Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Подарок" с небес. Угон 19 июня 1990 года

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Электронное издание Вслух.ru. ЖУРНАЛ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ 02/10/2003
Подарок с небес
Текст МИХАИЛ СИНЕЛЬНИКОВ

ЕСЛИ ДРУГ УЛЕТАЕТ ВДРУГ

… Мы допили пиво и разошлись, договорившись встретиться через неделю. Но увидел я приятеля гораздо раньше – в вечернем выпуске программы «Время». С фотографии во весь экран на меня смотрело знакомое лицо, с которым закадровый текст абсолютно не сочетался. И тем не менее: «19 июня 1990 года двадцатилетний террорист Олег Козлов, угрожая взорвать Ту-134, следовавший из Риги в Мурманск, потребовал посадить лайнер в Швеции. Самолет приземлился в Финляндии, преступник сдался властям».
Он всегда был несколько не от мира сего: в школе писал стихи а-ля Бродский, на первом курсе Саратовского университета вместо истории КПСС самостоятельно осваивал экзистенциализм, а оказавшись в рядах доблестной Советской армии, вдруг объявил себя пацифистом. Тогда с подобными чудаками не церемонились. Козлову еще повезло: вместо дисбата он получил статью 7 «Б» (грубо говоря, клеймо дурака) и комиссовался. Так военный билет стал волчьим. Олег сунулся было в МГУ, но там даже документы принимать отказались. На более или менее приличную работу с «семеркой» не брали, и Козлов еле-еле устроился дворником. Позже адвокат построит свою речь именно на этих обстоятельствах, различные правозащитники и вовсе объявят жертвой не пятьдесят с лишним заложников, а Олега. О друзьях и говорить нечего, я сам написал пару статей в защиту новоявленного «узника совести». В те младодемократические времена террористов считали сплошь борцами за свободу,  до Буденновска и небоскребов Нью-Йорка было еще очень далеко…
К побегу из-за «железного занавеса» Козлов готовился основательно: ниткой на крупномасштабной карте измерял расстояния, прикидывая,откуда лучше угонять самолет, чтобы хватило горючего до вожделенной заграницы. Мастерил «бомбу» – три крупные стеариновые свечки, обернутые фотобумагой. Со стороны, между прочим, очень похоже на толовые шашки. Всем своим знакомым, брату и матери Олег заранее объявил, что собирается в Ригу за кроссовками.
Рассказывает командир Ту-134 злополучного рейса Рига–Мурманск: «Стюардесса принесла записку, в которой он требовал изменить курс на Швецию, а в случае отказа угрожал взорвать самолет. Посовещавшись, мы решили выполнить это требование. Козлов постоянно смотрел на часы и нам это демонстративно показывал, утверждая, что у него еще двое сообщников. У нас не было никаких координат, иностранных языков никто толком не знал. При резком изменении курса очень велика была вероятность столкновения. Но нам повезло – встретились с самолетом, летевшим из Хельсинки, и он передал нам координаты своего аэродрома. Иначе не знаю, как бы мы выкручивались. Потом я увидел Козлова уже в окружении финских полицейских».
Для скучающих в Финляндии борцов за права человека Козлов оказался подарком небес. Мгновенно были организованы десятки публикаций о «жертве железного занавеса», за интервью Олегу (он прилетел в Хельсинки с тремя рублями) платили валютой, экзальтированные дамочки предлагали ему руку и сердце. И никто из всей этой публики ни разу не вспомнил и не посочувствовал бывшим заложникам, среди которых были женщины и малолетние дети. Хотя в знаменитой Гаагской конвенции, на которую любят ссылаться блюстители различных прав и свобод, ясно говорится о борьбе с незаконным захватом воздушных судов и наказании для угонщиков. Горячий финский адвокат Марку Фредман категорически заявил: «Олега мы им (то есть в СССР.– Авт.) не отдадим». Но пример Козлова оказался заразительным, и по Союзу пронеслась целая волна подобных угонов. Чтобы остановить воздушную вакханалию, МИД СССР категорически потребовал от Финляндии соблюдения международных законов. В воздухе запахло экстрадицией, и Козлов решился на еще один отчаянный поступок: столовым ножом легко ранил надзирателя и забаррикадировался в камере, откуда спецназ долго выковыривал его уговорами, светошумовыми гранатами и газом. Но вместо ожидаемой встречи с финским правосудием Олег оказался в КГБ.
Судили его в Риге. На процессе судья не удержался от вопроса: «Как же ваши пацифистские взгляды совмещаются с угрозой взорвать самолет?» В ответ жалкий лепет: «Я не собирался никого взрывать и вообще не задумывался над этим». Что ж, времени подумать Олегу выделили вполне достаточно – 5 лет строгого режима. Но всего через год Советский Союз приказал долго жить, и ради такого праздника свободная Латвия объявила широкую амнистию. Козлов оказался на свободе и сразу засобирался в Финляндию, теперь уже легально. Мы, его друзья, шутили, мол, «сбылась мечта идиота», и провожали Олега навсегда. Месяца через три он …вернулся, пояснив: «Там скучно». Из поездки привез кучу денег (привет от правозащитных организаций), которых хватило, чтобы открыть свою фирму. Впрочем, заработанных угоном денег хватило ненадолго. Неожиданно Козлов сделал для себя неприятное открытие: тот капиталистический рай, о котором он грезил, при ближайшем рассмотрении оказался не таким уж привлекательным. А пахать по 16 часов в сутки Олег категорически не хотел. В результате – банкротство... Самое печальное, что обвинить в своих неудачах теперь было некого. Поиски истины на дне бутылки успехом не увенчались, лишь добавили проблем. А из всех воспоминаний остались только тюремные. Так он и живет, перебиваясь случайными заработками да рассказывая о своей одиссее собутыльникам в забегаловке. Такова судьба самого счастливого угонщика.

ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА

Первая попытка угона самолета зафиксирована в Новосибирске летом 1954 года, причем захватить Ил-12 возжелал не террорист со стороны, а бортмеханик Владимир Поляков. Угонщику быстро «обломали крылья», но начало было положено. Спустя всего несколько лет специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид преступления. До этого момента считалось, что пиратство в воздухе – досадное исключение, недостойное внимания советских граждан. Отец и сын Бразинскасы, семья Овечкиных – вот, пожалуй, самые знаменитые террористы советской эпохи, о которых нам тогда разрешили узнать. Хотя в СССР были и куда более масштабные трагедии. К примеру, 17 мая 1973 года Ту-104, следовавший по маршруту Москва–Челябинск–Новосибирск–Иркутск–Чита, развернулся в сторону Китая. На высоте 6,5 километра сопровождавший самолет милиционер выстрелил в спину угонщика Рзаева, но тот успел привести в действие взрывное устройство. Самолет разрушился в воздухе, погибли все – 81(!) человек. А за год до того, как 20-летняя стюардесса Надя Курченко шагнула под обрез Бразинскасов, при аналогичных обстоятельствах погиб бортмеханик Ил-14 рейса Ленинград–Таллин, вступивший в борьбу с угонщиками.
Кстати, удачной судьбу знаменитых Бразинскасов тоже не назовешь, хотя вроде бы они добились своего. Турция тогда отказалась выдать отморозков, несмотря на убийство Нади Курченко и тяжелые ранения трех членов экипажа. Случай для мусульманской страны довольно нетипичный. В Пакистане, например, за захват самолета преступников тоже выдают не всегда, зато приговаривают к смертной казни. А верховный муфтий Саудовской Аравии Азиз аш-Шейх вообще считает, что подобных типов «следует обезглавливать и выставлять их головы напоказ». Между прочим, в полном соответствии с шариатом, жестко карающим любые действия, «за претные для мусульман». Но в 1970 году вместо шариата сработали законы холодной войны. Нет, угонщиков турецкие власти, конечно, слегка наказали, отцу дали 8 лет, сыну – 2, но потом амнистировали. Гостеприимная Америка распахнула «героям» свои объятия, где спустя 30 лет благодарный отпрыск Бразинскаса забил своего папашу до смерти. Якобы тот слишком нудно ворчал…

