Ко мне, Мухтар!
Жанр - драма. Режиссёр Семён Туманов; Автор сценария Израиль Меттер
В главных ролях Юрий Никулин Алла Ларионова Юрий Белов Лев Дуров Владимир Емельянов
Оператор Александр Харитонов
Композитор Владимир Рубин
Кинокомпания «Мосфильм» Длительность 78 мин. Год 1964
«Ко мне, Мухтар!» — художественный фильм, созданный на студии «Мосфильм» в 1964 году. О взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар. Самоотверженный пёс, готовый жизнью заплатить за любовь, выручает хозяина в опаснейших ситуациях, которые чуть ли не каждый день готовит им нелёгкая служба.
Сюжет
Хозяйка бросила пса - Мухтара в вагоне поезда. Собаку подбирает инспектор-кинолог Гла́зычев. Хозяйку впоследствии нашли, но она отказывается от пса и получает 100 рублей. Постепенно Мухтар привыкает к его проводнику Глазычеву и, хоть с проблемами, но оканчивает обучение.
Начинается служба, в которой пёс с проводником преимущественно занимаются "бытовыми" делами.
Когда бывшая хозяйка усовестившись пришла проведать пса, тот бросился на неё. Животные предательства не прощают.
Во время задержания вооружённого пистолетом рецидивиста Фролова Мухтар получил два тяжёлых ранения.
Он не может нести службу, и несмотря на все его предыдущие заслуги, а так же усилия проводника, пса выбраковывают.
Глазычев ходит по инстанциям и добивается, чтобы Мухтара за заслуги оставили при питомнике.
История создания
Прототипом Мухтара стал героический пёс по кличке Султан, за десять лет ми-лицейской службы поучаствовавший в пяти тысячах операций, задержавший более тысячи преступников и нашедший похищенного имущества на общую сумму в три миллиона рублей. После смерти Султана его тело превратили в чучело и с подробным описанием заслуг выставили в Музее ленинградского уголовного розыска, который в 1959 году посетил известный советский писатель Израиль Меттер, работавший тогда над сценарием к фильму «Это случилось в милиции». Будучи большим любителем собак, Меттер заинтересовался тяжёлой судьбой этого пса и решил посвятить ему одно из своих литературных произведений. Писателя поразили не столько заслуги пса, сколько его характер и нелёгкая жизнь, как он пишет в своём рассказе «Собаки»: «Перед самым моим уходом один из работников музея рассказал мне драматический финал жизни Султана — его бесприютную тяжкую старость. Вот тогда-то и дрогнуло моё сердце. В судьбе этого пса я увидел нечто человеческое». Бывший проводник Султана, отставной майор Пётр Бушмин, согласился встретиться с писателем и поведал ему многое из жизни пса, в частности рассказал о недооценённой понятливости собак, придавая им характерные человеческие черты поведения, такие, например, как ревность или обида.
Быть может, кому-нибудь подобная точка зрения и представится порочной, — кажется, она даже имеет специальное научное наименование — антропомор-фистская, но мне решительно безразлично, к какой графе отнесёт наука мою любовь и уважение к собакам. Лично мне многое непонятно в поведении жи-вотных, а к явлениям сложным и неясным я привык относиться с уважением.
Израиль Меттер, рассказ «Собаки»
Так появилась психологическая повесть под названием «Мухтар» (автор изме-нил кличку собаки), опубликованная в 1960 году журналом «Новый мир». Повесть оказалась довольно успешной, и руководство киностудии «Мосфильм» распорядилось о её экранизации, при этом написание сценария осуществил сам Меттер.
Подготовка к съёмкам
Задолго до начала съёмок было ясно, что роль Мухтара не сможет исполнить одна собака: действие в сценарии происходит в течение семи-восьми лет, сперва Мухтар — молодой полуторагодовалый пёс, а к концу фильма ему уже около десяти лет. К тому же, животные обычно очень тяжело переносят процесс съёмок, и в любом случае необходимы были запасные собаки, способные в случае форс-мажорных обстоятельств друг друга подменять. Двух взрослых служебно-розыскных псов по кличке Урал и Байкал на всё время работы предоставило Министерство внутренних дел СССР, а третьего, самого молодого, за четыре месяца до начала съёмок «Мосфильм» приобрёл по объявлению. Собаку поселили на киностудии, кормили трижды в день и приучали к новой кличке «Мухтар» — пёс оказался излишне озорным и малопослушным, поэтому в итоге его использовали только лишь в тех эпизодах, где явно требовалось подчеркнуть молодость животного.
Несколько раз Юрий Никулин выезжал с милицией на операции, познакомился со многими проводниками розыскных собак. В качестве консультанта фильма пригласили капитана милиции Сергея Подушкина, который занимался с Никулиным так, как будто ему действительно предстояло стать работником правоохранительных органов. Актер вставал рано утром, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник — там специально для него из клеток выпускали двух собак. Чтобы они привыкли к Никулину, он сам их выгуливал и кормил. После этого актер уезжал в цирк (шли школьные зимние каникулы) и, отработав три спектакля, снова возвращался в питомник. Подготовка продолжалась более двух недель.
