Сегодня:

От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Читальный зал » Щеглов Ю.М. "Жажда справедливости"


Щеглов Ю.М. "Жажда справедливости"

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Аннотация: "Жажда справедливости" Юрия Щеглова - единственное художественное произведение, в котором объективно раскрыта деятельность народного комиссариата внутренних дел. Кроме того, "Жажда справедливости" -  единственное художественное произведение и в том плане, что оно раскрываетреальное назначение НКВД (регионального).В повести идет речь о судьбе одного из инструкторов- следователей наркомвнудел Северной области. К сожалению, в журнальном варианте многие части авторского материала из публикации исключены. В частности, удалены характеристика назначения наркомата внутренних дел, сцена расстрела разоблаченного наркомвнудельцем захребетника и еще ряд эпизодов.  Тем не менее, и в урезанном варианте, повесть объективная и очень искренняя.

Сама повесть расположена здесь:
Литература по периоду 1917 - 1930 годов

Ещё не дочитала, но уже в таких ощущениях, что стихом (как ранее планировали) тут не получится взять! Здесь надо сценарий писать. У меня как будто глаза открываются на то, на что раньше я смотрела как на давно известное и понятное, но, оказывается, всё было не так! Сейчас не могу внятно описать свои ощущения и перерождение в мозгах, но то, что тут такой материал, что сжимать его до уровня стиха, это ничего не сказать. Я, конечно, ещё не дочитала. Мои каникулы оказались слегка перегружены тем, что на них намечено сделать. Потом более точно напишу. Но вещь сильная!
Кстати, вот медаль того самого наркомата, где проходит службу Александр Крюков - главный герой повести:
Медаль НКВД Северной области

Аудиокнига: http://abook-club.ru/audiobook=25579

Автор: Щеглов Юрий. Заголовок: Жажда справедливости. Исполнители: Козий Николай

Чтобы скачать файл, нужно зарегистрироваться на торренте!

Вот еще ссылка: http://depositfiles.com/files/ohh69ven5
Осторожно! есть основания не доверять этому сайту... Если уже раньше скачивали с него, то можно попробовать ...

0

2

Лариса, автору - Юрию Варшаверу спасибо. Я честно сказать, такого понимания, да и изложения, сути эпохи, как в его художественной книге, практически не встречал. Вернее не сколько всей эпохи - сколько характера зарождающейся цивилизации. Правда, мне посчастливилось с полным, а не журнальным вариантом.
Вот справка:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Варшавер,_Юрий_Маркович

0

3

НЕВЕРОЯТНО!!!! Полное ощущение, что писал участник описываемых событий! Редчайший талант!  Ладно, мне надо прекратить фантанировать эмоциями и дочитать книгу. Потом уже напишу обо всём.

0

4

Юрию Марковичу, кроме таланта, повезло еще и с материалом.Родственники  "прототипа" главного героя передали писателю его бумаги, личный архив. Судя по содержанию повести, полагаю, что Юрий Маркович, кроме полученных бумаг, не поленился и в архивах (фонде) наркомата внутренних дел покорпеть.

0

5

Стражник написал(а):

Судя по содержанию повести, полагаю, что Юрий Натанович, кроме того, не поленился в архивах наркомата внутренних дел покорпеть

Это, конечно, большая заслуга и немалый труд. Но без умения писателя стать тем о ком ты пишешь, влезть не только в шкуру героя, но и в мысли и в душу, чувствовать всё, дышать с ним, это мало кому дано, это и есть талант писателя. И опять, увы, увы, мало кто о нём у нас знает. Сорокина, с его "Голубым салом", знают почти все, а... Впрочем, надоело причитать по этому поводу.

