Герои
Знаменский
Пал Палыч Знаменский в деле № 4 («Повинную голову…»)
Павел Павлович Знаменский, Пал Палыч (в ходе сериала вырос в звании от майора до полковника юстиции) — следователь (впоследствии следова-тель по особо важным делам), квалифицированный аналитик, внимательный к деталям, а главное — отличный психолог и мастер допроса. В любом подозреваемом он видит прежде всего человека, и этим побеждает в нём преступника. Очень совестливый, мужественный и добрый человек, Знаменский обладает обострённым чувством справедливости. Иной раз («Динозавр») даже способен нарушить букву закона, чтобы поступить по совести. Показательной чертой образа Знаменского является его беседа с Шахиней в деле № 1 («Чёрный маклер»), где, отказавшись от напрашивающихся уловок и следственных хитростей, Знаменский открывает карты. Он не раз озадачивает Томина и Кибрит своим нежеланием «добивать» загнанного в угол подозреваемого. Например, в деле № 3 («С поличным») он прерывает допрос огорошен-ного Силина («Нельзя бить в самое больное место!»), а в деле № 20 («Бумеранг») — прижатого к стенке Виктора Подкидина.
В сериале Знаменский не желает ненавидеть преступника, он ненавидит лишь преступление, и искренне расстраивается, когда чьи-то вопиющие действия вызывают у него чувство ненависти. Например, в деле № 11 («Любой ценой») после того, как вскрывается подлость против Тобольцева, говорит: «Ненавижу, когда приходится ненавидеть!». Открытую ярость к подследственному Знаменский позволяет себе только в деле № 2 «Ваше подлинное имя», когда в жалком бродяге распознает холодного, расчетливого и безжалостного врага. В тех ситуациях, когда подозрения направлены против самого Знаменского («Ответный удар», «Из жизни фруктов»), он подчёркнуто устраняется от собственной защиты, объясняя это тем, что верит в систему правосудия, а если перестанет верить, то не сможет работать.
Знаменский не женат, живёт с матерью (её играет Вера Васильева) — вра-чом-психиатром — и младшим братом Лёнькой. Отец Знаменского, учё-ный-ботаник, погиб, заразившись «редкой лихорадкой». Пал Палыч явно неравнодушен к Зинаиде Кибрит; в деле № 8 «Побег» выясняется, что у них когда-то намечались серьёзные отношения, но потом все «перешло в хроническую форму». Герою дана фамилия Вадима Николаевича Знамен-ского (1931—2005), служившего в органах МВД и прокуратуры (последнее место службы — прокуратура г. Калининграда/Королева Московской области).
Александр Томин
Александр Николаевич Томин, Шурик — инспектор (впоследствии — старший инспектор) уголовного розыска. Отважный боец и артистичный импровизатор, балагур, но отнюдь не пустослов. В его обязанности входят оперативно-розыскные мероприятия, и Томин частый поставщик новых фактов. В отличие от Знаменского, Томин, как правило, не носит милицейской формы, он боец незримого фронта, и во многих фильмах цикла его задача сводится к перевоплощению — он входит в доверие к преступникам, чтобы их разоблачить («С поличным», «Ответный удар»). По словам Зиночки, Томин обладает «несносной привычкой подкрадываться как кошка».
В «ЗнаТоКах» Томин начинает карьеру капитаном, a в деле № 4 («Повинную голову») получает звание майора. Любопытно, что в соответствующей повести Лавровых «Естественная убыль» это повышение отсутствует. По воспоминаниям Леонида Каневского, Томин получает звание майора в связи с письмами на телевидение розыскников-сотрудников милиции, которые были недовольны тем, что их представитель почему-то имеет звание ниже, чем следователь. Действительно, в первых трёх эпизодах Знаменский, как старший по званию, «гоняет» Шурика, отдавая ему приказы, но с дела № 4 персонажи действуют на равных. В деле № 20 («Бумеранг») становится известно, что и Томин, и Знаменский уже следователи по особо важным делам в чине подполковников, и Томин уже не лично проводит оперативное расследование, а координирует группы из нескольких розыскников.
