Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Легендарные ЗнаТоКи » Следствие ведут ЗнаТоКи - общее


Следствие ведут ЗнаТоКи - общее

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

«Следствие ведут ЗнаТоКи» — цикл советских детективных телефильмов, один из самых популярных советских сериалов. Главные герои сериала — три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит (в последних двух сериях 2002—2003 гг. — Китаева), и название тройки «ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев. Основная часть серии состоит из 22 фильмов («дел»), выходивших с 1971 по 1989 год, а фильмы № 23 и № 24, вышедшие в 2002 и 2003 годах соответственно, известны также под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи. Десять лет спустя».
Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности. Сериал пользовался большой популярностью у телезрителей Советского Союза, достигнув пика популярности в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов. Актёры, игравшие ЗнаTоKов, хотя и были до того известны кинозрителю, именно благодаря сериалу приобрели всесоюзную славу.
Содержание
1 Общая информация
2 История создания сериала
2.1 Замысел
2.2 Дела № 1 — № 6
2.3 Дела № 7 — № 9
2.4 Дела № 10 — № 17
2.5 Дела № 18 — № 22
2.6 Дела № 23 — № 24
3 Герои
3.1 Знаменский
3.2 Томин
3.3 Кибрит
3.4 Начальник следственного управления
3.5 Другие сотрудники милиции
3.6 Ковальский
4 Структура сюжета
5 В кино и наяву
5.1 Цензура
5.2 Влияние сериала на реальную жизнь
5.3 Актёры и герои
6 Сюжетные приёмы
7 Фильмы цикла
8 См. также
9 Примечания
10 Ссылки

Общая информация
«ЗнаТоКи» с 1971 по 2003 год на экране расследовали разнообразные уголовные дела: от убийств и фальшивомонетничества, до хищений на плодоовощной базе и подпольной торговли произведениями искусства, а во втором фильме («Ваше подлинное имя») они даже изобличают иностранного шпиона. Для Знатоков характерна кабинетная, несколько рутинная следственная работа. В сериале всего одна погоня и очень мало стрельбы и драк — главный упор сделан на психологические тонкости, на столкновение и взаимодействие характеров. В сериале нет натуралистических подробностей кровавых и жестоких преступлений, зато детально проработаны характеры преступников. В связи с этим, как отмечал журнал «Советский экран», иногда актёры, играющие роли преступников, затмевали собой главных героев сериала. Среди актёров, сыгравших в «ЗнаТоКах» различных злодеев и заблудших душ, народные артисты СССР Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Георгий Менглет, Леонид Марков, Владимир Самойлов, Борис Тенин, а также народные артисты РСФСР и народные артисты РФ Николай Караченцов, Леонид Куравлёв, Наталья Гундарева, Александр Михайлов, Борис Иванов, Пётр Щербаков, Никита Подгорный, Валерий Носик, Евгений Лазарев, Александр Белявский, Юрий Катин-Ярцев, Всеволод Шиловский, Евгений Герасимов, Лидия Федосеева-Шукшина и другие.
Сериал показывает не реального, а идеального советского милиционера. Фильмы создают образы работников милиции, к которым настоящие сотрудники МВД должны стремиться, что, возможно, и явилось причиной любви телезрителей к сериалу. ЗнаТоКи раскрывают все преступления, и никому не удаётся уйти от возмездия советского правосудия, за исключением главаря преступной группировки из дела № 22 «Мафия». Телезритель убеждается в неотвратимости наказаний за правонарушения, пусть даже и скрытые на некоторое время, и особое внимание придаётся сценам искреннего раскаяния преступников. Из общего материала фильмов можно сделать вывод, что не бывает законченных, неисправимых негодяев, а бывает неквалифицированная работа органов охраны правопорядка, которые иногда не способны вовремя пресечь готовящееся или развивающееся правонарушение и вывести оступившегося человека на путь раскаяния и последующего исправления.
Песня Марка Минкова на слова Анатолия Горохова «Незримый бой» (Если кто-то кое-где у нас порой…), которая звучит с первого по семнадцатый фильм, а также в последних двух фильмах, стала неофициальным гимном советской, а впоследствии российской милиции и полиции.

История создания сериала
Замысел
Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» был создан по инициативе Министерства Внутренних Дел СССР. Министр внутренних дел того времени, Николай Щёлоков, проводил глубокие реформы советской милиции, которые ставили своей целью повышение престижа милиции среди населения, падение уровня преступности, предупреждение преступлений и повышение интеллектуального уровня советского милиционера. Например, по инициативе Щёлокова было создано более 15 высших учебных заведений для работников милиции. Таким образом, создание телевизионных программ, повышающих престиж советской милиции и направленных на предупреждение преступлений, было приоритетным направлением. Характерным эпизодом этого периода является встреча Щёлокова с Владимиром Высоцким, где министр лично попросил актёра надеть милицейскую форму в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального Телевидения Эмилии Андреевне Каширниковой, которая после детального анализа современной советской детективной литературы остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых. Так, в 1969 году по рассказу Лавровых режиссёром Евгением Ануфриевым был снят телеспектакль «Солдаты в синих шинелях», который имел зрительский успех, и авторский тандем получил заказ на разработку цикла с общими актёрами[10]. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссёры сделали пять отдельных телеспектаклей. Так, повесть «Черный маклер» была разбита на первую серию, собственно «Черный маклер» и третью серию «С поличным», повесть «Расскажи, расскажи, бродяга» стала второй серией «Ваше подлинное имя», повесть «Естественная убыль» превратилась в четвертую серию «Повинную голову…», а повесть «Волшебные узоры» в пятую — «Динозавр».
Редакция телевидения и Министерство внутренних дел одобрили сценарии. Успеху Лавровых способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, Александр Лавров много лет проработал следователем в следственном управлении МВД и хорошо знал работу милиции изнутри, а также был в курсе реформаторских инициатив, спускаемых сверху. Во-вторых, Лавровы много лет интересовались практикой предупреждения преступлений и в шестидесятые годы опубликовали несколько публицистических произведений на эту тему, включая книги «Чтобы не совершилось преступление», «Товарищ ребёнок», «Воспитание чувств» и «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг». Поэтому неслучайно, что образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя, искренне переживающего о том, чтобы преступление больше не повторилось, так удачно сочетался с идеологией реформирования милиции и с задачей, поставленной Щёлоковым — очеловечить образ милиционера. Эмилия Каширникова, много лет проработавшая вместе с Лавровыми на телевидении, отмечала:
Лавровы хорошо владели материалом — часто в основе того или иного спектакля лежали подлинные уголовные дела, у них было потрясающее предвидение, в их работах всегда поднимались проблемы, в решении которых были заинтересованы органы внутренних дел: принятие новых решений, постановлений. Они чувствовали «горящую» тему и разрабатывали очередной сценарий с учетом её.
Александр и Ольга Лавровы были хорошо известны своими статьями, книгами, сценариями документальных кинолент о правовом воспитании, о предупреждении преступности и борьбе с ней.

