Хочу написать о книге "Жажда справедливости". На меня она произвела просто ошеломляющий эффект! По многим причинам. Возможно, сила воздействия повествования очень сильна, потому что автор Юрий Щеглов писал так, что с первых слов я подумала, что он описывает события к которым был сам причастен. Это, несомненный талант, умение пропустить ощущения и переживания человека током по своим нервам, по своей крови, и на какое-то время стать тем, о ком он писал. Писал так, как рассказывает друг, близкому другу о себе, искренне, честно, без рисовки и без желания как-то хоть в малой степени себя превознести, или выглядеть героем.
Так что же меня ошеломило? Разве я ничего не читала о том времени, не видела фильмы? Но в тех книгах и фильмах всегда ощущалась некая лакировка, что ли, диктат конъюнктуры и бравурные нотки. В "Жажде справедливости", этого нет. Есть живой человек с его пониманием жизни, пониманием долга и чести, с сомнениями и поиском правды. В то, такое дикое, страшное время! Кто враг, а кто друг в это смутное время, так трудно разобраться. Враг ли женщина, которая проковыряла мешок с мукой, чтобы отсыпать голодным своим детям горсть муки? И друг ли тот, кто был назначен революционным правительством, на удержание порядка в районе, стал его бессовестно грабить для своей выгоды, и роскошной жизни? А кто крестьяне, которым советская власть дала землю, и теперь они немыслимо подняв цену на зерно, наживаются на голоде людей?
У героя книги, совсем ещё молодого парня, всего 18 лет, кажется нет дел, которые его не касаются. Бабий бунт, и он едет туда! Разобраться с "кулаками" и он там! Банды, дезертиры, анархисты, да всего не перечислить. Голодные, плохо одетые, не знающие отдыха, эти люди свято верили в торжество справедливости, и готовы были умереть в борьбе за это. Вот несколько небольших кусочков из книги.
Революция — это, во-первых, жажда справедливости, а во-вторых, это люди. Лю-ди! И ничего больше. Революция — это святое, но люди — не святые, не ангелы. Сообразил разницу? Люди есть люди.
И вот ещё рапорт главного героя, Крюкова:
«Если строить анархию, то тогда ты, товарищ Скоков, прав,— без разгона, с места в карьер приступил Крюков, находясь целиком под впечатлением от заседания коллегии, — но если строить республику рабочих и крестьян, если строить новую власть и новое государство, а не Византийскую империю, то тогда прав я. Революция есть стихия, с чем не стану спорить, но за первым ударом бури должен устанавливаться железный порядок, который необходим повсюду. Ответственность перед законом — невзирая на должность лица. Это — что до моей общей позиции и замечаний со стороны тов. Тункеля. — Он яростно отвергал упреки председателя дисциплинарной тройки в нескромности и менторстве.— Люди есть люди, но люди разные попадаются, а правда одна. На всех одна. Ее столько, сколько положено, и ни на грамм она ни тяжелее, ни легче. Как говорится, ни убавить, ни прибавить. На то она и правда.
Мне на курсах растолковали про кодекс византийского императора Юстиниана I. Называется — Корпус юрис цивилис. Замечательную роль сыграл этот Корпус и в формулировке наших революционных законов. Но в чем состояла ужасная ошибка Юстиниана и всех прочих Юстинианов в разных государствах? Их законы, в том числе и Корпус юрис цивилис, исполнялись дурно или вовсе не исполнялись. Каждый властелин старался издать закон получше и выставить себя покрасивее, а в жизни не прекращал злодействовать да еще кивать на сторону: мол, я готов исполнить, но не дают, черти драповые, не слушаются такие-разэтакие, вот я и вынужден злодействовать, а перестань они супротив идти, и я закон исполню.
Закон же у нас с октября 1917 года даден, чтоб его исполнять постоянно. Всегда и всем! Исполнение закона не прихоть. До тех пор, пока закон не приостановлен, он обязан руководить любыми действиями властей. В Корпусе юрисе цивилисе много чего гуманного есть, а много ли доброго и справедливого видел византийский народ? Несогласных в яму швыряли, где дикий тигр кровожадно их терзал на части. Разве у Юстиниана написано где, чтоб в яму швырять? Нынче наступила пора исполнить правильно закон и мудрость великих философов и революционеров от Жан Жака Руссо и Эразма из Роттердама до Маркса и Ленина, воплотить в нашу обыкновенную крестьянскую жизнь.
И ещё, статья в газете об образовании. Это можно было бы сказать и об отношении к истории.
«К вопросу о преподавании истории в трудовой школе». Вот что он обвел красным карандашом: «Не надо забывать, что школа прежде всего учреждение научное. Она не должна и не может подчинить свое преподавание каким-либо частным целям, выбирать, например, из массы исторических фактов одни и отрицать другие. Прав т. Луначарский, когда говорит, что как неправильно, когда учителя- монархисты собирают все, что говорит во славу королей и против республиканского режима, так неправильно, когда республиканец собирает все, что может представить королей чудовищами, и старается выдвинуть все, что говорит за республиканский строй. И в том и в другом случае нет преподавания истории, есть только стремление насиловать волю и естественное развитие интеллекта подростка или ребенка, пользуясь его невежеством и представляя пред ним факты в одностороннем освещении».
Кто ещё не прочитал, прочтите эту книгу! Она стоит того, чтобы её читали.