Как ни странно, воздушные террористы почему-то частенько предпочитали орудовать целыми семьями, смертельно рискуя не только собой, но и жизнями самых близких людей. В 1988 году семья Овечкиных из 11 человек (среди которых были дети от 9 до 17 лет, участники джаз-группы «Семь Симеонов») попыталась захватить пассажирский самолет Ту-154. Вот что вспоминают очевидцы той трагедии.
Е.Коновалов, пассажир: «Когда бандиты увидели военных, один попытался ворваться в кабину пилотов. Он кричал: "Открывай, иначе кого-нибудь застрелю! Взлетай, иначе взорвем самолет!" Другой бегал с оружием по салону и истерически выкрикивал пассажирам: "Не смотрите на меня – иначе всех перестреляю!" В этот момент откуда-то повалил дым. Кто-то высадил выходной люк, и все мы бросились наружу...»
Рассказывает майор милиции И.Власов: «Я находился под самолетом, который время от времени маневрировал двигателями. Переговоры с бандитами заняли около двух часов. Преступники были вооружены обрезами шестнадцатого калибра. И когда прозвучали первые выстрелы, группе захвата поступил приказ:"Обезвредить террористов!" В какой-то момент раздался хлопок. Это был взрыв. С левой стороны позади крыла образовалась дыра, откуда повалил едкий желтый дым. В самолете вспыхнул пожар. И в тот же момент из разбитых иллюминаторов, из люков и дверей с обеих сторон самолета на землю стали прыгать люди... Погибли три пассажира и бортпроводница Тамара Жаркая; 19 человек получили ранения различной степени тяжести». Овечкины тоже заплатили немалую цену – пятеро убитых, двое осужденных. Детей советские власти не тронули…
Казалось бы, с падением «железного занавеса» захваты пассажирских лайнеров должны сойти на нет, границы открыты – катись куда хочешь. Но …10 декабря 1997 года 60-летний террорист Геннадий Тодиков захватил Ил-62, следовавший рейсом Магадан–Москва, и собрался лететь в Швейцарию. После посадки в Москве Тодиков был обезврежен и по приговору суда отправлен на принудительное психиатрическое лечение.

Продолжение следует?..
Электронное издание Вслух.ru, свидетельство о регистрации Эл No.ФС77-31686 от 15.04.2008 ФСНСМК РФ

http://www.vslux.ru/node/5944

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

2

Интересное приложение к статье:
Билет в один конец
1. Кто обычно совершает угон самолета?
Специалисты по антитеррору обычно выделяют три основных типа преступников, идущих на угон самолета: самоубийца, психически больной человек и террорист, решившийся на преступление из чувства мести.

2. Удавалось ли избежать наказания угонщикам российских самолетов?
За последние десять лет – ни разу. Все они были осуждены или убиты при штурме силами спецназа. К примеру, террорист, угнавший 7 июня 1990 года Ту-154, совершавший рейс Грозный–Москва, был застрелен после приземления лайнера в Турции. 21 января 1991 года Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Ташкент–Грозный–Одесса, по требованию террориста взял курс на Стамбул. Самолет приземлился в Болгарии ,где преступник сдался властям и позже был осужден на длительный срок. Преступник, угнавший 10 декабря 1997 года Ил-62, выполнявший рейс Магадан–Москва, был обезврежен в «Шереметьево».

3. Какое наказание грозит в России за угон самолета и захват заложников?

Статья 205 Уголовного кодекса РФ предусматривает за теракт, совершенный группой лиц, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Если действия террористов повлекли за собой убийство или иные тяжкие последствия, им грозит лишение свободы на срок от 10 до 20 лет. Захват заложников группой лиц карается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет (ст.206). При гибели людей преступникам грозит лишение свободы на срок от 8 до 20 лет. Но если захвативший заложника освободил его добровольно или по требованию властей, не причинив ему вреда, он освобождается от ответственности по этой статье УК. Угон самолета (ст.211), совершенный группой лиц, карается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет.
«Грани.Ру»

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

3

Особо отмечу объективную характеристику автором отношения общественности к террору:

В те младодемократические времена террористов считали сплошь борцами за свободу,  до Буденновска и небоскребов Нью-Йорка было еще очень далеко

А так же реакцию западной общественности на акт террора

Для скучающих в Финляндии борцов за права человека Козлов оказался подарком небес. Мгновенно были организованы десятки публикаций о «жертве железного занавеса», за интервью Олегу (он прилетел в Хельсинки с тремя рублями) платили валютой, экзальтированные дамочки предлагали ему руку и сердце. И никто из всей этой публики ни разу не вспомнил и не посочувствовал бывшим заложникам, среди которых были женщины и малолетние дети

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0



создать форум