Фильмы цикла
1971 — Дело № 1 Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер
1971 — Дело № 2 Следствие ведут ЗнаТоКи. Ваше подлинное имя
1971 — Дело № 3 Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным
1971 — Дело № 4 Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову…
1972 — Дело № 5 Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр
1972 — Дело № 6 Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж
1972 — Дело № 7 Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай
1973 — Дело № 8 Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег
1973 — Дело № 9 Следствие ведут ЗнаТоКи. Свидетель
1975 — Дело № 10 Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар
1977 — Дело № 11 Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой
1978 — Дело № 12 Следствие ведут ЗнаТоКи. «Букет» на приёме
1978 — Дело № 13 Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела
1979 — Дело № 14 Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом
1980 — Дело № 15 Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся
1981 — Дело № 16 Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов
1982 — Дело № 17 Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь
1985 — Дело № 18 Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор
1985 — Дело № 19 Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар
1987 — Дело № 20 Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг
1988 — Дело № 21 Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета
1989 — Дело № 22 Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия
2002 — Дело № 23 Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья
2003 — Дело № 24 Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота

Материалы по теме:
Песенка инспектора уголовного розыска в исполнении майора Томина
Следствие ведут ЗнаТоКи 7 серия "Несчастный случай".

Фильмы для просмотра (частный не коммерческий обмен между форумчанами)
Дело 01 - Черный маклер http://yadi.sk/d/cdggvLiaQ5nEu
Дело 02 Ваше подлинное имя  http://yadi.sk/d/YLNg8xxuQ5pxb
Дело 03 С поличным   http://yadi.sk/d/Fvb4_i6ZQ5uSe
Дело 04 Повинную голову.  http://yadi.sk/d/bcB_ds4JQ5xjL
Дело 05 двухсерийное - Динозавр http://yadi.sk/d/2wTISby-Q62ne
Дело 06 - Шантаж  http://yadi.sk/d/nngbATofQ66SW
Дело  07 Несчастный случай  http://yadi.sk/d/Oiok_9x5Q6DXz
Дело  08 "Побег"  http://yadi.sk/d/TYts5_fYLmCMi
Дело  09 Свидетель" http://yadi.sk/d/yAJ1MlRDPMrEt
Дело 10 "Ответный удар" 3 серии  http://yadi.sk/d/NLCKxMPqPMxrC
Дело 11 "Любой ценой" http://yadi.sk/d/YPI9cArKPN8Dz
Дело 12 "Букет на приёме" http://yadi.sk/d/qYhEQkqNPNCK2
Дело 13 "До третьего выстрела" 2 серии http://yadi.sk/d/Wv0EhuKvPNKZs
Дело 14 "Подпасок с огурцом" 2 серии http://yadi.sk/d/dSBBpeb-PNNZx
Дело 15 "Ушёл и не вернулся" http://yadi.sk/d/LNicaH_VPNbC2
Дело 16 "Из жизни фруктов" http://yadi.sk/d/IMESakU5PNcu8
Дело 17 - Он где-то здесь 1 http://yadi.sk/d/9QtfTDhhPv54i
Дело 18 Полуденный вор  http://yadi.sk/d/Pa-0_jeOPxgQu
Дело 19 - Пожар http://yadi.sk/d/lKM1wg_sPxSZn
Дело 20 - Бумеранг  http://yadi.sk/d/vSseao9ZPxXfF
Дело 21 - Без ножа и кастета   http://yadi.sk/d/tkbNgaLjPxgy2
Дело 22 - Мафия   http://yadi.sk/d/x7z_fQvvPxmkv
Дело 23 - Третейский судья  http://yadi.sk/d/IKmkXbGuPxrVp
Дело 24 - Пуд золота  http://yadi.sk/d/P8paQjHFPxwwV

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

+2

2

Дела № 1 — № 6
Съёмки начались очень быстро. Консультантом цикла был назначен заместитель Щёлокова, генерал-лейтенант Борис Алексеевич Викторов, а режиссёром — Вячеслав Бровкин. Подбор актёров, согласно требованию редакции, должен был осуществляться на базе одного театра, и Бровкин остановил выбор на театре на Малой Бронной. Первоначально все исполнители тройки главных героев были подобраны из этого театра. Так, на роль Знаменского был выбран Георгий Мартынюк, а на роль Томина Леонид Каневский. Роль Зиночки должна была сыграть Анна Антоненко, однако в связи с её беременностью в последний момент пришлось сделать замену, и Александр Лавров порекомендовал на роль Зиночки Эльзу Леждей из театра киноактёра. Анна Антоненко позже сыграла роль Масловой в деле № 4 «Повинную голову…».
Для вхождения в роль будущие Знаменский, Томин и Кибрит регулярно проходили подготовку в МВД. Им разрешалось присутствовать на допросах и даже выезжать на обыски. С другой стороны, все нюансы сценария должны были согласовываться с консультантом цикла Викторовым. Удачной оказалась наскоро написанная для сериала песня «Незримый бой», впоследствии отмеченная премией МВД. Автор музыки — Марк Минков, слова Анатолия Горохова. По воспоминаниям Минкова, он сочинил эту песенку за несколько минут, шагая от дома к пивному ларьку на Арбате.
Первые пять фильмов были отсняты за один год, по тем временам очень быстро. Почти все сцены сняты в закрытых помещениях с минимальным числом декораций, и лишь в концовке фильмов тройка главных героев снята в автомашине Волга, едущей по Садовому кольцу. Съемки велись немного по-семейному, например во втором фильме «Ваше подлинное имя» в роли бродяги снялся сам режиссёр-постановщик Вячеслав Бровкин, а в роли дежурной Ниночки снялась первая жена Георгия Мартынюка — Валентина. Первые четыре фильма односерийные, а пятый и шестой уже были разбиты на две серии.

Дела № 7 — № 9
Сериал быстро завоевал популярность у советского телезрителя, и главные актёры стали хорошо узнаваемы. Практику на Петровке, которую регулярно проходили исполнители главных ролей, пришлось прекратить. Если ранее Георгия Мартынюка, Эльзу Леждей и Леонида Каневского представляли как студентов-юристов и разрешали присутствовать на следственных мероприятиях, то теперь арестованные узнавали в них Знаменского, Кибрит и Томина. По воспоминаниям Георгия Мартынюка, один из подследственных, реагируя на резкие действия своего настоящего следователя, стал апеллировать к нему с фразой «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». Леонид Каневский также вспоминает, как к нему арестованная заведующая магазином обратилась «товарищ Томин».
С седьмого фильма в сериале увеличивается число уличных сцен и актёров второго плана, а постановщика Вячеслава Бровкина поначалу сменяет Юрий Кротенко. «Дело № 9», однако, снова снято в жанре простого телеспектакля Вячеславом Бровкиным. 1973 год оказался переломным в истории сериала. Изначально сериал задумывался состоящим из 5 — 6 фильмов, и когда в связи со зрительским успехом и требованиями МВД[ съёмки продолжились, Леонид Каневский хотел навсегда оставить роль Томина, и авторы готовились продолжать сериал без него. Капитан Токарев из ОБХСС в исполнении Анатолия Грачёва был «запасным Томиным» для ЗнаТоКов, а актёрское мастерство сыщиков в связи с уходом Каневского должен был усилить Лев Дуров, вводившийся в фильмах № 7 и № 8 в роли капитана ГАИ Филиппова. В деле № 7 («Несчастный случай») Томин присутствует в единственном эпизоде, когда Знаменский заходит к нему домой посоветоваться, а все типичные функции Томина берет на себя капитан Филиппов. В деле № 8 Томин должен был погибнуть, однако после его очевидной смерти лавина писем, обрушившаяся на телевидение, вынуждает сохранить тройку полюбившихся телезрителям героев. Вячеслав Бровкин вспоминает:
К нам в редакцию пришло несколько тысяч писем примерно такого содержания: «Убьете Томина — продадим телевизор». Так что в следующим фильме Томин у нас «выздоровел».
   