0

6

Хочу написать о книге "Жажда справедливости". На меня она произвела просто ошеломляющий эффект! По многим причинам. Возможно,  сила воздействия повествования очень сильна, потому что автор Юрий Щеглов писал так, что с первых слов я подумала, что он описывает события к которым был сам причастен. Это, несомненный талант, умение пропустить ощущения и переживания человека током по своим нервам, по своей крови, и на какое-то время стать тем, о ком он писал. Писал так, как рассказывает друг, близкому другу о себе, искренне, честно, без рисовки и без желания как-то хоть в малой степени себя превознести, или выглядеть героем.
Так что же меня ошеломило? Разве я ничего не читала о том времени, не видела фильмы? Но в тех книгах и фильмах всегда ощущалась некая лакировка, что ли, диктат конъюнктуры и бравурные нотки. В "Жажде справедливости", этого нет. Есть живой человек с его пониманием жизни, пониманием долга и чести, с сомнениями и поиском правды. В то, такое дикое, страшное время! Кто враг, а кто друг в это смутное время, так трудно разобраться. Враг ли женщина, которая проковыряла мешок с мукой, чтобы отсыпать голодным своим детям горсть муки? И друг ли тот, кто был назначен революционным правительством, на удержание порядка в районе, стал его бессовестно грабить для своей выгоды, и роскошной жизни? А кто крестьяне, которым советская власть дала землю, и теперь они немыслимо подняв цену на зерно, наживаются на голоде людей?
У героя книги, совсем ещё молодого парня, всего 18 лет, кажется нет дел, которые его не касаются. Бабий бунт, и он едет туда! Разобраться с "кулаками" и он там! Банды, дезертиры, анархисты, да всего не перечислить. Голодные, плохо одетые, не знающие отдыха, эти люди свято верили в торжество справедливости, и готовы были умереть в борьбе за это. Вот несколько небольших кусочков из книги.

Революция — это, во-первых, жажда справедливости, а во-вторых, это люди. Лю-ди! И ничего больше. Революция — это святое, но люди — не святые, не ангелы. Сообразил разницу? Люди есть люди.

                 И вот ещё рапорт главного героя, Крюкова:

«Если строить анархию, то тогда ты, товарищ Скоков, прав,— без разгона, с места в карьер приступил Крюков, находясь целиком под впечатлением от заседания коллегии, — но если строить республику рабочих и крестьян, если строить новую власть и новое государство, а не Византийскую империю, то тогда прав я. Революция есть стихия, с чем не стану спорить, но за первым ударом бури должен устанавливаться железный порядок, который необходим повсюду. Ответственность перед законом — невзирая на должность лица. Это — что до моей общей позиции и замечаний со стороны тов. Тункеля. — Он яростно отвергал упреки председателя дисциплинарной тройки в нескромности и менторстве.— Люди есть люди, но люди разные попадаются, а правда одна. На всех одна. Ее столько, сколько положено, и ни на грамм она ни тяжелее, ни легче. Как говорится, ни убавить, ни прибавить. На то она и правда.
Мне на курсах растолковали про кодекс византийского императора Юстиниана I. Называется — Корпус юрис цивилис. Замечательную роль сыграл этот Корпус и в формулировке наших революционных законов. Но в чем состояла ужасная ошибка Юстиниана и всех прочих Юстинианов в разных государствах? Их законы, в том числе и Корпус юрис цивилис, исполнялись дурно или вовсе не исполнялись. Каждый властелин старался издать закон получше и выставить себя покрасивее, а в жизни не прекращал злодействовать да еще кивать на сторону: мол, я готов исполнить, но не дают, черти драповые, не слушаются такие-разэтакие, вот я и вынужден злодействовать, а перестань они супротив идти, и я закон исполню.
Закон же у нас с октября 1917 года даден, чтоб его исполнять постоянно. Всегда и всем! Исполнение закона не прихоть. До тех пор, пока закон не приостановлен, он обязан руководить любыми действиями властей. В Корпусе юрисе цивилисе много чего гуманного есть, а много ли доброго и справедливого видел византийский народ? Несогласных в яму швыряли, где дикий тигр кровожадно их терзал на части. Разве у Юстиниана написано где, чтоб в яму швырять? Нынче наступила пора исполнить правильно закон и мудрость великих философов и революционеров от Жан Жака Руссо и Эразма из Роттердама до Маркса и Ленина, воплотить в нашу обыкновенную крестьянскую жизнь.

