Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дело 1973 года: Попытка угона самолета в Китай

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

"Копейка" Иркутск. номер 6 от 13 февраля 2004 года

8 мая 1973 года в Иркутском аэропорту совершил промежуточную посадку самолет Ту-104, выполнявший рейс Москва — Чита. После дозаправки борт принял дополнительных пассажиров и взял курс к месту назначения. Меньше чем через час диспетчеры сообщили, что в салоне воздушного судна объявился террорист, который требует изменить курс и лететь в Китай. Спустя еще какое-то время Ту-104 исчез с экранов радаров ...

Катастрофа в читинском небе стала одной из самых трагических попыток угона гражданского самолета в истории советской авиации. За тридцать с лишним лет в прессе был опубликован лишь один более-менее развернутый материал. На это решилась в свое время "Комсомольская правда". Скорее всего, статья подверглась жесткой цензуре, от этого вышла несколько противоречивой. Перечитывая материал сегодня, почему-то представляется картина, как из уже набранного текста прямо на печатном станке грубо выбирались целые гранки. В семидесятые годы в редакциях не было компьютеров и сама по себе правка представляла довольно сложный технологический процесс, поскольку газетные полосы представляли собой большое металлическое клише. Это сейчас за несколько минут на компьютере можно исправить очень многое, а тогда было все по-другому. В некоторых местах статьи чувствуются провалы по фактажу, словно над текстом работал новичок, не зная как распорядиться полученной информацией. Слабо верится в то, что журналист центральной газеты перепутал дату происшествия, привел всего одну версию случившегося, не указал количества жертв, в конце концов, не назвал имени сотрудника милиции, который долго оставался крайним в этой жуткой истории. Людская молва, такая скорая на расправу, и на том свете не давала покою молодому парню, так ни разу и не примерившему китель младшего лейтенанта. Его могилу несколько раз пытались осквернить родственники людей, находившихся в салоне.Согласно наиболее распространенной версии, террорист пронес в салон самодельное взрывное устройство. Сотрудник милиции иркутянин Владимир Ежиков, сопровождавший рейс, выстрелом из табельного пистолета попытался обезвредить преступника, и в это время прогремел мощный взрыв. Развалившись на несколько частей, самолет Ту-104 рухнул с высоты шесть тысяч метров в тайгу.
Однако старшие в семье Ежиковых хранили и другую версию катастрофы. Пассажирский самолет, направлявшийся за кордон, сбили наши истребители. Впрочем, обо всем по порядку
Владимир мечтал быть журналистом
В Куйтуне именем Владимира Ежикова названа школа, в отделе транспортной милиции Иркутского аэропорта оформлен специальный стенд, в главном корпусе Восточно-Сибирского УВД на транспорте запоминающаяся фамилия высечена на гранитной плите. Вот, пожалуй, и все. Скупая строчка "...погиб при исполнении служебного долга" до обидного мало что говорят о происшествии, о человеке.Готовя материал к печати, мы разыскали сестру Владимира — Светлану, по мужу Бояршинову. Неожиданная смерть брата круто изменила ее судьбу. Более двадцати лет назад девушку Свету пригласили работать в органы внутренних дел, продолжить дело брата. Сейчас майор милиции Светлана Михайловна Бояршинова на пенсии. Разговор с ней получился удивительно легким, несмотря на тяжесть темы. И это, наверное, потому, что старший офицер, жена сотрудника милиции, знает цену словам. — Володя родился 8 ноября 1951 года в селе Икей Тулунского района, он у нас старший среди детей. Вскоре мама с папой переехали в Каразей Куйтунского района, где Володя окончил восемь классов, а доучивался уже за четыре километра, в другой школе,— рассказывает Светлана Михайловна Бояршинова. — С детства брат мечтал быть журналистом и даже поступал в Иркутский госуниверситет на отделение журналистики филологического факультета, но не прошел по конкурсу. Тогда ушел служить, попал в Чехословакию. Способность хорошо рисовать определила воинскую специальность — картограф. Однако желание работать в газете не прошло, и между делом брат писал заметки. После армии Володю приняли на авиазавод художником, а вскоре переманили работать в аэропорт — в отдел милиции.Гримасы судьбыВ 1970 году в турецкий Трабзон был угнан пассажирский самолет, погибла бортпроводница Надежда Курченко.Справка "Копейки" 15 октября 1970 года авиалайнер Ан-24 (бортовой номер 46256), выполнявший рейс по маршруту Батуми — Сухуми с 46 пассажирами на борту, угнали в Турцию два литовца: Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас. Во время захвата самолета была убита 20-летняя бортпроводница Надежда Курченко, тяжело ранены командир экипажа Георгий Чахракия, штурман Валерий Фадеев и бортинженер Оганес Бабаян. Как писали американские газеты, Бразинскасы совершили первый успешный угон самолета в советской истории.В 1980 году Пранас заявил в интервью The Los Angeles Times, что был активистом движения за освобождение Литвы и бежал за границу, поскольку на родине ему грозила смертная казнь (советские газеты утверждали, что у него была судимость за хищение). Бразинскас-старший сказал, что они с сыном пронесли на борт "ржавые старые стволы", но первыми открыли огонь два бывших на борту вооруженных охранника, а бортпроводница была случайно убита в перестрелке. Не ясно, что стало с охранниками и были ли они вообще, но все кончилось тем, что самолет оказался во власти воздушных пиратов.