Таким образом стало ясно, что съёмки сериала будут продолжаться ещё долго.

Дела № 10 — № 17
Евгений Евгеньевич (Г. Менглет) и Федя Ферапонтиков (В. Носик), на фоне которых, по мнению журнала «Советский Экран», «потускнели» ЗнаТоКи
С дела № 10 в 1975 году сериал становится цветным, а ЗнаТоКи по требованию МВД бросают курить. Дело № 10, «Ответный удар», впервые в цикле состояло из трёх серий и было снято Юрием Кротенко с большим числом уличных сцен. Съёмки из студийных павильонов впервые переносятся в здания управления МВД[17]. На «ЗнаТоКов» обращает внимание критика, в журнале «Советский экран» появляется небольшая, в целом положительная рецензия, отмечающая, однако, тот факт, что отрицательные персонажи затмевают мастерством главных героев:
Рядом с Евгением Евгеньевичем (Г. Менглет) и его способным учеником Федей Ферапонтиковым (В. Носик) заметно потускнели, задержались, что ли, на каком-то возрастном рубеже наши давние знакомцы с Петровки, 38, — Пал Палыч Знаменский (Г. Мартынюк), Шурик Томин (Л. Каневский) и Зиночка Кибрит (Э. Леждей). Для них у авторов не нашлось новых красок».
Дела с 11-го по 15-ое выходят вновь в постановке Вячеслава Бровкина, дело № 16 снимает Виктор Турбин, а дело № 17 Геннадий Павлов. В этот период цикл отмечается правительственными наградами. Киносценарий трёхсерийного дела № 10, «Ответный удар», завоевал первую премию Всесоюзного конкурса МВД СССР и Союза писателей СССР, а сценарий дела № 16 «Из жизни фруктов» — вторую премию на этом конкурсе. «Следствие ведут ЗнаТоКи» в этот период, по оценке Леонида Парфёнова, находятся на пике своей популярности среди советской телеаудитории. Несмотря на это, съемки сериала в 1982 году прекращаются в связи с перестановками во власти. Смерть Л.И. Брежнева и его последующая замена на Ю.В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, высшей руководящей должности в СССР, приводит к тому, что министр внутренних дел Николай Щёлоков, покровитель сериала, со скандалом лишается своего поста. Против Щёлокова возбуждается уголовное дело, а многие его проекты, включая «ЗнаТоКов», замораживаются или закрываются.

Дела № 18 — № 22
Три года спустя, в 1985 году сериал неожиданно возобновляют, но инициатор воскрешения «ЗнаТоКов» не известен даже создателям сериала. Дело № 18 снимает Виктор Турбин, снявший ранее дело № 16. По каким-то причинам, возможно в рамках борьбы со «щёлоковщиной», и к большому недовольству телезрителей[13] традиционную песню-заставку «Незримый бой» сменяет другая песня композитора Давида Тухманова на стихи Роберта Рождественского «Мы с тобой за этот город отвечаем». В деле № 18 песню исполняет солист ансамбля Московского военного округа Олег Ухналев, а с дела № 19 — Лев Лещенко.
Дело № 19 вновь снимает Юрий Кротенко, дело № 20 Василий Давидчук, дело № 21 снимает после длительного перерыва Вячеслав Бровкин, а дело № 22 вновь Геннадий Павлов. В этот период в СССР начинается Перестройка, а усиливающая гласность уже не позволяет сохранять сериал в тех идеализированных рамках, в которых он был задуман. Поэтому, постепенно и размах преступности, демонстрируемый в «ЗнаТоКах», и проблемы милиции демонстрируются в сериале всё более реалистично, хотя главные герои остаются по-прежнему честными милиционерами, преданными своему долгу. В деле № 21 демонстрируется практика давления на милицию со стороны партийных органов, а в деле № 22 страна, в которой работают ЗнаТоКи, полностью преображается — на экране организованная преступность, рэкет, торговля наркотиками, и в первый раз главный преступник ускользает от Пал Палыча Знаменского.
В 1989 году в связи с серьёзными изменениями в стране сменилось руководство Центрального телевидения. Незадолго до премьеры дела № 22 («Мафия») была заменена бессменный редактор сериала Эмилия Андреевна Каширникова. По воспоминаниям Лавровых:
Новая наша наставница с места в карьер изумила: «Вот если б Знаменского и Томина арестовали за взятки! Как было бы интересно и свежо!»
В результате, несмотря на то, что съёмки следующего фильма цикла о хищении золота с приисков были подготовлены, Центральное телевидение без официального объяснения причин отказывается от продолжения сериала. Авторы связывают это решение с крайне негативным отношением к милиции, которое возникло в это время в советском обществе в результате политики гласности. Советские ЗнаТоКи закончились.

Дела № 23 — № 24
В 2002 году, более 10 лет спустя, была предпринята попытка возродить сериал. В новых реалиях современной российской жизни режиссёры Владимир Хотиненко и Вячеслав Сорокин сняли ещё два дела с участием заметно постаревших Томина и Знаменского, которых сыграли бессменные Леонид Каневский и Георгий Мартынюк. Зинаиды Яновны Кибрит в сериале уже нет, она лишь упоминается как погибшая в автокатастрофе, так как актриса Эльза Леждей умерла 13 июня 2001 года от рака, и на её месте в последних делах работает молодой эксперт Китаева в исполнении актрисы Лидии Вележевой. В последних двух сериях снова звучит песня «Незримый бой» композитора Марка Минкова на слова Анатолия Горохова

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

+2

3

Герои
Знаменский
Пал Палыч Знаменский в деле № 4 («Повинную голову…»)
Павел Павлович Знаменский, Пал Палыч (в ходе сериала вырос в звании от майора до полковника юстиции) — следователь (впоследствии следова-тель по особо важным делам), квалифицированный аналитик, внимательный к деталям, а главное — отличный психолог и мастер допроса. В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз («Динозавр») даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести. Показательной чертой образа Знаменского является его беседа с Шахиней в деле № 1 («Чёрный маклер»), где, отказавшись от напрашивающихся уловок и следственных хитростей, Знаменский открывает карты. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого. Например, в деле № 3 («С поличным») он прерывает допрос огорошен-ного Силина («Нельзя бить в самое больное место!»), а в деле № 20 («Бумеранг») — прижатого к стенке Виктора Подкидина.
В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. Например, в деле № 11 («Любой ценой») после того, как вскрывается подлость против Тобольцева, говорит: «Ненавижу, когда приходится ненавидеть!». Открытую ярость к подследственному Знаменский позволяет себе только в деле № 2 «Ваше подлинное имя», когда в жалком бродяге распознает холодного, расчетливого и безжалостного врага. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского («Ответный удар», «Из жизни фруктов»), он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать.
Знаменский не женат, живёт с матерью (её играет Вера Васильева) — вра-чом-психиатром — и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учё-ный-ботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Пал Палыч явно неравнодушен к Зинаиде Кибрит; в деле № 8 «Побег» выясняется, что у них когда-то намечались серьёзные отношения, но потом все «перешло в хроническую форму». Герою дана фамилия Вадима Николаевича Знамен-ского (1931—2005), служившего в органах МВД и прокуратуры (последнее место службы — прокуратура г. Калининграда/Королева Московской области).