В основной, советской части сериала, как и Знаменский, не женат и живёт вместе с матерью — Тамарой Георгиевной (в исполнении актрисы Варва-ры Сошальской-Розалион) — в одной из квартир дома 34 на Большой Сыромятнической улице над четой пенсионеров, которые систематически просят его «ходить в мягких тапочках». В последних двух, постсоветских сериях Томин женился, имеет сына, служит в чине полковника в Интерполе и постоянно живёт в Париже.
Кибрит
Зинаида Яновна Кибрит в деле № 6 («Шантаж»)
Зинаида Яновна Кибрит, Зиночка (капитан, затем майор милиции) — эксперт-криминалист широкого профиля. Во многих делах её оценки и свидетельства с применением последних достижений науки играли решающую роль. Зиночке случалось и самой сталкиваться один на один с преступником («Шантаж»), проявляя при этом завидное самообладание и находчивость. В середине сериала вышла замуж за «умницу, спортсмена, без пяти минут доктора наук», который, однако, в сериале не появляется. Изначально Лавровы планировали любовный роман и бракосочетание между Зиночкой и Знаменским, и намёки на такое развитие сюжета сохраняются в первых фильмах цикла, однако цензоры из МВД не разрешили такой поворот, и Зиночке «подобрали» мужа на стороне. Вячеслав Бровкин вспоминает, что многие телезрители («а особенно телезрительницы») тоже были против женитьбы Знаменского.
Отмечается, что Зиночка в роли равноправного аналитика среди главных героев — необычно сильная для данного периода советской истории роль женщины, что отчасти компенсируется тем, что она говорит языком науки чаще, чем высказывает своё собственное мнение. Вместе с этим в нескольких эпизодах цикла, Кибрит явно подчёркивает превосходство мужчин. Так, в деле № 7 («Несчастный случай») она называет себя «слабой женщиной», а в деле № 5 («Динозавр») сетует о собственной оплошности «Баба — есть баба».
Актриса Эльза Леждей скончалась в 2001 году, так что в двух последних фильмах вместо Кибрит введена более молодая эксперт Китаева, ученица Кибрит, в исполнении Лидии Вележевой, а Зиночка в 23-м фильме упоминается как некоторое время назад погибшая в автокатастрофе.
Слово «кибрит» в переводе с болгарского означает «спички» (упоминается в фильме «Ваше подлинное имя»).
Начальник следственного управления
Полковник Скопин в деле № 10 («Ответный удар»)
Образ начальника ЗнаТоКов претерпевает метаморфозы по мере развития сериала. В первых делах этот образ воплощён в полковнике Скопине, на-чальнике следственного управления, которого играет Семён Соколовский. В первых фильмах цикла ЗнаТоКи действуют самостоятельно и не нуж-даются в руководящих указаниях свыше, а их начальство почти незаметно. Так, в деле № 4 («Повинную голову…») Скопин соглашается с пред-ложением Знаменского отпустить домой Маслову, в деле № 6 («Шантаж») Скопин мимолётно появляется, чтобы проявить заботу о Зиночке, которую позволила себе шантажировать банда похитителей золота с приисков, а в деле № 7 («Несчастный случай») Скопин посылает к Знаменскому журналиста. В деле № 2 («Ваше подлинное имя») Знаменский даже позволяет себе повышать голос на Скопина в разговоре с ним по телефону, когда требует отсрочки по делу (правда, то, что он разговаривает именно со Скопиным и что он частенько позволяет себе на него кричать, понятно из напечатанных повестей Лавровых, а не из самих телеспектаклей).
В деле № 10 («Ответный удар»), когда сериал впервые снимается с размахом (в цвете, в трёх сериях и в зданиях МВД), образ милицейского начальника преображается. В этом фильме цикла Скопин лично инициирует расследование и постоянно координирует взаимодействие милиции и ОБХСС, а когда над Знаменским повисает подозрение в доведении подследственного Баха до самоубийства, сам берется за расследование и доводит дело до завершения. На экране ещё один идеальный образ — образ милицейского начальника, строгого к расхитителям, но сочувствующего бывшему освободившемуся преступнику, а также подчёркнуто внимательного к витиевато выражающейся старой женщине, обращение которой к Скопину и даёт толчок всему делу. Похожий образ начальника зритель может наблюдать и в деле № 14 («Подпасок с огурцом»), где Скопин снова принимает участие в следственных мероприятиях, воспитывая молодого следователя Зыкова, которого играет Б. Щербаков. В деле № 17 («Он где-то здесь») Скопин предстаёт уже в чине генерала и справедливо рекомендует Знаменскому не затягивать прямое объяснение с женой Артамонова, Галиной.