                 И ещё, статья в газете об образовании. Это можно было бы сказать и об отношении к истории.

«К вопросу о преподавании истории в трудовой школе». Вот что он обвел красным карандашом: «Не надо забывать, что школа прежде всего учреждение научное. Она не должна и не может подчинить свое преподавание каким-либо частным целям, выбирать, например, из массы исторических фактов одни и отрицать другие. Прав т. Луначарский, когда говорит, что как неправильно, когда учителя- монархисты собирают все, что говорит во славу королей и против республиканского режима, так неправильно, когда республиканец собирает все, что может представить королей чудовищами, и старается выдвинуть все, что говорит за республиканский строй. И в том и в другом случае нет преподавания истории, есть только стремление насиловать волю и естественное развитие интеллекта подростка или ребенка, пользуясь его невежеством и представляя пред ним факты в одностороннем освещении».

Кто ещё не прочитал, прочтите эту книгу! Она стоит того, чтобы её читали.

+1

7

Согласен с Ларисой в оценке характера повести: для конца 80-х годов Ю. Щеглов представил именно не лакированную картину. Замечу, что полный (не журнальный) вариант повести все же по жестче. И при этом, еще суровей было время действия, представленное в данном произведении. Причем автор показывает его драматизм, его надежды и жестокость без обращения к наиболее жутким реалиям тех лет. Думаю, приведи Щеглов факты, которыми он, надо полагать, располагал - для современников повесть утратила бы элемент реализма, превратилась в искусственно нагнетаемую "страшилку". Все же, люди современники Ю. Щеглова, были совершенно не готовы к восприятию реальной картины во всей ее правде. О подобном эффекте писал С. Довлатов, намеренно не включивший в свою "Зону" особо бесчеловечные эпизоды, свидетелем которых ему довелось оказаться.
И то, что Ю. Щеглову удалось создать убедительную картину реальности, передать атмосферу эпохи - его безусловное художественное дарование.

+1

8

Стражник написал(а):

Согласен с Ларисой в оценке характера повести: для конца 80-х годов Ю. Щеглов представил именно не лакированную картину.

Вот именно!!! Не в наше время, а в 80-х годах вышла эта книга. Как её пропустила цензура? Удивляюсь. Не желательно было плохо писать о тех, кто состоял в партии, даже о тех, кто пролез туда как крыса, только для того, отгрызть себе кусочек пожирнее. Сами же знаете сколько было там приспособленцев, а по сути своей врагов, только разрушающих веру в партию и коммунизм. Цензура же исходила из мнения, что если писать о недостойных членах партии, то люди потеряют веру в неё, пропадёт авторитет. И в этом ошибались! Нельзя долго людям лгать! Вообще нельзя! Но это уже другая тема.

+1

9

По мне, главное в повести не кошмары рождения нового мира, а искренность веры в него. Саша Крюков верит в марксовы умозаключения с раннехристианской одержимостью. И все мерзости становления страны Советов для него не отрицание нового мира, а досадные помехи полноценному приближению к большевистски понимаемому Царству Божьему.

0

10

Да, Стражник, соглашусь с тобой. Вот на таких ребятах как Саша Крюков мир и держится. С чистой душой и благородными порывами с верой в справедливость и с пониманием долга и чести.

0

11

Лариса, все же Саша Крюков, при всей своей искренности, чрезвычайно беспомощен. То, что он из всех передряг (в книге, даже из последнего задания от Юденича товарищи вытаскивают его тяжелораненым, но не добитым) он выходит живым, это счастливая случайность, а никак не закономерность. Причем, если он уцелел в схватках на Сортировочной, то не факт что его не "поставили бы к стенке" подчиненные того же Оскара Тункеля. Понимаю, что старшему товарищу инспектора Крюкова пришлось буквально вытягивать своего подчиненного из под расправы. И то, что САшу удалось спасти - чрезвычайно редкое по стечению счастливых обстоятельств событие. Трагичность сюжета - насколько же не защищен искренний адепт революции, насколько он, фактически, в своей искренности, одинок.