Александр Томин
Александр Николаевич Томин, Шурик — инспектор (впоследствии — старший инспектор) уголовного розыска. Отважный боец и артистичный импровизатор, балагур, но отнюдь не пустослов. В его обязанности входят оперативно-розыскные мероприятия, и Томин частый поставщик новых фактов. В отличие от Знаменского, Томин, как правило, не носит милицейской формы, он боец незримого фронта, и во многих фильмах цикла его задача сводится к перевоплощению — он входит в доверие к преступникам, чтобы их разоблачить («С поличным», «Ответный удар»). По словам Зиночки, Томин обладает «несносной привычкой подкрадываться как кошка».
В «ЗнаТоКах» Томин начинает карьеру капитаном, a в деле № 4 («Повинную голову») получает звание майора. Любопытно, что в соответствующей повести Лавровых «Естественная убыль» это повышение отсутствует. По воспоминаниям Леонида Каневского, Томин получает звание майора в связи с письмами на телевидение розыскников-сотрудников милиции, которые были недовольны тем, что их представитель почему-то имеет звание ниже, чем следователь. Действительно, в первых трёх эпизодах Знаменский, как старший по званию, «гоняет» Шурика, отдавая ему приказы, но с дела № 4 персонажи действуют на равных. В деле № 20 («Бумеранг») становится известно, что и Томин, и Знаменский уже следователи по особо важным делам в чине подполковников, и Томин уже не лично проводит оперативное расследование, а координирует группы из нескольких розыскников.
В основной, советской части сериала, как и Знаменский, не женат и живёт вместе с матерью — Тамарой Георгиевной (в исполнении актрисы Варва-ры Сошальской-Розалион) — в одной из квартир дома 34 на Большой Сыромятнической улице над четой пенсионеров, которые систематически просят его «ходить в мягких тапочках». В последних двух, постсоветских сериях Томин женился, имеет сына, служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живёт в Париже.

Кибрит
Зинаида Яновна Кибрит в деле № 6 («Шантаж»)
Зинаида Яновна Кибрит, Зиночка (капитан, затем майор милиции) — эксперт-криминалист широкого профиля. Во многих делах её оценки и свидетельства с применением последних достижений науки играли решающую роль. Зиночке случалось и самой сталкиваться один на один с преступником («Шантаж»), проявляя при этом завидное самообладание и находчивость. В середине сериала вышла замуж за «умницу, спортсмена, без пяти минут доктора наук», который, однако, в сериале не появляется. Изначально Лавровы планировали любовный роман и бракосочетание между Зиночкой и Знаменским, и намёки на такое развитие сюжета сохраняются в первых фильмах цикла, однако цензоры из МВД не разрешили такой поворот, и Зиночке «подобрали» мужа на стороне. Вячеслав Бровкин вспоминает, что многие телезрители («а особенно телезрительницы») тоже были против женитьбы Знаменского.
Отмечается, что Зиночка в роли равноправного аналитика среди главных героев — необычно сильная для данного периода советской истории роль женщины, что отчасти компенсируется тем, что она говорит языком науки чаще, чем высказывает своё собственное мнение. Вместе с этим в нескольких эпизодах цикла, Кибрит явно подчёркивает превосходство мужчин. Так, в деле № 7 («Несчастный случай») она называет себя «слабой женщиной», а в деле № 5 («Динозавр») сетует о собственной оплошности «Баба — есть баба».
Актриса Эльза Леждей скончалась в 2001 году, так что в двух последних фильмах вместо Кибрит введена более молодая эксперт Китаева, ученица Кибрит, в исполнении Лидии Вележевой, а Зиночка в 23-м фильме упоминается как некоторое время назад погибшая в автокатастрофе.
Слово «кибрит» в переводе с болгарского означает «спички» (упоминается в фильме «Ваше подлинное имя»).

Начальник следственного управления
Полковник Скопин в деле № 10 («Ответный удар»)
Образ начальника ЗнаТоКов претерпевает метаморфозы по мере развития сериала. В первых делах этот образ воплощён в полковнике Скопине, на-чальнике следственного управления, которого играет Семён Соколовский. В первых фильмах цикла ЗнаТоКи действуют самостоятельно и не нуж-даются в руководящих указаниях свыше, а их начальство почти незаметно. Так, в деле № 4 («Повинную голову…») Скопин соглашается с пред-ложением Знаменского отпустить домой Маслову, в деле № 6 («Шантаж») Скопин мимолётно появляется, чтобы проявить заботу о Зиночке, которую позволила себе шантажировать банда похитителей золота с приисков, а в деле № 7 («Несчастный случай») Скопин посылает к Знаменскому журналиста. В деле № 2 («Ваше подлинное имя») Знаменский даже позволяет себе повышать голос на Скопина в разговоре с ним по телефону, когда требует отсрочки по делу (правда, то, что он разговаривает именно со Скопиным и что он частенько позволяет себе на него кричать, понятно из напечатанных повестей Лавровых, а не из самих телеспектаклей).
В деле № 10 («Ответный удар»), когда сериал впервые снимается с размахом (в цвете, в трёх сериях и в зданиях МВД), образ милицейского начальника преображается. В этом фильме цикла Скопин лично инициирует расследование и постоянно координирует взаимодействие милиции и ОБХСС, а когда над Знаменским повисает подозрение в доведении подследственного Баха до самоубийства, сам берется за расследование и доводит дело до завершения. На экране ещё один идеальный образ — образ милицейского начальника, строгого к расхитителям, но сочувствующего бывшему освободившемуся преступнику, а также подчёркнуто внимательного к витиевато выражающейся старой женщине, обращение которой к Скопину и даёт толчок всему делу. Похожий образ начальника зритель может наблюдать и в деле № 14 («Подпасок с огурцом»), где Скопин снова принимает участие в следственных мероприятиях, воспитывая молодого следователя Зыкова, которого играет Б. Щербаков. В деле № 17 («Он где-то здесь») Скопин предстаёт уже в чине генерала и справедливо рекомендует Знаменскому не затягивать прямое объяснение с женой Артамонова, Галиной.
В деле № 16 («Из жизни фруктов») образ милицейского начальства иной. Евгений Соковин из службы внутренней безопасности милиции изучает поступивший сигнал о взятке, якобы данной Знаменскому кладовщиком Малаховым, которого играет Л. Куравлёв, и по совместительству «заменя-ет начальство». Давнее знакомство Соковина и Томина оставляет определённый отпечаток панибратства на отношениях Соковина и ЗнаТоКов, и Соковин ведёт себя значительно мягче Скопина. В деле № 18 («Полуденный вор») начальником ЗнаТоКов оказывается полковник Алексеев (роль исполняет Аристарх Ливанов), который грозит героям выговором за сорвавшееся преследование угонщиков машины, а в деле № 21 («Без ножа и кастета») роль начальства достаётся безымянному генералу, которого играет Павел Морозенко. В этом фильме цикла генерал также выступает инициатором и координатором расследования, однако в отличие от предыдущих начальников и выглядит, и говорит этот генерал значительно добрее. В фильме он всё время как бы извиняется перед Знаменским за возникающие трудности и за давление партийных органов на милицию.