Несмотря на полученные ранения, экипаж сумел посадить машину в Турции. Там угонщиков — отца и сына — арестовали, но отказались выдать СССР и предали суду. Бразинскас-старший получил восемь лет, младший — два года. В 1974 году подоспела всеобщая амнистия, и их освободили, однако поместили под домашний арест.Два года спустя террористы бежали и связались с посольством США в Анкаре, чтобы попросить политического убежища. В результате литовцы осели в Америке.Совсем недавно Пранас Бразинскас был найден мертвым в своей квартире в Санта-Монике (штат Калифорния), где проживал вместе с сыном Альгирдасом взявшим новое имя — Альберто Виктор Уайт. Именно его обвиняют в убийстве отца, с которым 34 года назад он угнал в Турцию самолет. После угона "аннушки" в МВД СССР вышел секретный циркуляр, согласно которому каждый рейс, проходящий вблизи государственной границы, сопровождал сотрудник милиции, главная задача которого была сформулирована примерно так: не допустить возможного угона самолета с пассажирами за границу. Между строк — любой ценой. А как не допустить, никто не знал, никто и не сообщал. Самолет не автомобиль — сразу не остановишь, на обочину не свернешь. Специалисты, разрабатывавшие служебные инструкции, не додумались сделать упреждающий шаг — проводить досмотр пассажиров. Столь привычная для нас процедура до 1973 года в аэропортах Советского Союза не проводилась вообще. Представьте, на борт воздушного судна потенциальный террорист мог пронести хоть пулемет, не говоря уже о компактном взрывном устройстве....Владимиру Ежикову нравилось сопровождать пассажирские самолеты. Молодой сотрудник отлично владел приемами самбо, которым занимался еще в армии, а на курсах в Благовещенске он получил специальное удостоверение на право заниматься тренерской работой. Все это наверняка придавало ему дополнительную уверенность в собственных силах.— 18 мая 1973 года Володя находился в резерве, — рассказывает Светлана Михайловна, — однако напарник где-то задержался, и пришлось лететь брату. А за два месяца до этого у нас умерла мама, семья к тому времени переехала в Жигалово. Так Володя сам подписывал красивым шрифтом ленты траурных венков. Наша бабушка все еще говорила, что нельзя этого делать, мол, плохая примета. А потом все вспоминала о своем предупреждении. Володя ведь собирался жениться, в кредит взял красивый черный костюм, который так и остался завернутым в бумагу.В тот день госпожа судьбинушка одним сделала шикарнейший подарок, но в обмен на жизнь других.Пьяного подполковника, который едва стоял на ногах, не пустили в самолет. Судьба выделила его среди всех остальных и оставила жить. Зато молодой солдат, опаздывавший после отпуска в часть, уговорил вновь подогнать трап, и счастливый защитник запрыгнул в салон самолета...Команда боксеров Забайкальского военного округа с нетерпением возвращалась с удачных соревнований в Прибалтике.Молодому парню нужно было срочно вылететь в Читу, а билетов в Иркутске не оказалось. К своему несчастью, он встретил приятеля — майора, летевшего этим рейсом, и тот уступил свой билет, надеясь вылететь чуть позже. Так по чужому билету и с посадочным талоном новому пассажиру удалось пройти в самолет. Три приятеля хорошо поддали и прозевали объявление на посадку... Вот они, гримасы судьбы.Владимир Ежиков, наверняка мечтавший после полета примерить погоны младшего лейтенанта, занял место в первом ряду. Милиционер был в штатском, поэтому на него вряд ли кто обратил внимание. Впрочем, в общей массе остался незамеченным и вежливый мужчина восточной наружности. Это был террорист Тенгиз Юнуф-оглы Рзаев.Двоечник, мечтавший стать дипломатомВо время расследования причин катастрофы сотрудники госбезопасности тщательно изучили дела пассажиров и вычислили человека, захотевшего за один раз круто изменить неудавшуюся карьеру, повернув судьбу лицом к себе. Даже такой огромной ценой.Тенгизу Рзаеву исполнилось тридцать лет, однако даже мало-мальских успехов в жизни он так и не добился.В Тбилиси, куда его родители переехали из Кировабада, Тенгиз не нашел по душе учебного заведения, поскольку мечтал быть дипломатом. Ни больше ни меньше. Пытался поступать в Москве в Институт международных отношений, но провалился. У абитуриента, который довольно средне изъяснялся по-русски, не знал ни одного иностранного языка, не приняли даже документов. Огромный образовательный пробел несколько восполнила армия, где Тенгиз был сапером. Ох, лучше бы он был кочегаром. По одной из версий, сапер-недоучка с мечтой дипломата изготовил взрывное устройство, которое и пронес на борт "тушки". Следователи доподлинно установили, что незадолго до трагедии одному из приятелей Рзаев сказал: "Вот в Китае меня поняли бы. Там бы я быстро стал дипломатом".
Двоечник, мечтавший стать дипломатом, совсем не интересовался международной обстановкой, иначе знал бы о событиях на Даманском, очень сложных на тот период взаимоотношениях Советского Союза с Китаем вообще.Осталось не выясненным, зачем неудачник в очередной раз приезжал в Москву. Почему выбрал именно Китай, а не Европу.