В деле № 16 («Из жизни фруктов») образ милицейского начальства иной. Евгений Соковин из службы внутренней безопасности милиции изучает поступивший сигнал о взятке, якобы данной Знаменскому кладовщиком Малаховым, которого играет Л. Куравлёв, и по совместительству «заменя-ет начальство». Давнее знакомство Соковина и Томина оставляет определённый отпечаток панибратства на отношениях Соковина и ЗнаТоКов, и Соковин ведёт себя значительно мягче Скопина. В деле № 18 («Полуденный вор») начальником ЗнаТоКов оказывается полковник Алексеев (роль исполняет Аристарх Ливанов), который грозит героям выговором за сорвавшееся преследование угонщиков машины, а в деле № 21 («Без ножа и кастета») роль начальства достаётся безымянному генералу, которого играет Павел Морозенко. В этом фильме цикла генерал также выступает инициатором и координатором расследования, однако в отличие от предыдущих начальников и выглядит, и говорит этот генерал значительно добрее. В фильме он всё время как бы извиняется перед Знаменским за возникающие трудности и за давление партийных органов на милицию.
Другие сотрудники милиции
В связи с тем, что ЗнаТоКи чаще всего расследуют хозяйственные преступления, в сериале регулярно появляются сотрудники ОБХСС. В первых сериях цикла завсегдатай у ЗнаТоКов старший инспектор ОБХСС Михаил Константинович Токарев, которого даже называют «запасным То» вместо Томина. Его играет Анатолий Грачёв. Токарев появляется в делах № 4 («Повинную голову…») и деле № 6 («Шантаж»). В последнем из них, на фоне ЗнаТоКов он выглядит бледно — проявляет растерянность, когда узнаёт о шантаже Кибрит, составляет ненужную схему связей Миркина, устраивает засаду на Чистодела, когда тот уже мёртв, а главное, позволяет Праховой выведать у себя приметы Чистодела и шантажиста.
В деле № 10 («Ответный удар») сотрудник ОБХСС представлен более решительным и полезным персонажем капитаном Медведевым, которого играет Юрий Горобец. Медведев оказывает реальную помощь в расследовании дела. В деле № 19 («Пожар») в роли сотрудника ОБХСС Томилина дебютирует в своих в будущем многочисленных милицейских ролях Сергей Гармаш. В этом фильме Томилин на равных участвует в расследовании со ЗнаТоКами и герои не устают подчёркивать, что между ОБХСС и милицией нет никаких проблем, несмотря на трудности с «разграничением сферы влияний».
В деле № 7 («Несчастный случай»), которое связано с наездом на человека, Знаменскому помогает старший инспектор ГАИ Филиппов, которого играет Лев Дуров. В этом фильме Филиппов фактически заменяет Томина по своим функциям. Также у Филиппова эпизодическое появление в деле № 8 («Побег»), где он поздравляет мать Знаменского с юбилеем.
Ковальский
Телезрители имеют возможность проследить жизненный путь Ковальского, который находится под следствием в деле № 2 («Ваше подлинное имя»), в местах заключения в деле № 8 («Побег») и на свободе в деле № 14 («Подпасок с огурцом»). Виртуозный мошенник по кличке «Хирург», отбывая наказание, преображается в честного труженика комиссионного магазина, который в деле № 14 помогает Томину «затесаться в среду коллекционеров». Играет Ковальского Григорий Лямпе.
Структура сюжета
Тройка главных героев составляет единую команду по функциональному признаку — у каждого из ЗнаТоКов своя роль: Томин ищет улики и охо-тится за подозреваемыми, Знаменский проводит допросы и работает с документами, а Кибрит проводит технические экспертизы. Как правило, все решения ЗнаТоКов коллективные, они советуются друг с другом. Типичному для многих детективных историй индивидуальному любопытству и стремлению сыщика в «ЗнаТоКах» места почти не отведено, здесь коллективный ум работников милиции борется против коллектива преступников, и этот обоюдный коллективизм типичен для советской идеологии[1].