Другие сотрудники милиции
В связи с тем, что ЗнаТоКи чаще всего расследуют хозяйственные преступления, в сериале регулярно появляются сотрудники ОБХСС. В первых сериях цикла завсегдатай у ЗнаТоКов старший инспектор ОБХСС Михаил Константинович Токарев, которого даже называют «запасным То» вместо Томина. Его играет Анатолий Грачёв. Токарев появляется в делах № 4 («Повинную голову…») и деле № 6 («Шантаж»). В последнем из них, на фоне ЗнаТоКов он выглядит бледно — проявляет растерянность, когда узнаёт о шантаже Кибрит, составляет ненужную схему связей Миркина, устраивает засаду на Чистодела, когда тот уже мёртв, а главное, позволяет Праховой выведать у себя приметы Чистодела и шантажиста.
В деле № 10 («Ответный удар») сотрудник ОБХСС представлен более решительным и полезным персонажем капитаном Медведевым, которого играет Юрий Горобец. Медведев оказывает реальную помощь в расследовании дела. В деле № 19 («Пожар») в роли сотрудника ОБХСС Томилина дебютирует в своих в будущем многочисленных милицейских ролях Сергей Гармаш. В этом фильме Томилин на равных участвует в расследовании со ЗнаТоКами и герои не устают подчёркивать, что между ОБХСС и милицией нет никаких проблем, несмотря на трудности с «разграничением сферы влияний».
В деле № 7 («Несчастный случай»), которое связано с наездом на человека, Знаменскому помогает старший инспектор ГАИ Филиппов, которого играет Лев Дуров. В этом фильме Филиппов фактически заменяет Томина по своим функциям. Также у Филиппова эпизодическое появление в деле № 8 («Побег»), где он поздравляет мать Знаменского с юбилеем.
Ковальский
Телезрители имеют возможность проследить жизненный путь Ковальского, который находится под следствием в деле № 2 («Ваше подлинное имя»), в местах заключения в деле № 8 («Побег») и на свободе в деле № 14 («Подпасок с огурцом»). Виртуозный мошенник по кличке «Хирург», отбывая наказание, преображается в честного труженика комиссионного магазина, который в деле № 14 помогает Томину «затесаться в среду коллекционеров». Играет Ковальского Григорий Лямпе.
Структура сюжета
Тройка главных героев составляет единую команду по функциональному признаку — у каждого из ЗнаТоКов своя роль: Томин ищет улики и охо-тится за подозреваемыми, Знаменский проводит допросы и работает с документами, а Кибрит проводит технические экспертизы. Как правило, все решения ЗнаТоКов коллективные, они советуются друг с другом. Типичному для многих детективных историй индивидуальному любопытству и стремлению сыщика в «ЗнаТоКах» места почти не отведено, здесь коллективный ум работников милиции борется против коллектива преступников, и этот обоюдный коллективизм типичен для советской идеологии[1].
В отличие от типичного детектива, в большинстве фильмов цикла преступник известен практически сразу, и интрига закручивается лишь вокруг привлечения преступника к ответу — сумеют ли докопаться ЗнаТоКи до истины? Частичными исключениями являются только дела 17 («Он где-то здесь») и 19 («Пожар»), где главные «злодеи», Щепкин и Уварова, проявляются только во второй половине фильма. Неоднократно главной загадкой фильма становятся причины нелогичного поведения подозреваемого или свидетеля. Например, зрителям не сразу открываются причины необычного поведения Петрова-Федотова в деле № 2 («Ваше подлинное имя»), Власова в деле № 9 («Свидетель»), Тобольцева в деле № 11 («Любой ценой») или Кирпичёва в деле № 12 («Букет на приёме»). С другой стороны, как и принято в современном жанре сериалов, в том числе детективных, главные герои оставались совершенно неизменными в течение всего периода. Георгий Мартынюк, отзываясь о роли Знаменского, жалуется: Мне порой было даже скучновато играть эту роль, там же в характерах ничего не развивалось. ... тогда я соглашался практически на любые роли, даже особо не читая сценарий – только чтобы сыграть что-то новое, другое. Поднадоедал мне Знаменский.
В «ЗнаТоКах» много внимания уделяется психологии преступления, и характеры преступников и их пособников иногда даже затмевают собой главных героев сериала. В соответствии с идеологией сериала и поставленным в МВД задачам, Ольгa и Александр Лавровы уделяют много места исследованию механизма втягивания в преступление, при этом зритель отчасти сочувствует втягиваемым персонажам, но не сочувствует матёрым преступникам-рецидивистам, которые их втягивают. Так, в деле № 3 («С поличным») наивный Силин становится жертвой «заботы» рецидивиста Башки, в деле № 4 («Повинную голову») Маслову соблазняет не вызывающий сочувствия Кудряшов, в делах № 5 («Динозавр») и № 13 («До третьего выстрела») бывалые уголовники втягивают в преступную среду молодежь, в деле № 6 («Шантаж») жертвой пут Праховой оказывается рано осиротевший Миркин. В делах № 10 («Ответный удар») и № 17 («Он где-то здесь») втянутые в чуждую для себя преступную среду Бах и Артамонов в результате трагически погибают, а в делах № 12 («Букет на приёме») и № 20 («Бумеранг») Кирпичёву и Барсукову удаётся мужественно противостоять коварным замыслам преступников и они после некоторых колебаний твёрдо вступают на праведный путь. Характерно, что обе роли с перерывом в 9 лет играет один и тот же актёр Василий Бочкарёв. В ряде фильмов цикла внимание уделяется воспитательной работе среди персонажей, которые наблюдают за моральным падением окружающих, но не пытаются их спасти. Так, в деле № 4 («Повинную голову…») вызывает негодование утрированная наивность мужа Масловой, в деле № 11 («Любой ценой») удивляет отстраненность отца семьи Холиных, который игнорирует моральное падение сыновей, а в деле № 19 («Пожар») деловая, честная, но ни во что не вмешивающаяся Гуторская по техническим причинам сама попадает под статью из-за того, что во время не попыталась удержать от хищений свою начальницу Стольникову.
Характерен также повторяющийся из фильма в фильм образ исключительно честной женщины, которую невозможно вовлечь в преступные махинации, и она либо удерживает своего мужчину от преступной деятельности, либо отворачивается от него, когда про эту деятельность узнаёт. Зачастую муж или любовник такой женщины вынужден до последнего момента скрывать от неё свою преступную жизнь. В деле № 10 («Ответный удар») такой женщиной является жена Баха, Мария, в деле № 12 («Букет на приёме») подруга Кирпичёва — Варя Санатюк, а в деле № 16 («Из жизни фруктов») дочь директора плодоовощной базы, Лена Чугунникова, которая возмущена открывшейся двойной жизнью своей матери. В деле № 17 («Он где-то здесь») этот образ воплощен в жену Толи Артамонова, Галину, а в деле № 18 («Полуденный вор») он просматривается у Раисы Глазуновой, которая решительно отвергает Царапова, когда обнаруживается, что он вор. В определенном смысле все эти женщины — утрированные копии Шахини, Елены Романовны Шаховой, из дела № 1 («Чёрный маклер»), которая пишет анонимки на собственного мужа, когда случайно узнаёт, что тот задумал убийство, чтобы уйти от ответственности за многочисленные хозяйственные преступления. Персонаж Шахини, однако, фигура более сложная и противоречивая, и её последующие дубликаты по сравнению с ней идеальны.
Излюбленный приём Лавровых — переплетать два отдельных преступления таким образом, чтобы в концовке фильма они каким-то образом соединились. Чаще всего ЗнаТоКи, начиная расследование таких преступлений порознь, обнаруживают, что нити ведут в один и тот же рассадник «зла». Хотя первая попытка такого сюжетного хода Лавровым не удалась — повесть «Чёрный маклер» была разбита редактором и режиссёром на два отдельных дела: № 1 («Чёрный маклер») и дел № 3 («С поличным»), впоследствии этот приём был использован многократно. Так, в деле № 2 («Ваше подлинное имя») мошенник по кличке «Хирург» помогает вывести на чистую воду шпиона, который сидит с ним в одной камере, а в деле № 10 («Ответный удар») эпицентром хищения цветных металлов, которое начинает расследовать Знаменский, и квартирных краж, над которыми бьётся Томин, оказывается городская свалка. В деле № 14 («Подпасок с огурцом») и кража картин из музея, и подделка изделий Фаберже приводят ЗнаТоКов в дом Боборыкиных, а в деле № 16 («Из жизни фруктов») перекупщики с рынка, задержанные Томиным, оказываются связанными с продовольственной базой, где в роли представителя Комитета народного контроля появляется Знаменский. В деле № 18 («Полуденный вор») квартирный вор Царапов, за которым охотится Томин, в результате попадается при попытке ограбить квартиру предводителя банды угонщиков машин Пузановского, которого ЗнаТоКи тоже ловят весь фильм в связи с угонами машин, а в деле № 21 («Без ножа и кастета»), которое посвящено борьбе с проворовавшимся начальником ЖЭКа Мусницким, аферисты Алик Лямин с своей наводчицей-портнихой грабят номинальную уборщицу-миллионершу этого же ЖЭКа Соню Нарзоеву.
В сюжетах многих фильмов цикла обыгрываются противоречия между более решительным Томиным и более осторожным Знаменским. Чаще в итоге Знаменский оказывается прав. Например, в деле № 2 («Ваше подлинное имя») внимательность Знаменского позволяет распознать в бродяге шпиона, а торопливый Томин видит в нём лишь «обычного вруна и пропойцу». В деле № 12 («Букет на приёме») Томин торопится принять на веру миф о крупной сумме, хранившейся у Петуховых, а также изначально убежден в виновности Кирпичёва и Вари Санатюк, тогда как Пал Палыч «дозревает» до допроса Кирпичева и аккуратно распутывает сложный клубок. Аналогично, в деле № 17 («Он где-то здесь») Томин торопится заподозрить ранее судимого Бардина, а в деле № 20 («Бумеранг») спешит с ошибочным арестом Виктора Подкидина. Однако в другом эпизоде дела № 17 решительность Томина оказывается верной, и ЗнаТоКам по плану Томина наскоком удаётся заставить признаться Щепкина.

