Российские архивы о реакции на покушение на Александра II
"… Все слои общества раздражены"
Документы Госархива Ульяновской области о реакции симбирского общества на известие о покушении на Александра II 4 апреля 1866 г.
Опубликовано в журнале "Отечественные архивы" № 3 (2006 г.)
Состояние общественного мнения различных слоев населения Российской империи в период буржуазных реформ 1860-1870-х гг. остается предметом исследования отечественных историков, но касаются они в основном центральных губерний России. Отсутствие "внимания к изучению общественных настроений в провинции" отмечают и сами ученые, сознавая, что "по столичной общественной элите об общественной жизни во всей России в целом судить нельзя" [1].
Источниковой базой научных разысканий являются фонды органов политической полиции Российской империи, отложившиеся не только в федеральных, но и в региональных государственных архивах. Так, документы фонда Симбирского губернского жандармского управления отражают отношение различных сословий губернии (от крестьянства до дворянства) к покушению Д.В. Каракозова[2] на жизнь императора Александра II[3] 4 апреля 1866 г. [4] Этому и посвящена эта публикация.
Преобразования Александра II, получившие название "Великих реформ", привели к либерализации общественной жизни. Вместе с тем они сопровождались усилением революционного движения, возникновением терроризма. На жизнь самого императора было совершено несколько покушений, первое - в 1866 г. участником подпольного кружка Д.В. Каракозовым. Все эти акты террора будоражили население. Контроль за его настроением, "духом и толками в народе" [5] являлся одной из основных задач Корпуса жандармов - исполнительного органа политической полиции. Наблюдательные функции на местах возлагались на жандармских штаб-офицеров - "глаза и уши" Третьего отделения в провинции.
В соответствии с именным указом "Об учреждении пяти округов жандармского корпуса" от 28 апреля 1827 г. Симбирская губерния вошла в управление 5-го округа, окружным центром которого был крупный губернский город - Казань[6]. На территории губернии дислоцировалось 2-е отделение 5-го округа в составе начальника - штаб-офицера, обер-офицера и двух писарей. Руководство округа сначала находилось в г. Симбирске и только после 23 декабря 1831 г. было переведено в г. Казань[7].
По новому Положению о Корпусе жандармов от 1 июля 1836 г. упразднялись губернские отделения и образовывались управления штаб-офицера Корпуса жандармов. В 1866 г. Симбирское управление штаб-офицера, возглавлявшееся подполковником П.М. фон Брадке[8], входило в 7-й жандармский округ во главе с генерал-майором И.Л. Слезкиным[9]. Последний 18 января 1866 г. направил своему подчиненному циркуляр о необходимости своевременного представления донесений, отражающих "более подробные сведения как об администрации и ходе дел по всем отраслям управления и нововведениям в губернии, так равно и о настроении умов в высшем общем и простом классе народа" [10]. Центральный аппарат тайной полиции хотел иметь от своих подчиненных с мест как можно более подробную информацию об отношении населения к проводимым верховной властью реформам.
Предлагаемые вниманию читателей документы раскрывают методы организации контроля за общественным мнением на местах, показывают отношение разных сословий Симбирской губернии к личности злоумышленника до и после получения информации о нем. Нельзя не отметить, что особую тревогу и страх симбирского дворянства (по сравнению с большинством других губерний) обусловило соседство с Саратовской губернией: фамилия мелкопоместных саратовских дворян Каракозовых была известна многим из них. Кроме того, "преступник" оказался не поляком, на что надеялись как власти, так и население; он принадлежал к сословию, служившему опорой трона.
Вступительная статья, подготовка документов к публикации и комментарии Г.В. РОМАНОВОЙ.
[1] Мухина Е.Н. "Человек толпы" (Портрет губернского жандармского штаб-офицера эпохи Николая I) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. М., 2000. № 4. С. 59.
[2]Каракозов Дмитрий Васильевич (1840-1866) - участник революционного движения, член тайного кружка ишутинцев. Стрелял в Александра II, но промахнулся. 31 августа 1866 г. приговорен Верховным уголовным судом к смертной казни, повешен в Петербурге на Смоленском поле.
[3]Александр II (1818-1881) - российский император с 1855 по 1881 г. Его царствование ознаменовано крестьянской, университетской, земской, судебной, городской и военной реформами. Смертельно ранен народовольцем И.И. Гриневицким 1 марта 1881 г.
[4]См.: Филиппов Р.В. Революционная народническая организация Н.А. Ишутина - И.А. Худякова. Петрозаводск, 1964; Виленская Э.С. Революционное подполье в России (1860-е годы) М., 1965; Зильберман Е.Г., Холявин В.К. Выстрел: Очерки жизни и революционной борьбы Дмитрия Каракозова. Казань, 1968; Троицкий Н.А. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882. М., 1978; Щеголев П.Е. Алексеевский равелин: Книга о падении и величии человека. М., 1989; Ерошкин Н.П. Выстрел у Летнего сада // Вопросы истории. 1993. № 7. С.170-173; Щербакова Е.И. Разночинная интеллигенция 60-х годов XIX в. как потенциальный противник органов политического сыска // Исторические чтения на Лубянке. 1998 год. Российские спецслужбы на переломе эпох: конец XIX в. - 1922 г. М.; Великий Новгород, 1999; Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. М., 2002; Линдер И.Б., Чуркин С.А. История специальных служб России X-XX веков. М., 2004.