В отличие от типичного детектива, в большинстве фильмов цикла преступник известен практически сразу, и интрига закручивается лишь вокруг привлечения преступника к ответу — сумеют ли докопаться ЗнаТоКи до истины? Частичными исключениями являются только дела 17 («Он где-то здесь») и 19 («Пожар»), где главные «злодеи», Щепкин и Уварова, проявляются только во второй половине фильма. Неоднократно главной загадкой фильма становятся причины нелогичного поведения подозреваемого или свидетеля. Например, зрителям не сразу открываются причины необычного поведения Петрова-Федотова в деле № 2 («Ваше подлинное имя»), Власова в деле № 9 («Свидетель»), Тобольцева в деле № 11 («Любой ценой») или Кирпичёва в деле № 12 («Букет на приёме»). С другой стороны, как и принято в современном жанре сериалов, в том числе детективных, главные герои оставались совершенно неизменными в течение всего периода. Георгий Мартынюк, отзываясь о роли Знаменского, жалуется: Мне порой было даже скучновато играть эту роль, там же в характерах ничего не развивалось. ... тогда я соглашался практически на любые роли, даже особо не читая сценарий – только чтобы сыграть что-то новое, другое. Поднадоедал мне Знаменский.
В «ЗнаТоКах» много внимания уделяется психологии преступления, и характеры преступников и их пособников иногда даже затмевают собой главных героев сериала. В соответствии с идеологией сериала и поставленным в МВД задачам, Ольгa и Александр Лавровы уделяют много места исследованию механизма втягивания в преступление, при этом зритель отчасти сочувствует втягиваемым персонажам, но не сочувствует матёрым преступникам-рецидивистам, которые их втягивают. Так, в деле № 3 («С поличным») наивный Силин становится жертвой «заботы» рецидивиста Башки, в деле № 4 («Повинную голову») Маслову соблазняет не вызывающий сочувствия Кудряшов, в делах № 5 («Динозавр») и № 13 («До третьего выстрела») бывалые уголовники втягивают в преступную среду молодежь, в деле № 6 («Шантаж») жертвой пут Праховой оказывается рано осиротевший Миркин. В делах № 10 («Ответный удар») и № 17 («Он где-то здесь») втянутые в чуждую для себя преступную среду Бах и Артамонов в результате трагически погибают, а в делах № 12 («Букет на приёме») и № 20 («Бумеранг») Кирпичёву и Барсукову удаётся мужественно противостоять коварным замыслам преступников и они после некоторых колебаний твёрдо вступают на праведный путь. Характерно, что обе роли с перерывом в 9 лет играет один и тот же актёр Василий Бочкарёв. В ряде фильмов цикла внимание уделяется воспитательной работе среди персонажей, которые наблюдают за моральным падением окружающих, но не пытаются их спасти. Так, в деле № 4 («Повинную голову…») вызывает негодование утрированная наивность мужа Масловой, в деле № 11 («Любой ценой») удивляет отстраненность отца семьи Холиных, который игнорирует моральное падение сыновей, а в деле № 19 («Пожар») деловая, честная, но ни во что не вмешивающаяся Гуторская по техническим причинам сама попадает под статью из-за того, что во время не попыталась удержать от хищений свою начальницу Стольникову.
Характерен также повторяющийся из фильма в фильм образ исключительно честной женщины, которую невозможно вовлечь в преступные махинации, и она либо удерживает своего мужчину от преступной деятельности, либо отворачивается от него, когда про эту деятельность узнаёт. Зачастую муж или любовник такой женщины вынужден до последнего момента скрывать от неё свою преступную жизнь. В деле № 10 («Ответный удар») такой женщиной является жена Баха, Мария, в деле № 12 («Букет на приёме») подруга Кирпичёва — Варя Санатюк, а в деле № 16 («Из жизни фруктов») дочь директора плодоовощной базы, Лена Чугунникова, которая возмущена открывшейся двойной жизнью своей матери. В деле № 17 («Он где-то здесь») этот образ воплощен в жену Толи Артамонова, Галину, а в деле № 18 («Полуденный вор») он просматривается у Раисы Глазуновой, которая решительно отвергает Царапова, когда обнаруживается, что он вор. В определенном смысле все эти женщины — утрированные копии Шахини, Елены Романовны Шаховой, из дела № 1 («Чёрный маклер»), которая пишет анонимки на собственного мужа, когда случайно узнаёт, что тот задумал убийство, чтобы уйти от ответственности за многочисленные хозяйственные преступления. Персонаж Шахини, однако, фигура более сложная и противоречивая, и её последующие дубликаты по сравнению с ней идеальны.