0

12

По судьбе главного героя - в цикле романов "Адъютант его превосходительства" у Павла Кольцова прослеживается примерно такая же нить, как у Саши Крюкова, когда он оказывался врагом для обеих сторон, и только вмешательство самого Дзержинского спасало его от неминуемого расстрела за мягкотелость к "врагам революции".  Да и есть такая версия, что Василия Ивановича Чапаева тоже помогли угробить белобандитам "товарищи", которым не по нраву был Бог в сердце у Чапая.

0

13

Стражник написал(а):

Саша Крюков, при всей своей искренности, чрезвычайно беспомощен. То, что он из всех передряг (в книге, даже из последнего задания от Юденича товарищи вытаскивают его тяжелораненым, но не добитым) он выходит живым, это счастливая случайность, а никак не закономерность

Знаешь, на мой взгляд, спорное утверждение. В чём беспомощность? Ему дают задание, порой, кажется, что невыполнимое, опасное, а он с ним справляется. Значит есть внутри тот стержень,  который помогает ему всё преодолеть и выстоять. И это в его 18 лет! Эти люди своей убеждённостью и жаждой справедливости, кажется могли горы двигать. И какая может быть в смутные времена закономерность? Это же не фильм "Крепкий Орешек", где герою фильма, изначально сценаристом и режиссёром обеспечено выходить из всего живым и победившим. А на войне, как на войне. Несколько раз чудом уцелел. А потом погиб. А сколько их погибло? Не сосчитать!
Но в чём, действительно, была уязвимость, так это в свободомыслии. Фанатики не терпят тех, кто не так как они, сразу и навсегда принимают как аксиому, что хорошо, и что плохо, а смеют рассуждать. И даже подвергать сомнению то, что по мнению фанатиков свято и не может быть прикосновенно ни чем, даже мыслью. Всё-таки интересное явление--фанатизм. С одной стороны фанатично преданные люди часто являются опорой и двигателем любого дела или идеи. С другой, они готовы растерзать и сожрать всех, кто хоть на йоту отклонился, в мыслях ли, в делах. И не важно почему отклонился, всё равно, воспринимается как предательство и чуть ли не святотатство. И по моему мнению, вреда от них всё же больше, чем пользы.
Никто так не опорочил, не очернил католическую церковь как Торквемада. А он был истинно и горячо верующим человеком и не жалея сил и здоровья бился за чистоту и святость церкви. Охранял её как пёс цепной от скверны и греха. Но в своём рвении дошёл до бесчеловечного истребления людей. Забыв, что сам Христос говорил: "Не убий!" Мне очень запомнился один случай: знатная, очень богатая дама потеряла мужа. Во время похорон ей стало плохо, она потеряла сознание, и чётки с крестиком выпали из её рук на землю. И её тут же объявили ведьмой--она уронила на землю крест! Знатная, богатая родня, ни уговорами, ни деньгами не смогла выручить несчастную. Под страшными пытками она оговорила себя и её сожгли. А её богатства, как и положено было,  забрала себе церковь. Рядом с фанатиками всегда где-то рядом трутся прагматики-приспособленцы, которые знают как и кому надо поддакивать, лгать, изворачиваться, надевать личину, и умело обогащаться за счёт чужих идей. Сам Торквемада носил рубище, ходил босой, спал на соломе и питался хлебом и водой. И не видел, что те, кто со всем соглашаются, помогают ему, и активно ищут ведьм, на самом деле ищут золота. А  Торквемада превращался в демона. На долгие годы опозорив церковь своими сатанинскими деяниями. И в революцию было что-то наподобие. Иногда фанатик был страшнее врага.  А такие как Саша Крюков, понимая свою правду и следуя ей, не могли извиваться ужом, и этим, действительно, могли быть уязвимы.

+2

14

В чём беспомощность?

Лариса, согласен с поправкой, здесь я оговорился. Имел ввиду не беспомощен, а беззащитен. Беспомощен в способности к самосохранению.

