Все знают о героическом подвиге крейсера "Варяга", но далеко не все о том, что гибель крейсера и канонерки явилось результатом обыкновенного раздолбайства. Еще перед войной адмиралы Морского министерства докладывали, что без особого труда уничтожат японский флот, а если надо, то могут "устроить" второй Синоп. Император им поверил, а тут сразу такое невезение! При Чемульпо потеряли новейший крейсер, а под Порт-Артуром получили повреждения 3 корабля — эскадренные броненосцы "Цесаревич", "Ретвизан" и крейсер "Паллада". И вина тут усматривается в первую очередь наместника императора на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. А. Алексеева и старшего флагмана Тихоокеанской эскадры вице-адмиралы О. А. Старка. Вся обстановка свидетельствовала о том, что вот-вот начнется война с Японией. Но они, вместо того чтобы подготовиться к отражению внезапного нападения противника, проявили полную беспечность, а если точнее — преступную халатность.
Готовность флота была низкой. Крейсер "Варяг" они сами загнали в ловушку. Для выполнения задач, которые они поставили кораблям-стационерам в Чемульпо, достаточно было послать старую канонерскую лодку "Кореец", не представлявшую особой боевой ценности, а не использовать крейсер. Когда началась оккупация японцами Кореи, они не сделали для себя никаких выводов. У капитана "Варяга" В. Ф. Руднева тоже не хватило смелости принять решение об уходе из Чемульпо. Как известно, инициатива на флоте всегда была наказуема.
По вине Алексеева и Старка в Чемульпо были брошены на произвол судьбы "Варяг" и "Кореец". Любопытная деталь. При проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в Чемульпо миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой. Однако в действительности этого не произошло.
Крейсер был затоплен, а не взорван и его быстренько подняли японы , после чего он совершил переход из Чемульпо в Сасебо, где был введен в строй и более 10 лет плавал в японском флоте под названием "Сойя", пока его не купила Россия.
затопленный крейсер при отливе.
японы на борту затопленного Варяга
поднятый Варяг
отремонтированный крейсер в составе японского флота
Подвиг одного - это почти всегда или глупость или преступление другого.....
Тема о флоте:
Советский, российский ВМФ
- Подпись автора
В советской школе было два правильных предмета.
НВП учила как стрелять, а история - в кого.