http://pressa.irk.ru/kopeika/2004/06/005001.html

Ситуация продублирована в разделе о террористической угрозе:
Трагедия в воздухе 19 мая 1973 года

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

2

Навечно в строю: Сайт ВОСТОЧНО-СИБИРСКого ЛИНЕЙНОго уПРАВЛЕНия МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ
ЕЖИКОВ  ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
Младший сержант милиции
Родился 8 ноября 1951 года
Погиб 18 мая 1973 года
Владимир Ежиков пришел на работу в органы внутренних дел после службы в армии. 
В линейном отделе внутренних дел в а\п г. Иркутска он работал в должности инспектора по сопровождению пассажирских самолётов. 18 мая 1973 года младший сержант милиции Владимир Ежиков  сопровождал самолёт Ту-104 выполняющий рейс № 109 Иркутск-Чита. Во время перелёта была предпринята попытка угона пассажирского самолёта в Китай. При пресечении угона самолёта погиб Владимир Ежиков.
В линейном подразделении на ст. Иркутск-Пассажирский следователем по особым поручениям  работает сестра Владимира Ежикова Светлана Боярышникова.
http://vsut.mvd.ru/struktura/Vechnaya_pamyat/

Актуальная ситуация:
Предложение МВД в ответ на дебоши в самолетах - воздушные маршалы

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

3

Знаете что меня озадачивает, то, что были разговоры о том, что Ёжиков выстрелил в террориста и этим спровоцировал взрыв. Да кто может знать наверняка,  что там на самом деле было! А если у этого двоечника, и профессия сапёры была на двоечку? Что если он сам, нервничая, случайно замкнул цепь и прогремел взрыв?!  И самое мерзкое, постыдное для нашей нации, то, что оскверняя могилы, или памятники, кто-то пытается мстить уже мёртвым. Не разобравшись, не поняв ничего, прийти и нагадить на память, возможно, о герое.
Да по-любому--человек погиб! Молодой совсем, можно сказать на пороге счастья, перед свадьбой, о детях только мечтавший. Страшное горе для близких. И даже если предположить, только предположить, что в чём-то была и его вина, то он своей жизнью и горем родных заплатил за это сполна. Даже переплатил.
....................................................................

+1

4

Лариса, в этой трагедии погиб не только сотрудник, но и около ста пассажиров и весь экипаж. Да, гибель сотрудника - беда, но еще большая беда, что ему не удалось обеспечить безопасности остальных людей. И вообще никуда не годилось бы, если бы из произошедшего не сделали вывоводов. В СССР после этого проишествия отказались от сопровождения рейсов - слишком велик риск.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

5

Я понимаю, что погибли и пассажиры и экипаж, но их могилы никто не пытался осквернить, не так ли? А то, что в сопровождение поставили по сути мальчишку, без опыта, без хорошего обучения, то есть, можно было предположить, что парень, что-то сделает не так,  по молодой горячей крови? И это вина тех, кто его и таких как он ставил на такие задания. Отнеслись формально, и вот результат. А виноват остался парнишка. А вообще, как мне кажется, если оказался в самолёте угонщик, то надо ему подчиниться, пусть самолёт летит куда ему надо. А потом вернётся с живыми-невредимыми пассажирами и экипажем.