В кино и наяву
Цензура
Министерство внутренних дел СССР являлось заказчиком и спонсором сериала, а также являлось его главным цензором. В СССР все телевизион-ные программы цензурировались, и авторы и редакторы сериала регулярно должны были получать множество разрешений различных инстанций, прежде чем очередная серия могла выйти на экран.
Во времена Щёлокова главным цензором сериала от МВД были консультанты картины генерал Борис Алексеевич Викторов и полковник Владимир Статкус. По их требованию, например, ЗнаТоКи бросают курить, а на романе между Знаменским и Кибрит авторы вынуждены поставить крест. По воспоминанием главного режиссёра Вячеслава Бровкина: у нас было несколько консультантов, главный из которых — генерал-лейтенант Викторов, заместитель министра МВД. Викторов получал сценарий каждой серии, внимательно его прочитывал, записывая на полях свои предложения и замечания. А потом вызывал съемочную группу к себе на ковер в здание министерства на улице Огарева. Но не скажу, что с его стороны по отношению к нам принимались какие-то особо жесткие меры.
Со стороны телевидения цензуру осуществляли тогдашние председатель Гостелерадио Сергей Лапин и главный редактор Энвер Мамедов, и с ними новые серии авторы обсуждали ещё на уровне замысла[15]. Эмилия Каширникова, редактор ЗнаТоКов так описывает свои мытарства:
на сценарии приходилось получать подписи до 6-7 начальников разных организаций и служб: следственных органов, милиции, ОБХСС, пожарных. И это при том, что имелось разрешение от главного консультанта Б. А. Викторова... Существовала еще и цензура на телевидении, ее представители перед выходом в эфир визировали сценарии.
А однажды была неожиданная и неприятная ситуация, связанная уже с готовым фильмом «До третьего выстрела». В воскресенье главный консультант с внуком, который учился тогда в начальных классах, приехали смотреть готовую работу. В фильме — главная героиня (ее роль исполняла Анна Каменкова) отвечала за работу с молодежью. В финале ее убивали подростки, которым в руки попало оружие преступника. Вечером после просмотра консультант звонит авторам и требует переделать финал готового фильма, так как гибель замечательной молодой сотрудницы милиции не понравилась внуку. Долгие переговоры с консультантом привели к тому, что мы вынуждены были переснимать небольшую сцену и переозвучивать текст, который объяснял зрителям, что героиня ранена. Сколько эмоций вызвала бы истинная причина пересъемки у режиссера и актеров. Мы ведь скрывали её[10].

Начальник ЖЭКа Мусницкий делает последнюю отчаянную попытку дозвониться к своему покровителю Михаил Самсонычу в деле № 21 («Без ножа и кастета»)
После смерти Л.И. Брежнева, пришедший на его пост Ю.В. Андропов сменил руководство МВД, и консультанты сериала тоже поменялись. По воспоминаниям Александра Лаврова, однажды Андропов лично принял участие в цензурировании сериала и полностью изменил вторую часть де-ла № 17:
Сценарий фильма «Он где-то здесь» С. Г. Лапин сам прочел с нами обсудил, самолично потом поставил фильм в программу. А какой-то его же подчиненный в последний момент снял с показа, да еще обвинил Председателя Гостелерадио в... антипартийности! Повезли на дачу Генсеку Ю. В. Андропову. «Так резко еще рано», — вынес он приговор. Пришлось вторую половину детектива изобретать и снимать заново, и зрителям преподнесли сей гибрид
По воспоминаниям Эльзы Леждей, цензура МВД также следила за тем, чтобы сериал не являлся для преступников источником полезной информа-ции о работе милиции. В советское время за неимением других источников информации потенциальные преступники внимательно смотрели сериал, чтобы овладеть методами работы и знать, каких именно экспертиз стоит опасаться. Например, в начале семидесятых годов была задержана банда ростовских братьев Толстопятовых, которые, как оказалось, регулярно просматривали «ЗнаТоКов».