Производственный процесс
Съёмки начались зимой 1964 года, поэтому сначала решили снимать финаль-ные эпизоды сценария, для которых требовалась снежная погода. Местом действия был выбран подмосковный город Кашира, в первый день должна была сниматься сцена, где Мухтар со своим проводником Глазычевым идёт по следу рецидивиста, убившего колхозного сторожа, а следы бандита постоянно заметает сильная метель. Однако с этой сценой возникли серьёзные трудности, проблема заключалась в установленном на поле огромном ветродуе, мощном моторе с самолётным пропеллером, используемым для создания необходимой силы ветра, — он был слишком шумным, и собаки при его включении в ужасе разбегались. Директор фильма предложил отказаться от метели — киногруппа простаивала в течение пяти дней, и за каждый день простоя впустую уходили три тысячи рублей, но режиссёр категорически отверг это предложение. Кто-то вспомнил письмо из Киева от инженера-сантехника Михаила Длигача, который некогда прочёл «Мухтара» и прислал на «Мосфильм» свой вариант сценария для экранизации этого произведения. В письме Длигач упомянул, что является страстным собаководом-любителем, и у него есть умнейший пёс по кличке Дейк, который легко смог бы исполнить главную роль. Сценарий оказался не-умелым, поэтому тогда ему никто не ответил, но, оказавшись в затруднитель-ном положении, Семён Туманов решил вызвать этого человека из Киева и привлечь к работе над фильмом. Дейк не боялся ветродуя, неукоснительно выполнял любые команды хозяина и в плане актёрского мастерства оказался самым талантливым из всей четвёрки собак, поэтому впоследствии использовался во всех технически сложных эпизодах.
Собака, названная в честь известного художника, вместе с хозяином посели-лась на квартире Никулиных и жила там вплоть до окончания рабочего процесса. Пёс, как оказалось, к тому времени уже обладал некоторой известностью, ещё в 1959 году он выставлялся на XXIII выставке собаководов, где получил оценку «отлично», и позже вошёл в племенную книгу ДОСААФ как ДЕЙК К-252. Во время съёмок эпизода, когда Мухтару после ранения делают операцию, Дейка положили на операционный стол и включили свет, а он вдруг ни с того ни с сего начал тяжело дышать — создавалось полное впечатление больной собаки, что и требовалось режиссёру. В одном из эпизодов собака должна была выкусывать из-под когтей кусочки льда. Чтобы Дейк действовал по сценарию, его хозяин вложил между когтями животного сладкие леденцы — пёс стал вылизывать себе лапы, и в это время оператор снимал крупный план.
Весьма напряжённо проходили съёмки сцен, где Мухтар натравливался на персонажей, потому что собаки, будучи служебными, атаковали актёров в полную силу. Особенно трудно давался эпизод, в котором бывшая хозяйка, спустя несколько лет, приезжает посмотреть на пса, и тот яростно на неё нападает. Вместо актрисы, Аллы Ларионовой, решили снимать дублёршу — тело девушки обмотали пластами плотного войлока и одели в толстую шубу, Длигач стоял рядом, готовый в любую секунду остановить Дейка. Так было отснято несколько дублей, но Ларионовой они не понравились — она предложила режиссёру переснять сцену со своим участием без дублёрши. Длигач при этом сильно нервничал и бросался оттаскивать пса слишком рано, после четырёх неудачных дублей Туманов попросил двух рабочих держать дрессировщика до тех пор, пока эпизод, по его мнению, не достигнет апогея. Так отсняли пятый дубль, который в итоге и попал в финальную версию фильма. Роль бандита, ночью укравшего из магазина окорок, сыграл молодой актёр Олег Шкловский, присутствовавший в составе съёмочной группы в качестве помощника звукооператора. Другие актёры, узнав, что на них будут натравливать служебную овчарку, сразу же отказывались от роли, а Шкловский вызвался добровольцем. Сцена снималась ночью и вышла не очень эффектной — вместо полноценного задержания собака просто пробежала мимо бандита, и на этом дубле режиссёр решил остановиться, так как в темноте всё равно ничего не видно. Лев Дуров, сыгравший одного из бандитов, подвергся нападению Байкала прямо на съёмочной площадке и, по собственному признанию, чуть не лишился жизни.
