По истории становления системы охраны порядка на транспорте материала удручающе мало. Некоторые сведения собраны в историческом разделе сайта Восточно-Сибирского ЛУ МВД РФ

История транспортной полиции России до 1919 года
18 февраля 2009 года российская транспортная милиция отметила 90-летие со дня своего образования. Однако государственные органы общественного порядка на транспортных магистралях России имеют уже более серьезную – двухвековую историю. Еще в начале XIX века кроме городской и сельской полиции существовали полицейские органы на транспорте.
Впервые пути сообщения выделились в России в особую отрасль управления при императоре Павле I. Указами от 27 февраля 1797 года и 28 февраля 1798 года был создан Департамент водяных коммуникаций. Исходя из имеющихся на сегодня исторических материалов, годом рождения специальных полицейских подразделений на транспорте следует считать 20 ноября 1809 года, когда при императоре Александре I утверждено «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями», согласно которому Департамент водяных коммуникаций преобразовывался в орган центрального управления путями сообщения – Дирекцию водных и сухопутных коммуникаций – прообраз наших транспортных ведомств.
На новое ведомство возлагалась обязанность управления всеми водяными и значительными сухопутными путями сообщения России. В соответствии с положением «О Дирекции…» вся территория страны была разбита на 10 транспортных округов, в каждом из которых назначался специальный директор, при котором были сформированы подразделения специализированной транспортной милиции, получившие название «полицейских команд дирекции водных и сухопутных коммуникаций». Главная дирекция находилась в Твери, правления округов – в губернских городах. К примеру, Сибирь входила в 10-й округ путей сообщения, правление которого располагалось в городе Тобольске. Полицейские команды формировались окружным директором водных и сухопутных коммуникаций, подчинялись ему и действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. В задачу первых транспортных полицейских входило обеспечение безопасности на речном, дорожном транспорте, сопровождение и предотвращение хищений грузов.
***
22 марта (3 апреля) 1836 года император Николай I утвердил Устав первой в России железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село протяженностью 24 версты. Движение по ней открылось 30 октября (11 ноября) 1837 года. С этого рейса ведут свой отсчет российские железные дороги. В 1836 году в России был организован Отдельный корпус жандармов, одним из подразделений которого стала железнодорожная жандармерия. Решение о привлечении жандармской полиции к обеспечению порядка на железных дорогах было принято также императором Николаем I. «Охрана порядка и наблюдение за общественною безопасностью на этих важных отечественных путях сообщения были вверены чинам впервые созданного Его же Высочайшею волею Корпуса жандармов», писал в то время один из высокопоставленных жандармских чинов. Полицейский надзор за строительством и эксплуатацией железных дорог осуществлялся жандармскими эскадронами и командами, находившимися в непосредственном ведении Министерства путей сообщения. 1 (13 ноября) 1851 года первый поезд отправился в путь по крупнейшей тогда в Европе железнодорожной магистрали из Санкт-Петербурга в Москву. 26 марта (7 апреля) 1857 года вышел Указ императора Александра II о сооружении первой сети железных дорог в России. Так началось массовое железнодорожное строительство с привлечением значительного количества людей и одновременно бурный расцвет коррупции и казнокрадства. В результате массового хищения денежных и иных средств качество железных дорог не стало соответствовать предъявляемым требованиям. Росла криминальная активность строительных рабочих. Они совершали преступления против личности, растаскивали материалы. Возникла проблема обеспечения общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих, а затем и общественной безопасности при эксплуатации железных дорог.

http://vs.utmvd.ru/struktura/istoriya/i … t_policii/

Материал частично продублирован в "дореволюционном" разделе:
https://1917.ixbb.ru/edit.php?id=4464

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/