Влияние сериала на реальную жизнь
Обратной стороной строгого государственного контроля над телевидением являлось то, что если всё-таки какой-то сюжет допускался к эфиру, из этого можно было делать выводы об официальной государственной позиции по данному вопросу. В результате, чиновники на местах могли делать организационные выводы из транслируемых художественных произведений. Ольга и Александр Лавровы приводят такие известные им примеры, когда очередной фильм цикла имел неожиданные последствия. После выхода фильма «Подпасок с огурцом» Совет Министров СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточающее вывоз из СССР художественных ценностей. После выхода фильма «Из жизни фруктов» Министерство финансов изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы с которым обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова.
Георгий Мартынюк и Леонид Каневский считали, что «ЗнаТоКи» способствуют улучшению работы милиции тем, что создают её положительный образ. Кроме этого, многие работники МВД и создатели сериала отмечают факт падения преступности во время трансляций «ЗнаТоКов». Марк Минков также вспоминает, что работникам МВД понравилась идея тройки, которая фигурировала в сериале, и один из милицейских генералов предлагал таким образом построить реальную работу милиции.
Сериал оставил след и в популярной культуре. Например, в СССР было снято два мульфильма, кукольный и рисованный, с названием «Следствие ведут Колобки», пародирующим название цикла. Про ЗнаТоКов был снят сюжет «Улика» в 64 номере детского киножурнала Ералаш. «ЗнаТоКи» фигурировали и в фильме-комедии Леонида Гайдая «Частный детектив или Операция „Кооперация“», где тройка заметно помолодела. Позже поя-вилась публицистическая передача с участием Леонида Каневского «Следствие вели...»  о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР.

Актёры и герои
Как случается с актёрами длительных сериалов, образы их героев тесно переплелись с их собственными, и многие люди прямо отождествляли Ле-онида Каневского и Георгия Мартынюка с работниками милиции. До определенной степени это делали и сами актёры, например Леонид Каневский регулярно отмечает День милиции как свой праздник. Георгий Мартынюк вспоминает: На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был — Пал Палыч Знаменский.
Георгий Мартынюк мог в последний момент обнаружить, что его авиабилет выписан на фамилию «Знаменский», а Леонид Каневский мог услышать от остановившего его инспектора ГАИ фразу «Осторожнее, товарищ Томин!». Эти обстоятельства закрыли основным актёрам другие роли в кино. В Театре на Малой Бронной от хохота зрителей срывался спектакль, где Мартынюк и Каневский играли заключенных. Увидев Знаменского и Томина на нарах, публика начинала хохотать.
В редакцию «ЗнаТоКов» приходили тысячи писем с просьбой помочь в расследовании зависших дел. Редактор цикла Эмилия Каширникова вспо-минает:
У моего стола стояли мешки с письмами. Читать многие из них было невероятно тяжело: родители просили разобраться, почему в армии погиб их единственный сын, кто его расстрелял из-за национальности; отец девочки, погибшей от лопастей моторной лодки, прислал толстую тетрадь с расчетами, доказывающими виновность того, кто управлял лодкой; мать доказывала невиновность сына — студента, обвиненного в убийстве и т.д.) Я потеряла сон, рассылая эти обращения в разные инстанции: в прокуратуру, в следственные органы, в различные министерства.
Леонид Каневский вспоминает такой случай:
Однажды прихожу я в театр перед началом спектакля. Вахтер говорит мне: там вас какая-то женщина дожидается. Подхожу, спрашиваю: вы ко мне? Она обрадовалась. И стала рассказывать свою историю. Бедняжка из Сухуми приехала. У нее там серьезные проблемы были, а местная милиция их решить не смогла. Один из родственников и посоветовал ей, мол, езжай в Москву к Томину, он точно поможет. Слушаю я ее внимательно, начинаю расспрашивать, а потом ловлю себя на мысли: что я делаю? Как я, актер, смогу ей помочь? Но помог. Дал телефон адвоката, который смог вникнуть в ее проблему и разобраться в сложившейся ситуации.

Сюжетные приёмы
Приёмом, красной нитью прошедшим через фильмы цикла, являются словесные игры с именами и фамилиями персонажей. Не только фамилии Знаменский, Томин и Кибрит подобраны Лавровыми так, чтобы сформировать акроним «ЗнаТоКи», но и имена и фамилии других разовых персонажей часто подбирались так, чтобы в середине фильма их можно было обыграть. Так, в деле № 7 («Несчастный случай»), молодой водитель такси, сбивший на тротуаре пешехода, носит фамилию Каталин, и сетует: «Докатался, Каталин!», а в деле № 20 («Бумеранг») про ошибочно арестованного в результате хитрого замысла настоящих преступников бывшего уголовника Подкидина Знаменский говорит: «И Подкидина нам подкинули». Имя-отчество вроде бы овдовевшей жены Миловидова в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») — Алёна Дмитриевна, что используется как аллюзия на строчку из Песни про купца Калашникова Михаила Лермонтова «Молодая вдова Алёна Дмитриевна». Фамилия расхитителя в деле № 1 («Чёрный маклер»), «Шахов» даёт возможность наделить его жену кличкой Шахиня, а фамилия расхитителя в деле № 16 («Из жизни фруктов»), «Васькин» обыгрывается в заголовке стенгазеты «А Васькин слушает да ест» с намёком на басню Крылова «Кот и повар». Частенько фамилия или имя персонажа его полностью характеризуют. Так, в деле № 18 («Полуденный вор») склонный к обжорству член банды угонщиков носит фамилию «Пузановский», а вор-гастролёр носит фамилию «Царапов» от слова «цап-царап», в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») «провинциальный лев» и обольститель женщин — «Валетный», а хитрый преступник, которому поначалу удаётся изобразить из себя жертву, — «Миловидов». В деле № 14 («Подпасок с огурцом») работницу сферы искусств зовут Муза Анатольевна и так далее.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

+2

4

Замечательная серия. Уверен, каждый из фильмов легко поднимет отдельную тему обсуждения.

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

5

Стражник написал(а):

каждый из фильмов легко поднимет отдельную тему обсуждения.

Согласен. Нужно найти время и пересмотреть.

0

6

Сейчас мало кто помнит, но  в журнале "Человек и закон" была критическая и во многом  разгромная статья на сериал в целом ибо как написал автор статьи  "Следствие ведет следователь". При этом там  особенно критиковалась роль эксперта.  Но люди не цепляющиеся к подробностям  сериал любят и смотрят с удовольствием.  А у Каневского одной из последних удач считаю  цикл "Следствие вели"

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

0

7

Мне, конечно, не знакома служба в милиции, поэтому сериал о ЗнаТоКах смотрела всегда с большим интересом, и с верой в то, что всё это так и есть на самом деле. Как тогда водилось,  во время показа этого сериала улицы пустели. Все спешили к экранам. И показывали-то чуть ли не раз в году. И все ждали новых серий, и искренне переживали за главных героев. А вот интересно, преступники этот сериал смотрели? Да, вообще, детективные ленты советского периода, они были интересны криминальным типам?