0

6

Лариса, при предложениях "отпустить" злоумышленника, я согласен с позицией государства Израиль, заключающейся в том государство не ведет переговоров с террористами. Израильские спецслужбы исходят из того, что раз пойдешь на встречу - и готовься к конвейеру новых атак. Успешный опыт террористической деятельности "воодушевляет" потенциальных захватчиков - и одно "согласие" с захватчиками провоцирует (сдвигает) лавину следующих покушений.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

7

Стражник написал(а):

В СССР после этого проишествия отказались от сопровождения рейсов - слишком велик риск.

Бабок по жалели на спец подготовку сотрудников. А посылать хрен знает кого (даже смелого и очень преданного) - дурь несусветная.

Стражник написал(а):

Лариса, при предложениях "отпустить" злоумышленника, я согласен с позицией государства Израиль,

За одного нарко- полковника сотни боевиков один раз.
Да за проспавшего все и вся солдата еще более тысячи. Правда потом от рук отпущенных гибли люди и часть отпущенцев перевели в опущенцы. Но при этом гибли не расзвездяи.
Сопровождение нужно, но не из толстожопосидов .

14 сентября 1979 года произведена попытка захвата самолета Ил-18, следовавшего по маршруту Анадырь-Магадан-Хабаровск. Угонщиком был военнослужащий внутренних войск, который летел на борту самолета в составе конвоя. Угрожая табельным орудием потребовал развернуть самолет на США. В переговоры с ним пытался вступить старший группы конвоя, но был убит. Нападавший в дальнейшем застрелен своими сослуживцами.

Досмотры же не помогут , пока есть возможность их обходить через разные випы да служебно блатные проходные.

Отредактировано Levad (2013-02-14 16:25:09)

Подпись автора

Dum spiro spero....

0

8

Стражник написал(а):

при предложениях "отпустить" злоумышленника, я согласен с позицией государства Израиль, заключающейся в том государство не ведет переговоров с террористами.

Как оказалось ведет. Либо им наших   "кривозащитников" заслали,ибо  политики очки перед выборами набирали.

Levad написал(а):

За одного нарко- полковника сотни боевиков один раз.
Да за проспавшего все и вся солдата еще более тысячи. Правда потом от рук отпущенных гибли люди и часть отпущенцев перевели в опущенцы. Но при этом гибли не расзвездяи.

Лариса написал(а):

в сопровождение поставили по сути мальчишку, без опыта, без хорошего обучения

А где их взять было с опытом?  Угонов  не было случаи   оказания сопротивления сотрудникам а уж тем более вооруженного в 70-е можно было по пальцам пересчитать.  Что значить без "хорошего обучения"? Стрелять умел САМБО знал а чему его еще учить  должны были?  Обезвреживанию СВУ? Так такая бяка в страшном сне не привиделась бы  тогдашним боссам из МВД. Т.н. АЛЬФа и то лишь в 1979  появилась. В МВД и вовсе своих частей СПН  тогда не было. 

Levad написал(а):

Бабок по жалели на спец подготовку сотрудников. А посылать хрен знает кого (даже смелого и очень преданного) - дурь несусветная.

Levad написал(а):

Сопровождение нужно, но не из толстожопосидов .

Хоть как в меня тапочками кидайте господа ветераны, но   я не понимаю смысл сопровождения рейсов.  Излагаю возражения:
1. Сколько нужно сотрудников с учетом  всех рейсов?   Думаю армия получиться не меньше  нынешнего  МВД, а бюджет знаете не резиновый. Как говаривал герой фильма "Щит и Меч"  - "Вермахт не дойная корова".  Да и  реально  1 сотрудник на борту  при серьезной ситуации это маловато будет значит нужно 2 как минимум  т.е число л/с  будет зашкаливать.

2. Угоны  даже не вчерашний, а позавчерашний день.  Нынче терракт это чаще подрыв в воздухе.  Т.е навыки сопровождающих и их опыт  и спецподготовка не помогут  ибо одно движение пальца на кнопку и  "большой бум".

3.  Терракты  на борту ВС  событие  весьма редкое и в итоге сопровождающие будут   годами кататься  теряя бдительность и в случае чего  окажутся не готовы.

4. Как бы ни был подготовлен сотрудник  стрельба на борту равна самоубийству значит нужны образцы спецоружия  нейтрализующего либо убивающего террористов  но не разрушающего самолет. А значит опять затраты на разработку или закупку.