[5]См.: Деревнина Т.Г. III отделение и его место в системе государственного строя абсолютной монархии в России (1826-1855): Автореф. … канд. ист. наук. М., 1973. С. 8-12, 18; Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (Первая половина XIX в.). М., 1981. С. 164-167; Оржеховский И.В. Самодержавие против революционной России (1826-1880 гг.). М., 1982. С. 27; 58-63; Лурье Ф. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992. С. 57; Рууд Ч., Степанов С. Фонтанка, 16: Полицейский сыск при царях. М., 1993. С. 51; Абакумов О.Ю. III Отделение в период общественного подъема конца 50-х - начала 60-х гг. XIX в.: Дис. Саратов, 1994. С. 39-40, 62; Линдер И.Б., Чуркин С.А. Указ. соч.; Чукарев А.Г. Тайная полиция в России: 1825-1855 гг. М., 2005.
[6]Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. II. № 1062. С. 396, 397.
[7]Романов В.В. Местные подразделения Корпуса жандармов Российской империи в 1827 - начале 30-х гг. XIX в. // Политика. Власть. Право: Межвузовский сб. науч. ст. СПб., 2001. Вып. V. С. 73-84.
[8]Фон Брадке Петр Михайлович (?-1904) - генерал-майор, с 1865 г. штаб-офицер Симбирского управления, в 1867-1901 гг. начальник Симбирского губернского жандармского правления.
[9]Романов В.В. Развитие системы местных подразделений политической полиции Российской империи в 60-70-е годы XIX века (на примере поволжских губерний) // Прошлое и настоящее России: Межвузовский сб. науч. трудов. Саратов, 2000. С. 63-68.
[10 ]ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Л. 1-1 об.
Прилагаемые документы здесь:
http://www.rusarchives.ru/publication/romanova.shtml
http://www.rusarchives.ru/publication/romanova.shtml
№ 1-2. Донесения П.М. фон Брадке шефу жандармов генерал-адъютанту князю В.А. Долгорукову[1]
№ 1 >7 апреля 1866 г.
№ 85 Пятого числа сего месяца в г. Симбирске получена телеграмма, известившая о преступном покушении 4 апреля на драгоценную для России жизнь обожаемого Царя, и что провидению угодно было для блага России сохранить нашего Августейшего Монарха. Вследствие сего симбирское дворянство чрез своего губернского предводителя Ермолова[2] обратилось к г[осподину] министру внутренних дел[3] с просьбою дозволить отправить в С[анкт]-Петербург особую депутацию для выражения безграничной преданности к особе его величества. В то же время жители г. Симбирска просили губернатора[4] засвидетельствовать как о полном их негодовании против преступника, так и о чувствах благодарности к промыслу, сохранившему для России ее благодетеля. По этому поводу от начальника губернии и предводителя дворянства посланы к г[осподину] министру внутренних дел телеграммы.
По случаю спасения государя императора от злодейского покушения преосвященный Евгений[5], епископ Симбирский, совершал в кафедральном соборе благодарственное Господу Богу молебствие сего 7 апреля в 10 часов утра при громадном стечении лиц из всех сословий, так равно и 8-го числа согласно распоряжения командующего Казанским военным округом на одной из площадей г. Симбирска при собрании всех частей войск, расположенных в этом городе, будет совершено благодарственное молебствие.
О чем имею честь довести до сведения вашего сиятельства.
Подписал: подполковник фон Брадке
Комментарий Сержанта:
Правильно. А что ещё он мог написать.....? Но мне лично Александра II - го жаль. Он сделал то, на что не решилась даже глубоко мной почитаемая и уважаемая Её Величество Императрица Екатерина II Великая - освободил крестьян. Правда, и Аляску продал, да и остальную русскую Америку. Хотя освобождение крестьян было чисто юридическим, реально же юридическое рабство перешло в экономическое.
№ 2
16 апреля 1866 г.
Секретно
№ 94 В дополнение к донесению моему от 7 апреля за № 85*, имею честь довести до сведения вашего сиятельства, что по получении по телеграфу известия о покушении на жизнь государя императора жители Симбирска с большим нетерпением ждали подробностей этого небывалого случая в России, толкуя, что лицо, покушавшееся на цареубийство, не может быть русским. 13 апреля получены были газеты из Петербурга и Москвы, которые читались с жадностью; хотя газеты и сообщили некоторые подробности, но о звании и имени преступника ничего не было сказано. 14 апреля министр внутренних дел дал знать по телеграфу симбирскому губернатору, что фамилия преступника - Каракозов, Сердобского уезда. Вследствие этой телеграммы губернатор тотчас сделал распоряжение о напечатании объявлений, которые и были прибиты на столбах и разосланы жителям.
Это известие страшно встревожило дворян, и они упали духом, узнав фамилию Каракозова: фамилия эта многим известна как помещика Саратовской губернии, что еще более побуждает дворянство бояться как немилости государя, что русский дворянин покусился на жизнь императора, а также дворянство страшится мстительности крестьян, которые с любопытством сами читают газеты или просят грамотных читать им все, что относится к покушению на жизнь государя, вообще все слои общества раздражены.
Дворянство на днях собрало до 300 руб[лей] сер[ебром] на кубок, назначенный ими в знак признательности спасшему жизнь монарха дворянину Ивану Силовичу Комиссарову[6].
Подписал: подполковник фон Брадке
http://www.rusarchives.ru/publication/romanova.shtml
Во как! Дворяне боятся мести крестьян. Знаковое событие. Да и спас царя крестьянин, за что получил потомственное дворянство. Почему же спустя 51 год всё изменится с точностью до наоборот.....?
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/