Почти все летние сцены снимались под Ростовом, в качестве питомника вы-брали Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства, в музее которой до сих пор сохранился альбом с рабочими фотографиями фильма. По сюжету в финале картины Мухтар, получив тяжёлое ранение, должен был выглядеть на экране особенно несчастным и больным, для этого к задней лапе Дейка резинкой подвязали кусочек твёрдой проволоки — она легонько покалывала ногу при ходьбе, это было не больно, но достаточно неудобно. Голову пса обмотали бинтами, а шерсть, для придания ей вида старческой неряшливости, облили водой. Однако съёмки проходили в сильную июльскую жару, и шерсть на солнце очень быстро высыхала. Тогда Никулин предложил обмазать пса вишнёвым сиропом, от сиропа его шерсть слиплась, и, таким образом, получился образ старого Мухтара, одобренный режиссёром и попавший в фильм. Меттер также сочинил для сценария дополнительную сцену, в которой пёс, повизгивая от собственного бессилия, боязливо слезает с высокой лестницы. Воплотить это в кадре было крайне сложно, но, к счастью, оказалось, что Дейк в щенячьем возрасте упал с высокого подоконника, после чего стал бояться высоты. Его на руках занесли на верхнюю площадку лестницы, откуда он по команде Длигача медленно сползал вниз к ногам Никулина, дрессировщик при этом стоял сбоку вне кадра и командовал.
Создатели фильма
Съёмочная группа
Автор сценария — Израиль Меттер
Режиссёр — Семён Туманов
Оператор — Александр Харитонов
Художник — Георгий Колганов
Композитор — Владимир Рубин
Дирижёр — Г. Дугашев
Дрессировщики — Михаил Длигач, Владимир Круковер
Консультант — Сергей Подушкин
Звукооператор — И. Майоров
Помощник звукооператора — Олег Шкловский
Костюмы — Л. Мочалина
Грим — Л. Назарова
Монтаж — В. Кулагина
Редактор — Л. Цицина
Директор картины — М. Гершенгорин
В ролях
Юрий Никулин — младший лейтенант Глазычев
Владимир Емельянов — начальник питомника
Леонид Кмит — Степан Дуговец
Юрий Белов — Ларионов
Алла Ларионова — Маша, бывшая хозяйка Мухтара
Фёдор Никитин — ветеринарный врач Зырянов
Николай Крючков — комиссар милиции
Сергей Голованов — адмирал Колесов
Лев Дуров — рецидивист «Рыба»
Иван Рыжов — капитан милиции Рыжов
Ия Маркс — бабка Феди
Екатерина Савинова — Верочка
Тамара Логинова — жена Глазычева
Юрий Медведев — дворник Федя
Владимир Гуляев — капитан милиции
Вадим Захарченко — следователь
Лидия Савченко — Галинка
Валентин Брылеев — оперативник
Премьера фильма состоялась 3 декабря 1965 года, и, по данным сайта Internet Movie Database, в Советском Союзе картину посмотрели 29,6 млн зрителей. После выхода фильма на экран кличка «Мухтар» среди собак стала встречаться гораздо чаще, например, по аналогии с героем фильма своего пса назвала Эдита Пьеха. Известны также случаи, когда реальные псы по кличке Мухтар самоотверженно помогали милиционерам, например, в Подмосковье собака с таким же именем участвовала в спасении трёх провалившихся под лёд людей, в Башкортостане при обыске частного дома верный Мухтар по команде инспектора первым прыгнул в тёмный подвал и во время задержания преступника погиб от удара топором. Можно считать, что с годами эта кличка стала нарицательной, обозначая смелых, бесстрашных собак, готовых ради благородного дела рискнуть своей жизнью.
19 апреля 2002 года «Ко мне, Мухтар!» получил премию российского (ныне международного) кинофестиваля «Золотой клык», как один из лучших филь-мов с участием животных, олицетворяющий собой честь и славу отечественно-го кинематографа. Киновед Сергей Кудрявцев назвал фильм самой популярной отечественной лентой о прочной и нерушимой собачье-людской дружбе, а также подчеркнул некоторую авторскую иронию, существующую вопреки криминально-мелодраматическому сюжету, которая, ко всему прочему, дополняется удачной игрой Никулина: «Будучи цирковым клоуном, он общается на экране с четвероногим партнёром не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором».
Спустя сорок лет по телевидению стартовал сериал под названием «Возвращение Мухтара», главным героем которого точно так же выступила восточноевропейская овчарка Мухтар, помогающая милиционеру в раскрытии преступлений.
Интересные факты
Дейк умер через три года после окончания съёмок, оставив после себя сына, тоже Дейка. Михаил Длигач выдрессировал этого пса не хуже предыдущего и мечтал о создании продолжения фильма, однако второй части так и не сужде-но было появиться. Позже собаковод эмигрировал в США, где провёл остаток жизни.
Обращает внимание значительное совпадение сюжетов фильма «Ко мне, Мух-тар!» и американского «К-9» (1989), вплоть до того, что можно говорить о плагиате (возможно, невольном). Так, например, в обоих фильмах присутствует сцена, когда собака ревнует главного героя к его женщине, эпизоды ранения и разговоров главного героя со своим псом, так как если бы он был человеком, который всё понимает.
68 минута фильма. Съёмки проходили на территории, где сейчас находится МГИМО. Видны пятиэтажки и школа № 324, вентиляционный канал перегона метро Проспект Вернадского—Юго-Западная.
Материал о реальных кинологах:
Кинологические подразделения МВД СССР.
- Подпись автора
Стоим на страже. Наш сайт: http://sovet-miliziy.narod.ru/