0

15

Стражник написал(а):

Имел ввиду не беспомощен, а беззащитен. Беспомощен в способности к самосохранению.

Это можно сказать о любом. Любого, при желании и определённых усилиях можно раздавить как клопа. Способность к самосохранению, тоже не гарантия. А уж тем более кто движим идеей, те вообще о себе не думают. Не помню кто сказал, что есть люди-факелы, которые сгорают,   освещая путь идущим за ними.
Мало таких людей. И мне жаль, что такие сгорают. Лучше бы жили. И как можно дольше.

+1

16

Судьба главного героя повести может восприниматься через многие аспекты. Например, аспект идеологический ...
Отмечу, что согласно повести А. Крюков считает себя социал-демократом (большевиком). Как минимум, по убеждением.
Но, усвоить марксизм и сознательно выбрать именно это учение среди все прочих - задача для 17 летнего юноши непосильная.
При том, что он должен был выбрать именно большевизм из всех прочих течений. А еще существовал марксизм воспринятый эсерами. Был меньшевистский марксизм. И еще различные интерпретации.
Среди  тех же большевиков шли ожесточенные споры о марксизме. В числе прочего, отошло от генеральной линии течение т.н. "левого коммунизма". Но, левый коммунизм - это не тот марксизм, что был интерпретирован в троцкизм, хотя они имеют много общего. Известно бухаринское толкование марксизма. И не только бухаринское ...
Ленинский марксизм до 1917 года серьезно отличается от его же толкований после 1917 года.
И что какое именно из множества течений мог сознательно  выбрать 17-летний парень? Тут выпускнику политологического факультета разобраться - та еще задача. А Сашу бросает - из побоищ на Сортировочной, в борьбу с проституцией в Петрограде - а оттуда - по горячим точкам губернии, от одной к другой. Вера в справедливость у парня была искренней, и сам он считал собственные представления марксизмом-большевизмом. Но реальность то определялась не только представлениями нашего героя, а еще и иными критериями.
Итак, об остальных критериях. В чем заключается деятельность героя повести, каков его официальный статус? Если идти по Марксу, то этот статус может быть только избранный трудящимися представитель какой либо формы народовластия. Ибо, пролетарская революция должна была уничтожить всякую государственность, что бы в этом убедиться, достаточно в дореволюционные труды В. И. Ленина заглянуть. Но, что мы видим на деле?  Большевики не то что бы уничтожают государственность, а воссоздают кабинет министров в форме Совета народных комиссаров. Эта мера, кстати, возмутила многих марксистов и привела в тому, что от большевизма откололись левый коммунизм, а в последствии и троцкизм. Так мало того ... Реакционнейшим ведомством России считалось Министерство внутренних дел. И большевики воссоздают и его - в лице одноименного народного комиссариата.
Народный комиссариат внутренних дел имел назначение, аналогичное царскому министерству - организация, обеспечение функционирования государственной власти на местах Определения НКВД РСФСР - сборка. Для этого, в областях и губерниях создались местные органы наркомата - областные народные комиссариаты, либо губернские отделы управления. (например: Отдел управления Орловского ГУБИСПОЛКОМА). По сути, эти органы - аналог губернских правлений в Российской империи. Так вот, именно в одном из таких аналогов и служит инструктором -инспектором (большевистский аналог чиновника) Александр Крюков ... То есть, фактически, герой повести проходит свою службу на должности, аналогичной чиновнику для особых поручений при министре внутренних дел.

0

17

Замечательная книга, объективная и написана хорошо, тоже прочитал "в один присест". А по главному герою - Александру Крюкову, очень выразительно показано смещение идеологии и здравого смысла. Парень уверен, что он правильный ленинец и действует в соответствии со своей убежденностью. В тоже время, многие его поступки продиктованы сугубо здравым смыслом и фактически идут в разрез с марксизмом. Один из примеров - местный ревком ликвидирует частные чайные, что с точки зрения марксизма абсолютно правильно. Саша Крюков анализирует ситуацию, и приходит к выводу, что действия местных властей чистая дурь и явный вред. Зачем искоренять частный сектор, когда иных средств жизнеобеспечения нет?! И это справедливо, но противоречит большевистской программе. Вот такой эпизод.
Кстати, свой логин подобрал именно из книги Ю. Варшавера (Щеглова).

