Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Противостояние террору на воздушном транспорте » Захват заложников 23 декабря 1993 года Ростов на Дону


Захват заложников 23 декабря 1993 года Ростов на Дону

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Одним из громких дел "лихих девяностых"  связанных с  воздушным терроризмом стал захват  вооруженной бандой рецидивиста Алмамедова группы школьников совершенный в декабре 1993 года  в Ростовской области.

Событие широко освещалось  прессе
http://gazeta.aif.ru/_/online/don/756/05

А также стало основой для выработки новой тактики действий ОВД по противостоянию террору на воздушном транспорте. Пример  банды Алмамедова  подробно рассматривается  в ряде учебных пособий

http://libes.ru/11709.read?page=11

http://lib.rtg.su/criminal/42/14.html

Ниже приведены выдержи из  статьи в  методическом сборнике (текст сокращен в  3 раза  в связи с исключением сведений касающихся тактики организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий)

Захват МИ-8

Наиболее опасными криминальными действиями на воздушном транспорте являются захваты летательных аппаратов, как правило, вместе с пассажирами и экипажем. В большинстве случаев они совершаются организованными, хорошо подготовленными вооруженными группами, действующими решительно, по тщательно разработанным планам. При этом фанатически настроенные лица не останавливаются перед совершением таких преступлений, как убийство заложников и взрыв самолета в воздухе с пассажирами на борту.
Как показывает практика, лица, вынашивающие замысел совершить захват (угон) воздушного судна, предварительно объединяются в группу, заранее разрабатывают план с детальным графиком расчетов предполетной подготовки и движения самолетов, распределяют между собой роли, приобретают оружие и тренируются в стрельбе из него, изготавливают взрывные устройства и испытывают их, изучают возможности скрытого проноса на борт воздушного судна оружия, взрывных устройств, вступают в контакты с работниками гражданской авиации в целях избежания досмотра, нередко репетируют свои действия.
       Так анализ материалов по освобождению заложников,  захваченных в г. Ростове-на-Дону 23 декабря 1993 года, показывает, что организатор банды, трижды судимый и признанный особо опасным рецидивистом Алмамедов М.А., готовясь к осуществлению своего преступного намерения, тщательно проанализировал всю информацию, опубликованную в печати, передаваемую по каналам телевидения, об угонах самолетов и действиях правоохранительных органов. Он пришел к выводу, что оптимальное количество непосредственных исполнителей должно быть не более четырех человек, а самым подходящим воздушным судном является вертолет МИ-8. Выбор такого летательного аппарата был обусловлен его возможностью приземлиться в любой труднодоступной местности и сложностью осуществления его скрытого штурма. Обращает на себя внимание, что Алмамедов М.А. требовал от членов преступной группы исключительной дисциплинированности и беспрекословного выполнения всех его указаний, воздержанности в употреблении спиртных напитков, недопустимости каких-либо противоправных действий, в результате которых они могли попасть в поле зрения милиции.
         В целях соблюдения конспирации была разработана система обращения друг к другу во время захвата. Каждый участник имел свой номер - 1, 2, 3. Главарь взял кличку "Казак". Все исполнители должны были быть в масках, перчатках и действовать так, чтобы не оставлять никаких следов. Даже окурки сигарет он приказал складывать в карманы.
         Перед проведением акции Алмамедов М.А. провел с участниками группы занятия по обращению с автоматическим оружием (они выезжали в окрестности г.Георгиевска Ставропольского края, где вдали от населенных пунктов, используя углубления оросительных каналов, провели тренировочные стрельбы).
         В отдельных группах осуществлялось обучение соучастников и разрабатывалась линия поведения на случай провала и ареста. В этих целях просматривались видеофильмы западного производства, рассказывающие о борьбе полиции с угонами летательных аппаратов и освобождением захваченных заложников, изучалась криминалистическая и юридическая литература.
         Насколько жесткими были условия организации одной из групп, захвативших самолет, свидетельствует тот факт, что ее члены договорились о том, что если в процессе преступной операции или после нее кто-то из них будет тяжело ранен или травмирован, то он должен быть убит.
         Соблюдая конспирацию, организаторы стремятся обеспечить стабильность состава преступных групп, подбирают новых членов, как правило, после тщательной проверки и на основе личного поручительства матерых преступников, рецидивистов.
       Зарегистрированы случаи, когда лица, совершившие угон летательного аппарата, фактически находились на нелегальном положении - проживали без документов или по фиктивным документам. Более того, лица, входившие в преступные группировки, как правило, ранее привлекались к уголовной ответственности, имели склонность к пьянству, наркомании, хулиганству, разврату.
      Не редко преступники осуществляют захват воздушного судна в выходные и праздничные дни, рассчитывая на беспечность и халатность должностных лиц, притупление бдительности при проведении режимных мероприятий.
Исследования показывают, что для реализации замысла по захвату воздушного судна преступники зачастую используют следующие способы:
- используют связи, знакомства среди работников гражданской авиации для проникновения на борт воздушного судна, минуя специальный контроль в целях избежания досмотра;
- проникают на летное поле, используя наиболее уязвимые точки аэропорта (отсутствие охраны, ограды);
- пытаются затеряться среди пассажиров при посадке на самолет;
используют транспортные средства авиапредприятий, чтобы приблизиться к воздушному судну, являющемуся объектом захвата;
- скрытно проносят на борт воздушного судна оружие, взрывные устройства;
- захватывают в качестве заложников пассажиров и членов экипажа на борту самолета, а также работников аэропорта, побуждая их к действиям, облегчающим совершение преступления;
- удерживают заложников с целью получения выкупа за их освобождение и предоставления самолета для вылета за пределы государства;
- используют муляжи оружия, гранат, взрывных устройств для запугивания окружающих.
Захватив летательный аппарат, преступники реализуют свой замысел по его угону обычно следующими способами:
- занимают определенные помещения, объекты, пилотскую кабину и наиболее удобные места в салоне для принуждения экипажа к полету по указанному ими маршруту и ведения наблюдения за действиями правоохранительных органов;
- устно, письменно или с помощью средств радиосвязи сообщают о своих требованиях;
- определяют посредника для ведения переговоров;
- в ходе переговоров часто устанавливают твердые сроки для выполнения предъявленных требований.
Следует особо подчеркнуть, что, как правило, руководят преступными группами главари, которые отличаются хитростью, изворотливостью, имеют большой криминальный опыт, осведомлены о формах и методах оперативно-розыскной деятельности, обладают развитыми способностями к ролевой игре и перевоплощению, разбираются в психологии людей и умеют использовать человеческие слабости и пороки для вовлечения нужных им лиц в преступную деятельность, владеют приемами и способами маскировки истинных намерений и действий, сокрытия следов преступления, активного противоборства.

