раз в месяц патрульные были обязаны обойти всю территорию вверенного им под охрану участка железной дороги.
Полномочия патрульных жандармов были чрезвычайно широки: проверки исправности люков запоров и дверей вагонов, пресечение допуска к погрузки посторонних, присутствие при наложении пломб, вторичный осмотр пломб и замков перед отправлением поезда, проверка и присутствии понятых сохранности груза при каждом подозрительном случае, выезд на место происшествия и т.д. Кроме того, жандармы были обязаны требовать от начальника станции сосредоточенного размещения вагонов с грузом при длительных стоянках, их охрану и освещение места стоянки.
Отличительным знаком нижних чинов железнодорожной жандармерии от нижних чинов других жандармских структур были особые нагрудные бляхи, на которых выбились название конкретного жандармского полицейского управления и личный номер владельца бляхи.
Вследствие бурного развития транспортной сети жандармские полицейские управления железных дорог сделались самыми крупными подразделениями Отдельного корпуса жандармов.
Наиболее распространенным видом преступлений в те годы были хищения грузов. В 1910 году для чинов железнодорожной жандармерии была даже издана брошюра с описанием способов хищения грузов, в которой приводился и такой пример: «Преступник отправил из Москвы лошадь, а сам поехал в том же вагоне проводником. Бывшие с ним в сговоре железнодорожники поставили этот вагон вслед за другим, перевозившим мануфактуру. В пути преступник с тормозной площадки проник в соседний вагон и перетащил часть груза к себе. На первой же станции вагон с преступником был отцеплен и отправлен с другим поездом. Через сутки похититель и украденная мануфактура оказались за сотни верст от места совершения преступления».
Авторами брошюры обращалось внимание полицейских и жандармов на то, что в подобных преступлениях почти всегда участвуют служащие железной дороги, и они должны включаться в число подозреваемых в первую очередь.
Однако, по признанию руководства Отдельного корпуса жандармов, успехи железнодорожной жандармерии в борьбе с хищениями были весьма скромны, что было обусловлено тем, что в составе последней не было органа, занимавшегося бы оперативной работой. Переодеваться же в гражданское платье жандармам, как и всем российским военнослужащим, категорически запрещалось.
....
http://forum.patriotcenter.ru/index.php … pic=3716.0

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/