Излюбленный приём Лавровых — переплетать два отдельных преступления таким образом, чтобы в концовке фильма они каким-то образом соединились. Чаще всего ЗнаТоКи, начиная расследование таких преступлений порознь, обнаруживают, что нити ведут в один и тот же рассадник «зла». Хотя первая попытка такого сюжетного хода Лавровым не удалась — повесть «Чёрный маклер» была разбита редактором и режиссёром на два отдельных дела: № 1 («Чёрный маклер») и дел № 3 («С поличным»), впоследствии этот приём был использован многократно. Так, в деле № 2 («Ваше подлинное имя») мошенник по кличке «Хирург» помогает вывести на чистую воду шпиона, который сидит с ним в одной камере, а в деле № 10 («Ответный удар») эпицентром хищения цветных металлов, которое начинает расследовать Знаменский, и квартирных краж, над которыми бьётся Томин, оказывается городская свалка. В деле № 14 («Подпасок с огурцом») и кража картин из музея, и подделка изделий Фаберже приводят ЗнаТоКов в дом Боборыкиных, а в деле № 16 («Из жизни фруктов») перекупщики с рынка, задержанные Томиным, оказываются связанными с продовольственной базой, где в роли представителя Комитета народного контроля появляется Знаменский. В деле № 18 («Полуденный вор») квартирный вор Царапов, за которым охотится Томин, в результате попадается при попытке ограбить квартиру предводителя банды угонщиков машин Пузановского, которого ЗнаТоКи тоже ловят весь фильм в связи с угонами машин, а в деле № 21 («Без ножа и кастета»), которое посвящено борьбе с проворовавшимся начальником ЖЭКа Мусницким, аферисты Алик Лямин с своей наводчицей-портнихой грабят номинальную уборщицу-миллионершу этого же ЖЭКа Соню Нарзоеву.
В сюжетах многих фильмов цикла обыгрываются противоречия между более решительным Томиным и более осторожным Знаменским. Чаще в итоге Знаменский оказывается прав. Например, в деле № 2 («Ваше подлинное имя») внимательность Знаменского позволяет распознать в бродяге шпиона, а торопливый Томин видит в нём лишь «обычного вруна и пропойцу». В деле № 12 («Букет на приёме») Томин торопится принять на веру миф о крупной сумме, хранившейся у Петуховых, а также изначально убежден в виновности Кирпичёва и Вари Санатюк, тогда как Пал Палыч «дозревает» до допроса Кирпичева и аккуратно распутывает сложный клубок. Аналогично, в деле № 17 («Он где-то здесь») Томин торопится заподозрить ранее судимого Бардина, а в деле № 20 («Бумеранг») спешит с ошибочным арестом Виктора Подкидина. Однако в другом эпизоде дела № 17 решительность Томина оказывается верной, и ЗнаТоКам по плану Томина наскоком удаётся заставить признаться Щепкина.
В кино и наяву
Цензура
Министерство внутренних дел СССР являлось заказчиком и спонсором сериала, а также являлось его главным цензором. В СССР все телевизион-ные программы цензурировались, и авторы и редакторы сериала регулярно должны были получать множество разрешений различных инстанций, прежде чем очередная серия могла выйти на экран.
Во времена Щёлокова главным цензором сериала от МВД были консультанты картины генерал Борис Алексеевич Викторов и полковник Владимир Статкус. По их требованию, например, ЗнаТоКи бросают курить, а на романе между Знаменским и Кибрит авторы вынуждены поставить крест. По воспоминанием главного режиссёра Вячеслава Бровкина: у нас было несколько консультантов, главный из которых — генерал-лейтенант Викторов, заместитель министра МВД. Викторов получал сценарий каждой серии, внимательно его прочитывал, записывая на полях свои предложения и замечания. А потом вызывал съемочную группу к себе на ковер в здание министерства на улице Огарева. Но не скажу, что с его стороны по отношению к нам принимались какие-то особо жесткие меры.