Весьма серьезной проблемой остается профилактическое обеспечение борьбы с захватами заложников. События в г.Ростове-на-Дону показали, что данному направлению работы органы внутренних дел не уделяют достаточного внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что Алмамедов М.А., будучи признанным особо опасным рецидивистом, длительное время (с 1988 по 1993гг.) находился вне поля зрения правоохранительных органов.
Так, несмотря на то, что Алмамедов М.А. на протяжении полугода на территории различных регионов РОССИИ И других государств активно готовился к совершению особо опасного преступления (подбирал соучастников, в том числе из ранее судимых, заменял их как не заслуживающих доверия, искал источники финансирования и приобретения оружия, проживал в гостиницах, передвигался на автомашинах, проводил специальные тренировки и т.д.), он не попал в поле зрения ни службы участковых инспекторов милиции, ни оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.
Для преступника оказались "прозрачными" как государственные границы, так и посты ГАИ, контрольные пункты милиции. Вооруженная банда, направляясь в Ростов-на-Дону для совершения преступления на двух автомашинах, имела с собой три автомата с комплектом боеприпасов (три магазина, снаряженных по 30 патронов каждый) и пистолет "ТТ" с магазином. Отсутствие соответствующей информации не позволило органам внутренних дел принять необходимые превентивные меры: ни на одном из многочисленных постов ГАИ бандиты не были подвергнуты надлежащей проверке, а автомашины - досмотру.

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

+2

2

Я помню эту историю, и фамилия командира запомнилась, такая, необычная. Но всё прочитала с интересом,  многое уже подзабылось со временем, например об ошибке спившегося штурмана.
А был ли такой захват самолёта, где никаких требований не выдвигалось? Шахидом, например?

0

3

Это был первый в России захват детей в заложники

Видимо, авторы имеют ввиду Россию, как РФ.
В РСФСР детей захватывали, как минимум, дважды.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

4

Из статьи не понятно, про захваченных детей - их доставили на военный вертолет? Всем классом?
Что имеет ввиду журналист под требованиям предоставить террористам коридор в "нейтральную" страну? Нейтральную по отношению к кому?
В статье утверждается, что некто ракрыл факт о том, что вертолет собирались сбить истребителем. Странно - в демократической России, идут выборы в новые органы власти, голосование по конституции ... И в такой ситуации власти готовы сбить вертолет с захваченными детишками?
Насколько знаю, в СССР только однажды сбили угоняемый самолет,только убедившись, что на борту никого, кроме пилота-угонщика нет. А тут - помню торжества по поводу "победы демократии". И на тебе - собирались заложников взорвать?
И как истребитель мог сопровождать вертолет? В СССР - когда сбивали угоняемый АН-2 - едва накрыли его, из за разницы скоростей и малой высоты полета "кукурузника". А вертолет "вести" на советском истребителе модели не 60-х, а конца 80-х?!

И еще соображение вот по этому эпизоду:

Весьма серьезной проблемой остается профилактическое обеспечение борьбы с захватами заложников. События в г. Ростове-на-Дону показали, что данному направлению работы органы внутренних дел не уделяют достаточного внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что Алмамедов М.А., будучи признанным особо опасным рецидивистом, длительное время (с 1988 по 1993гг.) находился вне поля зрения правоохранительных органов.
Так, несмотря на то, что Алмамедов М.А. на протяжении полугода на территории различных регионов РОССИИ И других государств активно готовился к совершению особо опасного преступления (подбирал соучастников, в том числе из ранее судимых, заменял их как не заслуживающих доверия, искал источники финансирования и приобретения оружия, проживал в гостиницах, передвигался на автомашинах, проводил специальные тренировки и т.д.), он не попал в поле зрения ни службы участковых инспекторов милиции, ни оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.

Намедни слушал интервью известного психолога-криминалиста М. Виноградова о ситуации в полиции, криминогенных проблемах. Так он буквально сказал: "Развал правоохранительных органов при В. Бакатине и М. Горбачеве" Это как раз конец 80-х. Логично - министр Бакатин реализует установки Горбачева, уголовники-террористы перестают прятаться. Потому что МВД СССР лишено способности их контролировать.

Отредактировано Досмотровый (2013-05-02 14:38:21)

0


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Противостояние террору на воздушном транспорте » Захват заложников 23 декабря 1993 года Ростов на Дону