0

8

Лариса написал(а):

вот интересно, преступники этот сериал смотрели? Да, вообще, детективные ленты советского периода, они были интересны криминальным типам?

видимо таки смотрели

Стражник написал(а):

По воспоминаниям Эльзы Леждей, цензура МВД также следила за тем, чтобы сериал не являлся для преступников источником полезной информа-ции о работе милиции. В советское время за неимением других источников информации потенциальные преступники внимательно смотрели сериал, чтобы овладеть методами работы и знать, каких именно экспертиз стоит опасаться. Например, в начале семидесятых годов была задержана банда ростовских братьев Толстопятовых, которые, как оказалось, регулярно просматривали «ЗнаТоКов».

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

0

9

Извиняюсь, я неправильно сформулировала вопрос. Я хотела спросить, этот сериал им нравился? Не как учебное пособие по повышению квалификации, а просто как фильм? Когда картина нравится зрителю, он получает радость и удовольствие. А что может чувствовать преступный элемент, глядя на успешных сотрудников, которые, может даже чем-то похожи на тех, кто его когда-то закрыл? Но это, наверно, вопрос не по адресу.  :crazyfun:

0

10

Лариса написал(а):

Я хотела спросить, этот сериал им нравился? Не как учебное пособие по повышению квалификации, а просто как фильм? Когда картина нравится зрителю, он получает радость и удовольствие. А что может чувствовать преступный элемент, глядя на успешных сотрудников

Вот глядя на то как в меру трезвые сотрудники  сотрудники  в своем кабинете теряясь в  табачном дыму на разбитом  конфискованном сиди-плэере врубают заезженый диск с шансоном и слушают про  "страдания человека в телогрейке"  или  роняют  скупую оперскую слезу под "владимирский централ"  всегда каюсь хотел написать пародию про то как   воры собравшись на сходку в тайном месте  убедившись что за ними не следят  плотно зашторивают окна закрывают все двери на запоры и тихо в пол голоса начинают негромко но с чувством напевать
"Наша служба и опасна  и трудна
и на первый взгляд как будто не видна..."

Вот никогда не понимал любви    некоторых СМ к блатняку. Ну не мое и все тут. Особенно  все эти новоделы. Иное дело "С одеского кичмана" да это реальная песня... это целая эпоха.

Подпись автора

Офисный планктон мы на завтрак хаваем

+1

11

Лариса, судя по тому, что в материале упомянута ситуация, когда подследственный обратился к следователю с упреком , что "а вот майор Знаменский со всеми  вежливо разговаривает" - смотрели не только, как учебное пособие. Но и "для души" :hobo: .

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

12

Вот здесь можно скачать без регистрации ВСЕ серии фильма  http://www.fast-torrent.ru/film/sledstv … tvrip.html 
И советую поторопиться, а то, по слухам, к торрентам хотят применить санкции.....  :(

+1

13

Замечу, что и отрицательных, а где то просто не милицейских, персонажей в сериале играют весьма яркие, самобытные личности. В съемках дела № 22  советского цикла Следствия ведут Знатоки, происходящих в 1989 г. приняла участие Валентина Илларионовна Талызина, исполнившая роль  директора канатной фабрики Анны Кондратьевны Тушиной (нет в титрах)
В наши дни Валентина Илларионовна сохранила гражданское чувство и высказала свою позицию к ныне происходящему в ДНР:
http://www.youtube.com/watch?v=o-WPVuCNcFI

«Я хочу обратиться к тем людям, которые жгли людей в Одессе, расстреливали их в Славянске, Краматорске, бомбили по всему Донбассу, — заявила Валентина Талызина. — Вы просто фашисты. Эти ужасные злодеяния обязательно обернуться против вас. Я не понимаю, почему мировое сообщество не замечает этого.
А Донбассу я хочу пожелать выдержки, силы и сказать, что Россия вас не бросит, потому что мы братские народы, ваша судьба нам не безразлична. Я считаю, что правительство России вскоре примет меры, которые помогут решить ситуацию на Донбассе».

http://rusvesna.su/news/1402175420

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

14

Внешний ресурс по ЗнаТоКам:

Советская милиция, как всякая уважающая себя организация, немало заботилась о собственном пиаре. Время от времени она делала подарки не только себе, но и миллионам зрителей. Так, в 1971 году на телеэкранах появился легендарный детективный сериал – «Следствие ведут знатоки».
Главных героев трое: совестливый и справедливый Пал Палыч Знаменский, веселый и смелый Шурик Томин и эксперт-криминалист Зиночка Кибрит. От первых букв фамилий и появилось прозвище неразлучной троицы – Знатоки. В «Черном маклере», первой серии фильма, следователи бьются над разгадкой трудного дела. Кибрит заходит в кабинет Знаменского, где мрачно курят Пал Палыч  и Шурик, и говорит: «Над нами все управление смеется. Знатоки, мол, снова в лужу сели». – «Как-как?» - переспрашивает Знаменский. – «Ну, Зна-то-ки: Знаменский – Томин – Кибрит».

http://22-91.ru/statya/esli-kto-to-koe- … 16.02.2011

Подпись автора

Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/

0

15

1922-1991 написал(а):

немало заботилась о собственном пиаре.

Я бы так не определяла. Пиар--слово неприятное. И есть немало подтверждений, что пиарятся часто самыми неприглядными способами, иногда, просто низкими и омерзительными. Что касается сериала и всех фильмов о милиции времён Щёлокова, то это, как мне видится, желание показать то, что скрыто от глаз простого обывателя, то есть, труд сыщиков: напряжённый, трудный, с полной самоотдачей, с глубокой работой мысли, и очень опасный! Показать и тех преступников, от кого защищает нас милиция, и обезвреживает, закрыв по тюрьмам. Мне кажется, что Щёлоков просто хотел чтобы милицию уважали за её необходимый и опасный труд. Понимали! И это было только справедливо. Не дешёвый пиар, в надежде на восторг, а искреннюю благодарность за службу от  сограждан, вот что хотел Щёлоков ИМХО. И так и вышло. И не могла быть иначе! Как же их, ЗнаТоКов, было не уважать и не любить? И любили, и как любили! Ждали с нетерпением выхода очередной серии. А когда выходила, то бросали все дела и смотрели не отрываясь. Благо, в то время ещё не прерывали фильм всякой идиотской, раздражающей рекламой. И с радостью встретили возобновление этого сериала. В статье, мне показался забавным вот этот  кусочек:

Артисты, игравшие Знатоков, стали ассоциироваться только с их «детективными» героями. Когда Мартынюк и Каневский вместе играли в спектакле двух заключенных, публика упорно не верила, что Знаменский и Томин могут сидеть за решеткой, и хохотала в самых драматических местах, срывая постановку. А когда Каневский уехал в Израиль на ПМЖ, ему пришлось сниматься в рекламе телефонных карточек. Сценарий был очевиден: Томин из Израиля звонил а Москву Знаменскому, который разговаривал по телефону, держа в руке бюст Дзержинского. 
8-)

0


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Легендарные ЗнаТоКи » Следствие ведут ЗнаТоКи - общее


создать форум