Со стороны телевидения цензуру осуществляли тогдашние председатель Гостелерадио Сергей Лапин и главный редактор Энвер Мамедов, и с ними новые серии авторы обсуждали ещё на уровне замысла[15]. Эмилия Каширникова, редактор ЗнаТоКов так описывает свои мытарства:
на сценарии приходилось получать подписи до 6-7 начальников разных организаций и служб: следственных органов, милиции, ОБХСС, пожарных. И это при том, что имелось разрешение от главного консультанта Б. А. Викторова... Существовала еще и цензура на телевидении, ее представители перед выходом в эфир визировали сценарии.
А однажды была неожиданная и неприятная ситуация, связанная уже с готовым фильмом «До третьего выстрела». В воскресенье главный консультант с внуком, который учился тогда в начальных классах, приехали смотреть готовую работу. В фильме — главная героиня (ее роль исполняла Анна Каменкова) отвечала за работу с молодежью. В финале ее убивали подростки, которым в руки попало оружие преступника. Вечером после просмотра консультант звонит авторам и требует переделать финал готового фильма, так как гибель замечательной молодой сотрудницы милиции не понравилась внуку. Долгие переговоры с консультантом привели к тому, что мы вынуждены были переснимать небольшую сцену и переозвучивать текст, который объяснял зрителям, что героиня ранена. Сколько эмоций вызвала бы истинная причина пересъемки у режиссера и актеров. Мы ведь скрывали её[10].
Начальник ЖЭКа Мусницкий делает последнюю отчаянную попытку дозвониться к своему покровителю Михаил Самсонычу в деле № 21 («Без ножа и кастета»)
После смерти Л.И. Брежнева, пришедший на его пост Ю.В. Андропов сменил руководство МВД, и консультанты сериала тоже поменялись. По воспоминаниям Александра Лаврова, однажды Андропов лично принял участие в цензурировании сериала и полностью изменил вторую часть де-ла № 17:
Сценарий фильма «Он где-то здесь» С. Г. Лапин сам прочел с нами обсудил, самолично потом поставил фильм в программу. А какой-то его же подчиненный в последний момент снял с показа, да еще обвинил Председателя Гостелерадио в... антипартийности! Повезли на дачу Генсеку Ю. В. Андропову. «Так резко еще рано», — вынес он приговор. Пришлось вторую половину детектива изобретать и снимать заново, и зрителям преподнесли сей гибрид
По воспоминаниям Эльзы Леждей, цензура МВД также следила за тем, чтобы сериал не являлся для преступников источником полезной информа-ции о работе милиции. В советское время за неимением других источников информации потенциальные преступники внимательно смотрели сериал, чтобы овладеть методами работы и знать, каких именно экспертиз стоит опасаться. Например, в начале семидесятых годов была задержана банда ростовских братьев Толстопятовых, которые, как оказалось, регулярно просматривали «ЗнаТоКов».
Влияние сериала на реальную жизнь
Обратной стороной строгого государственного контроля над телевидением являлось то, что если всё-таки какой-то сюжет допускался к эфиру, из этого можно было делать выводы об официальной государственной позиции по данному вопросу. В результате, чиновники на местах могли делать организационные выводы из транслируемых художественных произведений. Ольга и Александр Лавровы приводят такие известные им примеры, когда очередной фильм цикла имел неожиданные последствия. После выхода фильма «Подпасок с огурцом» Совет Министров СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточающее вывоз из СССР художественных ценностей. После выхода фильма «Из жизни фруктов» Министерство финансов изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы с которым обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова.
Георгий Мартынюк и Леонид Каневский считали, что «ЗнаТоКи» способствуют улучшению работы милиции тем, что создают её положительный образ. Кроме этого, многие работники МВД и создатели сериала отмечают факт падения преступности во время трансляций «ЗнаТоКов». Марк Минков также вспоминает, что работникам МВД понравилась идея тройки, которая фигурировала в сериале, и один из милицейских генералов предлагал таким образом построить реальную работу милиции.
Сериал оставил след и в популярной культуре. Например, в СССР было снято два мульфильма, кукольный и рисованный, с названием «Следствие ведут Колобки», пародирующим название цикла. Про ЗнаТоКов был снят сюжет «Улика» в 64 номере детского киножурнала Ералаш. «ЗнаТоКи» фигурировали и в фильме-комедии Леонида Гайдая «Частный детектив или Операция „Кооперация“», где тройка заметно помолодела. Позже поя-вилась публицистическая передача с участием Леонида Каневского «Следствие вели...» о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР.