5.  Современные средства   индивидуальной броне защиты в т.ч. ЖЗЛ весьма тяжелы, неудобны   и тот кто их носил представляет себе что значит париться в такой  "одежке" от 6 до 12 часов и более.  Значит нужна другая экипировка.

6. Если станет известно о "службе сопровождения" то захватчики и угонщики просто будут лучше планировать свои действия с учетом необходимости устранения "маршалов".

Но главное даже не в этом. Суть в том, что о сопровождении заговорили  из-за дебошей на борту. На всю страну "прогремел"  ролик с  спецназофцем ГРУ убивающим  двумя пальцами (даже боюсь думать куда он их засовывает)  http://i039.radikal.ru/0802/32/1ecd890fbd09.gif
Обычно встречая  аналогичных деятелей я просто убедительно обещал им эти   "пальцы смерти" сломать и инциденты утихали.   Для  прекращения дебошей на борту ВС не нужны нит  "маршалы  с крылышками" ни запрет на Дюти Фри.  Буянит не СПИРТНОЕ. Буянит ЧЕЛОВЕК.  Летал как-то каюсь пьяным   с командой  стрелков, но был вежлив и предельно корректен.   
Мое ИМХо нужны такие меры:
1. Внести изменения в законодательство в т.ч. в КОАП и УК  ну типа об ответственности за нарушение  правил поведения и общественного порядка на борту ВС и  объектов повышенной опасности. Самое смешное но  аналогичное предложения  ваш покорный слуга вносил аж в  1995 году будучи старлеем, но тогда на него чихать хотели.
2. Затем  обязательное  видеонаблюдение на борту ВС (относительно не дорогое удовольствие). 
3. Внесение авиационных дебоширов  в "черный список" - нарушил паравила на борту ВС  ходи пешком и езди на электричке.  Гарантирую через  пару-тройку лет  число  идийотов на борту  резко сократиться.

Это против дебоширов. Ну, а против террактов  ОРД,  досмотры и  внутриобъектовый и пропускной режим в аэропортах. Одним из вариантов может стать система электронного контроля доступа по персональным ключ-картам. В этом случае никто не захочет "по блату" проводить кого либо  на борт мимо досмотра зная, что   факт его  прохода зафиксирован электроникой.
Ну каг-то таг.

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

+2

9

Акул, из всех предложений аргумент:

Если станет известно о "службе сопровождения" то захватчики и угонщики просто будут лучше планировать свои действия с учетом необходимости устранения "маршалов".

вызвал сомнение. Это из разряда - "грамотная подготовка розыскников приведет к тому, что в уголовной среде "выживут" наиболее сообразительные, изощренные и дерзкие. Вывод: дабы не повышать уровня головорезов, даешь слабую подготовку сотрудников розыска!   http://www.kolobok.us/smiles/madhouse/wacko2.gif http://www.kolobok.us/smiles/standart/fool.gif

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

10

Стражник написал(а):

вызвал сомнение. Это из разряда - "грамотная подготовка розыскников приведет к тому, что в уголовной среде "выживут" наиболее сообразительные, изощренные и дерзкие. Вывод: дабы не повышать уровня головорезов, даешь слабую подготовку сотрудников розыска!

Это я к тому, что панацеей от захватов т.н. маршалы  стать не смогут и само их наличие на борту преступников планирующих угон или подрыв не отпугнет, а бюджет как уже отмечалось выше не резиновый.

Стражник написал(а):

, даешь слабую подготовку сотрудников розыска!

Дак ведь дают и еще как дают. На моей памяти  грамотно провести   личный досмотр задержанного даже на уровне сдачи зачетов как правило могли  сотрудники  имевшие прежний опыт работы в  строевых подразделениях.  Чистые "розыскники" прямо из  "школ милиции" по данной части  "плавали".

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

0

11

Офисный Акул написал(а):

А где их взять было с опытом?  Угонов  не было случаи   оказания сопротивления сотрудникам а уж тем более вооруженного в 70-е можно было по пальцам пересчитать.

А из опыта других стран? И разве не возможен какой-то расчёт поведения, что ли, извиняюсь, но не знаю как точно выразить. Есть же тактики, аналитики, или как их называют, психологи, наконец, можно же было собрать какую-то команду, чтобы подумали над тем как возможно уберечь  пассажиров и экипаж. А сопровождающие получали бы зарплату от авиакомпаний за счёт подорожания билета. Нет, я не говорю, что сопровождение нужно, я не знаю этого, но если бы пришли к выводу, что нужно, то не за счёт МВД.

0