Ответвление темы:
По поводу концепции форума

0

18

Страж спрашивает: что по эпизоду с буржуазным спецом думаешь?

Думаю, что тоже показательная ситуация. Инспектор НКВД А. Крюков убеждается, что безусловный противник советской власти, не то что состоит на советской должности, но и продолжает роскошествовать в собственном дворце. Причем у этого контрика - спеца, явная поддержка в высших властных кругах Советской России. Пытаясь восстановить справедливость, Саша Крюков наживает себе репутацию скандалиста и юнца способного замахиваться на линию партии. Вот здесь Саша Крюков стоит за большевистскую программу, согласно которой представителям буржуазии нельзя доверять руководящих постов в пролетарском государстве. Кстати, мало того, что программа, Конституция РСФСР 1918 года тоже требовала классовой чистоты.
Но на практике то, Л. Троцкий к тому моменту уже добился для себя права не то что принимать буржуазных специалистов на службу, но и заставлять их служить силой, пусть они и "ненавидят пролетариат". Троцкого, здесь, как и в большинстве иных вопросов, полностью поддержал В. Ленин. Так что, в эпизоде с буржуазным спецом, А. Крюков противопоставил себя политике партии. Что характерно - противопоставил путем требования выполнить положения программы РСДРП(б) и Конституции страны.

Отредактировано Наркомвнуделец (2013-08-03 22:46:44)

0

19

Лариса, ты же помнишь, что пресловутый спец пользовался своим положением в открытую, так как большевистская политика в отношении привлечения "бывших" была гласной. А США всю прослушку/слежку вели втихую, издавая при этом истошные вопли, из разряда: "Россия вновь проигнорировала очередное священное право цивилизованного человека!!!!". "Северная Корея не представила общественности ни одного борца за права ЭТИХ!!!"
Кроме того, Крюкова конечно, пропесочили, но позицию его поняли и даже взыскания не вынесли. А вот если Сноуден попадет в цепкие руки самой великой демократии мира ... При всей его правоте, в лучшем случае - упекут пожизненно.

А вообще, Наркоматский может подумать, что у нас уход от заявленной темы обсуждения - норма жизни. То Сержант уводит разговор в общие принципы большевизма По поводу концепции форума в контексте ленинизма, теперь ты на тему Сноудена свернула.

0

20

Крепко держит эта книга. Всё время мысленно возвращаюсь к ней. И к мечте когда-нибудь снять по этой книге фильм. Мечта почти утопическая, но бывают же чудеса на свете. Но я сейчас о другом, вот подумалось мне, а возможно ли сейчас, когда свидетели тех событий уже покинули этот мир, написать что-то подобное?

Стражник написал(а):

Юрию Марковичу, кроме таланта, повезло еще и с материалом.Родственники  "прототипа" главного героя передали писателю его бумаги, личный архив. Судя по содержанию повести, полагаю, что Юрий Маркович, кроме полученных бумаг, не поленился и в архивах (фонде) наркомата внутренних дел покорпеть.

Архивы, это понятно. Не везде, например меня, пустят, но как члену Союза писателей, в принципе, где-то можно будет почитать документы из архива. Но! Если речь обо мне, то сразу скажу, у меня мозги не так заточены, чтобы такие серьёзные книги писать. Даже не возьмусь. И не помышляю. Но вот, если кто-то захочет и сможет, как думаете, достаточно ли будет того, что писатель найдёт в архивах? Вот, только что мысль осенила--а может быть есть смысл ради нашего форума что-то поискать в архивах?

+1

21

Очень перспективная мысль, думаю следует оговорить с Наркомвнудельцем.

0


Вы здесь » От НКВД Советской России - к МВД СССР. Грозовые будни » Читальный зал » Щеглов Ю.М. "Жажда справедливости"