Актёры и герои
Как случается с актёрами длительных сериалов, образы их героев тесно переплелись с их собственными, и многие люди прямо отождествляли Ле-онида Каневского и Георгия Мартынюка с работниками милиции. До определенной степени это делали и сами актёры, например Леонид Каневский регулярно отмечает День милиции как свой праздник. Георгий Мартынюк вспоминает: На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был — Пал Палыч Знаменский.
Георгий Мартынюк мог в последний момент обнаружить, что его авиабилет выписан на фамилию «Знаменский», а Леонид Каневский мог услышать от остановившего его инспектора ГАИ фразу «Осторожнее, товарищ Томин!». Эти обстоятельства закрыли основным актёрам другие роли в кино. В Театре на Малой Бронной от хохота зрителей срывался спектакль, где Мартынюк и Каневский играли заключенных. Увидев Знаменского и Томина на нарах, публика начинала хохотать.
В редакцию «ЗнаТоКов» приходили тысячи писем с просьбой помочь в расследовании зависших дел. Редактор цикла Эмилия Каширникова вспо-минает:
У моего стола стояли мешки с письмами. Читать многие из них было невероятно тяжело: родители просили разобраться, почему в армии погиб их единственный сын, кто его расстрелял из-за национальности; отец девочки, погибшей от лопастей моторной лодки, прислал толстую тетрадь с расчетами, доказывающими виновность того, кто управлял лодкой; мать доказывала невиновность сына — студента, обвиненного в убийстве и т.д.) Я потеряла сон, рассылая эти обращения в разные инстанции: в прокуратуру, в следственные органы, в различные министерства.
Леонид Каневский вспоминает такой случай:
Однажды прихожу я в театр перед началом спектакля. Вахтер говорит мне: там вас какая-то женщина дожидается. Подхожу, спрашиваю: вы ко мне? Она обрадовалась. И стала рассказывать свою историю. Бедняжка из Сухуми приехала. У нее там серьезные проблемы были, а местная милиция их решить не смогла. Один из родственников и посоветовал ей, мол, езжай в Москву к Томину, он точно поможет. Слушаю я ее внимательно, начинаю расспрашивать, а потом ловлю себя на мысли: что я делаю? Как я, актер, смогу ей помочь? Но помог. Дал телефон адвоката, который смог вникнуть в ее проблему и разобраться в сложившейся ситуации.
Сюжетные приёмы
Приёмом, красной нитью прошедшим через фильмы цикла, являются словесные игры с именами и фамилиями персонажей. Не только фамилии Знаменский, Томин и Кибрит подобраны Лавровыми так, чтобы сформировать акроним «ЗнаТоКи», но и имена и фамилии других разовых персонажей часто подбирались так, чтобы в середине фильма их можно было обыграть. Так, в деле № 7 («Несчастный случай»), молодой водитель такси, сбивший на тротуаре пешехода, носит фамилию Каталин, и сетует: «Докатался, Каталин!», а в деле № 20 («Бумеранг») про ошибочно арестованного в результате хитрого замысла настоящих преступников бывшего уголовника Подкидина Знаменский говорит: «И Подкидина нам подкинули». Имя-отчество вроде бы овдовевшей жены Миловидова в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») — Алёна Дмитриевна, что используется как аллюзия на строчку из Песни про купца Калашникова Михаила Лермонтова «Молодая вдова Алёна Дмитриевна». Фамилия расхитителя в деле № 1 («Чёрный маклер»), «Шахов» даёт возможность наделить его жену кличкой Шахиня, а фамилия расхитителя в деле № 16 («Из жизни фруктов»), «Васькин» обыгрывается в заголовке стенгазеты «А Васькин слушает да ест» с намёком на басню Крылова «Кот и повар». Частенько фамилия или имя персонажа его полностью характеризуют. Так, в деле № 18 («Полуденный вор») склонный к обжорству член банды угонщиков носит фамилию «Пузановский», а вор-гастролёр носит фамилию «Царапов» от слова «цап-царап», в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») «провинциальный лев» и обольститель женщин — «Валетный», а хитрый преступник, которому поначалу удаётся изобразить из себя жертву, — «Миловидов». В деле № 14 («Подпасок с огурцом») работницу сферы искусств зовут Муза Анатольевна и так далее.
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/